СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение»

Использование интерактивных форм в урочной и внеурочной деятельности, способствующих повышению читательской активности обучающихся

То, что я чувствую, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю.
Конфуций

- Как вы понимаете данную фразу?
- Можно ли говорить о том, что во время учебной деятельности стоит следовать этому принципу?
- Что должен делать учитель, что дети смогли понять материал урока?
На помощь приходит «интерактивное обучение». Что же это такое? Я вам раздам листочки; пожалуйста, каждый напишите свои ассоциации и после прикрепите на доску. Итак, что у нас получилось… Расскажите каждый, как вы понимаете, что такое интерактивное обучение.

Спасибо за ваши предположения. Обобщим: интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Исходя из статистики, 30% школьников 6-10 лет читают 1-2 часа в неделю, 29,8% посвящают чтению 3-4 часа. 41% школьников указанного возраста прочитывают 1-2 книги в месяц, у 37,8% количество книг в месяц возрастает до 3-5. Более 10 книг читают за месяц только 5% младшеклассников.

Современные дети очень мало читают. А зачем? Ведь мир телевидения, интернета поглощает детей. Дети просто растворяются в различных гаджетах. В результате наблюдается низкий уровень культуры чтения, в связи с этим дети испытывают трудности в обучении, наблюдаются проблемы в развитии логического мышления, воображения. Дети не могут анализировать тексты, не могут сформировать плана действий. Но в настоящее время, в период введения новых образовательных стандартов, возрастают требования к читательской деятельности и культуре речи человека. В детях следует развивать читательскую самостоятельность. А что же это такое? Учить всех детей сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги в школьные годы, а главное, затем, в дальнейшей жизни, чтобы они хотели и умели непрерывно пополнять свое образование с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации - залог успешности в любой деятельности. Среди различных путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке.

Использование интерактивных заданий на уроках литературы способствует развитию критического мышления обучающихся, повышению читательской и языковой культуры, формированию умений самостоятельного анализа учебного материала, личной учебной деятельности, воспитанию уважительного отношения к мнению других.

Существуют различные приёмы интерактивного обучения (слайд).

Хочу представить творческие виды работ:

краткий пересказ;

пересказ с изменением лица рассказчика;

пересказ от одного из персонажей;

инсценировка;

иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое);

экранизация;

подбор рифмы к словам,

сочинение сказок, рассказов

Я вам предлагаю подробнее поработать с двумя методами. Разделитесь на две группы; проведём дебаты. Вам даны карточки с описанием приёма; нужно прочитать её, разобрать, выделить все плюсы и аргументировано доказать это другой группе.

«Аквариум»

  Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

 После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа. 

«Блиц- опрос»

Блиц-опрос легко вписать практически в  любой урок, он вносит игровой момент в  изучение темы, даёт возможность быстро и интересно провести опрос учащихся, развивает навыки творческого применения знаний.

"Блиц - опрос по цепочке"

           Первый ученик задает короткий вопрос второму, второй-третьему и т.д. до последнего ученика. Время на ответ – несколько секунд, учитель имеет право снять вопрос, не соответствующий теме или недостаточно корректный.

         Как вариант можно устроить соревнования между рядами на время (какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы.)

Итак, у нас вышла вот такая весьма интересная дискуссия. Хочется сказать, что дискуссия так же является одним из приёмов интерактивного обучения.

Сейчас предлагаю вам испробовать ещё один приём, который называется «синквейн». Ваша задача – отразить в синквейне то, как вы поняли, что такое интерактивное обучение и как с помощью него можно повышать читательскую активность.