СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Метод проектов на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлено применение технологии проектов на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Метод проектов на уроках английского языка"»

Воспитание и обучение человека задача сложная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его людей. Учитель как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью.

Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к чужому мнению; умение вести диалог и т.д.

Все предлагаемые проекты образовательных стандартов и программы модернизации образования в России, так или иначе, заявляли о необходимости достижения новых результатов образования. Все чаще для их определения используется термин «компетентности». Что под этим понимается?

Во-первых, компетентность – это свойство личности, которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и развития.
Во-вторых, набор компетентностей как результатов образования неоднороден. Среди них выделяют базовые, универсальные, необходимые всем – ключевые компетентности. Они являются фундаментом самореализации личности, ее основой. На базе ключевых компетентностей формируются более узкие предметные или специальные компетентности, которые непосредственно связаны с содержанием конкретных учебных дисциплин

В-третьих, в структуре любой компетентности выделяют следующие компоненты: знания, позитивные отношения к ним, готовность к применению знаний и опыт их успешного применения.

Педагогическим условием формирования опыта применения знаний является проектная деятельность учащихся, в ней интегрируются и находят свое творческое применение самые разнообразные знания и умения. [1]

Проектный метод – метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Я считаю, именно поэтому активное внедрение метода проектов представляется исключительно актуальным.

1. Из истории проектного обучения.

Метод проектов возник в начале XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.  [2, 3]

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 г

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание.Причинами этого являются:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему;

  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

2. Цель проектного обучения.

Цель  проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  • развивают системное мышление.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. [5]



3. Понятие проектного обучения.

Проект–это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого-либо документа и т.д.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт [7].

Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание.

Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта



4. Типология проектов.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная, пр.

  2. Предметно-содержательная область: монопроект; межпредметный проект.

  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  5. Количество участников проекта (групповой или персональный).

  6. Продолжительность проекта (минипроекты – укладываются в один урок или даже его часть (например, историческая справка и т.д.); краткосрочные – на 4-6 уроков; недельные, требующие 30-40 часов;

ЭТАПЫ!!! (НА СЛАЙДЕ)

После предварительной подготовки, когда учащиеся овладели лексикой в рамках данной темы и могут оперировать ею в речи начинается работа каждой группы по конкретно своему заданию, обсудив предварительно план с учителем.

Практическая работа над проектом самый трудный и продолжительный по времени этап работы, и начинается он на этапе “Закрепление материала”. Учащиеся индивидуально выполняют свою задачу: подбирают материал, делают зарисовки, составляют диаграммы, расширяют свои знания в предметных различных областях, знакомятся с различными сферами жизнедеятельности..

Я всегда прошу своих учащихся показать свои черновые записи, исправляю грамматические ошибки, обсуждаю с ними то что, на мой взгляд, необходимо изменить, или вообще убрать, наталкиваю учащихся на нужную мысль, которую следует отразить, но не навязываю и не приказываю взять мою идею, ученик как бы сам осознает, как много он знает и может рассказать по данной проблеме. Мотивация достигает своего апогея, у детей даже самых робких исчезает страх перед иноязычным высказыванием.

И последний этап работы собственно сама презентация, когда учащиеся работают над технической стороной проекта. Раньше учащиеся оформляли работы в виде плакатов, коллажей, стенгазет с фотографиями. Сейчас ребята набирают тексты своих высказываний на компьютере, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, учатся делать презентации. Итоговый урок, когда учащиеся защищают свой проект, превращается всвоего рода маленький праздник, когда учащиеся украшают класс своими рисунками, плакатами, открытками, приглашают гостей и делают свои сообщения, представляют защиту своего проекта.

В своей педагогической практике я часто использую мини-проекты, как индивидуальные, так и групповые, а также межпредметные проекты. Под моим руководством Дети разрабатывают проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Так, например в 5 классе в разделе “Здоровый образ жизни “предлагаются темы “Health ” –.“At the doctor’s”, “How to keep fit”. Учащиеся вместе со мной обсуждают содержание, характер проекта, я разбиваю группу на микрогруппы по 3-4 человека, начинают подготоку к обощающему уроку по разделу, где продемонстрируют выполненные проекты.

На начальном этапе вводится базовая лексика, грамматический материал, после предварительной работы предлагаю учащимся построить высказывания с использованием речевых опор.

Подготовка упражнения выполняется в классе, а работа над проектом, как на уроке, так и вне школы. Чаще всего это используется на уроках-обобщениях.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Роль учителя меняется. Теперь он направляет и корректирует деятельность учащихся, если есть необходимость, выступает арбитром в спорах, помогает решить проблемы как учебные, так и межличностные

Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников

Проектирование учебной деятельности на основе метода проектов состоит из нескольких этапов, которые вы можете увидеть на слайде. Обязательное требование – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Большим плюсом данной технологии, на мой взгляд, является то, что он полностью подходит под требования ФГОС.

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.

Работа над проектом содержит определённые трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность наИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности.

В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию. Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:
1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся;
3. повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива;
4. повышение общего интеллектуального развития учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!