Ежегодный региональный конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников Калужской области
"Я в педагогике нашел свое призвание..."
Методический семинар
Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству
«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»
Автор: Дергачева Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования
МКОУ «Товарковская СОШ № 2»
Дзержинского района
2024
Пояснительная записка
Наименование: Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»
Форма: методический семинар.
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, преподающие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности, классные руководители, родители.
Продолжительность: 40 минут.
Наглядность: презентация Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО».
Оборудование: мультимедийный проектор с экраном, ноутбук.
Цель: обобщение педагогического опыта.
Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерны: активность протекания всех процессов, потребность в игровой деятельности, свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность, стремление к новым впечатлениям, развитие мотивации самосознания и самореализация за счёт расширения круга общения. Эффективное общение невозможно без понимания и владения основами культуры речи, состоящей из двух ступеней: низшей – правильности речи, и высшей, включающей в себя такие понятия, как точность, логичность, выразительность, богатство, чистота и уместность. Однако без овладения низшей ступенью культуры речи у младших школьников – правильностью – невозможно овладеть её высшей ступенью и научиться красивой речи в самом высоком смысле этого слова.
Правильная, а значит и красивая речь в общении между детьми и взрослыми играет далеко не последнюю роль в формировании личности человека. Таким образом, задача каждого учителя – научить детей бережно относиться к сказанному или написанному слову, понимать, что красота речи зависит от её правильности, хотя одной правильности тоже недостаточно. Правильная и красивая речь – это речь, отвечающая нормам ударения и произношения, лексическим, словообразовательным, морфологическим, синтаксическим и стилистическим нормам.
Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайны. Чтобы сделать эти качества союзниками учителя в организации учебно-воспитательного процесса, в формировании личности каждого учащегося, необходимо включать как в учебный процесс, так и во внеурочное время сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, создавать свободные формы активности школьников, основанные на культуре речи. С целью овладения правильной речью в начальной школе учащимися ведётся большая поисковая работа по сбору интересных материалов на любую заданную учителем тему.
Культура речи – это умение точно и ясно выражать свои мысли, умение говорить грамотно. Культурная речь может не только привлечь внимание, но и воздействовать на слушателя.
«Есть люди, которых нельзя слушать, есть люди, которых можно слушать и есть люди, которых нельзя не слушать»
Речь нужна человеку, чтобы общаться. От нашего общения зависят взаимоотношения с другими людьми, установление необходимых контактов, наше настроение, быт. Поэтому изучение культуры речи, логики, этики, эстетики, применение их законов в устной и письменной речи – важная задача педагога. Её реализация обеспечивает необходимый уровень речевого мастерства, слагаемыми которого являются логическая культура, языковая культура, психолого-педагогическая культура, культура общения, техника речи. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека.
На вопрос, как мы пытаемся научить детей говорить, как развиваем речь, трудно дать однозначный ответ. Многие дети читать не любят и не умеют, родной речью не владеют. А. Р. Лурия говорил, что слово является мощным орудием этого мира. Наши дети им не вооружены. Проблема наисерьёзнейшая. Каким образом её можно решить? Нужно начать с главных вопросов: зачем говорить, что говорить и как говорить. Важны мотивы речи, её содержание и форма. Любая деятельность, в том числе и речевая, начинается с мотива. Речь должна стать необходимой. Научить грамотному общению на уроке и во внеурочное время не так просто. Развивая речь ребёнка, мы должны побуждать его к самоанализу, воспитанию в себе Человека.