СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Исследовательское поведение младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале дается понятие о том, как лучше проводить исследовательскую работу в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Исследовательское поведение младших школьников"»

Методический семинар

«Исследовательское поведение младших школьников»

Школа должна превратиться из супермаркета,

где раздают «замороженные идеи»,

в место, где можно искать и

самостоятельно находить новые знания.

Карл Роджерс (американский психолог)

Современное образование ставит своей целью воспитание ученика, который сможет в будущем успешно решать возникающие проблемы, не растеряться перед задачами, которые ставит сложная и динамичная действительность.

Требования к результату образования, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, включают в себя предметные результаты обучения и универсальные умения.

Как известно, универсальные умения – это и универсальные учебные действия, и умение учиться, то есть способности человека к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одним из наиболее эффективных средств достижения обозначенного результата является воспитание исследовательского поведения.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Организация исследовательского поведения ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне. Но ведь именно в начальной школе учителя должны закладывать фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, а исследовательская работа – это один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Работать над исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуальной деятельности, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповой работе. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи учителя.

А для этого учителю необходимо:

*владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

*уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

*устанавливать и поддерживать в группах деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

*уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем.

Работа над детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентируемой какими-либо внешними установками. В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

На 1 этапе (в 1 классе) дети развивают умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы и задавать вопросы.

На этом этапе формирования исследовательской деятельности все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и осуществимо через урок. Например, темы уроков с элементами исследования: «»Откуда берутся снег и лёд», «Куда текут реки», «Откуда в снежках грязь», «Почему звенит звонок».

Второй этап - второй класс начальной школы.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности. Во 2 классе элементы исследования возможно включить в следующие уроки: «С кем дружит ель», «Про кошек и собак», «Как измерять температуру», «Имя прилагательное».

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

На этом этапе предполагается увеличение сложности тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач.

В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

- Чем занимаешься в первую очередь?

- Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

- По каким предметам хорошие отметки?

- О чём хочешь узнать больше?

- Чем можешь гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Предпочитаемые детьми темы исследований: «Как птицы летают», «Что едят растения», «Почему бывают слепые люди», «Почему бабочки перелетают с цветка на цветок», «Как летают самолёты».

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребёнку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень подготовленные дети на публике теряются.

В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения, организация исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитания.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, то есть формируются так называемые «нравственные привычки».

Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мыли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью открытия.