Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия - к мысли.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Метапредметные УУД включают в себя регулятивные, познавательные, коммуникативные.
создавать алгоритм деятельности для решения проблем, выбирать наиболее эффективные способы решения.
Развитие метапредметных УУД позволяет учащимся осваивать деятельность как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Я хочу поделиться наиболее эффективными приёмами формирования метапредметных УУД, которые я использую на своих уроках.
Приём | Пример урока | Формируемые УУД |
«Найди ошибку» | Пример №1: Урок истории в 5 классе на тему «Древнее Междуречье». «Однажды во время археологических раскопок в Египте ученые обнаружили папирус, в котором был написан следующий текст: «Я вельможа, верный раб фараона. Однажды я был послан в далекое государство Двуречье. Многое поразило меня в этой стране: там протекает всего две реки, удивительно, у нас в Египте множество рек, все и не сосчитать. Я долго гулял по окрестностям, полям, лесам, вечером уставший, лег спать и быстро уснул. Утром меня разбудил шум на улице, я оделся и вышел. Оказывается, начался разлив Тигра и Евфрата, но шумеры не боялись этих разливов, так как жили в больших каменных домах. Поля были залиты водой, крестьяне не могли работать, поэтому они семьями отправились в лес. Мужчины - на охоту, женщины и дети собирать грибы и ягоды. Я еще целый день провел в этой удивительной стране, а вечером отправился домой. Мне предстоял долгий путь в Египет. На память об этом путешествии я привез несколько свитков папируса, на одном из них и пишу это письмо». Пример №2: Урок истории в 5 классе на тему «Древние мифы Греции». Поэт Гомер родился и жил в Афинах, где своей рукой записал созданные им поэмы «Илиада» и «Одиссея» Поэма Гомера «Илиада» начинается с рассказа о бегстве Елены из Спарты в Трою, а заканчивается описанием захвата и гибели Трои. Хитроумный Одиссей мечтал услышать сладкозвучное пение сирен. Но ему это не удалось: спутники Одиссея в страхе за его жизнь привязали царя Итаки к мачте и заклеили ему уши воском. Бог морей Посейдон любил Одиссея как родного сына, всегда и во всём помогал ему. | Работая с текстом устно, мы формируем коммуникативные учебные действия, если детям предложить самостоятельно поработать с текстом, а затем проверить результаты с помощью самоконтроля или взаимоконтроля, то учитель формирует уже регулятивные учебные действия. |
«Работа с текстом», в котором нужно вставить пропущенные слова. | Пример №1: Урок истории в 5 классе на тему «Древнее Междуречье». В Двуречье протекают две реки: Е_ _ _ _ т и Т _ _ р. Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д_ _ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _ _ я. Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г _ _ _ _ _ _ _ ш. Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется к _ _ _ _ _ _ _ ь. Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э. Вавилон был крупным городом Южного _ _ _ _ _ _ _ _, он располагался в _ _ _ _ _ _ _ _ _, на пересечении _ _ _ _ _ _ _ путей. Его возвышение произошло в правление царя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , известно тем, что он впервые создал сборник единых _ _ _ _ _ _ _. | Здесь также можно выбирать варианты работы в зависимости от поставленных целей: - проверка домашнего задания (коммуникативные учебные действия) - рефлексии в конце урока (регулятивные учебные действия). |
«Играем в историков» | Пример №1: Урок истории в 5 классе на тему «Древний Египет». При изучении новой темы обучающимся предлагается проанализировать исторический документ: Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу. Слава тебе Нил приходящий, Чтобы оживить Египет! Орошающий землю, Владыка рыб и птиц, творец зерна, И травы, и скота. Если он медлит, жизнь замирает И люди гибнут. Когда же он приходит, земля Ликует, и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему, и богатства обретают по его воле. Вопросы к документу: - Что особо почитали египтяне? - Что такое Нил? - Почему они почитали солнце и реку? - Назовите главное занятие египтян? - Можем ли мы сказать, что земледелие было главным источником существования египтян? Пример №2: Урок истории в 5 классе на тему «Древняя Финикия». При изучении новой темы обучающимся предлагается проанализировать публицистическое произведение: Представьте себе: на берегу пристали финикийские купцы и разложили свои товары. Вот великолепные пурпурные ткани, стеклянные бусы и флакончики с благовониями, вот изделия из золота, янтаря и слоновой кости. Вокруг собралась толпа: кто покупает, а кто просто рассматривает красивые и диковинные товары. И ребятишек тут много. “Ах, какие славные мальчики! – говорит купец, обращаясь к двум приятелям.- Вот вам по лепешке на меду. Вы оба мне нравитесь, вы так похожи на моих сыновей. Я подарю вам свой пояс… - Купец делает вид, что снимает с себя пояс.- Впрочем, нет, на корабле у меня есть кое-что еще: хотите получить по маленькому кинжалу?” Мальчики охотно идут с финикийцем на корабль. Остальные купцы мгновенно собирают свои товары, поднимают якорь и корабль отплывает. Матери в ужасе бегают по берегу, кричат, рвут на себе волосы. Но никогда они не увидят больше своих сыновей. Вопросы к рассказу: - Как вы думаете, что стало с мальчиками? - Назовите основные занятия финикийцев. - Какие ремесла были развиты в Финикии? - Как вы думаете, куда прибыли финикийские купцы со своими товарами? -Для чего Финикии нужны были колонии? Эту тему мы изучили только с помощью данного текста и карты. Определили местоположение Финикии, выяснили, как географическое положение отразилось на занятиях финикийцев. | познавательные учебные действия (овладение приёмами анализа исторического события; - выведение следствий из определения понятия; - умение сравнивать, приводить контрпримеры) коммуникативные учебные действия (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
«Кроссенс» | Пример №1: Урок обществознания в 8 классе на тему «Безработица, её причины и последствия».  Используется для закрепления материала в конце урока. Пример №2: Урок истории в 8 классе на тему «Смутное время».  В качестве проблемного задания – Действительно ли убийство Иваном Грозным своего сына послужило причиной Смуты? | регулятивные учебные действия познавательные учебные действия (-умение самостоятельно формулировать проблему, -создавать алгоритм деятельности для решения проблем. |
«Разгадайте путаницу» | Пример №1: Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме «Древняя Русь» Переставьте буквы, и у вас получится слово: 1. Тюркские племена, ставшие угрозой для южных границ Руси в X века, – «НИГЕЕПЕЧ 2. Несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования, – «ТАСЯНИИД» 3. Мировая религия, ставшая государственной на Руси, – «ТРОВСИНИТСАХ» 4. Киевский князь, получивший прозвища Святой и Красное солнышко, – «ЛИВИМРАД» 5. Процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами, – «ЛОВЯТГОР» 6. Мелкое ручное производство промышленных изделий, – «ЛЕМОРЕС» 7. Ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска, – «НУРАДИЖ» 8. Организация власти, управляющая обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность, называется - «САВУТДОРСАГ» Пример №2: Урок обществознания в 8 классе на тему «Безработица, её причины и последствия». Обучающимся предлагается сформулировать определение, что такое безработица из имеющихся словосочетаний на экране – не может найти работу, положение, часть, трудоспособное население, желание трудиться, экономика. | регулятивные учебные действия |
Работа в группах | Пример №1: Урок истории в 5 классе на тему «В городе богини Афины» Класс делится на три группы. Темы работы групп: «Там, где дымили печи..» Главная площадь Афин Холм, который могли видеть все афиняне – достопримечательность Афин Задание: Внимательно прочитайте текст об одном из районов города, выпишите особенности (характеристики) района, подберите картинки из приложения 1, которые могут дать представление о теме и выводах вашей работы. Презентацию (результаты работы группы) представить согласно алгоритму (приложение 2). Пример №2: Урок обществознания в 8 классе на тему «Безработица, её причины и последствия». 1 группа - выясняет какие существуют виды безработицы (доп. материал) - составить таблицу 2 группа - Последствия безработицы (стр. 229-230) – составить таблицу 3 группа - Роль государства в обеспечении занятости (стр. 230-231) 4 группа – выполнить задание (доп. материал). | коммуникативные учебные действия (умение слушать и вступать в диалог; - учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). познавательные учебные действия (-умение самостоятельно формулировать проблему, -создавать алгоритм деятельности для решения проблем. регулятивные учебные действия. |
«Кластер» | Пример №1: Урок истории в 5 классе на тему «Олимпийские игры в Древней Греции» Обучающимся в начале урока предлагается составить кластер по имеющимся знаниям. Пример №2: Урок обществознания в 10 классе на тему « Социальные нормы и отклоняющееся поведение». После объявления темы и цели урока учитель говорит, что на этом уроке ученики будут самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера. Класс делится на группы. Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней. Второй этап урока. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание. Третий этап урока. Защита кластеров. Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов. | познавательные учебные действия (направлены на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе); коммуникативные учебные действия (умение слушать и вступать в диалог; - учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности. А если вернуться к этому кластеру в конце урока и попросить обучающихся дополнить его полученными знаниями на уроке, то учитель формирует уже регулятивные учебные действия. коммуникативные учебные действия (умение слушать и вступать в диалог; - учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; познавательные учебные действия; регулятивные учебные действия. |
Результативность и эффективность формирования метапредметных УУД имеет следующие преимущества:
- умение ставить учебную цель и планировать последовательность своих действий для достижения результата;
Все это делает учебную деятельность более привлекательной для обучащихся, ориентирует их на комплексное использование знаний. Они стали активнее не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.
Именно это важно сегодня, когда от современного выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность находить и применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.