СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития" В.А. Сухомлинский

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры"»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая пытливости и любознательности». 

В. А. Сухомлинский


Ни один ребенок не приходит в мир говорящим. Родным языком «маленького человека» становится тот, на котором говорит его ближайшее окружение.

Дошкольный возраст — это один из главных этапов развития речи. От качества речи в образовательной деятельности зависит успешная деятельность детей, принятие сверстниками, авторитет и положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи в настоящее время является одной из актуальных, так как с появлением телефонов, гаджетов, компьютеров дети мало общаются друг с другом. От этого их речь страдает. Чтобы ребенок не мешал родителям заниматься домашними делами, они дают ребенку гаджет. Ребенок часами может «общаться» с гаджетом, при этом совсем не развивает свою речь. Также родители не занимаются с ребенком: не читают сказки, не учат стишки и т. д. Отсюда и формируется у детей низкий словарный запас.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования «Речевое развитие” включает в себя владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

Ребенок, придя в детский сад, испытывает речевые трудности в общении с другими ребятами, воспитателями и другими сотрудниками. Они имеют маленький запас слов, недостаточно владеют грамматическими формами. Если не устранить речевые проблемы, то будут проблемы и в обучении в школе. Чтобы речь детей соответствовала возрастным параметрам, мы решили более внимательно отнестись к этой проблеме. Для этого мы взяли за основу дидактические игры как одну из средств развития связной речи.

Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Цель: раскрыть теоретико-методологические основы развития речи старших дошкольников посредством дидактических игр.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать литературу по данной теме;

- рассмотреть теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста;

- создать условия для развития речи детей через использование дидактических игр.

Гипотеза: процесс развития речи дошкольников может быть эффективным, если использовать дидактические игры в процессе разнообразной деятельности детей по развитию речи.

В результате воздействия внешних окружающих предметов у ребенка развивается слух, речь.

Речь — это ведущее средство общения, которая сопровождает ребенка и все виды детской деятельности. Говорить умеют все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функцией человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка — состояние его высших психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления). Правильное дыхание важно для развития речи. Оно влияет на артикуляцию, звукопроизношение, развитие голоса. В коррекции речевых нарушений важна систематичность дыхательных упражнений.

Мы используем 3 метода развития речи: наглядные, словесные, практические.

Наглядные методы сопровождаются словом. Они бывают непосредственные и опосредованные. К непосредственным относятся экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. К опосредованным методам относятся рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинкам. Наглядные методы применяются чаще и направлены они на накопление содержания речи.

В словесных методах используем наглядные приемы. Это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические методы связаны и со словом, и с наглядным материалом. Они направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К ним относят: дидактические игры, игры-драматизации инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.

Проблемами развития речи дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева и др.

А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в распределении действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики.»

Выготский и Леонтьев выделяют ряд условий, без которых речевая деятельность невозможна:

1) потребность высказывания (для ребенка необходима мотивация, стремление выразить свои мысли)

2) содержание речи, т.е. наличие материала для высказывания

3) средство языка (обогащение словаря детей).

Е.И. Тихеева считает: «Речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития».
Значение речевого развития для общего развития ребенка и для подготовки его к обучению в школе трудно переоценить. Так, например, привыкание к школе протекает легче или труднее в зависимости от того, насколько дети освоили нормы речевого общения со взрослыми и друг с другом. Освоение этих норм необходимо не только для будущего, но и для настоящего, для полноценной, интересной жизни малыша в детском саду.

Поэтому, существенной, ведущей стороной работы по развитию речи является формирование навыков речевого общения, воспитание его культуры.

Следовательно, задачей педагога является не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности. Создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались в быту, играх, в общении с малышами; повторяли скороговорки, чистоговорки, стихи, участвовали в драматизациях литературных произведений.

Проведя наблюдения за детьми дошкольного возраста, мы выявили ряд проблем:

- нарушение речи (большинство нуждается в занятиях с логопедом);

- отсутствие инициативности в беседе и в поиске ответов на вопросы, дети ждут готовых знаний от педагога;

- во время образовательной деятельности активны несколько человек, большая часть группы стесняется высказывать свое мнение;

- боязнь детей публичного выступления на праздниках перед сверстниками и родителями;

- возникающие трудности при построении монологической речи не позволяют использовать знания и впечатления, полученные вне стен дошкольной группы, наблюдения за окружающим миром, информацию из мультфильмов, сказок.

Перед нами встали задачи, которые необходимо решить:

- обогащать познавательную сферу детей информацией через образовательную деятельность, наблюдения, игровую, экспериментальную деятельность;

- способствовать активизации речи в различных видах деятельности.

Для решения этих задач мы с успехом используем дидактические игры и упражнения, которые позволяют одновременно решить множество задач.

Дидактические игры используются во всех возрастных группах детского сада, непосредственно на занятии. В книге К.Д. Ушинского «Родное слово» собрано много полезных упражнений для развития речи детей. Он требовал от воспитателя правильной методики их проведения, правильного подбора вопросов, поскольку каждое дидактическое упражнение состоит из вопросов и ответов.

Для активизации детей необходима смена разнообразных видов деятельности, стимулирование их моторики, применение игровых приемов обучения. Активность ребенка на речевых занятиях в первую очередь выражается в целенаправленном, осмысленном восприятии чужой речи, в ее самостоятельной переработке. Большему количеству детей надо обеспечить условия и для активной громкой речи: высказываний, ответов, рассказов.

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Дидактическая игра — прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности. Дети легче усваивают новый материал в процессе игры, поэтому мы стараемся делать занятия более занимательными, интересными.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, развиваются сенсорные способности. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнять игровые действия, добиваться результата.

Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр. В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1) игры с предметами (игрушками, природным материалом) — это игры, которые развивают чувства цвета, величины, формы.

Игры – типа «Угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи.

С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.

Игры – типа «Чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают предмет и называют его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.

Игры с куклой. Основная цель этих игр – закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т.д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.

Также в детских садах используются дидактические игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.

Игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой

и индивидуально с каждым ребенком, они планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игр (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Посадка детей (сильный со слабым).

В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи.

2) настольно-печатные — эти игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.).

Настольно печатные игры разнообразны по содержанию, по обучающим задачам, оформлению. Могут быть разделены на несколько видов: парные картинки – например, подобрать картинки по сходству: лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей, игры типа «лабиринт», предназначенных для старшего дошкольного возраста.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды».

3) словесные игры — эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Словесные игры построены на словах и действиях. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся пять минут – это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала до конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее (для словесной игры) подобрать слова на случай затруднения детей .

Например, «Закончи слово», «Закончи предложение», «Назови правильно», «Кому что нужно?», «Назови одним словом», «Назови три предмета» и др.

Основная задача развития речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры — это количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать, обучить ребенка диалогической и монологической речи. Использование дидактических игр в работе способствует развитию речевой активности детей. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний, побуждает детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.


Таким образом, в играх ребенок вынужден проявить умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение поставить цель и добиться ее решения. Игра помогает развивать умение самостоятельно организовываться, принимать правила игры. Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнять знания об окружающем мире.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Одним из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Для обучения через игру нами приобретены и созданы своими руками дидактические пособия и игры, в которые играют дети, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками, действиями с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом и с воспитателями.

При проведении дидактических игр мы придерживаемся методических указаний:

- игра должна быть понятной, доступной, добровольной

- правила игры должны быть точными, немногочисленными

- подбор учебного материала должна соответствовать программе

- легкие и трудные игры должны чередоваться

- не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.

Свою работу строим на дидактических принципах:

Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.

Мотивированности – знания приобретают для ребёнка личностный смысл.

Интегрированности – взаимность всех разделов программы.

Индивидуализации – способствует развитию личностных качеств.

Психологической комфортности – создание спокойной, доброжелательной атмосферы.

Для развития речи нами были изготовлены дидактические пособия. Большую помощь в изготовлении пособий оказали родители. Также эти пособия направлены на развитие внимания, мышления, логики, памяти.

Дидактические пособия:

- грибок-теремок;

- дерево «Времена года»

- дидактическое лото

-волшебный телевизор

- улитка

- загадочные картинки

- обучающие карточки

- звуковой цветок.

Для успешного речевого развития мы ежедневно читаем книжки, оформляем детские выставки, посещаем экскурсии в школе и в библиотеке. Используем сюрпризный момент для привлечения и удержания внимания. Проводим индивидуальную работу в утренние и вечерние часы. Активно сотрудничаем с родителями.

Итак, дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Дидактические игры помогают нам обогатить активный словарный запас детей, учат отвечать на вопросы, делиться информацией.

* Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

* В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.

* Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

На основании собственного опыта использования дидактических игр в процессе речевого развития можно сделать вывод о том, что использование речевых игр создает условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!