СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Формы профориентационной работы в ДО"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Формы профориентационной работы в ДО"»

Тема: «Формы профориентационной работы в ДО».

Форма: Презентация.

Цель: Познакомить с формами профориентационной работы в ДО.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «Профориентация»;

  2. Рассмотреть формы профориентационной работы;

  3. Познакомить с примером профориентационной работы в рамках реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы дизайна»;

  4. Развивать познавательные и профессиональные интересы.

  5. Формировать общественную активность.

  6. Формировать осознание значимости результата.

Методы и приемы: объяснение, презентация.

Средства обучения: компьютер, проектор.

1. Организационная часть.

2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению новых знаний.

  • Мотивация.

В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя –  нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе. В лучшем случае такая работа продолжается на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада и школы и продолжаясь на рабочем месте. В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.

  • Приветствие.

Меня зовут Логинова Ярослава Анатольевна, я педагог Красногорского центра детского творчества и руководитель творческого объединения «Основы дизайна».

  • Объявление темы и постановка учебных задач.

На семинаре мы рассмотрим следующие вопросы:

- Что такое «Профориентация»;

- Познакомимся с формами профориентационной работы в ДО;

- Рассмотрим пример профориентационной работы в рамках реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы дизайна».


3. Этап усвоения новых знаний и умений.

Профориентация является одной из функций ДО в общеобразовательной школе. Формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Диагностическая функция:

  • Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности;

  • Находит положительные качества личности;

  • Изучает познавательные интересы детей и взрослых;

  • Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии;

  • Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения;

  • Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности.

Организационная функция:

  • Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность;

  • Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов;

  • Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий;

  • Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала;

  • Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее).

Информационная функция:

  • Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА;

  • Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах.

Профилактическая функция:

  • Уменьшает количество ошибок при выборе профессии;

  • Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий.

Исходя из этих функций можно определить следующие формы профориентационной работы.

Анкета (фр. enguкte — список вопросов) - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования. 

Тест – содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов.

Опрос – предназначен для сбора первичной информации и (или) субьективных фактах со слов опрашиваемого.

Беседа – это форма организации педагогического процесса, суть которого состоит в организации диалога между педагогом и учащимися, между самими учащимися. Беседа – наиболее широко применяемая форма профориентационной работы. Ее цель – более полно и глубоко рассказать об изучаемой профессии или проблеме, о профессиональных требованиях, о людях данной профессии, о возможностях рынка труда, профессиональных перспективах. Беседа позволяет педагогу при изложении материала опираться на жизненный опыт воспитанников.

Презентация – это форма представления информации, как с помощью разнообразных технических средств, так и без них.

Лекция – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

Экскурсия – форма приобретения знания путем посещения достопримечательных чем-либо объектов (музеи, предприятия, местность и т. д. Экскурсии – важная форма наглядного ознакомления воспитанников с производством, миром труда и профессионального образования являются. В соответствии с целевой установкой различаются два варианта экскурсий: 1) первоначальное общее ознакомление с производством, учебным заведением; назначение экскурсии состоит в том, чтобы ввести воспитанников в производство, дать о нем общее представление; 2) более обстоятельное и глубокое ознакомление с процессами производства, с определенными производственными участками и профессиями. Экскурсии, проводящиеся по второму варианту, позволяют воспитаннику основательно и детально ознакомиться с конкретными профессиями. Эффективность экскурсии тем выше, чем лучше разработан ее план и продумано содержание, заблаговременно и тщательно проведена необходимая организация и методическая подготовка. Организуя экскурсию, педагог предварительно сам знакомится с производством, выбирает перечень наиболее поучительных объектов для наблюдения, составляет маршрут экскурсии, продумывает содержание отдельных наблюдений и составляет краткие к ним пояснения. Для получения результата продумываются творческие задания, в которых ребята продемонстрировали бы те знания, которые получат в ходе наблюдения.

Игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Профориентационная игра – одно из наиболее интересных занятий для воспитанников. Игровой метод позволяет моделировать различные ситуации, в том числе и ситуации, требующие поиска и анализа профориентационной информации. Игра позволяет создать контекст, в рамках которого работа с информацией превращается в увлекательное занятие. В целом можно выделить основные характеристики игры: – условность игрового действия; – наличие у участников интереса к процедуре игры; – добровольность участия в игре; – наличие определенной системы игровых правил и ограничений; ситуативность игры (в разных условиях одна и та же игровая процедура может и не восприниматься как игра); – субъективность игры (для разных людей одно и то же игровое действие может не восприниматься как игра). Так или иначе, главное в игре – это условность (двухплановость) игрового действия, которое, с одной стороны, протекает в реальном времени и пространстве, а с другой стороны, проходит и в плане воображения. При организации профориентационных игр, ставятся следующие воспитательные задачи: – обеспечить воспитанникам познание сложных и важных сторон профессиональной сферы путем постановки их в позицию реальных действующих лиц; – способствовать формированию должных образцов профессионального поведения, умений строить созидательные способы взаимодействия с различными людьми в процессе своей деятельности; – активизировать профессиональное самоопределение подростков путем выявления своих личных достоинств, недостатков. Технологическая цепочка игры: – необходимо продумать сюжет, который определит правила игры (чем интересней сюжет, тем больший успех будет иметь игра); – предварительная подготовка (распределение ролей, функций, подготовка домашних творческих заданий и т.д.); – «старт», на котором объявляются условия и правила игры, представляются участники; – сюжет игры, выполнение участниками своих ролевых функций (здесь могут быть конкурсы, состязания, путешествия, ситуации и т.д., здесь необходим эмоциональный настрой, азарт, элементы неожиданности); – подведение итогов игры. Удачно проведенная профориентационная игра нередко является стимулом для по следующих шагов ми действий на пути к профессиональному и личностному самоопределению воспитанников.

Встречи со специалистами различных профессий – неотъемлемая часть профориентационной деятельности. Их цель – возбудить у воспитанников уважение к людям различных профессий, интерес к профессиональной деятельности. Чтобы встреча с профессионалом достигла своей цели, вопросы можно строить вокруг следующих пунктов: – результаты труда и их значение для людей; – основные трудовые операции; – как устроено, как выглядит рабочее место, рабочая зона, какие орудия и средства труда применяет профессионал; – каких личных качеств требует от человека профессия; – где можно освоить данную профессию, каковы пути и возможности повышения квалификации, мастерства, продолжения образования. Встречи очень важны для воспитанников, у которых ограничен круг общения с взрослыми людьми. Беседа с профессионалом качественным образом заменит любой рассказ воспитателя, потому что только человек, занимающийся этим делом, может интересно и достаточно глубоко рассказать о нем. Чтобы встреча со специалистом получилась содержательной и увлекательной, необходимо найти соответствующего человека и заранее подготовить его. Обязательными требованиями к специалисту, проводящему работу с детьми, должны быть; влюбленность в свое дело, в свое предприятие, коллектив, желание передать воспитанникам свое отношение к профессии, а также умение работать с детьми.

Профессиональные пробы – это моделирование профессиональной деятельности, т.е., знакомство с профессией на практике. Организация профессиональных проб – важнейшая задача профориентации. Профессиональные пробы – это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Через профессиональные пробы осуществляется ознакомление воспитанников с группой профессий, содержанием, характером и условиями труда, формируются до-профессиональные навыки. Профессиональные пробы необходимо осуществлять в реальной, а не в игровой деятельности. Профессиональные пробы имеют различные формы реализации: – кружковые и клубные занятия; – общественно-производительный труд; – работа в мастерских. Важная задача профессиональных проб – включить воспитанников в реальные трудовые отношения, сформировать готовность к самостоятельному и обоснованному выбору профессии. По итогам профессиональных проб воспитанники должны знать: – содержание, характер труда в той сфере деятельности, где они пробуют профессиональные способности; – требования, предъявляемые к профессиональным качествам; – общие теоретические сведения, связанные с характером воспитательной работы; – технологию выполнения профессиональной пробы; – правила безопасности труда; – инструменты, материалы, оборудование и правила их использования. Воспитанники должны уметь: – выполнять простейшие операции; – пользоваться инструментом, материалом и документацией; – выполнять правила безопасности труда; – выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции; – соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Мастер – класс – это форма учебного процесса, при которой происходит передача практического опыта от преподавателя к ученикам.

Консультация - как правило, консультация происходит по результатам выполненных тестовых заданий. Психолог интерпретирует полученные результаты, рассказывает клиенту о выявленных личностных особенностях, интересах и т.п. Информирует, какие есть перспективы для получений той или иной профессии, куда можно пойти учиться, каким предметам стоит уделить особое внимание для подготовки к поступлению, какой конкурс прогнозируется для поступления в тот или иной ВУЗ.  Может дать информацию о состоянии рынка труда. Но кроме информационной составляющей консультации, важная задача психолога состоит в том, чтобы обратить внимание тестируемого на самого себя, на свои особенности. Понимание себя, умение анализировать свои сильные  и слабые стороны  позволяет старшекласснику сделать правильные профессиональный выбор, не зацикливаться на конкретных узких специальностях, а представляя свои возможности в различных областях деятельности.  Консультация психолога не всегда обязательна после тестирования. Возможны формы работы, когда психолог совместно с клиентом выполняет задания, направленные на поиск своего профессионального предназначения, или вовсе обходится без тестовых методик, в процессе беседы предлагая клиенту вопросы, активизирующие самопознание и интерес к себе и своему профессиональному будущему. Последний вариант работы ближе всего к коучингу. В работе со старшеклассниками все-таки чаще применяется классический вариант консультации – это тест или комплекс тестов с последующим  разбором результатов совместно со специалистом по профориентации.

 Профессиональный квест (англ. quest)- это игра профессиональной направленности. Участники квеста оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая задача. Участникам игры предлагаются разные задания или ситуации профориентационной направленности. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации или выполняет коллективное задание.


















3. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

«Основы дизайна».

Пример данной профориентационной работы показан в рамках реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы дизайна». Профориенационная работа рассчитана на 3 года обучения и включает в себя разнообразные формы работы.

1. Диагностическая работа. Первая профориентационная работа в рамках ДО начинается, когда ребенок только приходит в учреждение дополнительного образования – это диагностика его способностей. Сначала ребенку необходимо выбрать направленность или направленности, а затем соответствующие кружки.

Данные методики позволят продиагностировать детей, что даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

Методика «Карта интересов для младших школьников»

Методика А. И. Савенкова

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов.

Дата__________.

Фамилия, имя_________________

1

2

3

4

5

6

7








8

9

10

11

12

13

14








15

16

17

18

19

20

21








22

23

24

25

26

27

28








29

30

31

32

33

34

35



Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

• математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

• гуманитарная сфера (2-й столбик);

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

• коммуникативные интересы;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями [19].

Анкета для детей, записавшихся в творческое объединение.

Дорогой друг, ты записался в кружок.

Мы хотим, чтобы тебе было здесь хорошо. И для начала просим тебя заполнить анкету. Для этого нужно внимательно прочесть предложения, а потом закончить их. Так, где предложено несколько вариантов ответов нужно подчеркнуть только те, которые в большей степени соответствует твоим интересам, но не больше 4 пунктов. Отвечать нужно искренне.

1. Я хочу заниматься в кружке, чтобы:

  • А) научиться чему-нибудь полезному;

  • Б) найти себе друзей;

  • В) развить свои способности;

  • Г) заниматься любимым делом;

  • Д) узнать, на что я способен;

  • Е) весело провести время.

2. Дома в свободное время мне больше всего нравится заниматься ____________________________________________________________________

3. Для меня в кружке важнее всего _________________________________

4. Когда я думаю о предстоящих занятиях в кружке я испытываю чувство:

  • А) радости

  • Б) скуки

  • В) тревоги

  • Г) нетерпения (скорей бы занятия закончились)

  • Д) что еще? (напиши) _______________________________________

5. Мне бы хотелось, чтобы в кружке всегда было _____________________

6. Больше всего я боюсь, что ______________________________________

7. Я мечтаю о том, чтобы _________________________________________

8. Кем ты хочешь работать когда вырастешь? ________________________

9. Чем ты руководствовался при выборе кружка?

А) советом родителей;

Б) советом друзей;

В) советом учителей;

Г) собственными интересами;

Д) это был случайный выбор.

10.Если бы ты был руководителем кружка, то ________________________

[18].

2. Организационная работа. Данная работа начинается со знакомства с понятием – профессия. Так же с многообразием профессий. Данная работа проводится в форме квеста.

Квест «В мире профессий».

Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим о том, что такое профессия. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим.

Кто не работает …. (тот не ест).

Хочешь есть калачи … (не сиди на печи).

Труд человека кормит … (а лень портит).

Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда).

Кто любит труд … (того люди чтут).

Человек от лени болеет … (а от труда здоровеет).

Птицу узнают в полете, а человека … (в работе).

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

Предлагаю принять участие в очень интересном квесте. Вам нужно посетить станции, где вас ждут задания, связанные с миром профессий.

Станция №1.

Задание: Вам необходимо по данным группам слов определить, о каких профессиях идет речь.

Клумбы, кустарники, лейка, деревья. (Садовник)

Цемент, раствор, кирпич. (Строитель)

Гармошка, рояль, гитара. (Музыкант).

Кастрюля, кухня, вкусный обед. (Повар)

Самолет, небо, высота. (Летчик)

Ножницы, швейная машина, иглы, ножницы. (Швея)

Отвертка, гаечный ключ, машинное масло, плоскогубцы. (Автомеханик)

Комбайн, поле, зерно. (Комбайнер)

Станция №2.

Задание: Отгадайте загадки. Чтобы их отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму.

В море коварном товаров и цен 
Бизнес – корабль ведет … (бизнесмен)

От вирусов злобных компьютер наш чист:
Программы и файлы спас … (программист)

Вот вам чертеж, где каждый размер 
Новой детали дал … (инженер)

Мне поставила вчера 
Два укола … (медсестра)

Лоботрясов укротитель,
В школе учит вас … (учитель)

Как воздушная принцесса
В форме летней … (стюардесса)

Герои легендарные 
В огонь идут … (пожарные)

Письма в дом приносит он,
Долгожданный … (почтальон)

Путь его тяжел и долог, 
Ищет залежи … (геолог)

У слона иль мышек жар – 
Их спасет … (ветеринар)

Станция №3.

Задание: Разгадайте ребусы.

Станция №4.

Задание: Назовите персонажей.

1. Лучшая в мире няня – гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда. (Мери Поппинс.П. Треверс.)

2. Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения “У меня – говорила она, – и дети, и собаки становятся шелковыми. (Фрекен Бок А. Мездрим “Три повести о малыше и Карлсоне”.)

3. Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья? (Поварихой. А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”.)

4. Самый известный почтальон, проживающий в деревне Простоквашино. (Печкин. Э. Успенский “Трое из Простоквашино”.)

5. Сказочный ветеринарный врач. (Айболит. К. Чуковский.)

6. Профессия кота Василия из сказки С. Маршака “Кошкин дом”. (Дворник)

7. Профессия бессердечного друга Элли, Тотошки и Страшилы. (Дровосек А. Волков “Волшебник изумрудного города”.)

Станция №5.

Задание: Придумайте профессии, которые начинаются на буквы:

Б

О

К

Р

Станция №6.

Задание: Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)

Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Станция №7.

Задание: Назовите профессии, которым соответствуют следующие профессиональные качества.

Любовь к детям, гуманность, образованность, терпение, находчивость, самосовершенствование, эрудированность, воспитанность. (Учитель)

Терпение, собранность, информированность, коммуникабельность, точность, образованность, находчивость, ответственность, порядочность, умение оперировать цифрами, информацией…(Бухгалтер)

Вот и пройдены все станции профориентационного квеста. Все профессии важны, все профессии нужны. На наших занятиях мы более подробно познакомимся с профессией «Дизайнер».

Беседа на тему «Дизайнер – профессия будущего»

Педагог: Сегодня поговорим о профессии дизайнера.

-Как Вы думаете, чем занимаются дизайнеры? (ответы детей).

-Дизайны чего они создают? (ответы детей).

-А кто такой дизайнер? (ответы детей).

-Да, дети, красоту создает дизайнер. Сегодня я вам расскажу о труде дизайнера. Слово дизайнер означает - замысел, задумка, композиция.

Презентация. Приложение 1.

1 Слайд. Дизайнеры, специалисты в области дизайна; люди, занимающиеся дизайном, то есть внешним видом, оформлением чего-либо. 

2 Слайд. Дизайнер-это современная и очень нужная профессия. Дизайнер должен владеть такими качествами как: аккуратность, терпение, трудолюбие, оригинальность, креативность, умение слушать и слышать, иметь художественный вкус, знание цветовой палитры, сочетаний цветов, оттенков. 

3 Слайд. Объектом дизайна может быть все, что нас окружает, например, стол, комната, торшер, одежда и многое другое.

У любой профессии есть специальности. Представьте, что вы пришли в больницу. В больнице работают врачи, но вам нужен только один врач, потому что у вас болит зуб. Какому врачу Вы обратитесь? (ответы детей)

-А если вы сломали руку? (ответы детей)

- Вот видите профессия одна, а специальности разные. Так и в профессии дизайнера, профессия одна, а специальности разные.

Физминутка «Действие»:

На каждый вопрос вы отвечаете дружно хором «Вот так!» и жестом показываете нужно действие: как шьешь? как рисуешь? как вяжешь? Как строишь? Как играешь на компьютере? Как садишь цветы? как играешь, а шалишь?

Я хочу Вам показать и рассказать о некоторых специальностях дизайнера.

4 Слайд: Ландшафтный дизайнер. А что такое ландшафт? (Ландшафт — это картина, изображающая природу.)

Дизайнеры ландшафта создают красоту в окружающей нас природе. Посмотрите, как красиво оформлены цветники. Какие цветы использовали дизайнеры в клумбе?

5 Слайд: Дизайнер – интерьера. А что такое интерьер? Интерьер - художественное оформленное внутреннее помещение здания. Дизайнеры интерьера создают красоту внутри помещения.

6 Слайд: Дизайнеры одежды. Создают модели одежды. Предлагаю вашему вниманию несколько моделей детской одежды.

7 Слайд: Художники - дизайнеры. Могут создать предмет интерьера из различных материалов (ткань, воздушные шары, бусы, камни, бисер и т. д.)

8 Слайд: Архитектурный дизайн. Архитектор создает общий эстетический и внешний вид зданий и других сооружений, работая не только над внешним видом здания, но и над его функциональностью, безопасностью, экономичностью с целью максимально удовлетворить потребности людей, использующих здание.

9 Слайд: Гейм-дизайнер. Гейм-дизайнер – разработчик, создающий компьютерные игры для компьютеров, игровых приставок и мобильных устройств.

10 Слайд: Графический дизайнер. Человек данной профессии находит визуальные решения для оформления городской среды (рекламные плакаты, щиты, указатели), стилизации полиграфических материалов (журналов, газет, книг) и Интернет-ресурсов, для создания бренда коммерческих продуктов или непосредственно самих компаний (логотип, цветовая гамма, набор фирменных шрифтов), а также для разработки рекламных блоков. Его рабочий процесс включает в себя не только выполнение рисунков от руки, но и умелое использование программного обеспечения для графического дизайна.

Педагог: 

- Ребята, в нашем селе нет отдельного здания «Центра детского творчества». Как вы думайте, какая специальность дизайнера будет заниматься созданием здания (ответы детей)

-Как вы думайте, какие детали должен продумать архитектор? (ответы детей)

- Совершенно верно форму здания, цвет и, конечно, же место расположения.

-Скажите, как можно украсить территорию вокруг здания? (ответы детей)

- Какая специальность дизайнера будет заниматься этой работой? (ответы детей)

- Молодцы, конечно же, ландшафтный дизайнер. А как может выглядеть интерьер внутри здания. Кто займется интерьером? (ответы детей)

- А эмблемы у Центра детского творчества тоже нет. Какой дизайнер создаст эмблему? (ответы детей)

-Ребята, а вы хотите принять участие в создании Центра детского творчества?

- Я предлагаю Вам принять на себя роль дизайнера, а специальность вы выберите сами.

- Любая дизайнерская работа начинается с эскизов (набросков) на листе бумаги. Дизайнер должен продумывать все тонкости своего работы. Выбрать форму, подобрать цветовую гамму, и так далее.

У вас на столах лежат листы бумаги, цветные карандаши, линейки, стерательные резинки попробуйте придумать и изобразить свой дизайнерский замысел. (Дети приступают к работе. По завершению работы дети рассказывают о своих эскизах)

- Молодцы, очень интересные, необычные и дизайнерские эскизы у Вас получились.[20]

В течение всех 3 лет обучающиеся творческого объединения посещают экскурсии в учреждения, связанные с декоративно-прикладным творчеством: Краеведческий музей, Дом ремесел, выставки Районного дома культуры, выставки работ учащихся Детской школы искусств. Цель экскурсий: первоначальное общее ознакомление с учреждением и конкретными профессиями (непосредственно связанными с декоративно – прикладным творчеством).

Так же в процессе реализации программы предусмотрены встречи со специалистами различных профессий. Данные встречи проходят в формате интервью. Дети выступают в роли журналистов и задают вопросы приглашенным гостям. Примерные вопросы:

1. Каких личных качеств требует от человека профессия?

2. Как устроено, как выглядит рабочее место, рабочая зона, какие орудия и средства труда применяет профессионал?

3. Основные трудовые операции?

4. Результаты труда и их значение для людей?

5. Где можно освоить данную профессию, каковы пути и возможности повышения квалификации, мастерства, продолжения образования?

В качестве гостей могут выступать: специалисты Дома ремесел, специалисты Детской школы искусств, учителя ИЗО, специалисты Районного дома культуры в области декоративно-прикладного искусства, специалисты Центра детского творчества.

Данные встречи также включают в себя мастер-классы, которые предполагают передачу практического опыта от специалиста детям.

Программа «Основы дизайна» предусматривает три раздела: дизайн украшений, предметный дизайн и дизайн одежды. Именно в этих областях в процессе всего обучения дети на практике пробуют свои силы. Такие профессиональные пробы моделируют элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствуют сознательному, обоснованному выбору профессии, формируют до-профессиональные навыки.

3. Информационная работа.

В последний месяц обучения по программе «Основы дизайна» предусмотрены мероприятия по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА: беседа, консультации, онлайн - экскурсия.

Беседа на тему «Как стать дизайнером?»

В некоторых технических вузах есть факультеты дизайна — туда попадают люди, прошедшие творческий конкурс на предмет умения рисовать. Там они изучают также соответствующую предметную область — технологии производства изделий и свойства материалов — по профилю вуза. Как правило, это вузы, готовящие кадры для легкой промышленности, для автомобильной отрасти, тех областей промышленности, которые ориентированы на товары народного потребления.

Существует значительное количество школ и курсов дизайна. В них учатся те, кто обладает художественными способностями, уже имея опыт работы в определенной профессиональной области, в которой они хотят стать дизайнерами.

Профессию дизайнера массовой не назовешь, тем не менее, чаще всего дизайнеры трудятся в интернет-индустрии, создавая сайты, в рекламе и издательстве — ни один лист печатной продукции не выходит без приложения дизайнерской мысли. Без них не обходится сегодня ни ремонт квартиры, ни ее обустройство. И даже подбор вашего гардероба можно сегодня переложить на плечи дизайнера.

Онлайн - экскурсия «Сделай свой выбор»

Цель: повысить интерес у школьников к профессиям, а также помочь им сделать правильный профессиональный выбор в пользу профессий, по которым ведется профессиональная подготовка и профессиональное обучение в данном образовательном учреждении (далее ОУ). 

Задачи:

  • Дать информацию об учебном заведении, профессиях, по которым ведется подготовка.

  • Сформировать у обучающихся мотивацию получения профессионального образования в данном ОУ.

  • Познакомить с ситуацией востребованности рабочих профессий на рынке труда и перспективах трудоустройства по выбранной профессии.

Экскурсия включает в себя: 

1. Краткая историческая справка об истории ОУ; просмотр видеоролика о ОУ.

2. Знакомство с профессиями, по которым ведется обучение в ОУ. Обучающиеся ОУ по той или иной профессии, делятся с абитуриентами своими успехами и достижениями в профессии.

3. Представители предприятий - партнеров рассказывают абитуриентам о требованиях, которые предъявляет к работнику работодатель.

4. Представители ЦЗН информируют абитуриентов о вакантных местах на рынке труда по профессиям, которым ведется обучение в ОУ. 

5. Представлены материалы, иллюстрирующие личные и командные достижения обучающихся в различных областях жизнедеятельности ОУ: памятные кубки; грамоты, дипломы, благодарности, вырезки из газет, буклеты.

6. Информация от приемной комиссии учреждения: раздаточный материал о профессиях; по которым ведется обучение в ОУ; информацию об условиях приема в ОУ и образец заявления о приеме; информацию о мониторинге заработной платы по рабочим профессиям.

Консультации с психологом и специалистом центра занятости населения информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах.

5. Подведение итогов.

Представленные формы помогут педагогам проводить профориентационную работу с обучающимися творческих объединений. Формы профориентационной работы на столько разнообразны, что могут быть использованы на любых этапах реализации программы.

А данная профориентационная работа поможет ребенку сделать правильный выбор.


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!