Интерактивные тетради как средство повышения интереса к процессу обучения у обучающихся начальных классов
Согласно ФГОС с одной из целей обучения является воспитание у школьников положительного отношения и интереса к процессу обучения. Поэтому, педагогическое мастерство современного учителя заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать интерес обучающихся к получению знаний.
Каждый учитель использует в своей работе целый арсенал новых идей и методик. Одной из таких современных методик является методика интерактивного обучения.
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чему научился сам. Перед педагогами встаёт вопрос: как же сделать так, чтобы в памяти учащегося остался изученный материал, чтобы ребёнок мог использовать полученные знания на практике, чтобы самостоятельно захотел их углубить и расширить?
Интерактивная тетрадь – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.
Интерактивная тетрадь - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Формирует у детей
- умение находить нужную информацию среди множества источников
- возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде
- позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика
Данный вид деятельности на уроке не только нравится детям, но и полностью соответствует требованиям ФГОС
- Он информативный.
- Обладает дидактическими свойствами.
- Обеспечивает познавательную, исследовательскую и игровую активность школьников.
- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части).
- Способствует развитию памяти, внимания, воображения, творчества, мышления, логики.
Суть интерактивного обучения
Рефлектируют свои знания, умения навыки
Процесс обучения активен для учителя и ученика
Все учащиеся вовлечены в учебный процесс
Интерактивное обучение
Задачи, которые помогают решать интерактивные тетради:
- компактная организации информации по изучаемой теме;
- визуализация теоретического материала;
- структурирование сложной информации;
- детальное понимание и запоминание информации по изучаемой теме;
- многократное повторение и закрепление материала по пройденной теме, учитывая различные способы восприятия информации детьми (аудиалы, визуалы, кинестеты и дискреты (опираются на логику – суть и взаимосвязи)
- развитие познавательного интереса и творческого мышления.
Когда можно использовать эти тетради?
- для введения материала
- для отработки материала
- повторение темы
- демонстрационный материал
Структура интерактивной тетради
1 страница :
сначала оставляется пустой, а когда ребенок уже втягивается в процесс работы оформления тетради, она оформляется по желанию. Дети обычно сюда что-то вписывают, что-то вклеивают, получается очень здорово.
2 страница :
содержание тетради
Можно вклеить готовые таблички, в которых указывается тема и номер страницы. Все страницы в тетради нумеруются, чтобы потом, когда необходимо будет что-то повторить, можно легко было бы найти нужную тему по этому оглавлению .
Виды шаблонов
флэпбуки, пирамидки, книжки, книжки с лепестками
шаблоны сделанные своими руками
готовые шаблоны с картинками и текстами
пустые шаблоны для заполнения
Плюсами интерактивной тетради является:
- развитие мелкой моторики.
- использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работа).
- совместная работа с родителями.
- ручная работа.
- развивающие задания
- подход в обучении (индивидуальный, дифференцируемый)
Задачи, которые помогают решать интерактивные тетради:
- компактная организации информации по изучаемой теме;
- визуализация теоретического материала;
- структурирование сложной информации;
- детальное понимание и запоминание информации по изучаемой теме;
- многократное повторение и закрепление материала по пройденной теме, учитывая различные способы восприятия информации детьми (аудиалы, визуалы, киностеты и дискреты) опираются на логику- суть и взаимосвязи;
- развитие познавательного интереса и творческого мышления.
Результаты использования интерактивной тетради:
- уроки становятся увлекательными и эффективными;
- изучение скучных грамматических правил превращается в увлекательное занятие;
- дети принимают активное участие на уроках;
- учащиеся учатся систематизировать и представлять информацию кратко и наглядно;
- они постоянно взаимодействуют с информацией;
- развивается мелкая моторика;
- развиваются творческие способности учащихся.
Результат :
1. Повышение качества знаний.
2. Самоопределение учащихся в видах и формах учебной деятельности.
3. Анализ и оценка учащимися процесса и результата собственной деятельности..
4. Формирование передового практического опыта по внедрению в образовательный процесс педагогических технологий.
5. Методический банк инновационных технологий.
6. Положительная динамика в обучении
Свою работу по внедрению интерактивных тетрадей я начали с диагностики:
- беседа с родителями учащихся;
- анкетирование родителей
- изучение анкеты;
- составление портрета класса;
- шаблоны для интерактивных тетрадей
- составление шаблона интерактивной тетради
Интерактивная тетрадь
это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.