М | Н | Тема | Программное содержание. |
Сентябрь | 1 | Стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки» Русский фольклор: «Пальчик- мальчик…», «Как у нашего кота..», | -Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А. Барто. - формировать положительное отношение к поэзии. О.С. Ушакова Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой.» стр. 15 |
2 | Рассказывание русской народной сказки «Репка». Фольклор народов мира: Песенка «Маленькие феи», анг. обр. С. Маршака; Сказка «Пых», белорус, обр. Н. Мялика. НРК : «Трусливый охотник» (Таеппуд цуанон ) «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки».) | -Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. -Учить называть и выделять характерные признаки персонажей. - Воспитывать интонационную выразительность речи. Стр. 16. -Закрепить знания о труде охотника, вселить уважение к труду охотника. Развивать связную речь, мышление. (С. Прокофьева) |
3 | Рассказывание сказки «Колобок» Поэзия (произведения поэтов и писателей России): К. Бальмонт «Комарики-комарики», Прослушивание песен о родном крае. З. Александрова «Купание» | -Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании. -Упражнять детей в произношении изолированного звука, в слоге и в словах. - Воспитывать любовь к родному краю, месту, где ты родился. -Познакомить со стих З. Александровой «Купание». |
4 | Чтение стихотворений о животных. З. Александрова «Кролики», А. Блок «Зайчик» В. Берестов «Курица с цыплятами» С. Маршак «Зебры» | -Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи, побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях. Стр.20 -При восприятии стих А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору. -Способствовать формированию умения детей вступать в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий. -Познакомить детей с яркими образами животных. |
Октябрь | 1 | Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки В. Берестов «Петушки» «Водичка» «Котик» «Тили-бом! Тили-бом!» | -Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки; познакомить с жанром потешки, помочь запомнить потешку «Котик» , интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка», «Тили-бом! Тили-бом!» стр. 22 |
2 | Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыплёнок» Для заучивания наизусть «Петушок-петушок…» | Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой; учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Стр.24 |
3 | Заучивание стихотворения «Хнык» Заучивание стихотворения «Гино» К. Хетагурова. | Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Хнык»; обогатить словарь словом карлик (крошечный, очень маленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме. Стр.25 Познакомить детей с новым стихотворением осетинского поэта, вызвать желание слушать. |
4 | Чтение сказки «Гуси-лебеди», обр. М. Боголюбской Русский фольклор: «Травка- муравка»; Сказка «Волк и козлята», обр. А.Н. Толстого. | Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание: вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. |
Ноябрь | 1 | Рассказывание русской народной сказки «Теремок» | Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, упражнять в словообразовании. |
2 | Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» | Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стих., упражнять в подборе определений к заданному слову, побуждать свои впечатления в рисунках и движениях. О.С. Ушакова Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» стр. 26 |
3 | Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр» | Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. О.С. Ушакова Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» стр. 28 |
4 | Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр» | Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. О.С. Ушакова Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» стр. 29 |
Декабрь | 1 | Литературный калейдоскоп. Русский фольклор: сказка «Кот, лиса и петух», обр. М. Боголюбской. | Помочь детям вспомнить стихи и сказки; порадовать малышей, прочитав им любимое произведение. В.В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе» стр. 29 |
2 | Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса». Русский фольклор: «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще…» | Учить детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. О.С. Ушакова Н.В. Гавриш стр. 42 |
3 | Заучивание стихотворения Е. Трутневой «С новым годом!» Рассказывание из личного опыта на тему «Новогодний праздник». Для заучивания наизусть «Как у нашего кота…» «Огуречик, огуречик…»; А. Барто «Мишка». | Учить детей выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях, при рассказывании наизусть стихотворения передавать интонацией радость, торжество. О.С. Ушакова Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой стр. 45 Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. |
4 | Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Муха- цокотуха». Произведения поэтов и писателей разных стран: Г. Внеру «Ёжик и барабан». | Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; Вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. |
Январь | 1 | Заучивание стихотворение Е. Благининой «Прилетайте». | Учить детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение «Прилетайте», передавая побудительную и вопросительную интонацию; активизировать лексику по теме «Птицы зимой» «Знакомим дошкольников с лит-ой стр. 38 |
2 | Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка» Фольклор народов мира: Песенки «Кораблик», «Храбрецы»; «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака | Используя метод моделирования, продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий; познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде»; упражнять в завершении предложений, начатых воспитателем. О.С. Ушакова Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». Стр.47 |
3 | Ознакомление с малыми фольклорными формами | Познакомить детей со значением и содержанием потешки- заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Ты мороз-мороз…»; Помочь запомнить поговорку «Береги нос в большой мороз»; Объяснить значение считалки – выбрать ведущего, организовать игру с помощью считалки. О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомство дошкольников с литературой» |
4 | Чтение сказки «Бычок- черный бочок, белые копотца», обр.М.Боголюбовской. Фольклор народов мира: Сказки «Два жадных медвежонка» | Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно воспроизводить четверостишия. |
Февраль | 1 | Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Фольклор народов мира: Сказки «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер, с португ. Ю.Чубкова; «У солнышка в гостях», словац., пер. С.Могилевской и Л.Зориной. | Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, вызывать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей. О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомство дошкольников с литературой стр.49 |
2 | Заучивание стихотворение А. Кондратьева «Метель» | Учить детей эмоц. воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинами природы, передавать его радостный характер в самостоятельном чтении; обогащать словарь детей образными словами и выражениями: снежинки- пушинки, паутинки, летает, кружится, сыплется, танцует. О.С. Ушакова Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». Стр. 40 |
3 | Ознакомление с малыми фольклорными формами. Фольклор народов мира: Песенки «Что за грохот?» латыш., пер.С.Маршака; «Две фасольки, три боба», лит.,пер.Е.Юдина. | Продолжать знакомить детей с потешками, помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку «Расти, коса, до пояса»; учить отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки; упражнять в ритмичном и выразительном произнесении текста в народной игре: «У медведя во бору»; воспитывать интерес к устному народному творчеству О.С.Ушакова Н.В.Гавриш. «Знакомим дошкольников с литературой» стр.34 |
4 | Чтение сказки в стихах К.И.Чуковского «Айболит», «Путаница» Фольклор народов мира: «У солнышка в гостях», словац.,пер С.Могилевской и Л.Зориной. | Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызывать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. |
Март | 1 | Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима прошла». | Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стих-е «Зима прошла»; упражнять в подборе определений к заданному слову. О.С. Ушакова Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». Стр. 51 |
2 | Чтение стихотворения о детях. Заучивание стихотворения Н.Саконской «Где мой мальчик?» Поэзия( произведения поэтов и писателей Росии): А.Пушкин «Свет наш, солнышко..!» «Месяц, месяц…», «Ветер, ветер!..»( из сказки о мертвой царевне и о семи богатырях») | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических тексттов, чувствовать ритм стихотворений, интонационно выразительно передавать образное содержание; побуждать выражать свои впечатления в связных высказываниях. О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» стр.30 |
3 | Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк» | Продолжать учить детей эмоц. воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей при воспроизведении песенок, используя структурно- логическую схему, учить составлять связные высказывания на заданную тему; активизировать глагольную лексику. О.С. Ушакова Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». Стр.39 |
4 | Литературная викторина Проза (Произведения поэтов и писателей России: Л.Воронкова «Маша – растеряша», «Снег идет»; Е.Пермяк «Как Маша стала большой». | Порадовать детей, помогая им вспомнить знакомые сказки; в ходе игры по мотивам русской народной песенки «Тили-бом! Тили-бом!..» создавать условия для импровизации, формирования у дошкольников интонационной выразительности речи, обогащения словаря В.В.Гербова. «Приобщение детей к художественной литературе» стр.30 |
Апрель | 1 | Рассказывание сказки Л.Н.Тостого «Три медведя», Потешки: «Заинька, попляши..», «Чики-чики-чикалочка», «Ночь пришла», «Божья коровка». | Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относится к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста; помощь усвоить содержание текста с помощью моделирования. Стр.33 |
2 | Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» | Учить детей эмоц. воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки; упражнять в словообразовании. Стр.36 |
3 | Заучивание стихотворения Я.Акима «Мама» Проза ( произведения поэтов разных стран): Л.Муур. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». | Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас эмоционально-оценочной лексикой. Стр.48 |
4 | Чтение сказки «У страха глаза велики, обр. М. Серовой | Учить детей эмоц. воспринимать произведение, осознавать тему, содержание : вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. |
Май | 1 | Рассказывание итальянской сказки «Ленивая Бручодина» | Учить детей эмоц. воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, используя метод моделирования. |
2 | Чтение произведений А. Крылова «История с ежом», «Заболел петух ангиной», М. Пришвина «Ёж» | Учить детей воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста. |
3 | Ознакомление с малыми фольклорными формами. Проза (Произведения поэтов и писателей разных стран): Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья», «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика». | Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко-Ведрышко»; помочь заполнить поговорку «Вода с гор потекла- весну принесла»; упражнять в использовании считалок в подвижной игре; упражнять в загадывании и отгадывании загадок. |
4 | Для заучивания наизусть. Потешки: «Сорока, сорока…» «Еду-еду к бабе, к деду..» «Радуга-дуга..» Поэзия (произведения поэтов и писателей России: А.Барто, П.Барто «Девочка чумазая»; В.Бенрестов. «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки». | Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. |