СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар на тему: "Эффективные приёмы формирования метапредметных УУД на уроках истории и обществознания".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар на тему: "Эффективные приёмы формирования метапредметных  УУД  на уроках истории и обществознания".

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар на тему: "Эффективные приёмы формирования метапредметных УУД на уроках истории и обществознания".»

Эффективные приёмы формирования метапредметных УУД на уроках истории и обществознания.

Перемены, происходящие в современном обществе, требу­ют ускоренного совершенствования образовательного про­странства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением ста­новится обеспечение развивающего потенциала новых обра­зовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспи­тания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Ло­гика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, стро­ится по формуле: от действия - к мысли.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образова­тельного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Универсальные учебные действия(УУД) - совокупность способов действия, обучающегося и   связанных с ними навыков учебной работы, которые обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию образовательного процесса.

Метапредметные УУД включают в себя регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные действия заключаются в

  • умении поставить учебную цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено;

  • умении планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата;

  • умении прогнозировать результат своих действий;

  • умении контролировать свои действия.

Познавательные:

умение самостоятельно находить необходимую информацию, формулировать проблему,

создавать алгоритм деятельности для решения проблем, выбирать наиболее эффективные способы решения.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов;

  • разрешение конфликтов;

  • управление поведением партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Развитие метапредметных УУД позволяет учащимся осваивать деятельность как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. 

Я хочу поделиться наиболее эффективными приёмами формирования метапредметных УУД, которые я использую на своих уроках.

Приём

Пример урока

Формируемые УУД

«Найди ошибку»

Пример №1: Урок истории в 5 классе на тему «Древнее Междуречье».

«Однажды во время археологических раскопок в Египте ученые обнаружили папирус, в котором был написан следующий текст: «Я вельможа, верный раб фараона. Однажды я был послан в далекое государство Двуречье. Многое поразило меня в этой стране: там протекает всего две реки, удивительно, у нас в Египте множество рек, все и не сосчитать. Я долго гулял по окрестностям, полям, лесам, вечером уставший, лег спать и быстро уснул. Утром меня разбудил шум на улице, я оделся и вышел. Оказывается, начался разлив Тигра и Евфрата, но шумеры не боялись этих разливов, так как жили в больших каменных домах. Поля были залиты водой, крестьяне не могли работать, поэтому они семьями отправились в лес. Мужчины - на охоту, женщины и дети собирать грибы и ягоды. Я еще целый день провел в этой удивительной стране, а вечером отправился домой. Мне предстоял долгий путь в Египет. На память об этом путешествии я привез несколько свитков папируса, на одном из них и пишу это письмо».

Пример №2: Урок истории в 5 классе на тему «Древние мифы Греции».

  1. Поэт Гомер родился и жил в Афинах, где своей рукой записал созданные им поэмы «Илиада» и «Одиссея»

  2. Поэма Гомера «Илиада» начинается с рассказа о бегстве Елены из Спарты в Трою, а заканчивается описанием захвата и гибели Трои.

  3. Хитроумный Одиссей мечтал услышать сладкозвучное пение сирен. Но ему это не удалось: спутники Одиссея в страхе за его жизнь привязали царя Итаки к мачте и заклеили ему уши воском.

  4. Бог морей Посейдон любил Одиссея как родного сына, всегда и во всём помогал ему.


Работая с текстом устно, мы формируем коммуникативные учебные действия, если детям предложить самостоятельно поработать с текстом, а затем проверить результаты с помощью самоконтроля или взаимоконтроля, то учитель формирует уже регулятивные учебные действия.


«Работа с текстом», в котором нужно вставить пропущенные слова.

Пример №1: Урок истории в 5 классе на тему «Древнее Междуречье».

В Двуречье протекают две реки: Е_ _ _ _ т и Т _ _ р. Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д_ _ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _ _ я. Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г _ _ _ _ _ _ _ ш. Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется к _ _ _ _ _ _ _ ь. Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.

Вавилон был крупным городом Южного _ _ _ _ _ _ _ _, он располагался в _ _ _ _ _ _ _ _ _,

на пересечении _ _ _ _ _ _ _ путей. Его возвышение произошло в правление царя

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , известно тем, что он впервые создал сборник единых _ _ _ _ _ _ _.


Здесь также можно выбирать варианты работы в зависимости от поставленных целей:

- проверка домашнего задания (коммуникативные учебные действия)

- рефлексии в конце урока (регулятивные учебные действия).


«Играем в историков»

Пример №1: Урок истории в 5 классе на тему «Древний Египет».

При изучении новой темы обучающимся предлагается проанализировать исторический документ:

Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу.

Слава тебе Нил приходящий,

Чтобы оживить Египет!

Орошающий землю,

Владыка рыб и птиц, творец зерна,

И травы, и скота.

Если он медлит, жизнь замирает

И люди гибнут.

Когда же он приходит, земля

Ликует, и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему,

и богатства обретают по его воле.

Вопросы к документу:

- Что особо почитали египтяне?

- Что такое Нил?

- Почему они почитали солнце и реку?

- Назовите главное занятие египтян?

- Можем ли мы сказать, что земледелие было главным источником существования египтян?

Пример №2: Урок истории в 5 классе на тему «Древняя Финикия».

При изучении новой темы обучающимся предлагается проанализировать публицистическое произведение:

Представьте себе: на берегу пристали финикийские купцы и разложили свои товары. Вот великолепные пурпурные ткани, стеклянные бусы и флакончики с благовониями, вот изделия из золота, янтаря и слоновой кости. Вокруг собралась толпа: кто покупает, а кто просто рассматривает красивые и диковинные товары. И ребятишек тут много. “Ах, какие славные мальчики! – говорит купец, обращаясь к двум приятелям.- Вот вам по лепешке на меду. Вы оба мне нравитесь, вы так похожи на моих сыновей. Я подарю вам свой пояс… - Купец делает вид, что снимает с себя пояс.- Впрочем, нет, на корабле у меня есть кое-что еще: хотите получить по маленькому кинжалу?” Мальчики охотно идут с финикийцем на корабль. Остальные купцы мгновенно собирают свои товары, поднимают якорь и корабль отплывает. Матери в ужасе бегают по берегу, кричат, рвут на себе волосы. Но никогда они не увидят больше своих сыновей.

Вопросы к рассказу:

- Как вы думаете, что стало с мальчиками?

- Назовите основные занятия финикийцев.

- Какие ремесла были развиты в Финикии?

- Как вы думаете, куда прибыли финикийские купцы со своими товарами?

-Для чего Финикии нужны были колонии?

Эту тему мы изучили только с помощью данного текста и карты. Определили местоположение Финикии, выяснили, как географическое положение отразилось на занятиях финикийцев.

познавательные учебные действия (овладение приёмами анализа  исторического события;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение  сравнивать, приводить контрпримеры)

коммуникативные учебные действия (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

«Кроссенс»

Пример №1: Урок обществознания в 8 классе на тему «Безработица, её причины и последствия».

Используется для закрепления материала в конце урока.

Пример №2: Урок истории в 8 классе на тему «Смутное время».

В качестве проблемного задания – Действительно ли убийство Иваном Грозным своего сына послужило причиной Смуты?


регулятивные учебные действия















познавательные учебные действия (-умение самостоятельно формулировать проблему,

-создавать алгоритм деятельности для решения проблем.



«Разгадайте путаницу»

Пример №1: Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме «Древняя Русь»

Переставьте буквы, и у вас получится слово:

1. Тюркские племена, ставшие угрозой для южных границ Руси в X века, – «НИГЕЕПЕЧ

2. Несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования, – «ТАСЯНИИД»

3. Мировая религия, ставшая государственной на Руси, – «ТРОВСИНИТСАХ»

4. Киевский князь, получивший прозвища Святой и Красное солнышко, – «ЛИВИМРАД»

5. Процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами, – «ЛОВЯТГОР»

6. Мелкое ручное производство промышленных изделий, – «ЛЕМОРЕС»

7. Ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска, – «НУРАДИЖ»

8. Организация власти, управляющая обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность, называется - «САВУТДОРСАГ»

Пример №2: Урок обществознания в 8 классе на тему «Безработица, её причины и последствия».

Обучающимся предлагается сформулировать определение, что такое безработица из имеющихся словосочетаний на экране – не может найти работу, положение, часть, трудоспособное население, желание трудиться, экономика.


регулятивные учебные действия

Работа в группах

Пример №1: Урок истории в 5 классе на тему «В городе богини Афины»

Класс делится на три группы. Темы работы групп:

  1. «Там, где дымили печи..»

  2. Главная площадь Афин

  3. Холм, который могли видеть все афиняне – достопримечательность Афин

Задание: Внимательно прочитайте текст об одном из районов города, выпишите особенности (характеристики) района, подберите картинки из приложения 1, которые могут дать представление о теме и выводах вашей работы. Презентацию (результаты работы группы) представить согласно алгоритму (приложение 2).

Пример №2: Урок обществознания в 8 классе на тему «Безработица, её причины и последствия».

1 группа - выясняет какие существуют виды безработицы (доп. материал) - составить таблицу

2 группа - Последствия безработицы (стр. 229-230) – составить таблицу

3 группа - Роль государства в обеспечении занятости (стр. 230-231)

4 группа – выполнить задание (доп. материал).



коммуникативные учебные действия (умение слушать и вступать в  диалог;
- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -   определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

познавательные учебные действия (-умение самостоятельно формулировать проблему,

-создавать алгоритм деятельности для решения проблем.

регулятивные учебные действия.

«Кластер»

Пример №1: Урок истории в 5 классе на тему «Олимпийские игры в Древней Греции»

Обучающимся в начале урока предлагается составить кластер по имеющимся знаниям.




















Пример №2: Урок обществознания в 10 классе на тему « Социальные нормы и отклоняющееся поведение».

После объявления темы и цели урока учитель говорит, что на этом уроке ученики будут самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера. Класс делится на группы.

Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.

Второй этап урока. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.

Третий этап урока. Защита кластеров.

Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.


познавательные учебные действия (направлены на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе);

коммуникативные учебные действия (умение слушать и вступать в  диалог;
- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.

А если вернуться к этому кластеру в конце урока и попросить обучающихся дополнить его полученными знаниями на уроке, то учитель формирует уже регулятивные учебные действия.



коммуникативные учебные действия (умение слушать и вступать в  диалог;
- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

познавательные учебные действия;

регулятивные учебные действия.





Результативность и эффективность формирования метапредметных УУД имеет следующие преимущества:

- достаточное и точное умение выражать свои мысли;

-  владение монологической и диалогической формами речи;

- умение ставить учебную цель и планировать последовательность своих действий для достижения результата;

- умение самостоятельно находить необходимую информацию;

- умение прогнозировать результат своих действий;

 Все это делает учебную деятельность более привлекательной для обучащихся, ориентирует их на комплексное использование знаний. Они стали активнее не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.

Именно это важно сегодня, когда от современного выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность находить и применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.


































Список литературы

  1. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: учебное пособие для учителя/ А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Громова, В.И., Сторожева Т.Ю. ФГОС. Настольная книга учителя: учебно-методическое пособие / В.К. Громова. – Саратов: Изд-во «СарИПКиПРО», 2013.

  3. Лукъянова, М.И. Современный урок и требования ФГОС/ М.И. Лукьянова // Народное образование, - 2012.- № 8. – С. 12 -15.

  4. ФГОС второго поколения: основное общее образование // http://standart.edu.ru/

  5. ФГОС второго поколения: среднее (полное) общее образование // http://standart.edu.ru/


4