СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение воспитателей "Что такое красота?"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Коррекционно-развивающее занятие   «Что такое красота»

 

ЦЕЛЬ:  расширять представления учащихся о красоте, вызвать потребность работать над собой, воспитывать в себе лучшие качества;

 

ЗАДАЧИ:  Раскрыть взаимосвязь внешней красоты и состояния внутреннего мира человека, подвести детей к пониманию положительного влияния красоты на ум и сердце человека, воспитывать чувство прекрасного, обогащать и активизировать словарь учащихся

          

 

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение воспитателей "Что такое красота?"»



Коррекционно-развивающее занятие «Что такое красота»


ЦЕЛЬ: расширять представления учащихся о красоте, вызвать потребность работать над собой, воспитывать в себе лучшие качества;


ЗАДАЧИ: Раскрыть взаимосвязь внешней красоты и состояния внутреннего мира человека, подвести детей к пониманию положительного влияния красоты на ум и сердце человека, воспитывать чувство прекрасного, обогащать и активизировать словарь учащихся


ОБОРУДОВАНИЕ: презентационный материал, словарь Ожегова, мел в обертке конфеты, маркеры, бумага, подсвечник, колечко, дерево для игры.


Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Беседа.

- Сегодня мы с вами поговорим об очень важном понятии для меня, для вас и для каждого человека. Я предлагаю вам подойти к окну и посмотреть, что вы видите за окном. Правильно, это зимний пейзаж. Как можно сказать об увиденном? ( Зимнее утро. Снег укрыл землю белым покрывалом. Кажется, что кругом чисто и спокойно, красиво.)

- А теперь послушайте отрывок из стихотворения » Александра Пушкина «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Ответы детей.


- Предлагаю посмотреть, как передал красоту зимней природы Иван Шишкин на полотне «Зима», «Зима в лесу, иней1877г». Эту красоту художник отметил кистью и красками.

Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Зима в лесу” в 1877 году. На картине художник изобразил красоту леса в зимний период. Перед глазами зрителя раскинулось настоящее снежное царство. Деревья с изогнутыми ветвями, покрытые снегом и инеем, тянутся ввысь. Лучи света освещают снег. Создаётся впечатление, что белый покров переливается перед глазами зрителя. Могучие деревья, покрытые снегом немного наклонены в сторону, как будто лес расступается и делится на две части. Глубь леса притягивает и манит своей неповторимой красотой и спокойствием. Над лесом возвышается бесконечное небо без облаков. Тёмные и светлые оттенки глазури неба только подчёркивает красоту пробуждения природы от крепкого сна в морозную ночь. Более светлые оттенки небесной глазури использованы на заднем плане картины. Деревья словно расступаются перед зрителем, чтобы он лучше рассмотрел хрустальную синеву неба. В некоторых местах видны желтоватые засохшие стебли травы, но зимний покров уже завладел всем остальным пространством.

Тишина и спокойствие царит в лесу. На картине не изображены птицы или лесные звери, но от этого картина не проигрывает. Всё внимание зрителя сосредоточено на изображение красоты природы зимой в лесу.


- Для вас у меня есть ещё одно чудо. ( Музыка П.И.Чайковского « Времена года.»)

- Что вы чувствуете, когда слушаете музыку? Ответы детей
Вывод: композитор жил давно, но оставил нам красоту, которую мы слышим. Слушая музыку, кому-то станет грустно, кто-то вспомнит что-то приятное и теплее станет на сердце.


- А теперь я приглашаю вас посмотреть на предметы, которые являются изделиями народного творчества, расписанные под хохлому, гжель. ( Дети ходят, рассматривают.). Беседа.


Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в селе Хохлома

Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону .

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери



Гжель — русский народный промысел,

Гжель-это диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике. Узоры, выполненные легко кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно- синим цветом с переливами, придают сказочный вид вазам, кувшинам и прочим изделиям

Городецкая роспись Городецкая роспись возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Характерный рисунок- фантастические цветы, животные, Элементы узоров выполняются красными, розовыми, синими, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне. 

Жостовская роспись- декоративная живопись на металлических подносах букетов цветов на черном или цветном фоне. Получила название по одноименной деревне Жостово. 

Первую матрешку сделали более 100 лет назад. Игрушечных дел мастер - В. Звездочкин из Сергиева Посада создал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Название игрушки образовали от имени Матрена.  

Велика Россия наша, и затейлив в ней народ о Руси родной умельцах на весь мир молва идет.

Вывод: на этих предметах изображены трава, ягоды, цветы. Все это чарует нас своей красотой, завораживает. Ведь настоящие цветы недолговечны, а эта красота, запечатленная в предметах, может сопровождать нас всю жизнь.


- Скажите, ребята, что вы чувствуете, когда видите картины, слушаете музыку, берете в руки поделки мастеров-умельцев? Так, что же такое красота? Ответы детей.

В этих вещах, музыке, картинах есть что то общее, и это - красота. То есть то, что человеку нравится, вызывает радость, восторг, удивление.

- Все, что мы сегодня увидели и услышали, доставило нам радость, от чего теплее стало на сердце и мы с вами стали добрее и лучше.

II. Целеполагание.

О чем пойдет наш дальнейший разговор? Попробуем разобраться и понять, что такое красота и что значит красивый человек.

- Как вы думаете, что такое красота?

Каждый из нас хоть раз в жизни испытал восхищение от красоты зимнего леса, цветущего сада, восхода солнца над морем, прекрасных живописных полотен и скульптур. Все это красота. Но это какая красота? (внешняя или внутренняя)

  1. Работа по теме занятия.

1. Обсуждение вопроса « встречают по одежке…»

- Мы смотримся в зеркало, наряжаемся, одеваем красивую одежду, причесываемся… Как вы думаете, для чего мы это делаем? Чтобы быть красивыми.

- О какой красоте говорим мы? Это какая красота? (внешняя)

Красота бывает внешняя. Это то, как человек выглядит: какие у него глаза, волосы, нос, фигура, походка и т.д. Если он привлекателен, смотреть на него доставляет удовольствие. Мы можем сказать, что такой человек внешне красив.

- Посмотрите, ребята, на экран. Вот какое толкование этому слову дает Сергей Иванович Ожегов. "Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение".


Но всегда ли внешняя красота соответствует поступкам, действиям людей. Я предлагаю провести небольшой эксперимент.

- Скажите, что у меня в руке? (конфета). Давайте развернем ее и проверим, действительно ли это так (разворачиваем и видим кусок мела) Так и люди часто делают ошибки, определяя содержимое по внешнему виду. Только не всегда за красивой оберткой находится конфетка. Недаром говорится в пословице «встречают по одежке, провожают по уму». Также и у людей.

Вывод: Сначала мы воспринимаем человека глазами, затем знакомимся и общаемся, и, если человек нам нравится, он становится нашим другом. Если не нравится, то считать другом его не можем. Это значит, как бы человек не был внешне красив, прекрасно одет, важнее в нем красота души. И не всегда внешность человека сочетается с его душевной красотой.

Недаром говорится в пословице «встречают по одежке, провожают по уму».

2. Обсуждение сказки

Я предлагаю вам послушать сказку и обсудить ее.

Жили были две девушки, как две капли воды похожие друг на друга. Отличить их можно было только по характеру.

Пошла как-то Амида за водой. Встретилась ей у колодца женщина и попросила воды попить. Амида напоила женщину, сказала ей добрые слово, поделилась хлебом. Поблагодарила женщина Амиду: «Будь счастлива, красавица!» И пропала.

Вернулась Амида домой, стала рассказывать родным о случившимся, а у нее, что ни слово, то роза, то гвоздика из уст падают, глаза светятся любовью и добротой, слова ласковые и нежные.

Пошла за водой Ялава. Встретилась ей старушка, дряхлая такая. Попросила старушка водицы испить. «Уйди, ведьма старая, не до тебя мне». – говорит Ялава. Ничего не сказала старушка и пропала. Поняла девушка, что старушка не простая, но было уже поздно.

Пришла Ялава домой, стала говорить, а у нее из уст то змея, то жабы выскакивают.

И похожа Ялава на Амиду, но никто не зовет её красавицей.


Почему? Как вы думаете. (Зло не бывает красивым.)

- Что важнее – красота тела или души? ( Красота души важнее. Внешность видна сразу. Но не всегда внешность сочетается с душевной красотой.)

- А что такое душа? «Внутренний мир человека» - это личные качества человека, которые практически, невозможно определить по внешнему облику.

- Как же они определяются? Они проявляются в поступках, действиях, при общении. Это то, что у человека внутри, в душе. Если наполнена его душа добротой, милосердием, отзывчивостью, заботой, вниманием, то человек внутренне красив. Если же в душе поселились злоба, зависть, грубость, черствость, эгоизм, то этот человек внутренне безобразен, уродлив, даже если он внешне красив. Все эти низкие качества обязательно наложат свой отпечаток даже на самое идеальное и красивое лицо.

Выходит, что внешняя красота неотделима и от качеств человека, которые говорят о его внутреннем мире, душе, значит, существует и еще внутренняя красота. ( Доброта .отзывчивость, искренность, надежность, интеллектуальность – это лишь небольшая часть списка тех качеств, которыми обладает человек.)

3. Обсуждение ситуаций.

А бывали ли в вашей жизни случаи, когда вы помогали кому–нибудь.

- Посмотрите перед вами – дерево, оно необычное – сердечное, на нем растут необычные листочки, в них скрыты волшебные слова. Расскажите о своей помощи. О своих добрых делах, только самое главное – КОМУ? КОГДА? (Заслушиваются ответы детей.)

Предлагаю обсудить ситуацию.

- Когда я училась в 3 классе был такой случай. Я занималась тогда в лыжной секции и у меня получалось хорошо. В тот год у нас были очень важные соревнования, я к ним готовилась 3 года. И вот я на трассе, лечу как ветер, и видны сквозь елочки уже финиш, болельщики. Я шла 2-я, а передо мной – девочка Оля. И вот она на последнем повороте неожиданно падает и видно, очень сильно падает. Я поравнялась с ней. Увидела её исказившееся лицо, посмотрела в сторону финиша… Как вы думаете, что я сделала? Я помогла ей встать и мы вместе дошли до финиша. Мы не были с ней подругами, но с тех пор дружим по сей день. Хоть я и не выиграла эту гонку, мне было ХОРОШО на душе.

- Как вы думаете, что девочка чувствовала при этом? (радость, удовлетворение, счастье, значимость)

- А бывало ли когда-нибудь, что вам кто-то помог? А вы об этом просили?

- Что для вас легче – просить помощи для себя или предложить помощь другому? Вы согласны с мнением, что просить – значит проявить слабость?

- Многие люди скрывают, что им нужна помощь. Почему?

- Как вы понимаете, что нужна помощь ? ( нужно как-то почувствовать, что кто-то или что-то нуждается в нашей помощи, быть внимательным, чутким, узнавать по поведению человека, быть готовым к ней. Важно спросить, а не ждать, когда попросят)

-Что вы прочитали, что написано на сердечках? (слова)

- Какие? Вам они понравились?

-А всегда ли вы получаете за свою помощь благодарность, награду, поощрение – что-нибудь? Даже спасибо? Нужно ли ждать награду за оказанную помощь?

-А если ее нет, то вы бы не помогли? Значит, помогаем мы бескорыстно! А почему? (потому что это нам нужно, мы этого хотим, мы без этого не можем – все, что вы назвали, называется словом « потребность, необходимость» )

- Ребята, сейчас на первом канале проходит акция, называется она «ДОБРО» - помощь тяжелобольным детям. Многим операция нужна срочно, можно и не успеть! Представляете, за считанные минуты откликаются миллионы людей! Оказывается таких людей много!. Можете обсудить это в своей семье, и присоединиться к этой акции.

Вывод: Для нас это важно. Один известный человек сказал как-то: « Помогая другим, мы помогаем самому себе.»

В жизни у вас будет много разных ситуаций, и я уверена, что, когда перед вами будет стоять выбор, вы, несомненно, всегда поможете другим, зная зачем и как. Вы мне очень помогли !А я вам?


4. Продолжим наш разговор. Приведите примеры из сказок, из жизни.

Чудовище из «Аленького цветочка» С. Аксакова страшное, а девушка полюбила его всем сердцем. Он стал красивым, так как добро побеждает зло.

Золушка в нищенском платье добра и красива душой.

А старики? Разве внешне красивы? Попробуйте доказать обратное.

У стариков ласковые глаза, как небо, седые пряди волос, как ручейки. У рта залегли морщинки, и кажется, что они всегда готовы улыбнуться.

- Что такое красота? ( Красота в душе. В умении любить.)

- Мы сказали, что красота – состояние души. А как быть с внешностью. Можно не умываться, не стирать одежду, не причесываться, ходить в рваном белье? ( Нет. Приятно быть чистым. От грязи много неудобств и болезней. Внешняя красота . а точнее чистота – необходима. Человек должен быть чистым телом и душой.)


5. Игра «Исправь недостатки внешнего вида».

Посмотрите внимательно друг на друга и найдите недостатки во внешнем виде своего товарища. Что необходимо сделать, что бы их исправить?

Теперь посмотрите на себя внимательно в зеркало. Понравилось ли вам, как изменился ваш внешний вид?

Ребята, а теперь давайте узнаем, у кого из вас есть в кармане или просто с собой носовой платок?

Дети демонстрируют, у кого есть носовой платочек.

А вы знаете, что раньше платок был не носовым, а зубным…, его использовали вместо зубной щетки. А в Европе платок с начало был украшением. Богатые люди хвастались кусочком материи, украшенным вышивкой и бисером, даже драгоценными камнями.

Сейчас мы (люди) используем платок по его назначению. Он необходим нам когда мы простужены, для того чтобы вытереть нос при насморке, или руки от грязи.

Давайте обсудим, какой должна быть наша одежда? (Одежда должна быть аккуратной, но ухаживать за ней должны вы сами.)

Кто из вас ухаживает за своей одеждой сам? Чистит ее, стирает, гладит? (выслушать ответы учащихся).

6. Чтение и обсуждение рассказа.

- Ребята, предлагаю послушать рассказ и обсудить ее.

Идет девочка в школу. Бантики красивые, платье выглажено, ботинки блестят. Рядом с нею идет ее мама и несет ее портфель. А сзади идут два мальчика, разговаривают.

Один говорит:

- Смотри, какая аккуратная девочка. Наверное, в классе самая красивая – чистюля!

А другой говорит:

- И совсем не чистюля!

- И почему ты так думаешь? – удивился первый. – вон она какая чистенькая.

- Ну и что ж, что она чистенькая. Ведь за нее все мама делает. И портфель несет….

А если мама не будет нести за нее ничего делать, как вы думаете, она будет чистюлей? (Ответы ребят).

- Подумайте можно ли заболеть от чистоты? А от грязи?

Есть заболевания, которые называются болезнью грязных рук, - чесотка, дизентерия, брюшной тиф. Чтобы ими не заболеть, необходимо мыть руки с мылом.


Вывод: Дети! Помните, человек с красивой душой не допустит небрежности, не бросит бумажки, не пнет ногой щенка, не будет плевать шелуху от семечек на остановке или надувать пузыри из жвачки.

7. Игра «Колечко красоты»

Сейчас мы с вами поиграем.

Дети становятся в круг. Воспитатель показывает колечко и говорит: «У меня есть колечко красоты. Стоит только направить его на любого человека, как в том сразу же высвечиваются все лучшие черты характера и поступки, то есть все самое красивое, что есть у него в душе, вся его внутренняя красота». Дети вытягивают вперед сложенные ладошки. Воспитатель, обходя детей по кругу, незаметно кладет кому- либо колечко в ладошки. Затем дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко, выходит на середину круга. Он должен прикоснуться к одному из детей колечком и рассказать о том, что красивого он видит в нем.


Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не услышит о себе что-то приятное.

Вывод: Ребята, каждый из вас услышал о себе много хорошего, приятного. Я надеюсь вы будете прислушиваться своему внутреннему миру и не будете совершать в жизни ошибки. Ведь не секрет, что каждый человек, даже самый красивый внутренне, иногда совершает в своей жизни ошибки. Но свои ошибки надо уметь исправлять и не совершать их впредь. Только тот, кто научится это делать, станет по настоящему красивым человеком.


IV. Закрепление.

- Ребята, какая красота важнее для человека? Внешняя или внутренняя? (работа по рядам)


Внешняя Внутренняя

1 ряд приводит аргументы 2 ряд приводит аргументы

в пользу «внешней» в пользу «внутренней»

- Итак, какого человека мы называем «красивым»? (Я думаю, что каждый человек должен

суметь соединить в себе и внешнюю красоту, и внутреннюю)

А.П. Чехов говорил: «В человек должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли,

и душа». Но как же этого достичь. Давайте наметим пути работы над собой, пути, которые

помогли бы вам стать по-настоящему красивыми людьми, хотя вы должны понимать, что

это не может произойти сразу, а это огромная работа человека над собой.


V. Рефлексия. Итог занятия.

- А теперь еще раз закройте глаза и сосредоточьтесь на себе. Подумайте о том, какими

бы вы хотели и могли стать на самом деле. Попробуйте создать идеальный образ самого

себя и сравните его с нынешним. Добавьте к своему образу то, что ему недостает. А

теперь откройте глаза. И пусть каждый назовет одно качеств, от которого он хотел бы

избавиться в первую очередь. Итак, передавайте свечку друг другу, называя качество. А

начну я.

- Этот разговор о красоте только начало нашего пути по дороге к ней. Путь этот

трудный, но его надо суметь пройти.

- Ребята, чему мы с вами сегодня научились?

Мы отметили, что без доброты нет в человеке ни красоты, ни гармонии. Но доброта должна быть деятельной. Мы пришли к выводу, что тот человек красив, кто бережет природу, кто добр и трудолюбив. Кто идет дорогою добра.

Красота человека во всем. В глазах. В поступках. В словах и делах. Нужно просто заметить эту красоту.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!