Методическое пособие
«Коммуникативная культура личности младшего школьника»
Разработчик: Петрова Екатерина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Луговская основная школа» им. М. П. Хваткова»
Ульяновск, 2024
Содержание понятия «коммуникативная культура личности»
Коммуникативная культура личности − единство языковой и лингвистической компетенции: знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложения в тексте, умения и навыки анализа текста; собственно коммуникативные умения: владение коммуникативными качествами речи, ее просодической стороной; умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения; владения речевыми и поведенческими нормами этикета. Коммуникативная культура связана с определенной организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, социальными нормами речевого поведения.
Дзялошинский, И. М. Коммуникация и коммуникативная культура: Учебное пособие / И. М. Дзялошинский. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. – 606 с. – ISBN 978-5-4497-1367-4.
Коммуникативная культура учителя − это совокупность технологических коммуникативных умений и личностных коммуникативных качеств. Она характеризуется наличием коммуникативного идеала, ценностным отношением к обучающемуся, знанием норм и правил педагогического общения, знанием собственных коммуникативных качеств. Умение владеть педагогической ситуацией и выполнение регулятивной, информационной, мотива-ционной, рефлексивной и аффективной функцией тоже имеют важное значение. Школа, организуя учебно-воспитательный процесс личностно-ориентированной направленности, одной из своих задач считает формирование новых межличностных взаимоотношений ученика с людьми. Эти задачи включают в себя новые цели, способы общения и новую тактику, обеспечивают ученику чувство доверия к окружающим, психологической комфортности и радости жизни.
Вершинина, Г. Б. Коммуникативная культура учителя - словесника в XXI веке: лингвометодические основы формирования / Г. Б. Вершинина // Русский язык в поликультурном мире: Сборник научных статей II Международного симпозиума. В 2-х томах, Ялта, 08–12 июня 2018 года / Ответственный редактор Е.Я. Титаренко. Том 2. – Ялта: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – С. 38-44.
Коммуникативная культура – совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, оказывающая успешное воздействие на учащихся и позволяющая наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач. Компонентами коммуникативной культуры младших школьников являются: коммуникативные способности (свойство личности, обеспечивающее способность к взаимодействию с учетом коммуникативных возможностей собеседника — языковых, речевых, коммуникативных); коммуникативные свойства (социально значимые, устойчивые особенности поведения личности в общении − эмпатия, толерантность, в том числе такт и рефлексия); коммуникативная активность (готовность личности действовать адекватно сложившейся коммуникативной ситуации, исходя из её инициативы).
Куплякова, Д. А. Основы коммуникативной культуры младшего школьника и необходимость ее формирования / Д. А. Куплякова // Профессиональная подготовка специалистов психолого-педагогического направления: осуществление социально-педагогической деятельности.: Материалы круглого стола с международным участием, Москва, 06 мая 2022 года / Под редакцией А.М. Егорычева. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2022. – С. 77-80.
Коммуникативная культура личности − ключевой механизм осуществления человеком эффективной коммуникации, состоящего из совокупности знаний о языке, о коммуникативных кодах; мировоззренческих установок, сквозь призму которых один человек воспринимает другого человека; способностей адаптироваться в коммуникативной ситуации, устанавливать и поддерживать коммуникативные связи. В перечень умений и навыков, образующих коммуникативную культуру личности, входят навыки адекватного, корректного и соответствующего общепринятым этическим нормам выражения своих мыслей; умение слушать, выстраивать доверительные отношения, чётко осознавать и формулировать цель коммуникации.
Коммуникативная культура личности определяется сформированностью у нее коммуникативных компетенций. Под коммуникативной компетенцией личности следует понимать её готовность и способность к полноценному и эффективному вербальному и невербальному взаимодействию с другими людьми.
Структуру коммуникативной культуры образуют когнитивная, эмоциональная и речевая культуры (компетенции), включающие умение корректно оперировать языковыми единицами и планировать свое речевое поведение с учетом социокультурной специфики всех участников диалога. На их формирование ориентирована базирующаяся на компетентностном подходе современная система образования как часть культуры.
Шагиморданова, Р.И. Развитие коммуникативной культуры младших школьников через активизацию речевой деятельности / Р.И. Шагиморданова // Психолого-педагогическое обеспечение преемственности в реализации национального проекта "образование": детский сад -школа-ссуз -вуз : Сборник научно-методических статей. – Челябинск : Издательский центр "Титул", 2022. – С. 108-110.
2
. Структура коммуникативной культуры личности
Рис. 1. –Схема «Структура коммуникативной культуры личности»,
разработанная с помощью виртуальной доски Miro
Методический комментарий:
Miro − это платформа интерактивной доски для совместной работы, позволяющая объединять команды в любое время, в любом месте и практически для любого проекта. Не нужно скачивать программу, чтобы начать работу. Возможно работа из браузера на компьютере, а также с телефона и планшета, главное, чтобы было подключение к интернету. Весь интерфейс Miro - на английском языке, но инструментарий интуитивно понятен .
Для создания наглядного пособия необходимо зайти в сервис и создать новый шаблон.
Выбрать необходимый дизайн будущей интерактивной схемы.
Добавлять текст, изменять его шрифт и цвет
Добавлять и моделировать стрелки между блоками (компонентами педагогической категории «коммуникативная культура»)
Добавлять графические изобжения из Google или из папки на компьютере
Готовое наглядное пособие (интерактивную схему) после сохранения возможно отправить группе, которая может с ним ознакомиться (работать и преобразовывать)