Методическое пособие по формированию интеллектуально – познавательных способностей детей дошкольного возраста.
«Дарить детям радость познания и реализовать их право быть умными».
Цель познавательной деятельности – формирование положительного отношения к познанию, науке, книге, учению. Она требует от ребенка интеллектуальных усилий, анализа, размышлений и направлена на обеспечение комфортного режима умственной деятельности. При этом, необходим строгий учет индивидуально – психологических особенностей интеллектуальной деятельности на уровне развития познавательных процессов. Важной характеристикой познавательно – интеллектуальной деятельности является специфика принятия окружающей действительности. Суть в том, что каждый ребенок составляет свою неповторимую картину мира, которая отражает своеобразие его восприятия. Эффективность обучения определяется двумя направлениями:
Умение педагога передавать информацию в доступной и интересной ребенку форме.
Способность ребенка воспринимать и перерабатывать предоставляемую информацию.
Б.П. Никитин показал, что принцип раннего развития позволяет повышать уровень развития интеллекта практически у каждого ребенка. Так, при условии целенаправленного внедрения технологии ТРИЗ, даже «средние» дети уже в процессе обучения ее основам решают сложные, творческие задачи, что объясняется высоким уровнем развития воображения в детстве, а так же тем, что специальное творческое обучение помогает раскрывать и развивать эти способности. Во избежание отягощения мышления стереотипами, потери гибкости и системности восприятия мира, необходимо целенаправленное педагогическое сопровождение процесса обучения творчеству. Использование элементов ТРИЗ на занятиях позволяет придать им комплексный характер: наряду с математическими представлениями развивается речь, способности к изобразительной деятельности, формируются такие качества личности, как инициативность, раскованность, способность находить выход из трудной ситуации, а самое важное – это нестандартное мышление.
А.И. Савенков и другие специалисты, изучавшие проблемы развития интеллекта ребенка в процессе обучения подчеркивают мысль о том, что главным фактором, определяющим это развитие, выступает не содержание изучаемого материала, а методы его усвоения. Отсюда, важно не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем (продуктивные методы): совершенствование когнитивного опыта ребенка; расширение зоны исследовательского опыта ребенка. В практике дошкольного образования достойное место занимает исследовательский метод обучения, при котором:
Ребенок усваивает материал не просто слушая, или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом его обучения.
Познавательная деятельность состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умений анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность. Таким образом, дети не накапливают опыт и знания, а отдают их, тем самым развиваясь через самоотдачу.
Основными составляющими процесса исследования являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдение, опыты, эксперименты, а так же сделанные на их основе суждения и умозаключения.
При этом, педагог применяет принцип «поэтапности», который основан на сокращении представляемой информации и увеличении самостоятельной деятельности детей.
Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны дошкольнику, а исследования в этой области интересны и занимательны. Исследовательская поисковая активность, как естественное состояние ребенка, порождает исследовательское поведение. В целях успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы, следует избегать противоположных ситуаций:
Ситуация, при которой все действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление со стороны взрослых.
Ситуация, при которой, напротив, все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий (отсутствие самостоятельности и инициативы).
Таким образом, должны существовать преодолимые препятствия.
Для создания проблемных ситуаций педагог может использовать следующие методические приемы:
Подводит детей к противоречию и предлагает самостоятельно найти способ разрешения.
Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Предлагает рассмотреть явления с различных позиций.
Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации и сопоставлять факты.
Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение).
Ставит проблемные задачи. Примерные конспекты в журнале «Дошкольное воспитание» № 2, 2012 год, стр. 39.
В процессе познавательно – интеллектуальной деятельности ребенка дошкольника важное место занимает метод экспериментирования в исследовательских ситуациях. Данный метод способствует развитию познавательной активности детей, стимулирует их воображение, включает в творческую деятельность. Кроме того, он опирается на естественную закономерную форму познания ребенком окружающего мира в процессе исследования и экспериментирования. Для этого необходимо создание специальной предметно – пространственной среды:
Стандартный материал для исследований: емкости с песком, водой, землей, природный материал ( камни, желуди, шишки, ракушки, веточки и т.д.), вата, бумага разной фактуры, ткань, пластилин, коробки разного размера и формы.
Необычный материал, стимулирующий интерес (нарядные коробки из – под конфет, наполненные каким – либо материалом, пакеты с наполнениями и т.д.).
Материал с зоной затруднений (коробка, заклеенная скотчем, привлекательные предметы в пакете, завязанном узлом).
Эти предметы можно комбинировать по разному, а задания формулировать в двух целевых установках:
Сделайте из этого что либо (результатом будет считаться определенный конечный продукт),
Придумайте, что с этим можно сделать (в этом случае конечного продукта может не быть, а целевой акцент делается на изобретение способа действия с заданным предметом).
Дарить детям радость познания поможет вариативность приемов развивающего обучения в процессе мыслительной деятельности на занятиях. Смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение» заключается в развитии умственных способностей косвенным путем в процессе усвоения знаний. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы применяются. Комбинированные занятия с использованием творческих заданий, игр и игровых ситуаций, экспериментов и опытов являются эффективным средством развивающего обучения. Так, в процессе игры широко применяются процессы перевоплощения, что способствует развитию творчества, фантазии. Игровые ситуации, игровые действия как бы маскируют сложную мыслительную деятельность и делают ее более привлекательной. Наиболее значимым приемом являются проблемные ситуации и поиск выхода из них. Необходимое условие умственного развития детей: помочь им получить знания и сохранить их в памяти на основе конкретных впечатлений. В основе интеллектуального развития лежит логика, а наиболее эффективный прием ее развития: анализ, синтез, сравнение, конкретизация и обобщение:
Для развития продуктивной аналитико – синтетической мыслительной деятельности используются самые различные задания ( какая фигура в данном наборе лишняя и почему; разделите оставшиеся фигуры на две группы по одному из признаков- цвет или величина).
Активизации мыслительной деятельности способствует прием сравнения, он требует от детей умения выявить сходство признаков объектов и различий между ними. В результате поисков ответов на вопрос «почему», дети практически отвечают на четыре основных вопроса: чем похожи; почему похожи; чем непохожи; почему не похожи.
В процессе деления предметов на группы по какому – либо признаку, дети учатся классифицировать: по назначению, по величине, по форме, по цвету и по другим признакам не математического характера ( что можно и что нельзя есть; что бывает летом и т.д.).
Сравнение, классификация предшествуют не менее важному приему «обобщение», для этого подбираются объекты и задаются вопросы специально разработанной последовательности. Чтобы подвести детей к необходимому обобщению и научить строить доказательные предложения, подбираются нужные термины, словесные обороты. Важную роль в процессе обобщения играет прием моделирующей деятельности посредством простого конструирования.
Развитию мышления способствуют:
Тесная взаимосвязь интеллектуального и речевого развития. Особое внимание уделяется речевой динамике на основе четко сформулированных вопросов, побуждающих детей излагать свои мысли.
Серьезный познавательный и мыслительный заряд дает использование загадок, головоломок, ребусов, кроссвордов, игр в рифму и т.д.
Коллективные интеллектуальные и познавательные игры ускоряют развитие мышления, речи, воображения, активизируют пассивных детей.
Результативным средством интеллектуально – познавательного развития является наглядное моделирование.
На основе вариативности приемов обучения процесс мыслительной деятельности детей протекает живо и непосредственно.
Формирование интеллектуально – познавательной сферы дошкольника имеет определенную последовательность уровней развития. Характеристика внимания, памяти, воображения ребенка дошкольного возраста, опираясь на возрастные физиологические особенности, показывает необходимость широкого применения наглядных методов организации познавательного развития, исключение ограничений возможности в освоении детьми связей, причинно – следственных и логических отношений. С целью реализации данной проблемы необходимо активно внедрять в практику следующие технологии:
Организация экспериментальной деятельности дошкольника (Дыбина О.В, Куликовская И.А, Подъяков А.Н, Савенков А.).
Игровые и проблемно – игровые (Никитин , Михайлова, Носова, Смолянцев, Фидлер, Суворова) .
Развивающего обучения (Эльконин, Давыдов, Зак, Гоголева).
Знаково – символических средств (Венгер, Суворов).
ТРИЗ технология (Альтшуллер, Белоусова, Никашина, Страунинг, Сидорчук).
Проектной деятельности. И другие.
Учитывая необходимость наличия определенных интересов в процессе развития познавательной деятельности необходимо создание педагогических условий:
Отбор целесообразного для решения образовательных задач, доступного и интересного современному дошкольнику содержания.
Определение направлений согласования стихийного и целенаправленно формируемого познавательного опыта.
Соблюдение соотношения нового и уже известного материала, что позволит создать ситуацию «ближайшего развития и развивающей интриги».
Погружение детей в процесс познания мира посредством комплекса различных дидактических средств ( развивающие игры, познавательная литература, информационные ресурсы и т.д.).
Включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить вопросы познавательного характера, выделять противоречия, проблемы и достигать успехов в познании.
Насыщение предметно – развивающей среды материалами, предметами, обеспечивающими иниционирование интересов к познанию мира, а так же активизирующими творческую исследовательскую деятельность.
Вариативность используемых методов и приемов, активизации интереса, как основы развития познавательно – интеллектуальной сферы ребенка.
Существует множество методов и приемов, ориентированных на развитие умения замечать проблемы, ставить по ним вопросы. Одним из наиболее перспективных методов, способствующих целенаправленному развитию познавательного интереса к различным областям и видам деятельности, является метод проектной деятельности. Метод проектов – особая технология, обеспечивающая развитие личности ребенка, как непрерывное обогащение и перестройка его опыта, который он приобретает самостоятельно и в интересной для него деятельности. Рожденное в игре желание перерастает в цель, а цель – в план действий и дальнейшую его реализацию. В процессе проектной деятельности у детей складываются представления о свойствах и качествах материалов и предметов, их назначении, количестве, об их расположении в пространстве. Дошкольник учится соотносить предметы по величине и форме, постепенно подходит к пониманию необходимости измерения, счета, письма и чтения, приобретает способность рассуждать, выдвигая варианты решения поставленной задачи, учится предполагать и предвидеть, чем завершится каждый из них, оценивать последствия. И что очень важно – учится мыслить. Все это является составляющими элементами интеллектуального развития, а главный результат – развитие способности к дальнейшему образованию. Основная задача педагога заключается в создании определенной среды, обеспечивающей проявление детских интересов, возникновение личных и коллективных проектов. Она должна:
Соответствовать интересам, возможностям и потребностям детей, максимально отражать их индивидуальность.
Обеспечивать ситуации взаимодействия ребенка с миром вещей, предметов и миром людей.
Быть доступной для каждого ребенка, обладающего правом свободного выбора игрушек, предметов, материалов и партнеров.
Иметь специально созданные ситуации взаимодействия со средой для возникновения идей по проектам.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно придерживаться следующей последовательности этапов организации проектов:
Изучение возможностей, потребностей и прошлого опыта воспитанников.
Внесение педагогом предложения, которое будет отправной идеей для совместного обсуждения, а результатом – план работы, переходящий в проект, как последовательность действия.
Реализация проекта.
В основе любого проекта лежит проблема и для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Этот метод можно использовать в работе со старшими дошкольниками, так как данный возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценки. В проекте открываются большие возможности к организации совместной познавательно – поисковой деятельности детей, педагогов и родителей. В практике дошкольного образования могут быть использованы следующие типы проектов:
Исследовательско – творческие, когда осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого – либо творческого продукта (газета, картотека опытов, детский дизайн, драматизация и т.д.).
Ролево – игровые – это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажа сказки, литературного произведения и по – своему решают проблемные вопросы.
Информационные практико – ориентированные проекты. В процессе работы над ними дети собирают информацию о каком – то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы ( оформление музея, уголков и центров в группе и т.д.).
Творческие – их результаты оформляются в виде тематического развлечения, праздника, выставки, альманаха и т.д.
Основными составляющими метода проектов являются: выявление проблемы; выработка и постановка гипотез; формулировка темы; сбор информации; наблюдение; опыты, эксперименты; суждения; умозаключения; выводы. В научно – методическом журнале «Детский сад от А до Я» № 1 2012 год ( стр. 11 – 114) предлагается разработка проекта «Музей света». Этот материал поможет глубже понять технологические основы метода.
Примерная тематика проектов: «Путешествие в царство математики» , «Жалобная книга природы», « Большое путешествие по миру» и другие.
Основной формой организации образовательного процесса является познавательно – исследовательская деятельность, а главное ее достоинство состоит в том, что ребенок познает объект в ходе действия с ним, а для этого необходимо иметь нужные материалы, которые условно можно разделить на три группы:
Приспособления для экспериментов.
Материалы, при помощи которых фиксируются результаты экспериментов (карандаши, фломастеры, блокноты и т.д.).
Пособия для визуализации (картинки, схемы, таблицы, слайды, фильмы).
Подбирая пособие, следует руководствоваться правилом: у детей должно быть все необходимое и ничего лишнего. Основной метод работы в ходе познавательно – исследовательской деятельности – самостоятельное экспериментирование, как способ разрешения проблемной ситуации, чем определяется степень вовлечения в мыслительный процесс. При всех достоинствах экспериментирования, нельзя пренебрегать и другими, сопутствующими приемами: беседа, объяснение, рассказ, слайд – презентация. Примеры экспериментов: «Вода растворяет некоторые вещества», «Воздух невидим, он есть везде, он давит на Землю» (журнал «Дошкольное воспитание № 1 2012 год, стр. 25).
Логическое мышление является составной частью общей интеллектуальной культуры. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода к школьному обучению. В ходе специально организованных занятий важно формировать у дошкольников умения сравнивать, обобщать, синтезировать, анализировать и классифицировать:
Разгадывание загадок.
Назвать способы использования предмета.
Отгадать предмет по названию его отдельных частей.
Собрать слово из отдельных букв.
Найти противоположности.
Сложить квадраты из разноцветных кусочков.
(смотрим журнал «Педагог – психолог № 6 2011 год, стр. 37).
Определенную актуальность в процессе формирования познавательной сферы ребенка – дошкольника имеет предметная область «Ознакомление с окружающим миром, основы экологии». Одной из главных особенностей ее методики является комплексный, системный, деятельностный характер. Условно можно выделить отдельные виды:
Познавательная беседа, в ходе которой, опираясь на свой жизненный опыт и имеющиеся представления, дети получают новые знания. Как прием, используется рассказ воспитателя, возможно, в сопровождении видеосюжетов или другой наглядности. Для такой беседы подбирается более сложный материал, освоение которого вооружает детей новыми способами деятельности, в том числе, познавательной. Необходима серьезная подготовка воспитателя к изучению и отбору материала (изучение методической, энциклопедической, справочной литературы и других источников по тематике. Важно отобрать содержание, наиболее значимое с точки зрения умственного и познавательного развития, определить его объем, доступность пониманию детей. Привлечение разнообразных наглядных средств, реальных предметов, фотографий или иллюстраций, видеоматериалов и другое, поможет сконцентрировать внимание на основных, значимых моментах.
Обобщающая беседа, целью которой является повторение и закрепление полученных знаний и представлений. Она направлена на формирование у детей способностей к обобщению и систематизации накопленных впечатлений. Особенно важна такая форма после проведения экскурсий и наблюдений, опытов и экспериментов. Возможные приемы: викторины, показ фотографий, фрагменты видеозаписей, схемы и модели, проблемные ситуации, художественное слово.
Экскурсия или целевое посещение очень важны для младших дошкольников с определенной целью: учить наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствовать обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира.
Игровая ситуация – этот вид является доминирующим в процессе познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. она воспринимается ребенком как естественное продолжение игровой деятельности, но при этом стимулирует познавательные процессы. В более старшем возрасте игровые ситуации так же имеют место с усложнением задач, кроме того, могут быть использованы в ходе проведения диагностики.
Занятия – исследования наиболее популярны в современной педагогической практике. Помогут грамотно их организовать методические пособия Дыбиной, Ивановой.
Эталоном правильного подхода к организации занятий по ознакомлению с окружающим миром служит традиционная методика с внедрением инновационных приемов активизации познавательной деятельности и мыслительных процессов. Занятия познавательно – исследовательского типа имеют характерную структуру, в основе которой лежит традиционный подход.
Занятия по изучению новых знаний, на которых дети знакомятся с новым материалом.
Занятия по закреплению нового материала ( применение знаний в сходных ситуациях).
Занятия по повторению, обобщению и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).
Комбинированные занятия, которые чаще всего используются на практике, их структура имеет свою особенность: повторение изученного материала; актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения уже пройденного материала и подведение к восприятию новых знаний; сообщение нового материала, его восприятие и первичное осознание; повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний; подведение итога занятия. В переводе на алгоритм это прослеживается следующим образом: организационный момент, сообщение темы, формулировка проблемы; активизация базы данных (задание на познание и понимание); задания на применение полученных знаний; задания на анализ и синтез; задания на оценку. С целью активизации способов применения важно правильно подобрать ключевые фразы и слова: продемонстрируйте; покажите, как..; объясните, зачем..; воспользуйтесь этим, чтобы решить; и другие (эти слова и фразы являются как бы условным сигналом на переход к следующей части занятия. Примерные темы занятия: «Где живет электричество», «Волшебники в приборах» (журнал «Обучение дошкольников № 6 2010 год; «От А до Я» № 2 2006 год.).
Авторская методика Дыбиной О.В. рекомендует организовывать ознакомление с предметным миром поэтапно:
На первом этапе работы ставится задача, при решении которой дети познают предметный мир, как результат труда взрослых и как творение человеческой мысли, при этом рекомендуется давать знания о прошлом, настоящем объекта предметного мира и прогнозировать его будущее. Кроме того, необходимо раскрыть взаимосвязи: «взрослый человек – предмет», «ребенок – предмет». При этом понимание взрослого, как творца предметного мира, имеющего такие качества, как: умелость, профессионализм, оригинальность, самостоятельность, способность радовать других и доставлять ему удовольствие, поможет ребенку понять значимость и необходимость творческого труда. Очень важно продемонстрировать возможность преобразования предмета и помочь найти элементарные способы завершения изменений, начатых ранее.
Задача второго этапа – сформировать у детей способы действий посредством организации специальной развивающей среды – творческого поля, которое выступает как косвенный образец, стимулирующий выполнение действий разного характера (обследовательского, моделирующего, алгоритмического, экспериментального), проявление собственного творчества. Большую роль играет обогащение среды: создание музея истории предметов, ландшафтов, коллекций, тематических уголков рукотворного мира, лабораторий, оформление дидактических игр, направленных на усвоение действий с предметами. Занимательные игры – опыты, игры – эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества и активизации познавательно – интеллектуальной деятельности. Серия таких игр предполагает решить следующие задачи:
Формирование у детей умений видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Развитие собственного практического познавательного интеллектуального и творческого опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств ( эталонов, символов, условных заменителей, алгоритмов, моделей).
Расширение перспектив преобразовательной детской деятельности путем включения их в моделирующие действия. Занимательный дидактический игровой материал побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, что очень важно для интеллектуального развития (рисунки, схемы, модели, пиктограммы, игры – опыты, игры – эксперименты, алгоритмы).
В младшем дошкольном возрасте игровые действия просты и однотипны: отгадать, разобрать, собрать, узнать, назвать.
Для детей среднего дошкольного возраста в играх предусматриваются более сложные, экспериментальные действия, состоящие из нескольких игровых элементов, здесь преследуются определенные цели:
Побуждать детей выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты в соответствии с моделями или алгоритмами).
Развивать умения анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Устанавливать причинно – следственные связи (между пользой предмета и их использованием, между строением предмета и способом его употребления, применяя системный подход).
От умения действовать самостоятельно, в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат – к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями.
От умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности – к умению создавать что – то новое.
На третьем преобразовательном этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных творческих действий по преобразованию предметного мира. В педагогический процесс должны включаться творческие задания, ситуации преобразований, серии дидактических игр, характер которых примерно следующий:
Увидеть разные варианты преобразования предмета.
Преобразовать один предмет в другой.
Прогнозировать будущее, нарисовать предмет будущего и т.д.
Особое внимание уделяется играм – преобразованиям, основное содержание которых составляет воссоздание образов предметов и различные мыслительные операции с этими образами, а так же обучение детей созданию проектов – преобразований вещей. В ходе игр дети самостоятельно могут объяснить, почему и как один и тот же предмет видоизменялся, как еще можно его изменить, чтобы он в наибольшей степени удовлетворял потребности человека, проявляют умения находить как можно больше вариантов и способов использования предмета, имеют место серии:
Используй по – другому: «Магазин»; «Назови по – другому», «Сделай по – другому», «Можно – нельзя».
Прогноз будущего (набор задач по совершенствованию вещей, предметов с дидактическим материалом: разрезные детали и части предметов, незавершенные продукты аппликации, рисования, лепки, конструирования, ручного труда); изменение предметов в вербальном плане («Цепочка слов», «Эволюция предметов», «Соедини точки», «Соедини детали – получи новый предмет», «Кто интереснее закончит рисунок».
Измени предмет – побуждает детей выступать в роли творцов, преобразователей. Результат проведения таких игр – проявление потребности в творчестве, самовыражении («Украсим елочку», «Согреем заюшкину избушку», «Теневой театр», «Дом из тканей»).
Преобразовательная деятельность ребенка способствует развитию мыслительных и творческих процессов на более высоком, продвинутом уровне ( системность мышления, широта творческих проявлений). Примерные темы занятий:
( журнал «Дошкольник» № 5 2011 год предлагает версии таких занятий).
Вопрос об активизации познавательной деятельности привел к широкому применению межпредметных связей, использованию интегративного подхода и организации интегрированных занятий. Потребность в этом объясняется рядом причин:
Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а не через отдельные явления и разрозненные фрагменты.
Интегрированные занятия развивают познавательный потенциал, побуждают к осмыслению и нахождению причинно – следственных связей, развитию логики и мышления.
Форма проведения интегрированных занятий нестандартна и результативна. Они повышают познавательный интерес, способствуют развитию психических процессов.
За счет усиления межпредметных связей, программный материал усваивается прочно и высвобождается время для другой развивающей деятельности.
Интегрированные занятия отличаются от традиционного использования межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Они соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга и могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на их закрепление. В такой форме целесообразно проводить обобщающие занятия, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких разделов. В процессе обучения на интегрированных занятиях, следует использовать различные варианты методов и приемов: сравнительный анализ, сопоставление, поисково – исследовательская деятельность, проблемные вопросы и другое. К структуре интегрированных занятий предъявляются определенные требования:
Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы для каждого занятия.
Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.
Большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии.
Систематичность и доступность изложения материала на основе практической деятельности и наглядности.
Имеет место примерная структура интегрированных занятий:
Создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения (как вы думаете, что может произойти, если на Земле исчезнет вода).
Основная часть: новый познавательный материал, необходимый для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы и с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
Заключительная часть: выполнение практической работы на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. К основным особенностям организации интегрированных занятий относятся синтез:
Содержание изучаемого материала теоретического и практического обучения;
Предметов образовательного цикла между собой;
Деятельность двух и более педагогов.
Закономерности интегрированных занятий:
Все занятие подчинено авторскому замыслу;
Составляет единое целое, а этапы занятия – фрагменты этого целого.
Этапы и компоненты занятия находятся в логико – структурной зависимости;
Отобранный для занятия дидактический материал соответствует его замыслу.
Цепочка сведений организована как «данное и новое», что отражает не только структурную и смысловую связанность.
Объединение содержания отдельных предметных областей в интегрированное занятие требует особого подхода:
Выделение в программе по каждому направлению сходных или единых тем.
Продумывание связей между сходными элементами и противопоставление между отличными.
Единство тем – предпосылка для более глубокого усвоения программного материала.
Наиболее полно проявляется интеграция, когда между областями устанавливается смысловое соответствие, существует центральная идея, объединяющая весь комплекс тем и проблем.
Одним из способов проектирования содержания таких занятий может быть аспектный метод (методическое пособие «Технология интегрированных занятий в ДУ» стр.52.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, но в любом случае необходимо их моделирование, самостоятельный поиск новых оптимальных слов – моделей, проявление творческой активности педагога. Критериями оценки эффективности таких занятий является:
Качество знаний по теме или направлению (полнота, правильность, осознанность).
Умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов
Отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.
Примерная тематика интегрированых занятий по познавательному развитию:
Как считают, измеряют время (ФЭМП+ ознакомление с окружающим).
Зимушка – зима (Ознакомление с окружающим + ИЗО + Художественная литература + Музыка).
Что из чего сделано (Ознакомление + ИЗО + Художественная литература).
Как объекты флоры и фауны готовятся к зиме.
Круговорот воды в природе.
Как рождается ветер.
(практический материал можно найти в вышеуказанном источнике).
В настоящее время воспитательно – образовательный процесс в дошкольных организациях характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно – познавательной деятельности, что серьезным образом нарушает принципы здоровьесбережения. Решить, хотя бы частично, эту проблему поможет модульная технология, когда все занятия объединены между собой на основе какого – либо сюжета, тематики, определенной цели. Модуль коренным образом отличается от цикла занятий, имеют место следующие отличия:
Цикл, как правило, организуется в пределах одного вида деятельности, а в модуль включаются занятия по всем видам деятельности.
В модуле практически все занятия являются комплексными.
Термину «занятие» возвращается его исходный смысл, так как дети все время заняты и тем самым, слово «занятие» перестает быть синонимом урока.
Модуль, в отличии от цикла, имеет сюжет, который развертывается на протяжении долгого времени ( месяц и более).
В модуле педагогический процесс перестает быть подготовкой к жизни, а становится самой жизнью, жизнью детей – здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности (что нельзя выполнить – в модуль не включается).
Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому, что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.
Модульный принцип предполагает качественный рост уровня сформированности целеполагания учебной деятельности. Ожидаемый результат занятий по принципу модуля: дети хорошо понимают цель проводимых дидактических операций, их деятельность окрашена богатыми положительными эмоциями и интеллектуально – познавательным потенциалом.
Этапы работы по модулю:
Наиболее важным этапом является работа по составлению модуля, которая начинается с выбора тематики и общей направленности, того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания.
Следующий этап – решение вопроса о сюжете модуля, который служит объединяющим стержнем для всех занятий:
Роль притягательной силы могут исполнять живые объекты, праздники, выставки, различные виды труда, исследовательская работа и другое. Единый сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей, так как они знают, для чего организуется каждое занятие, где и как будут использоваться результаты их деятельности, все это облегчает формирование целеполагания и понимание целесообразности.
На данном этапе необходимо уделить серьезное внимание «завязке» модуля, которая позволит объединить процесс обучения с реальной жизнью детей, с ситуацией, имеющей место в группе. Удачное решение этой проблемы придает модулю целостность, а деятельности детей – необходимую целесообразность.
При разработке содержания модуля важно, что бы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку; существовала логическая связь между занятиями; не было повторов одних и тех – же форм работы. Любой модуль имеет несколько занятий, но в обязательном порядке, первое из них – вводная, и последнее (заключительное) – итоговое. Модуль призван передать детям определенную сумму знаний при активном соучастии. Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой:
Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.
Педагогический процесс становится более экономичным, здоровьесберегающим, и позволяет, за небольшой отрезок времени, решить несколько дидактических целей и задач.
Наличие сюжета способствует реализации принципа игрового познания и придает деятельности детей определенную значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети четко видят конечную цель обучения и это облегчает формирование у них целеполагания.
Понимание значимости своей работы и удовлетворение от качества конечного результата, создает положительный эмоциональный настрой.
Педагогический процесс на модульной основе соответствует личностно ориентированной модели обучения.
В процессе модульного обучения основной акцент смещается с сообщения знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.
С примерным содержанием модулей занятий можно познакомиться в методическом пособии А.И. Ивановой «Модульный принцип педагогического процесса в ДУ» 2007 год.
Использование элементов информационно – коммуникативных технологий – это новый метод в работе с дошкольниками, его уникальные возможности позволяют развивать умения и навыки, более высокого уровня, включающие способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию. В ходе дидактической игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и другое), которые ведут к резкому повышению интеллекта и творчества. Использование элементов информационно – коммуникативных технологий в дошкольной образовательной деятельности выполняет целый ряд дидактических задач:
Образовательную – формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность к обучению в школе.
Развивающую – усиление развивающего эффекта обучения, появление качественных характеристик восприятия, памяти, воображения и особенно мышления.
Воспитательную – формирование взаимоотношений с окружающим миром, воспитание эстетических, этических и правовых норм.
Таким образом, интеллектуальное развитие даже самого маленького ребенка нельзя понимать упрощенно. Уже в начальном периоде жизни он накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем мире и, тем самым, постепенно начинает формироваться система знаний и их упорядочивание. Этот процесс во многом зависит от педагога, который осуществляет отбор содержания, выбор методов и приемов развития интеллектуально – познавательной деятельности. По мере продвижения от восприятия предметов окружающей действительности, от непосредственных действий с ними к действиям к представлениями, а затем и понятиями о них, мир для ребенка все больше расширяется. К концу дошкольного возраста должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности, в том числе: познавательные ценности, основные элементарные компоненты культуры познания. Каждый ребенок нуждается в личностно – ориентированных условиях, соответствующих его интеллектуальному росту. Что бы определить результативный подход к интеллектуальному развитию дошкольников, следует хорошо знать факторы, его тормозящие:
Непродуманность знаний, предлагаемых детям в соответствии с современными требованиями.
Большое количество занятий и отсутствие связей между ними, что не дает возможности ребенку поразмышлять об услышанном, «вжиться» в материал и перевести полученные знания в практическую плоскость.
Отсутствие четко выраженной системы в подаче знаний: чаще всего, педагог идет по пути увеличения количества знаний, а не по пути их расширения, концентрации вокруг наиболее значимых аспектов, «ядра знаний».
Редкое использование активных форм познания: экспериментирования, моделирования, элементарных опытов, самостоятельного сбора информации и т.д.
Продумывая содержание, формы и методы организации познавательной деятельности дошкольников, педагог должен найти резерв совершенствования интеллектуального развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Успешное решение познавательных задач на любом возрастном этапе, прежде всего, связано с умением анализировать и синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, сравнивать, обобщать и т.д. В процессе формирования интеллектуально – познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать. В целях реализации данных задач автором А.Н. Бокаевой (Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников) предложена серия занятий:
Цель первой серии занятий – научить детей способам сенсорного обследования предметов.
Цель второй серии занятий – обучение приемам сравнения, где дети овладевают следующими умениями:
Выделять признаки (свойства объекта) на основе сопоставления с другими объектами.
Определять общие и отличительные признаки ( свойства) сравниваемых объектов.
Отличать существенные и несущественные признаки ( свойства объекта), когда существенные свойства заданы или легко обнаруживаются.
Третья серия занятий направлена на развитие умений классифицировать, группировать и обобщать предметы ближайшего окружения, при этом дети овладевают следующими умениями:
Определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу и, наоборот, рассматривать заданное через цепь единичных предметов.
Объединять предметы на основе самостоятельно выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим определением.
Распределять объекты по классам ( непосредственное осуществление действий классификации).
Решая задачи интеллектуального развития необходимо наполнять занятия конкретным содержанием, используя элементы любых инновационных программ. Интеллектуальный комфорт в образовательной деятельности ребенка достигается через соответствие между его способностями, возможностями, интересами и содержательно педагогическими условиями среды. Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности ребенка процессом своей мыслительной деятельности и ее результатами:
При получении новой информации, что проявляется в уровне сложности предлагаемых для решения проблемы задач.
В соответствии возрасту, интересу и индивидуальным особенностям мышления, такой комфорт на занятии достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны педагога, верой в собственные возможности, инновационными методами и технологиями, вариативностью способов активного познания.
В стимулировании детей к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться или дать неправильный ответ.
При использовании в ходе занятия дидактического материала, позволяющего выбирать наиболее значимые для него виды и формы работы.
В оценке деятельности ребенка не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
В поощрении стремления ребенка находить свой способ работы, выбирать и осваивать наиболее рациональный из них.
В создании педагогических ситуаций общения на занятиях, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность способов работы и создании обстановки для естественного самовыражения детей.
В создании атмосферы заинтересованности и ситуации успеха для каждого ребенка.
Одной из результативных форм формирования интеллектуальной культуры старших дошкольников является раздел «Развитие ориентировки в двухмерном пространстве». Проблема своевременного развития пространственных представлений и умения ориентироваться в предметном пространстве имеет два аспекта:
Первый аспект - развивающий эффективную ориентировку в пространстве (умственное развитие, познавательная деятельность, совершенствование сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей).
Второй аспект – математическое развитие в процессе формирования умений ориентироваться в пространстве; овладение способами «ориентировки по схеме», с изменениями точки отсчета, т.е. от любых предметов, что служит основой успешного усвоения в школе азов геометрии, формирования географических представлений. При подготовке к обучению в школе большое значение приобретает умение ориентироваться на плоскости в двухмерном пространстве, на что направлены дидактические игры и упражнения, в процессе которых дети учатся выделять и анализировать пространственные признаки и отношения. Удачным пособием является линейка – трафаретка, которая представляет собой прямоугольник 10 х 20 см., с прорезями в виде квадрата (3 х 3 см), прямоугольника ( 1 х3,5 см.), равностороннего треугольника ( 3,5 см.), овала ( 3,5 Х 2 см.), круга (диаметром 3,5 см). Фигурные прорези расположены в два ряда. Для работы с данным пособием изготовляются образцы, она проводится в несколько этапов:
Первый этап – включает упражнения, направленные на повторение всех вышеназванных геометрических фигур и развития навыков работы с линейкой – трафареткой. Они способствуют повышению качества навыков рисования, конкретизации строения и уточнения геометрических фигур, предметов, развивают умение работать в заданном направлении, ориентироваться на листе бумаги, определять верхний и нижний, правый и левые углы, выделять центр. Обводя фигуру в заданном месте и ориентируясь при этом на образец, дети учатся обозначать местоположение фигуры соответствующими терминами – словами: справа, слева, вверху, внизу и т.д.
На втором этапе детям предлагают выделить и обвести на линейке одну из геометрических фигур, а затем – несложный образец. В этом случае ребенок должен выбрать не только нужную по форме фигуру, но и понять, как надо повернуть линейку, чтобы она соответствовала контурам образца.
На третьем этапе ребенок передает целостный образ предмета с помощью геометрических фигур линейки – трафаретки, используя образец. Учится обозначать местоположение фигуры соответствующими словами.
На четвертом этапе ребенок передает изображение образца по памяти, используя линейку – трафаретку и называя местоположение фигур и предметов.
На пятом этапе детям предлагаются образцы в виде контурных изображений с заштрихованными элементами и они должны точно определить фигуры и наложить их соответствующим образом.
На шестом этапе дети работают только по словесной инструкции без образца, составляя образы предметов с помощью линейки, изображая фигуры в заданном порядке и местоположении. Затем, с целью самоконтроля, предлагается образец.
Варианты: на любом этапе можно предложить детям закрасить, заштриховать фигуры или предметы. Целевые индикаторы:
Самостоятельное расположение предметов в заданных направлениях микро пространства.
Умение изменять местоположение предметов.
Умение определять различие в местоположении предметов в двухмерном пространстве.
Активное использование пространственной терминологии и обозначающих пространственных отношений, предлогов и наречий (в, над, под, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине, справа, слева, вверху, внизу и т.д.).
Навыки анализа и словесного описания информации о расположении предметов в двухмерном пространстве.
Оптимальный показатель зрительного, слухового внимания и памяти.
Отсутствие критического и низкого уровня мыслительных процессов.
Развитие интеллекта неразрывно связано с развитием способностей (универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических средств). Среди них выделятся познавательные способности, когда в особом пространстве активности ребенок познает логику своей деятельности: классифицирует объекты, устанавливает математические отношения, выстраивает причинно – следственные связи. В специальных играх, используя свои сенсорные способности, ребенок учится наглядному моделированию. Важно научить детей применять традиционно принятую символику для выражения своего отношения к жизненным ситуациям и самому себе – развитие способности к символическому опосредованию ( «чтение» окружающего мира через знаки и символы). Преобразовательные способности лежат в основе активной творческой позиции ребенка. Преобразование имеющихся представлений о цвете, форме знакомых и обычных предметов, объектах действительности, передается особенно ярко в изобразительной деятельности, в процессе творческого рассказывания, на занятиях ТРИЗ и т.д. Развитию таких способностей помогают ситуации, в которые педагоги незаметно погружают детей.
Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и зону интереса. Методы активизации собственной деятельности детей включают:
Проблему, как внутреннее свойство их знаний и представлений (проблемные задачи, противоречивые ситуации).
Неопределенность, дефицит исходной информации об объекте окружающего мира (природы, культуры).
Постановку творческих задач.
В процессе реализации проблемных задач необходим грамотный выбор методов активизации детей:
Метод творческих заданий, цель которых стимулировать креативность создания новых способов действий.
Метод развивающего дискомфорта, цель которого стимулировать активно – поисковое поведение.
Метод экспериментирования в исследовательской ситуации.