СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие игры с тканью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении через музыку, творческого воображения и фантазии, способности к импровизации.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие игры с тканью»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29»

(МА ДОУ № 29)

624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, 10

электронный адрес[email protected]

телефон 834384 (32277)

сайтhttp://29ds.ucoz.ru/







МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТКАНИ



Разработали: Митрофанова Е.А., педагог-психолог

Логинова И.В., музыкальный руководитель

Латышева И.Г., старший воспитатель

Пономарёва Ю.А., воспитатель







г. Краснотурьинск, 2020 года

Содержание



Пояснительная записка…………………………………………………………………...

3

Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми……………………………………………………………………………...


5

Применение технологии Textile-fun (Досуг с тканью) в образовательной деятельности………………………………………………………………………………...


9

Методические рекомендации организации театрализованных игр с тканью…………...

11

Примерные игры с тканью для детей раннего и младшего дошкольного возраста…….

12

Театрализованные игры с использованием ткани с детьми среднего и старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………


16

Литература…………………………………………………………………………………..

24






































Пояснительная записка


Педагогическая деятельность педагога дошкольной организации сложная динамическая система, разноплановая по своему содержанию, подразумевает ряд функций, реализующихся в профессиональных компетенциях, от которых напрямую зависят результаты развития детей. В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.

Среди прочих компетенций педагога ДОО, в соответствии с профессиональным стандартом педагога указаны следующие: поддержание эмоционального благополучия ребенка, создание позитивного психологического климата и условий для доброжелательных отношений с детьми, организация различных видов деятельности (в том числе игровой), создание широких возможностей для развития свободной игры детей, поддержка детской инициативы и самостоятельности, а так же применение методов физического, познавательного и личностного развития детей. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, а так же охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия являются основными задачами ФГОС ДО [1]. Поиск инновационных, эффективных средств развития творческих способностей, потребности к самовыражению, совершенствования двигательной сферы детей дошкольного возраста, снижения эмоциональной тревожности способствовал внедрению в образовательную деятельность современных здоровьесберегающих технологий с применением арт-терапевтических приёмов.

Театрализованные игры с использованием ткани, организованные совместно музыкальным руководителем и воспитателями – одна из эффективных форм повышения творческой активности. Занятия такой деятельностью развивают музыкальность, гибкость и пластику, у детей улучшается память, совершенствуется осознанная координация движений. Игры с тканью формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность суставов, совершенствуют чувство равновесия. Приобретая опыт пластической интерпретации образов, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и опытом творческого осмысления и воплощения. Музыка, звучащая во время проведения театрализованных игр дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает творческое воображение. Взаимосвязь музыки, ритмических движений и ткани в совместной деятельности с воспитанниками обеспечивают формирование у детей, как музыкально – ритмических, так и двигательных навыков, способствует музыкальной выразительности, способности к импровизации, развивает уверенность и коммуникативные способности, обогащается эмоциональная сфера, ребенок психологически раскрепощается. Эмоциональное восприятие и отзывчивость, так необходимые для развития актёрского мастерства, можно усилить с помощью взаимосвязи различных видов искусств: музыки, живописи, танца.

Задачи использования театрализованных игр с тканью в образовательной деятельности

  1. Поиск инновационных, эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствование развития двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации, профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, в том числе снижение эмоциональной тревожности.

  2. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении через музыку, творческого воображения и фантазии, способности к импровизации.

  3. Развитие способности создавать образ, чувствовать его настроение, характер, понимать сюжетное содержание эпизода или произведения.

  4. Развитие чувства ритма, двигательной и эмоциональной памяти, кругозора.

  5. Формирование положительных коммуникативных действий со сверстниками и взрослыми, способствующих снижению компонентов социальной робости, развитие эмпатии, самооценки.

Особенностями использования ткани в театрализованных играх являются:

  • Безоценочное восприятие всех детских работ: нет «правильного» или «неправильного», это нужно чётко понимать как педагогу, так и воспитанникам. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.

  • Если ребенок не включается в игры с другими детьми, не настаивайте.

  • Упражнения созданы таким образом, что отправная точка – опыт каждого ребёнка. В этом смысле дети – «эксперты» в отношении своих работ.

  • Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от качества исполнения.

  • Помещение должно быть достаточно просторным для двигательной и творческой активности детей.

Применяя игры с тканью в театрализованной деятельности, педагоги предлагают детям задания и упражнения разной сложности в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников. Они проводятся как часть занятия или как отдельная самостоятельная игра.

Ожидаемые результаты применения игр с тканью в образовательной деятельности:

- физическое развитие: развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики;

- социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совестной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- познавательное развитие: развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, их свойствах (форме, цвете, размере, материале и др.); об особенностях природы родного края;

- речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, ситуативные разговоры, название трудовых действий, поощрение речевой активности детей, обсуждения и др.;

- художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.












Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий 

в работе с детьми


В  настоящее  время  в  образовательном  процессе  в  качестве  основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком,  принятие  и  поддержка  его  индивидуальности,  забота  о  его психическом здоровье. Для этого необходимо осваивать новые эффективные методы  и  приемы,  способствующие  улучшению  психического  здоровья дошкольников. Одним из таких методов является арт-терапия. Через рисунок, игру, игры с тканями,  сказку,  музыку  арт-терапия  помогает  снять  накопленное  психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться

Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние ребёнка, но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик. Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько продукт творчества, сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами.

Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческое деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.


Показания для проведения детской арт-терапии:
• упрямство;
• агрессия;
• страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;
• частая смена настроения;
• задержки речевого и психического развития;
• кризисные ситуации;
• трудности в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми;
• возбудимости или апатичности;
• изменение места жительства;
• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;
• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.
• застенчивости и неуверенности в себе;
• агрессивность;
• гиперактивность;

Основные принципы занятий арт-терапией:

        1. Желание ребенка — основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

        2. Поощрение и благодарность ребенку.

        3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

        4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

        5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага, ткань имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности, мягкие, струящиеся ткани и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

        6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

        7. Главное — получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Какие бывают виды арт – терапии


Тканевая терапия - опирается на положительные эмоциональные переживания в процессе творчества. Дети вместе с педагогом создают картины из ткани. Придумывают игры с тканью. Ткань становится символическим выражением самого ребенка, отношение к ней- это отношение к себе. Изучая взаимодействие с тканью, психолог может диагностировать самоотношение дошкольника, как выстраиваются взаимоотношения с окружающими. В ходе наблюдения за творческим процессом, происходит анализ его эмоционального состояния. 

Кроме того, при создании картин из ткани , придумывании игр дошкольников не возникает перенапряжения, связанного с отсутствием художественных способностей, ребенок получает всегда успешный результат.

Изотерапия - рисование цветным песком,  марание, штриховка, каракули, рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами),рисование на мокрой бумаге, рисование мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, пальчиками на зеркале, на стекле и на бумаге, пластилиновое рисование;

Цветотерапия - (хромотерапия) - это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие.;

Сказкотерапия — это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться;

Песочная терапия. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо;

Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией;

Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

Занятия с помощью средств арт-терапии проводятся в индивидуальной и групповой форме, во время НОД, самостоятельной деятельности.

Важно, что для занятий арт - терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт - терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи, на развитие познавательных и психических процессов, сенсорных навыков.


Рекомендации по применению методов арт – терапии в работе с детьми.

Для некоторых из вас арт – терапия еще безызвестная область, про которую вы мало слышали и слабо доверяете, может быть некоторые из вас, уже знакомы с арт – терапией, ее методами и особенностями, и, возможно, Вас уже захватил спонтанный, творческий, несущий радость переживаний дух данного метода. Безусловно, кроме творчества у данного метода масса преимуществ – и мы еще раз подчеркнем их.

Занимаясь с детьми, помните, что их руки еще недостаточно развиты, они неловкие и неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие или несформированность этих умений сердит и расстраивает, подскажите, помогите – как нужно правильно выполнять определенное действие, но, ни в коем случае не критикуйте. Если ребенок агрессивен — то в работе с ним стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет только раздражать ребенка, а вот лепка, наоборот — успокоит. Всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочтительней краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.


Помните арт – терапия:

  • помогает развивать эмоциональную сферу ребенка,

  • закрепляя доверие к миру;

  • помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т. д.;

  • развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности;

  • обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка;

  • арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;

  • помогает развить гармоничную, духовно развитую личность; вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.




























Применение технологии Textile-fun

(Досуг с тканью) в образовательной деятельности


Для детей шестидесятых – семидесятых годов прошлого века естественным и любопытным делом были игры в «Прятки», дети использовали платочки, накидки на подушки, бабушкины и мамины шарфики. «Игры с тканью» использовались в начале практической деятельности, как фрагмент коррекционной работы психолога. Методической основой «игр с тканью» являются народные подвижные игры, некоторые игры технологии Марии Монтессори, игры с предметами, элементы психотерапевтических игр, игры-театрализации, пальчиковые игры, коммуникативные игры, имитационные игры, дыхательные упражнения.

Игры с тканью, полупрозрачными цветными платками содержат в себе много возможностей для создания образов, эмоционального и двигательного раскрепощения. Ткань – это символ той невидимой связи, которая существует между людьми в жизни, как и музыка, она может передавать различный характер [2]. Развевающийся во время игры платок, кусок ткани может нести в себе много разных смыслов: это и образ крыльев, продолжающих руки, это и танец воды, воздуха, огня, образы любых персонажей. Например, с тканью можно просто покружиться, посмотреть сквозь ткань как изменяется мир, укрыться тканью, превратившись в тучку, кустик, дерево, птицу, бабочку.

Технология «Textile-fun» («Досуг с тканью») разработана Е.Д. Файзуллаевой и Т.Д. Фицнер (малое инновационное предприятие Томского педагогического университета ООО «Академия счастливого детства») и основана на многоаспектном использовании сенсорного материала (ткани).

Сенсорно-перцептивная сфера является наиболее представленной на раннем этапе онтогенеза, поэтому материалы, с которыми работает ребенок, имеют огромное значение. Ткань – это мягкий, пластичный материал, пригодный для любой детской деятельности, обладающий такими характеристиками, как полифункциональность, открытость, комфортность, что позволяет создавать множество игровых и дидактических пособий. В зависимости от решаемых задач, тканевые средства могут выступать в разных качествах.

При включении ребенка в группу детского сада, игры с тканью используются с целью социализации таких детей, развития их адаптивных возможностей. В период адаптации игры с легкими, прозрачными тканями помогают ребенку легче пережить ситуацию отрыва от родителей.

Технология «Досуг с тканью» способствует разрешению следующих задач:

- Формировать положительные коммуникативные умения у детей во время взаимодействия с детьми в группе, с взрослыми, родителями, способствующие снижению компонентов социальной робости.

- Способствовать социализации, снижению порога эмоционального дискомфорта детей с ОВЗ.

- Развивать купную и мелкую моторику.

- Активизировать развитие речи в соответствии.

- Расширить представления у детей об окружающих предметах, игровом материале.

- Развивать познавательные психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение.

- Способствовать снижению эмоциональной тревожности, страха темноты.

- Способствовать развитию эмпатии, самооценки.


Игры с тканью развивают восприятие, тактильные ощущения, воображение, а также являются отличным способом организации досуга. Множество подвижных командных игр связано с большим куском ткани, за который держатся все участники (или стоят на нем, а задание - не сходя с места, его перевернуть) и выполняют какие-то совместные действия. А еще, отгородив, например подушками, часть комнаты. В нее можно поместить ткани, одежду, шарики - и будет «волшебный бассейн»! 

Интересные игры получаются с «дырявым покрывалом», когда в отрезе ткани большого размера делаются дыры, соответствующие по форме разным геометрическим фигурам. С большим куском ткани существует еще множество игр: игры в привидение, создание юрты с фонариком внутри, заворачивание себя в рулон, катание по полу и пр.

Психологи предлагают обратить внимание на такое пособие, как коробочки с разными тканями. Возможны игры, состоящие в поиске какого-то предмета среди тканей, и игры на классификацию (по цветам, по симпатии, по сфере применения), и пальчиковые игры, и мн. др. В таком формате у тканей есть свое место (поиграл — сложи на место), есть возможность их менять. Ниже — замечательный пример такой коробочки с дощечками одного размера, к которым прикреплены кусочки ткани разной фактуры и другие материалы.

Ткань можно использовать и в многозадачных играх на координацию движений. Предложите ребенку несколько простых движений выполнять одновременно (постепенно добавляя по движению). Например, одной рукой складывать ткани, ногой тарабанить по полу, другой рукой пытаясь дотронуться до кончика носа и мочки уха.

Важным упражнением на развитие моторики и подвижности рук, как известно, является сжатие руки в кулачок и полное ее раскрытие. Такие упражнения могут быть сложны и не интересны ребенку, и тут на помощь приходят ткани! Смять разные ткани и попасть комочком в ведро вдали комнаты, смять бумагу, смять вату и сравнить ощущения. Это нравится не только детям, но и взрослым, так как позволяет избавиться от напряжения и попрактиковаться в меткости.




















Методические рекомендации организации театрализованных игр с тканью


Театрализованные игры с использованием ткани – одна из эффективных форм повышения творческой активности. Занятия такой деятельностью развивают музыкальность, гибкость и пластику у детей улучшается память, совершенствуется осознанная координация движений. Игры с тканью формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность суставов, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия. Приобретая опыт пластической интерпретации образов, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и овладевают опытом творческого осмысления. У детей развиваются и совершенствуются физические и коммуникативные навыки, обогащается эмоциональная сфера, ребенок психологически раскрепощается.

Представленные игры могут проводиться педагогом- психологом, родителями и музыкальными руководителями, воспитателями как самостоятельно, так и возможно объединение 2-3 игр в рамках развивающей работы с детьми, обязательно учитывается характер эмоциональной и двигательной нагрузки на ребенка. Различные игры с использованием ткани могут использоваться на протяжении всех этапов деятельности.

Во время игр с детьми необходимо поддерживать эмоциональный контакт, рассказывать ребенку об его успехах.

В дошкольном учреждении для проведения театрализованных игр с тканью используется групповая комната, музыкальный зал, кабинет педагога-психолога, коридор детского сада при перемещении ребенка из группы, в теплое время года участок группы на улице.

В условиях организации игр в домашних условиях используется пространство одной комнаты или всей квартиры, в теплое время года хорошо перенести подобные игры на участок для прогулки или дачу.

На развивающих групповых занятиях используются ткань различных размеров от 30-30 см., 1.5-1,5, 2-3м., могут использоваться нитки, ленты, платочки, пелерины, подушечки, мешочки, большие бумажные салфетки. Полотна ткани в зависимости от желания и фантазии детей и педагогов могут превращаться в море, реку, небо, лес, полянку, болото и т.д. В таких занятиях могут принимать участие от семи до пятнадцати детей. На первых этапах работы необходимо использовать прозрачные ткани, на последующих – матовые шелковистые. Цвет ткани должен быть, как ярких, так и пастельных оттенков. Размер ткани может быть различным, а так же могут использоваться широкие ленты, платочки, пелерины, большие бумажные салфетки, мягкие пледы. С детьми младшего возраста недопустимо использовать ткани черных, коричневых цветов и материалов тяжелых по фактуре.

На индивидуальных занятиях и занятиях в малых группах может использоваться лоскутный конструктор. Легкая цветная ткань из обычного лоскута, в игре, превращается с помощью фантазии, ловких рук детей и взрослых в цветы и деревья, волшебных птиц и бабочек, морских обитателей, рисует пейзажи. На зеленом полотне дети могут выложить цветочки, создать цветочную полянку. На голубом- кораблики, или жителей подводного мира. Дети создают свой собственный мир и собственных героев в нем. Игра с тканью создает особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают свои художественные способности, воображение, ассоциативное мышление.

Также тканевые средства могут использоваться при моделировании предметно-пространственной среды групп детского сада. Для этого в обиход могут вводиться большое количество разнообразных тканевых лоскутов (гладких, шершавых, натуральных, синтетических и т. п.) Благодаря которым ребенок получает своеобразный опыт переживаний, накапливает сенсорные впечатления.




Игры с тканью для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Где игрушка?

1 вариант:

Посадите ребенка себе на колени. Положите на стол любимую игрушку так, чтобы малыш мог ее видеть. Привлеките внимание крохи к игрушке. Затем поверните малыша лицом к себе. Повернет ли он голову назад, чтобы увидеть эту игрушку снова?


2 вариант:

Посадите ребенка себе на колени. Положите на стол любимую игрушку так, чтобы малыш мог ее видеть. Накройте игрушку платочком из прозрачной ткани. Предложите ребенку найти игрушку (за уголок платочка малыш снимает платочек с игрушки).


3 вариант:

Расположитесь, сидя с ребенком, на ковре, покажите другой платочек из не прозрачной ткани, спрячьте под нее ту же самую игрушку, предложите малышу открыть игрушку. Родитель эмоционально поддерживает результат находки ребенка.


Платочек прячется.

Вам потребуется: пластиковая бутылка 0,5 л с крышкой платок из яркой ткани.

В пустую пластиковую бутылку протолкните яркий платок, оставляя на поверхности небольшую его часть. Расскажите малышу, что латок находится внутри бутылки, но мы можем видеть его, потому что бутылка прозрачная. Потяните за краешек платка – ткань снова оказывается на поверхности. Протолкните пальчиками ткань внутрь бутылки – платочек внутри.


Игра «Прятки»

Педагог по очереди накрывает детей прозрачной тканью (платком), начинает искать его, спрашивая: «А где у нас (имя ребенка)? А куда спрятался (имя ребенка)?». Затем педагог легким, поглаживающим движением стягивает ткань с головы ребенка, «находит» его.

Сенсорные качества полотна создают ощущение безопасности. Легкий, мягкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания».

Также в период адаптации тканевые средства можно применять в качестве психологически защищающих средств. Полотняные навесы в группах дают ребенку возможность уединиться, а прозрачность полотна позволяет ощущать присутствие других.

Большие тканевые полотна хорошо использовать для развития социальных и коммуникативных умений детей. Держась за одно общее полотно, дети объединяются. Выполняя одновременно одинаковые движения, они «настраиваются» друг на друга, синхронизируют свои действия, что развивает чувствительность к другому.





Дружные платочки

Приготовьте для игры шесть платков разных цветов. Свяжите их между собой, чтобы получилась длинная лента. Спрячьте связанные платки за пазухой так, чтобы кончик одного из них выглядывал наружу. Сядьте рядом с ребенком, улыбнитесь, ласково поговорите с ним. Обратите внимание малыша на краешек платка, который выглядывает у вас из-под одежды. Предложите ему потянуть за краешек платочка. Если ребенок не понимает, что от него требуется, помогите ему или начните сами тянуть платочки, а малыш потом поможет вам. Постепенно вытягивая платок, называйте его цвет. И искренне удивляйтесь и радуйтесь, что за ним следует еще один. Называйте цвет следующего платка. Эта игра доставит удовольствие ваше малышу.


Ленточки в коробке

С разных сторон цветной коробки сделайте небольшие отверстия, положите внутрь коробки ленточки или можно длинные шнурки, веревочки, один конец ленты или шнурка должен выглядывать снаружи, предлагайте ребенку вытащить ленты, шнурки через дырочки, поддерживайте малыша словами «тянем – потянем, вытянули шнурок. Хитрая ленточка, спряталась, а мы ее нашли, положи ленточки в коробку. Покажи ленточке окошко».

Дую-дую

Научите малыша дуть, показывайте ему, как набрать воздух в рот, раздуть щеки, когда он научится, то дуйте на перышко, на воздушный шарик, на платочек из тонкой газовой ткани.

Этюд «Бабочки»

Этюд помогает развивать артистические способности детей, умение воплощать образ, основываясь на собственной опыте.

После предварительной работы (наблюдения за бабочками, гусеницами, чтения литературы и т.д.) детям предлагается представить себя гусеничками, куколками в коконе (ткани), а затем под музыку освободиться от кокона и превратиться в бабочку, полетать, потанцевать, покружиться. Когда музыка закончится дети (бабочки) должны присесть на цветы в соответствии с цветом ткани.




Найди на ощупь

Накройте платком какую-нибудь игрушку, и пусть ребенок ощупает ее через ткань и определит, что это такое. Причем ощупывать можно не только рукой, но и ногой, и даже спинкой или животиком. Ребенку постарше можно спрятать под платком несколько предметов и предложить таким же образом узнать их количество.


Качели для игрушки

Положите в центр платка куклу или мягкую игрушку, возьмитесь с ребенком за концы платка и покачайте игрушку в гамаке. Сначала качайте медленно и плавно, потом все быстрее и быстрее (заодно объясните ребенку понятия быстро – медленно). А еще можно качать гамак вверх-вниз, чтобы игрушка подпрыгивала.


Упражнение: «Ручеёк»

С помощью этого упражнения воспитанники могут почувствовать движение воды, увидеть разнообразие её оттенков. Детям младшего возраста предлагается выбрать ткань, которая соответствует цвету воды и изобразить ручеек (упражнение можно делать как одному ребенку, так и в паре). С детьми старшего возраста можно использовать понятие «ткани холодных цветов».















Платочек - саночки

1 вариант

Большой платок, или прочную ткань превратите в санки. Возьмите его за два угла, пусть ребенок сядет на другом конце. Повозите его по гладкому полу. А на маленьком платке малыш может возить игрушки.


2 вариант

Предложите ребенку ползать на четвереньках и покатать на спинке сначала не большой прозрачный платок или шарф, а затем используйте для повтора игры не прозрачный лоскут. Передвижение игрушки по полу, которая спряталась под платок прозрачный, а после не прозрачный ребенку предложите выполнить самостоятельно.


Полянка

Устройте пикник, расстелив платок на полу в детской. Можно обойтись игрушечной едой. Но настоящее угощение (фрукты, печенье) превратит игру в праздник.


Игрушки приветствуют Петю

Платок или светлая ткань может стать ширмой для кукольного театра. Постепенно меняя игрушки, показывайте их ребенку их из - за ширмы- платка. Представляйтесь от имени игрушки, спрашивайте «Где Петя?», попросите, чтобы малыш поприветствовал игрушку жестами, а если ребенок уже говорит, поощряйте малыша за первые шаги диалоговой речи.


Платочек – летает (М.Монтессори)

Дети располагаются произвольно. У каждого ребенка в руках платочки. Воспитатель с детьми проговаривает слова и в такт взмахивают платками, и предлагает накрыть платочками определенные части тела, в соответствии с текстом.

Посмотри платочек легкий прямо в небо полетел,

Он летел, летел, летел и на ножки к деткам сел!

(накрываем платком ножки)

Посмотри платочек легкий прямо в небо полетел,

Он летел, летел, летел и на животик к деткам сел!

(накрываем платком живот)

Посмотри платочек легкий прямо в небо полетел,

Он летел, летел, летел и на грудку к деткам сел!

(накрываем платком грудь)

Посмотри платочек легкий прямо в небо полетел,

Он летел, летел, летел и на ручки к деткам сел!

(накрываем платком ручки)


Играем, пока присутствует у ребенка интерес. Накрываем шейку, уши, нос...а в конце самое веселое:

Посмотри платочек легкий прямо в небо полетел,

Он летел, летел, летел на головку к деткам сел!

(накрываемся платком целиком).

Дети накрываются и переглядываться под платком, им очень нравится, поэтому последний куплет обычно повторяем два раза.


Перешагни, перепрыгни через ручеек

1 вариант

Сложите платок или длинный шарф вдоль в 6-8 раз и предложите ребенку вместе с вами, а затем и самому перешагнуть, перепрыгнуть ручеек. Потом сделайте речку пошире, затем еще шире. А под конец предложите перешагнуть квадратное озеро.


2 вариант

Разложите на полу большой лоскут шелковистой сначала прозрачной ткани предложите ребенку поплавать в море, а после «понырять»- на четвереньках или лежа на животе проползти на другой берег. С одной стороны взрослый придерживает ткань, чтобы она не смещалась.


Найди такой же

Для игры нужно два комплекта платков, каждый из которых имеет пару. Каждый комплект складывают в широкую корзинку. Одна корзинка перед взрослым, другая - перед ребенком. Педагог повязывает себе на голову платок и говорит: «Надень такой же!»

Ребенок должен выполнить задание.


Платочек для куклы

Ребёнку предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Ребёнок поочередно рассматривает и ощупывает все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. И теперь на ощупь надо отыскать в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

Упражнение «Море»

Упражнение расширяет представления воспитанников окружающей действительности через переживание и воплощение образа.

Детям младшего возраста предлагается большой кусок ткани, на поверхности которой находятся предметы. В данной игре дети представляют, что это рыбки. Придерживая ткань со всех сторон, под музыку различного характера и темпа, дети пытаются изобразить движение волн, в которых плавают рыбки.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить тему театрального этюда, где они придумывают различные образы (рыбки, кораллы, волны, осьминоги и др.







Театрализованные игры с использованием ткани с детьми среднего и старшего дошкольного возраста


Подвижная игра « Приветствие»

Все играющие становятся в кругу. За кругом находится водящий, у него в руках красивая прозрачная ткань. Двигаясь вокруг, водящий машет платком между любыми двумя участниками. Те между кем оказался красивая прозрачная ткань, бегут в разные стороны, по внешней стороне круга, встретившись на полпути, бегущие громко здороваются и произносят свои имена, после чего продолжают движение в том же направлении что и до встречи. Тот, кто первым добегает до водящего и успевает взять ткань - становится новым водящим; старый водящий занимает место в кругу.


Упражнение с мячом «Приветствие»

Дети сидят по периметру полотна, каждый держится за край. Педагог показывает детям мяч, говорит о том, что сегодня мы попробуем поприветствовать друг друга необычным способом. Показывает, как можно передать мяч, прокатив его по ткани. Дети перекатывают друг другу мяч в произвольном порядке, говорят при этом приветственные слова. Упражнение заканчивается после того, как все дети получили приветствия.



Упражнение «Поздороваемся»

Для этого упражнения потребуется ассистент. Ткань на­тягивается между ведущим и ассистентом вертикально, как сетка на теннисном столе. Дети становятся по обе стороны натянутого полотна и получают от педагога задание поздороваться друг с другом через ткань: руками, ногами, спинами, локтями, ушами, носами и т.д. Работа ведется в парах.


Упражнение с мячом «Перекати»

Дети сидят по периметру двухцветного полотна, каждый держится за край. Ребята делятся на две команды: Голубую и Синюю в соответствии с цветом той стороны полотна, на которой они оказались. Педагог дает задание перекатывать мяч с голубой стороны на синюю. Объясняет, что для этого всем нужно работать согласованно: ребятам, находящимся с одной стороны поднимать руки всем вместе, а тем, кто находится с другой стороны, всем вместе руки опускать. Упражнение учит работе в команде.


Превращение платка в куклу

Завяжите в центре платка узел – это будет голова. Концы платка – руки и ноги. И не удивляйтесь, если малыш полюбит эту куклу больше всех других игрушек. Принимайте и поддерживайте попытку сделать куклу самостоятельно.


Упражнение: «Живая радуга»

Дети становятся парами, в руках они держат ткани. Услышав свой цвет, дети взмахивают тканью. Расходятся под музыку, ткань натягивается, выстраиваются в радугу.



Игра Платок со смехом

Если дети немного устали, а кое-кто загрустил, нужно срочно поднять настроение. Возьмите носовой платок, лучше шелковый, и все, кроме хозяина, встают в круг. Он становится в центр круга, подбрасывает платок высоко в воздух и начинает громко смеяться. Все остальные тоже должны начать смеяться. Каждый, кто перестанет смеяться, пока платок будет в воздухе, выбывает из игры. Всем перестать смеяться, как только платок коснется пола. Не допускается даже хихиканье, иначе игрок выбывает из игры. Последний, кто остался в игре, побеждает и получает в подарок веселую маску.


Игра Костюм

Один платок может превратиться в наряд или необходимый аксессуар – фату, плащ, длинную юбку, пиратскую бандану, слинг, чалму, хвост птицы. А если таких платков несколько – вы сможете соорудить множество разных костюмов. Дети – и мальчики, и девочки, – очень любят наряжаться


Упражнение Невидимые ткани

Дети закрывают глаза и представляют себе ткань (цвет, узор, плотность). По сигналу водящего они открывают глаза и описывают свою ткань. В случае затруднения можно предложить реальные кусочки разноцветных красивых тканей.


Пантомима.

Дети снимают «ткань», раскладывают на полу, разрезают ее, указательный и средний пальцы правой руки работают как ножницы, а левая рука поддерживает ткань. Затем дети берут «иголку», вдевают «нитку», завязывают «узел» и начинают шить.


Упражнение «Брыкание»

Для этого упражнения также потребуется ассистент. Ткань на­тягивается между ведущим и ассистентом вертикально, как сетка на теннисном столе. Играет подвижная музыка. Ткань располагается близ­ко к ногам детей. Их задача — оттолкнуть от себя ткань ногами, «от­брыкаться». После того как они «отбрыкались» ногами, они «брыкаются» руками, головой, плечами, всем телом. Дети могут при этом кричать, ругаться. Важно, чтобы они вкладывали в «брыкание» всю свою силу. Ведущий подбадривает их эмоционально и голосом, подливает масла в огонь. Ведущий может сказать: «Представьте, что вы вол­шебные лошадки, которых заперли в загоне. Они брыкаются и хотят ногами сломать стены загона».

Это упражнение очень эффективно для отыгрывания подавленных отрицательных эмоций и агрессии. Если дети чересчур возбуждены, они могут таким образом выплеснуть свое возбуждение и дальше с ними можно будет спокойно работать. Опыт «брыкания» по­зволяет найти мирный путь проявления детской агрессии.

Упражнение «Ветер на море»

Дети сидят по периметру полотна, каждый держится за край. Педагог рассказывает о том, что на море бывает штиль – время, когда ветра совсем нет, бывает слабый ветер, сильный, а бывает и шторм – самый сильный ветер, при котором волны бывают высотой с многоэтажный дом. По команде педагога дети при помощи тканевого полотна воспроизводят разные состояния моря.


Упражнение «Прилив – отлив»

Дети сидят на полу, по периметру полотна, каждый держится за край. Педагог рассказывает о природных явлениях «прилив» и «отлив», во время которых вода может либо высоко подниматься, затапливая большую часть берега, либо отступать, обнажая дно. По команде педагога «Отлив!», дети наклоняются, максимально вытягивают руки вперед, в центр круга. По команде «Прилив!» дети выпрямляют спины, подносят руки с удерживаемой в них тканью к плечам, на поверхности «воды» остаются только головы.


Упражнение «Рыбки»

Главное условие игры – абсолютная тишина. Дети стоят по периметру полотна, каждый держится за край. Педагог говорит, что в каждом море водятся рыбки, и сейчас каждый ребенок превратится в маленькую красивую рыбку. Педагог выбирает ребенка, который первым станет рыбкой, и заберется «вглубь» моря, т.е. под полотно. Первая «рыбка» «плавает» в море и выбирает себе «подружек», утягивая за собой под ткань. Так продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся под тканевым полотном. Затем педагог превращается в «рыбака», который «ловит» «рыбок», поглаживая их по голове. «Пойманные» дети возвращаются на свои места.


Морские жители


Детям старшего дошкольного возраста можно предложить тему театрального этюда, где они придумывают различные образы (рыбки, кораллы, волны, осьминоги и др.).





Упражнение с лоскутками «Маленькие рыбки»

В упражнениях с лоскутками ребенок учится складывать ткань. Скручивать, придавая ей нужную форму, объем, завязывать узелки, комбинировать части в целом.

Данное упражнение эффективно для развития мелкой моторики.

Каждый ребенок выбирает себе лоскуток желаемого цвета, а педагог показывает, каким образом можно свернуть лоскуток, чтобы получилась рыбка. Дети сворачивают каждый свою рыбку, бросают ее в «море» (на полотно). После этого берутся руками по периметру полотна, начинают качать рыбок на «волнах».

Данное упражнение также может выполняться в парах. Двое детей могут покачивать своих рыбок на лоскутке достаточно большого размера (30x30 см). При этом дети учатся сотрудничать, сообща заботиться о ком-либо.


Игра «Цветные картинки»

Помогает детям закреплять холодные и тёплые цвета, формировать умения создавать образы в соответствии с цветом и музыкой.

Детям предлагается определить характер музыки, соотнести его с цветом ткани, придумать образ в соответствии с характером музыки и цветом.


Упражнение «Трава»

Дети сидят по периметру полотна, каждый держится за край. Педагог спрашивает, на что похоже данное полотно (ответы детей «трава», «лес», «болото»). Педагог говорит о том, что перед нами сейчас находится лесная полянка, на которой растет трава, просит детей рассказать о том, какова она на ощупь (мягкая или твердая, гладкая или шершавая, приятная или нет, и т.д.) Далее педагог просит потереть ткань между пальцев, послушать, как шуршит наша «трава». Педагог спрашивает детей, что они хотели бы сделать на полянке (походить босиком, полежать, и т.д.) в зависимости от количества участников, одно из пожеланий выполняется.


Упражнение «Рождение бабочки»

Кто-то из детей по желанию садится в середину полотна, педагог помогает ему закутаться в полотно как можно плотнее. Ребенок – это гусеница в коконе. Педагог спрашивает, готов ли он родиться и превратиться в прекрасную бабочку. Когда ребенок говорит, что готов, ребята помогают ему сделать это, постепенно разворачивая ткань. Педагог напоминает, что бабочка – это прекрасное и хрупкое существо, и что помогать ему нужно очень мягко и деликатно. После «рождения» педагог спрашивает у ребенка, уютно ли ему было в «коконе», хотелось ли выбраться на волю. Это упражнение помогает ребенку ощутить чувство любви и доверия. Кроме того, оно сплачивает детей, помогает им чувствовать ответственность друг за друга.


Упражнение «Росточек»

Дети сидят по периметру полотна, каждый держится за край. Педагог зачитывает текст: Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечки. Из семечек проклюнулись росточки. Всё чаще пригревает солнышко, росточки начинают расти и тянуться к солнышку. (Дети постепенно поднимаются и тянутся вверх). Из ростков выросли прекрасные высокие деревья, целый лес, ветви которого продолжали тянуться к солнцу. (Дети поднимают руки и разводят в стороны). Подул ветер и деревья стали раскачиваться. (Дети покачивают руками).


Этюд «Огонь»

Этюд формирует у воспитанников умение работать в группе, развивает координацию, эмоциональность. Помогает представить детям образ огня и творчески изобразить его подвижность с помощью ткани. После того как дети рассмотрели огонь (иллюстрации огня, приносящего пользу и вред), им предлагают взять ткань соответствующую цветам огня (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий). Под звуки музыки они ритмично взмахивают тканями, пытаясь изобразить пламя огня. Темп музыки меняется (пламя то разгорается, то затихает).



Игра «Дети в лесу»

Дети делятся на «деревья» и «детей, гуляющих по лесу». «Деревья» стоят по периметру полотна, держат его в руках над головой, «дети» гуляют в лесу, они могут проходить под полотном, гулять вокруг «деревьев», выходить за круг. «Деревья» говорят слова:

Вы гуляйте, ребятишки,

Собирайте в лесу шишки.

Мы за вами наблюдаем,

Придет вечер – вас поймаем!

При этом медленно опускают полотно. Дети, которые, не успели выбраться из-под полотна выбывают из игры. Игра может повторять несколько раз. Также «деревья» и «дети» могут меняться местами, для того, чтобы каждый ребенок мог побыть в обеих ролях.

Голубое полотно также можно использовать в подвижной игре. В этом случае «река» будет ловить «ручейки» со словами:

Как вдоль нашей вдоль реки

Побежали ручейки,

Руки опускаем,

Ручейки поймаем.


Упражнение «Дюймовочка»

Кто-то из детей ока­зывается в центре полотна, садится на него, и превращается в Дюймо­вочку или Эльфа. Полотно же превращается в цветок и закрывает свои лепестки. Остальные дети вместе с ведущим начинают медленно под­нимать и покачивать хозяина (или хозяйку) цветка. Это упражнение помогает ребенку ощутить чувство любви и доверия. Кроме того, оно сплачивает детей, помогает им чувствовать ответственность друг за друга. По очереди все дети могут покачаться на полотне, и оно им пода­рит силу и радость.

















Игры с эластичной тканью, сшитой в кольцо

Для занятий потре­буется эластичный прочный трикотаж или ткань на лосины. Кусочки ткани сшиваются таким образом, чтобы получилось полотно длиной 2-метра, шириной 40 см. Затем концы полотна сшиваются. Получает­ся кольцо из ткани шириной 40 см.

Дети становятся вместе с ведущим внутрь кольца, равномерно рас­пределяясь по окружности, и облокотившись на ткань, расслабляют­ся. Круг поддерживается за счет веса тела каждого. Каждый находит для себя в круге удобное положение и точку опоры.

С помощью такого приема формируется групповая спло­ченность, чувство поддержки и доверия. Далее ведущий может сказать: «А сейчас мы превращаемся в ска­зочное море. В море волна накатывает и откатывает». Звучит спокой­ная музыка. «А теперь мы водоросли. Волна играет водорослями, они колышутся и трепещут». Педагог может задавать детям различные образы, которые помогли бы им расслабиться и испытать чувство общности и взаимного доверия.


Этюд «Образ»

Предлагается выбрать понравившуюся ткань или платок и прослушав музыкальный фрагмент, придумать и изобразить образ в соответствии с характером музыки.


«Кого не хватает»

Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, что в группе кто-то отсутствует? Каждый ребенок в группе очень важен для нас. Когда, кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь.

Пройдитесь вдоль своего круга и назовите каждого из присутствующих по имени. Если кого-то нет, обратите внимание и вспомните имя, отсутствующего ребенка. Правила нашей игры в прятки: один из вас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто этого не видит, тихонько подойду к одному из вас и прикоснусь к плечу. Тот, кого выбрали, должен открыть глаза, тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того как он спрячется, я попрошу вас открыть глаза и угадать, кого не хватает.

Начинает игру взрослый, спрятавшись под покрывало, чтобы подстегнуть активность детей. После того, как дети вас отгадают, вернитесь обратно в круг и спрячьте в центре круга кого-нибудь из детей. Сначала выбирайте достаточно уверенных в себе детей, которые смогут хорошо чувствовать себя и под покрывалом. Когда дети не могут долго отгадать, попросите, спрятавшихся, что-нибудь сказать, чтобы остальные могли узнать его по голосу. Дайте возможность достаточно большому количеству детей спрятаться. Необходимо повторить эту игру через некоторое время. Анализ упражнения




«Найди пару»

Дети делятся на две команды. Команда девочек с разноцветными платочками.

Звучит музыка. Мальчики и девочки свободно бегают по залу. Музыка обрывается: девочки застывают на месте и закрывают глаза. Мальчики бегут к педагогу, и тот быстро раздает им в руки цветные платочки, а потом звонит в бубен. Девочки открывают глаза. Все играющие должны найти себе пару по цвету платочка до того момента, пока бубен закончит звенеть.







Танец с тканью, полупрозрачными цветными платками

Такая ткань содержит в себе много возможностей для движения. Развевающийся в танце платок может нести в себе много разных смыслов: это и образ свободы движения, образ крыльев, продолжающих руки, это и танец стихий – воды, воздуха, огня, даже земли.





Этюд «Волшебный цветок»

Этюд помогает ребенку не только развить творческие задатки, связанные с театральной деятельностью, но и ощутить чувство любви и доверия. Кроме того, он сплачивает детей, помогает им чувствовать ответственность друг за друга.

Необходима прозрачная ткань различных цветов, размером не менее 1,5 на 1,5 метра. Дети встают вокруг ткани, берут её двумя руками за края и туго натягивают. Ткань поднимается и опускается над полом. Кто-то из детей оказывается в центре ковра, садится на него и превращается в фею цветка. Дети изображают открытие и закрытие лепестков цветка, используя ткань. Девочка в центре по собственному замыслу танцует импровизированный танец цветочной феи. Ткань может туго или плотно прилегать к ребёнку или по его желанию может находиться над ним, не касаясь его.





Этюд «Осень» из цикла «Живые картины»

Этюд может помочь детям увидеть и прочувствовать целостность и подвижность мира. Помогает развить внимание, умение передать увиденное на картине в движении при помощи тканей, умение договариваться, действовать в группе.

Дети берут ткань различных цветов и, ориентируясь на картину, изображают её сюжет. Голубая ткань напоминает небо. Жёлтые, красные, оранжевые лоскуты ткани, поднятые вверх детьми изображают осенние деревья.

Образы, предлагаемые для игр с тканью могут представлять широкий круг интересов человека и окружающей его деятельности. Использование в образовательной деятельности театрализованных игр с тканью развивают у ребенка чувственность, воображение, ассоциативное мышление и творческую активность, помогают формировать у ребенка представление о цвете, музыке, пространстве. Снимает эмоциональное напряжение, помогает осмыслить услышанное, увиденное, и артистически передать в движении, развивая творческую свободу, пробуждая полёт фантазии.

Платочный театр

Использование ткани в изготовлении платочных театрализованных кукол стало настоящим открытием для педагогов, который они используют при организации различных видов деятельности. Ребёнок, одновременно являясь и куклой и актёром, её управляющей, должен научиться взаимодействовать не только с другими актёрами, но и с собственным персонажем. У платковой куклы вместо ее рук и ног работают руки и ноги кукловода. Основой имитации платья такой куклы является платок или косынка, а её голова, крепится к одежде в районе шеи или грудины. Эмоции персонажа такой куклы маленький актёр должен научиться выражать интонационно, используя всю экспрессивность речи и средства её выразительности.




















Литература


  1. Бобрышова Е.И. «Психопрофилактика: "Игры в прятки", "Игры с тканью" в психолого-педагогическом сопровождении детей раннего и дошкольного возраста» (методические материалы). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psy.su/psyche/projects/763/, свободный (25.03.2019)

  2. Куприна Н.Г.: Полихудожественные технологии в развитии одаренности детей дошкольного возраста: монография/ ФГБОУ ВПО «УрГПУ» - Екатеринбург, 2014

  3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2011

  4. Митрофанова Е.А. Латышева И.Г. Технологические решения развития творческого и личностного потенциала детей дошкольного возраста с ОВЗ во взаимодействии педагога-психолога и музыкального руководителя. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017

  5. Тарарина Е.В. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-методическое пособие. - Луганск: Элтон-2, 2013

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Пр. Мин. образ. и науки РФ (Минобрнауки России) N 1155 от 17.10.2013 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!