СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар по теме продуктивного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар по теме продуктивного чтения»

Методический семинар «Технология продуктивного чтения»

Цель: познакомить педагогов школы с особенностями технологии, показать её практическую направленность и актуальность в процессе реализации ФГОС, «проработать» технологию в практической части семинара.

Постановка проблемы: недостаточная осведомленность учителей в области современных технологий работы с текстом, низкая эффективность использования текста на уроке для формирования метапредметных умений, однообразие приемов работы с текстом.

Планируемые изменения: учитель получит возможность освоить современные стратегии и приемы работы с текстом, а также научится применять их на уроке.

Пути решения:

1. Организация мониторинга затруднений учителя при организации деятельности учащихся на уроке в условиях введения ФГОС ООО.

Вступление Немного теории

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ УЧИТЕЛЕЙ, ПРЕПОДАЮЩИХ РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ?

«Информационное содержание учебного процесса можно представить в виде обобщенного учебного текста, отдельные подсистемы которого представляются совокупностью информационных носителей, обеспечивающих учебный процесс».

Л. И. Гурье

ЧТО ТАКОЕ СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ?

  • Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

  • Смысловое чтение – один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

  • Смысловое чтение универсальное учебное действие.

КАКИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОМОГАЮТ УЧИТЕЛЮ ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С ТЕКСТОМ? Технология критического мышления и технология продуктивного чтения.

Требования к уровню чтения в основной школе и современное состояние проблемы грамотности

Навык чтения – это фундамент всего последующего образования.

Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

К видам чтения относятся: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка.

Один из главных критериев уровня навыка чтения - полнота понимания текста, то есть

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста; умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т.д.);

  • нахождение информации (умение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);

  • интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключённую в нём информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);

  • рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся);

  • рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).

Приёмы технологии продуктивного чтения

Федеральный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.[i] Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в стандартах второго поколения.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника; формирование грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, который знает книги, умеет их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

  1. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственноэтических ценностей; формирование эстетического вкуса;

  1. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  1. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

  1. этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Батарея вопросов», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса» Чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый результат.

  1. этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

Работа с текстом во время чтения

Стратегия ВОП

В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения

О – предполагаемый ответ на возникший вопрос

П – проверка своего предположения

Пример задания.

Прихрамывая (Вопрос к автору – Почему? Что случилось?),

они спускались к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Прогнозирование – Ради чего герои терпят долгие лишения?) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями.

Каждый из них нес ружье.

– Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один. (Проверка своих предположений – у них кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так терпеливо стремились.)

Для уроков математики, физики можно использовать приём «Инсерт»

«Инсерт»

Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив упражнения на закрепление, можно предложить учащимся прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте то, о чём не говорил учитель на уроке. Например, при изучении темы «Умножение натуральных чисел и его свойства» можно опустить в объяснении, когда можно не ставить знак умножения. Учащимся дается задание: найти в тексте то, что не упоминалось на уроке.

Проработав канву доказательства теоремы, учитель может выдать каждому ученику карточку, на которой доказательство этой теоремы представлено в виде таблицы, состоящей из двух колонок, одна из которых содержит утверждения, другая – их обоснования, а также имеются пропуски в той или иной колонке. Такие карточки можно делать дифференцированными, изменив количество пропусков. Учащимся необходимо заполнить пустые места в доказательстве.

Комментированное чтение – выделяем ключевые слова, выделяем, комментируем их. Прихрамывая, они спускались к речке (путь явно был долгим и

сложным), и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. (Зашатался, споткнувшись – герой не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе.)

Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Терпеливую покорность – герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения.) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье.

– Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один. (Значит, патроны у них уже кончились и именно к тайнику с патронами они сейчас и стремятся.)

Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил равнодушно, и его спутник, только что ступивший в молочно-белую воду,

пенившуюся по камням, ничего ему не ответил. (Почему именно

так: вяло, равнодушно, ничего ему не ответил? Значит, силы героев уже … – учащиеся заканчивают ответ, начатый учителем.)

III этап. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Стратегии послетекстовой деятельности:

«Отношения между вопросом ответом», «Вопросы после текста («Таксономия Блюма»)»,

«Тайм-аут», «Проверочный лист».

Вопросы после текста («Таксономия Б.Блюма»)

  1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

  2. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».

Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

  1. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.

  2. Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

  3. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

  4. Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Рекомендуем прочитать.
  1. Н.Н. Сметанникова. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя — М., 2011

  2. Чтение в составе универсальных учебных действий (статья) // «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией А.Г. Асмолова, Москва, 2010

Полезные ссылки
  1. Вебинар «Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» в практике уроков в условиях введения

ФГОС» http://vmo.omskedu.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=1435

  1. Технология продуктивного чтения http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php





Практическая работа в группах

1 группа заданий.

Попробуйте спланировать работу с текстом до чтения.

Используйте памятку.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Батарея вопросов», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса» Чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый результат.

2 группа заданий.

Попробуйте спланировать работу с текстом, используя приём «Диалог с автором»

Используйте памятку.

Задание «Диалог с автором»

Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом». Возраст: 11 – 12 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история, и др.) и естественно-научные (физика, биология).

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.

Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включённые в текст в символической форме. В конце предложений одно или два из четырёх видов заданий, обозначаемых в тексте символом (буквой). Эти задания надо выполнить по ходу чтения текста.

Задания включают:

В – вопрос, задать вопрос к тексту;

О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос;

П – проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.

Материал: отрывок художественного текста на карточке, включающий вопросы-задания для читателя, обозначенные символами; для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение.

3 группа заданий.

Попробуйте спланировать II этап работы с текстом, используя приём «Комментированное чтение». Для этого выделите ключевые слова в тексте, прокомментируйте их.

Образец работы

Комментированное чтение – выделяем ключевые слова, выделяем, комментируем их.

Прихрамывая, они спускались к речке (путь явно был долгим и сложным), и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. (Зашатался, споткнувшись – герой не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе.)

Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Терпеливую покорность – герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения.) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье.

– Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один. (Значит, патроны у них уже кончились и именно к тайнику с патронами они сейчас и стремятся.)

Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил равнодушно, и его спутник, только что ступивший в молочно-белую воду,

пенившуюся по камням, ничего ему не ответил. (Почему именно

так: вяло, равнодушно, ничего ему не ответил? Значит, силы героев уже … – учащиеся заканчивают ответ, начатый учителем.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!