СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие на тему «Причастие»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие на тему «Причастие»»

Бердиева Г. Х.

Методическое пособие на тему «Причастие»: 7 класс: для учителей школ общего среднего образования с узбекским и другими языками обучения/ Г. Х. Бердиева, - – Н., 2019. – 24с.




РЕЦЕНЗИЯ

на методическое пособие по русскому языку

преподавателя Бердиевой Г.Х.


Данное пособие состоит из методической рекомендации, разработки урока и сценария КВН.

Разработка урока написана на тему «Причастие» для 7 класса с нерусским языком обучения. На разработку урока введены такие современные методы, как работа в группах, метод консультант, тестирование, интерактивные методы.

Сценарий КВН составлен для старших классов на тему «А. С. Пушкин». Данный сценарий повышает и закрепляет литературные знания по творчеству А. С. Пушкина.

Представленное методическое пособие содержательно, логично; имеет практическую направленность, включает достаточное количество визуального материала.

В целом содержание пособия полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта при обучении и усвоении учеников по теме «Причастие».


Рецензент Исмаилова М. Х. учитель русского языка и литературы высшей категории школы № 12 города Навои



Дата «___»________2019 г. Подпись___________









МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Данное пособие по русскому языку на тему «Причастие» написано по новой учебной программе для 7 класса, отражающей требования коммуникативного подхода. Коммуникативность предполагает, что содержание обучения ориентировано на общение и поэтому определяется не грамматикой, а самой природой общения, целями и коммуникативными потребностями учащихся.

Роль учителя в процессе обучения заключается не столько в передаче знаний, сколько в организации учебной деятельности учащихся по материалам учебника. Учащиеся получается знания, приобретают навыки общения лишь в процессе учебной деятельности, связанной с выполнением устных и письменных речевых заданий. Работая в парах и группах, они учатся говорить, общаться, а учитель управляет их деятельностью, внимательно вслушивается в их речь, больше внимания уделяется отдельным группам; вместе с тем в нужный момент он может объединить всех учащихся класса для объяснения какого-либо грамматического явления, очередного задания и т.д.

Основу коммуникативных методов составляет обучение общению. Для полноценного общения необходимо также знание грамматики, так как бес знания грамматики нельзя правильно высказывать свою мысль. Поэтому грамматический и весь языковой материал при коммуникативном подходе изучается, но не как система правил, а как механизм, обеспечивающий общение, то есть грамматика играет не ведущую, а обслуживающую роль.

Каждый метод предполагает применение конкретных методических приемов, которые могут быть использованы и в обычном традиционном обучении. Главное в том, чтобы они были дидактически оправданы.

Эти приемы можно группировать по-разному:

- по источнику получаемых знаний (рассказ учителя, учебник, словарь, слайды и т.п.);

- по способу и характеру познавательной деятельности учащихся (выполнение творческих и полутворческих заданий, речевых задач и т.п.);

- по видам деятельности преподавателя и учащихся (сообщение новых знаний, закрепление знаний, проверка ЗУН).

В процессе обучения психологи рассматривают две стороны учебного процесса: обучение (деятельность учителя) и учение (деятельность учащихся).

С точки зрения учебной деятельности учащихся в современном процессе обучения выделяются три метода:

Пассивные методы: лекция, чтение, устный опрос, урок-презентация и т.п.

Активные методы: творческие задания, беседа, рефераты, доклады, устные рассказы, изложения, сочинения.

Интерактивные методы: ролевые игры, ситуативные диалоги, работа в малых группах (заполнение таблиц, кластеров, «ЗХУ», «Диаграмма Венна», «Каждый учит каждого» и т.д.), дискуссии, диспуты.

Интерактивные методы позволяют учащимся взаимодействовать между собой. Учитель выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для учения.













Методическая рекомендация и разработка

по русскому языку:

«Закрепление и совершенствование знаний по теме: «Причастие»».  

(Урок – практикум)

  Класс:7                                                                       

                                            Пояснительная записка.

  Представленный урок соответствует современным методическим требованиям. Цели обучения формулируются в результате деятельности учащихся. Урок включает материал проверки прочности орфографических и пунктуационных навыков; закрепление умения находить причастие и определять его грамматические признаки; совершенствование умения видеть и правильно решать орфографические задачи в конкретном причастии; совершенствование умения видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот; установление степени сознательного усвоения причастия в единстве его семантических, морфологических и синтаксических свойств. Присутствует самостоятельная поисковая деятельность. Структура урока содержит вопросы проверки знаний, физкультминутку, вопросы для учащихся. Данный урок позволяет учителю организовать разные виды деятельности учащихся; работать самостоятельно с источником информации, обобщать, делать выводы.

Важную роль играет не только познавательная деятельность, но и умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, предоставлять и сообщать в устной и письменной форме результаты своей работы, вступать в диалог.

    Уровень образования школьников: учащиеся общеобразовательных классов среднего звена.



Разработка урока на тему: «Закрепление и совершенствование знаний по теме: «Причастие»

Цели урока:

  • обучающая – систематизация и обобщение знаний по теме «Причастие», совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

  • воспитывающая -  способствовать повышению мотивации в изучении         русского языка

  • развивающая – развитие логического мышления и языкового чутья;

развитие умения работать в группе;

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.  

Форма урока: комбинированный.

Технология: урок - практикум 

Оборудование: мультимедийная система, карточки с дифференцированными заданиями, словарь В.И. Даля и Ожегова. Учебник 7 класса по русскому языку.2017.

Задачи урока:

  • проверка прочности орфографических и пунктуационных навыков;

  • закрепление умения находить причастие и определять его            грамматические признаки;

  • совершенствование умения видеть и правильно решать                             орфографические задачи в конкретном причастии;

  • совершенствование умения видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот;

  • установление степени сознательного усвоения причастия в единстве его семантических, морфологических и синтаксических свойств.

Зрительный ряд: слайды с использованием компьютерных технологий, репродукции картин



Структура урока:

1.Организационный момент3 минут

2.Повторение нового материала 5 минут

3. Объяснение нового материала 10 минут

4. Закрепление нового материала 19 минут

5.Итог урока 5 минут

6. Домашнее задание        3 минуты

"Причастие-это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного"
В.Даль

Ход урока

1.Орг момент.Актуализация знаний. Формирование мотивации.

 Организация класса, приветствие учителя.

2.Повторение пройденного материала.Слово учителя.

Сегодня мы подведём итоги тому, о чем говорили на предыдущих уроках, будем готовиться к контрольной работе по изученной теме.  

 Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем наш урок с рассказа «Щедрое растение».Обратите внимание на выделенные слова.

«Щедрое растение»

Хлопчатник –очень ценное растение, дающее прекрасное волокно.Плоды хлопчатника- это коробочки с белым хлопком. Осенью в постепенно раскрывающихсякоробочках появляется пушистое волокно.

Собранный хлопок отправляют на хлопкоочистительные заводы, где установлены специальные машины, очищающие волокно от семян. Волокно отправляют сначала на прядильные, затем –на ткацкие фабрики. На прядильных фабриках имеются специальные станки, производящие ткани: ситец,сатин,батист и трикотаж.

Есть и другие фабрики, перерабатывающие волокно и семена:фабрики, производящиепластмассу, бумагу, целлюлозу, фотоплёнки, фабрики, производящие хлопковое масло.Там, где вырабатывают масло, используются машины, выжимающие из семян масло.После выжимки остаётся жмых, служащий кормом для скота. Кожура семян используется на заводах, производящих спирт. Используются даже стебли, служащие как строительный материал и как топливо.

Вот какое щедрое растение_ хлопок!

Учитель: Ребята, а теперь вы должны ответить на вопросы.

1.Что вы знаете о хлопчатнике?2. Какие плоды у хлопчатника? 3.Куда отправляют собранный хлопок? 4.Что вырабатывают из семян хлопка?

3.Объяснение нового материала.

Учитель: Давайте сформулируем тему урока. Учащиеся предлагают варианты: повторение изученного о причастии; проверка знаний, полученных по теме: «Причастие».

Учитель: Вы правы, ребята. Мы будем говорить о причастии, и тема урока звучит так: «Закрепление и совершенствование знаний по теме: «Причастие»

 Презентация ученика, выполненная дома(2-3 мин)

Слайд.

"Причастие - особая форма глагола ":

а) значение,

б) вопросы,

в) морфологические признаки,

г) роль в предложении.

(в презентации учащийся на примерах показывает, что общего и чем отличается причастие от прилагательного и глагола):

Причастия обозначают временный признак, а прилагательные постоянный; причастия можно заменить сочетанием местоимение Который +Глагол, а с прилагательным такой замены совершить нельзя.

Общее у причастий и прилагательных:

1- вопросы,

2- изменяются по родам, падежам, числам,

3- в предложении выполняют чаще всего роль определений.

В отличие от глагола причастия не спрягаются

Общее у причастий и глаголов:

1- вид, время, возвратность,

 2- имеют зависимые слова.

 Учитель: А сейчас я предлагаю вам проверить это на практике и закрепить полученные знания.


4.Закпепление нового материала. 

Работа в группах (в каждой из них, можно поделить класс на 3-4 группы, консультанты же выбираются из одарённых учеников).

В бочонках (из-под киндера) содержатся вопросы, ваша задача, ребята, правильно ответить. Любой из группы вытаскивает бочонок, открывает и оглашает вопрос, все записывают вопрос, составляют опорный план ответа и приводят примеры.  Оценка выставляется в листе учёта знаний.

  Вопросы для зачёта теоретических знаний были даны заранее.

   ВОПРОСЫ:

1. Что называется причастием? Отметьте признаки прилагательного и глагола у причастия.

2. Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте? Чем отличается одиночное причастие от причастного оборота?  

3. В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями? Приведите примеры. Какой из морфемных признаков свидетельствует о том, что это причастие?

 На экране два словосочетания:

ОТОРВАННАЯ ПУГОВИЦА                                                         РИСУЮЩИЙ   УЧЕНИК

4. Рассказать, как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? О правописании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени? Приведите примеры.

На экране таблица:

Действительные причастия

Страдательные причастия



Настоящего времени

Прошедшего времени

Настоящего времени

Прошедшего времени

От глагола несов.вида

I спр. + -ущ-(-ющ-)

II спр.+- ащ-(-ящ-)

От глаголов сов. И несов. вида;

переход. и непереходн.

Н.ф. глагола (с основой на гласную)+ -вш-

Н.ф глагола (с основой на согласную)+ -ш-

От глагола I спр.+ -ем-

От глаголов несов.вида II спр.+-им-

От переходн. глаголов сов. и несов. вида +

-нн-

-т-

-енн-

      5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени? Рассказать о правописании гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени? Приведите примеры.

6. Что общего и чем различаются полные и краткие причастия? Приведите примеры.

7. Расскажите о правописании НЕ с причастиями? Приведите примеры.

Физкультминутка.

 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.

После того, как мы повторили теоретический материал, проведём интеллектуальную разминку. (Для консультантов будет дано задание повышенной трудности).

                                    КАРТОЧКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТОВ.

1. В каких случаях перед вами причастие, докажите. Например,

           Блестящий паркет                     -                  блестящий ум.

(паркет, который блестит (от глагола).                   (прилагательное дано в переносном смысле, можно подобрать синонимы: великолепный, превосходный.)

Причастие или прилагательное, докажите.

1. Память у него была блестящая.

2. Подходящие к перрону поезда.

Остальные участники групп работают вместе с учителем.

ЗАДАНИЕ № 1. Замените одни сочетания слов другими с причастиями. Например, Работа, которую выполнили добросовестно.  

                                       Добросовестно выполненная работа.

Обратите внимание: причастие и глагол, от которого они образованы должны быть одного времени.)

 Учитель читает каждой группе по одному предложению. (Отвечать может любой желающий в группе).

1. Лес, который зеленел вдали. (Лес, зеленеющий вдали).

2. Сад, который посадили в прошлом году. (Сад, посаженный в прошлом году).

3. Картина, которую написал художник.  (Картина, написанная художником.)

4. Доклад, который подготовил ученик.  (доклад, подготовленный учеником.)

   ЗАДАНИЕ №2.   От данных глаголов образуйте все возможные формы действительных и страдательных причастий. Огласите их и назовите суффиксы. (Каждая группа получает карточку, где записан один глагол.)

Карточка № 1.       Карточка №2.      Карточка № 3         Карточка № 4.    Карточка № 5.

Изображает.          Достигает.             Вдохновляет.        Побеждает.        Прославляет.

    ПРОВЕРКА КОНСУЛЬТАНТОВ. (Проверяются карточки с заданиями.)

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 Условие работы: Консультанты получают конверты с практической частью и раздают участникам групп карточки.  

  Проверять практическую часть и оценивать работу ученика может     консультант или учитель.

               

КАРТОЧКА № 1.

Задание: Обозначьте окончания причастий; определите род, падеж, число, вид и время. Найдите имена прилагательные, обозначьте их окончания. Объясните правописание окончаний имён прилагательных и причастий.

1. Близился закат Слышалось далёкое звяканье бубенцов, возвращающегося стада коз, которых в Арзамасе бе(с,з)численное множество.

2. Нал…тевшие порывы ветра со свистом поднимали с земли целые груды засохших листьев, несколько крупных капель брызнуло мне в лицо.

3. С серого, насупившегося неба посыпались крупинки первого снега. (А. Гайдар).

КАРТОЧКА № 2.

Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота, расставляя пропущенные запятые. Объясните правописание вставленных орфограмм.

1. На елов…  ветке унизан… бурыми шишками сидит зверёк с красив… пышн… хвостом.

2. В д…лине главной р…ки окруженной горными хребтами защища… щей от постоянных циклонов, есть все необходимые условия для жизни белки.

3. Леса из б…рёзыпреоблада…щиена Камчатк… оказались плохими угодьями для белки.


КАРТОЧКА № 3.

Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота и вставляя пропущенные запятые. Объясните расстановку знаков препинания и правописание сопутствующих орфограмм.

1. Запах цв…тущих яблонь и ноч(?)ныхцв…тов лился по всей земле.

2. По временам только в стороне синели в…рхушки отдалённого леса  т…нувшегося  по берегам  Днепра.

3.  На берёзе ра(с,з)кинувшейся в небе  (не)шевелит(?) ся ни один лист.

 

КАРТОЧКА № 4.

Задание: Выписать из данных словосочетаний в один столбик словосочетания «действит. причастие + существ.»; в другой- «страдат. причастие + существ.»  Объяснить правописание суффиксов причастий.                                                    

Та…щий на со…нце снег; весело щебеч…щими птицами; к едва вид…мому лесу; шепч…щие на ветру берёзы; разреза…мую гладь реки; море, ласкаемое восход…щими лучами солнца; вдали стел…щийся туман; налетевшие порывы ветра.

КАРТОЧКА № 5.

Задание: Объяснить правописание НЕ с причастиями, глаголами. Обозначьте вид и время причастий.

В эту осень (не)было золотых деньков, (не)сияли берёзовые лепестки под (не)греющим солнышком, (не)полыхали багрянцем осины; (не)заметало тележные колеи шуршащей листвой.

Короткие осенние дни замелькали передо мною, как никогда (не)виданные станции, сверкающие огнями.

КАРТОЧКА № 6.

Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните их. В скобках укажите, от каких глаголов образованы и какого спряжения.

Образец: думающий-думать (1спряж.)

Раст…щий, слыш…щий (звук), стро…щий, избира…мый, завис…мый, рассматрива…мое, перелива…щийся, разраста…щийся, скач…щая, бег…щий.

КАРТОЧКА № 7.

Задание: Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы  и запятые.

1. Ещё (не)тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.

2. (Не)засыпай старого колодца, пока новый не выкопан. (Пословица).

3. Подросток никогда (не)бывавший на охоте упустил зайца.

4. Друг (не)испытанный, что орех (не)расколотый. (Пословица)

5. Груши (не)куплены, а выращены в нашем саду.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Ребята, мы с вами знаем, что слова, заключающие «в себе имени и глагола силу», широко используются в письменной речи. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями с помощью причастия. Давайте вспомним, что нам эта работа уже знакома. Мы писали сочинения, описывая внешность человека, местность, пейзаж.

Историческая справка.

 Название месяца “февраль” - латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу.

  Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля - “лютый”. Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

  С 24 февраля начнутся так называемые Власьевские морозы – последние, завершающие зиму.

Какие ещё знаете названия у февраля? (лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.)

Знаете ли вы приметы, связанные с февралём?
В феврале сильные морозы – короткая зима.
Тёплый февраль приносит холодную весну.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.

Творческое задание.

Инвентизация слов, словосочетаний к творческой работе.

 Подобрать и записать причастия для описания этих картин:

 –голубеющий                              -гуляющие  дети            
-сверкающий       -изумленные снегири
-отражающий        -заснеженные деревья
-багровеющий     -золоченные купола
-завершающий      -улыбающиеся люди
 - катающиеся 

   Учитель: Предлагаю написать каждому в группе краткое сочинение – миниатюру.        

    Задание: Используйте в речи причастия, правильно их употребив.

Ребята пишут сочинение, проверяют и сдают на проверку учителю.

5.Итог урока. Подводим итог урока.

РЕЛАКСАЦИЯ.  

 Учитель:    Чему научил нас урок по теме «Причастие»?

Готовы вы к контрольной работе?

Оценивание знаний учеников

6. Домашнее задание: выписать из художественной литературы предложения с причастиями и причастными оборотами

 










Литературный КВН по творчеству А.С. Пушкина

Цель мероприятия: активизация познавательной деятельности учащихся по творчеству А.С. Пушкина, создание атмосферы интеллектуального соперничества, состязания

Задачи мероприятия:

Образовательные: углубить понимание идейно - художественного богатства произведений А.С. Пушкина, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте

Воспитательные: привить любовь к творчеству А.С. Пушкина, приобщить к изучению литературного и культурного наследия прошлого

Развивающие: расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к произведениям поэта, рисунки учащихся

Предварительная подготовка: разделиться на две команды; придумать название, девиз, выбрать капитанов; нарисовать рисунки к любимым произведениям поэта

Форма мероприятия: литературная игра

Ход мероприятия.

I. Вступительное слово учителя.

-Мы изучили большое количество сказок, стихотворений, повестей А.С. Пушкина. Мы всегда в творчество поэта вглядываемся с особым вниманием, ищем в его произведениях особый, сокровенный смысл. Наша задача в сегодняшней игре – разгадать некоторые загадки сказок, повестей А.С. Пушкина, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял поэт на протяжении своего творческого пути.

II. Литературная разминка.

1 команда: Назовите все сказки, написанные А.С. Пушкиным.

2 команда: Перечислите всех персонажей из «Сказки о царе Салтане».

2. Направь предмет в свою сказку:

1 команда – яблоко («Сказка о мёртвой царевне»)

верёвка (« Сказка о попе и работнике его Балде»)

кот (поэма «Руслан и Людмила»)



2 команда – заяц (« Сказка о попе и работнике его Балде»)

зеркало («Сказка о мёртвой царевне»)

орехи («Сказки о царе Салтане»)



3.Узнай героя по описанию

1 команда:

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей …



2 команда:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?



1 команда:

Она песенки поёт

да орешки всё грызёт

2 команда:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит



4. Узнайте героя по кушанью

1 команда:

Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зелёного вина

Отрекалася она. («Сказка о мертвой царевне»)

2 команда:

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт да сам и облупит.

5. Конкурс капитанов.

-Каково первоначальное жилище старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (землянка)

-В чём сила колдуна Черномора? (в бороде)

-Имя царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)

-Кто из положительных героев оставил голодными на 3 дня людей, спасших его? (царевна Лебедь)

6. Конкурс художников.

Нарисовать иллюстрацию к сказке (предложить готовый рисунок) и предложить команде соперника отгадать героя и название сказки.

7. Какая сказка заканчивается так:

1 команда:

Не гонялся бы ты, …, за дешевизной? (о попе)

2 команда:

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок (о петушке)

1 команда:

Я там был, мёд, пиво пил –

И усы лишь обмочил… (о мёртвой царевне)

2 команда:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой (поэма «Руслан и Людмила»)

1 команда:

И никто с начала мира не видал такого пира:

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил (о царе Салтане)

2 команда:

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто (о рыбаке и рыбке)

8.Чьё это жилище?

1 команда:

Лежит несчастная девица

Среди подушек пуховых,

Под гордой сенью балдахина,

Завесы, пышная перина

В кистях, в узорах дорогих;

Повсюду ткани парчевые;

Играют яхонты, как жар;

Кругом курильницы златые

Подъемлют ароматный пар… (волшебника Черномора)

2 команда:

И поднялась пред ним гора крутая;

Вокруг неё страна пустая;

Под горою тёмный вход.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места… (место захоронения мёртвой царевны)

1 команда:

Перед ним изба со светёлкой, с кирпичною белёною трубою, с дубовыми тесовыми воротами… (крестьянская изба старухи)

2 команда:

…кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой…(богатыри)

9. Откройте чёрный ящик! (Портрет Жуковского)

-Чей это портрет? Когда и в связи с чем человек, изображённый на портрете, подарил этот портрет Пушкину, с какой надписью? ( В 1820 году после опубликования «Руслана и Людмилы» Жуковский подарил свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя»)

10. Назовите произведения Пушкина, где главную героиню зовут Марией?

(поэма «Бахчисарайский фонтан» - Мария; «Дубровский» - Марья Троекурова; «Капитанская дочка» - Маша Миронова; поэма «Полтава» - Мария - дочь Кочубея; повесть «Метель» - Марья Гавриловна; «Выстрел» - Маша)



III. Тесты по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

  1. Как зовут учителя-француза, обучавшеготПетра Гринева?

1) Дефорж 2) Гофре 3) Бопре 4) Дюпре

2. Как зовут верного слугу Петра Гринева?

1) Савельич 2) Селифан 3) Григорий 4) Петрович

3. В какой полк был записан Петр Гринев еще до своего рождения?

1) Преображенский 2) Семеновский

3) Измайловский 4) Павловский

4. Кем по профессии был на самом деле учитель Петра Гринева?

1) поваром 2) музыкантом 3) парикмахером 4) портным

5. сколько денег Петр Гринев проиграл ротмистру Зурину?

1) 10 рублей 2) 100 рублей 3) 500 рублей 4) 1000 рублей

6. Как зовут капитанскую дочку?

1) Маша 2) Акулина 3) Василиса 4) Анна

7. В каком веке происходят события, описанные в романе «Капитанская дочка»?

1) 16 век 2) 17 век 3) 18 век 4) 19 век

8. чем увлекается Петр Гринев во время службы в крепости?

1) литературой 2) музыкой 3) химией 4) математикой

9. Как зовут «капитаншу», жену капитана Миронова?

1) Василиса Егоровна 2) Марья Ивановна

3) Анна Власьевна 4) Акулина Памфиловна

10. В каком возрасте Петр Гринев отправляется на службу в крепость?

1) 16 лет 2) 17 лет 3) 18 лет 4) 19 лет

IV. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

-Итак, произведения Пушкина внешне просты, как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Сегодня мы попытались разгадать загадки жанра произведений, характера героев, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.

-Таким образом, загадки произведений А.С.Пушкина – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

V. Рефлексия. Награждение победителей.


Список литературы.

1.Учебник для 7 класса школ общего среднего образованияс узбекским и другими языками обучения.

  Под ред. С.Ю.Исламбековой, У.Т.Яминовой, З.Х.Абдураимовой.2017.

2.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.7 класс». Под ред. С.Ю.Исламбековой, У.Т.Яминовой, З.Х.Абдураимовой. 2017.

3.Фраза/ Орфографический словарь русского языка/.

4.Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А. и др. Русский язык. Репетитор. /электронный учебник.


5. таблицы и упражнения по русскому языку: книга для учителя. -2-е изд., дораб. –М.: Просвещение, 2000.


















































































2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя