СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА (часть I)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА (часть I)»


Г
БОУ СПО НО «КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»










МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ИЗУЧЕНИЮ

Персонального КОМПЬЮТЕРА

(часть I)







Автор: преподаватель информатики

Чудоквасова Г.А.





2012г.






























Содержание

Общие сведения 4

Представление информации в компьютере 4

Состав персонального компьютера 5

Программное обеспечение (ПО) персонального компьютера 5

Аппаратное обеспечение (АО) персонального компьютера. Архитектура ПК 6

Классификация компьютеров 8

Работа с клавиатурой 9

Работа с мышью 11

Операционная система Windows 12

Рабочий стол. Элементы рабочего стола Windows 13

Основные элементы, характеризующие операционную систему Windows 15

Структура окна. Управление окнами 15

Работа со справочной системой Windows 18

Работа со стандартными приложениями Windows 19

Работа со стандартной программой «Калькулятор» 19

Работа с программой «Блокнот» (Notepad) 21

Файлы и папки 21

Общие сведения

П
ерсональный компьютер
представляют собой устройство, предназначенное для обработки информации в режиме диалога с пользователем: пользователь задает команды, компьютер их выполняет. Современные компьютеры, сделаны на основе микросхем, занимают малую площадь. Кроме того современные компьютеры выгодно отличаются быстродействием, большой оперативной памятью и емкими устройствами для хранения информации и т. д.

С помощью ПК можно набирать и редактировать тексты любой сложности, делать переводы, производить любые расчеты, статистическую обработку информации, хранить и обрабатывать информацию в виде баз данных и многое другое.

В настоящее время компьютеры используются практически во всех областях человеческой деятельности для конструирования, разработки технологий в различных отраслях промышленности, управления сложными технологическими системами, в медицине для диагностики и разработки схем лечения, в финансовых учреждениях для быстрой обработки информации. На основе компьютерных технологий построены современные сверхскоростные средства связи - Internet и электронная почта.

Представление информации в компьютере

Информация в компьютере представляется в виде двоичного кода, то есть закодирована определенным набором единиц и нулей. 1 бит информации - это единица или ноль этого кода. В вычислительной технике принято измерять количество информации в байтах. Байт - единица информации, эквивалентная восьми двоичным цифрам или одному набору из 256 возможных (2 8=256 – всевозможных наборов из восьми двоичных цифр (0 ,1)).









1бит








1 байт = 8 бит

Любой символ обычного алфавита кодируется 1 байтом, т.е одним набором из восьми двоичных цифр (0,1). На практике используются более крупные единицы измерения информации. Соотношение между ними представлено в таблице 1.

Таблица 1

Название

Условное обозначение

Соотношение с другими единицами

Килобит

Кбит

1Кбит=1024бит=2101 000бит

Мегабит

Мбит

1Мбит=1024Кб=2201 000 000бит

Гигабит

Гбит

1Гбит=1024Мб=2301 000 000 000бит

Килобайт

Кбайт (Кб)

1Кб=1024байт1 000байт

Мегабайт

Мбайт (Мб)

1Мб=1024Кб1 000 000байт

Гигабайт

Гбайт (Гб)

1Гб=1024Мб1 000 000 000байт

Терабайт ..



Пример 1:

На странице среднего школьного учебника помещается чуть меньше 50 строк, каждая строка 60 знаков (60 байт). Таким образом, полностью заполненная текстом страница учебника имеет информационный объем около 3000 байт (3 Кб). Средняя страница содержит около 2,5Кб, а весь учебник около 0,5Мб текста.

Пример2:

Если человек говорит по 8 часов в день без перерыва, то за 70 лет жизни он наговаривает около 10Гб информации (5 млн. страниц –стопка бумаги высотой 500м)


Состав персонального компьютера

В составе ПК принято выделять две составляющие

  1. Программное обеспечение

  2. Аппаратное обеспечение

Разберем их более подробно.

Программное обеспечение (ПО) персонального компьютера


Традиционно выделяют три блока программ:

  1. Системные программы. Предназначенные для стабильного функционирования ПК, осуществление диалога пользователя с ПК.

  2. Прикладные программы. Предназначены для достижения пользователем конкретно поставленной цели (создание текстового документа, создание графического объекта и т.д.);

  3. Инструментальные программы. Предназначены для создания новых системных и прикладных программ. В каждом языке программирования имеется система команд, которые программист выстраивает в логическую цепочку в соответствии с поставленной задачей. Результатом выполнения комплекса команд - компьютерной программы - должно явиться выполнение машиной какого-либо действия, решение какой-нибудь задачи. С помощью компиляторов написанные программистом команды переводятся в машинные коды, и только после этого могут быть выполнены машиной. Кроме этого существуют системы программирования, которые позволяют создавать программы из готовых блоков, в которые программист заносит свои параметры. Примером могут служить системы управления базами данных Fox Pro, Paradox, Access.

На схеме приведена классификация ПО с конкретными примерами (схема 1)

С хема 1




























Аппаратное обеспечение (АО) персонального компьютера. Архитектура ПК


К аппаратному обеспечению ПК относят все физические устройства, из которых он состоит. Современные ПК имеют открытую архитектуру, то есть устройства, произведенные разными фирмами, совместимы между собой. Каждый пользователь может по своему усмотрению конфигурировать аппаратные составляющие своего ПК, для достижения желаемых условий работы. То есть, есть возможность заменить любое устройство на более новое, можно добавлять разные устройства, то есть произвести модернизацию компьютера - upgrade. Это сегодня очень актуально, так как компьютерная техника развивается очень быстро, и купленный год назад компьютер сегодня уже становиться устаревшим.

Существую различные классификации аппаратных составляющих ПК. Наиболее распространенны следующие классификации.

  1. В аппаратном обеспечении ПК выделяют основные и дополнительные (периферийные) устройства (см. схема 2).

Схема 2
























Если взять в качестве классификационного признака основные информационные процессы (ввод информации, обработка информации, хранение информации, вывод результатов), то аппаратную часть ПК можно рассматривать следующим образом.

  1. В ПК для реализации того или иного информационного процесса существуют специальные устройства:

  1. устройства ввода информации - мышь и клавиатура;

  2. устройство обработки информации – процессор;

  3. устройства хранения информации – дискеты, винчестер;

  4. устройства вывода информации – монитор, принтер.


Устройства ввода информации

  • клавиатура,

  • мышь,

  • сканер - позволяет переводить текст и графические изображения в электронный вид, быстро вводить информацию в компьютер.

Устройство обработки информации

Основным устройством обработки информации является - процессор. То есть процессор выполняет роль «мозга» и содержит следующие компоненты:

  • основной микропроцессор, управляющий работой компьютера и выполняющий все вычисления.

  • оперативную память (ОЗУ или RAM), в которой располагаются программы, выполняемые компьютером, и используемые программами данные. Емкость оперативной памяти кратна 4 Мбайтам (16, 32, 64 и т.д.);

  • электронные схемы (контроллеры), управляющие работой различных устройств, входящих в компьютер (монитора, накопителей на магнитных дисках и т.д.);

  • порты ввода-вывода, через которые процессор обменивается данными с внешними устройствами.

Устройства хранения информации:

  1. Винчестер (накопитель на жестком магнитном диске (НЖМД)). Винчестер – это устройство, предназначенное для чтения и записи информации на несъемном жестком магнитном диске. Накопители на жестком магнитном диске - винчестеры - предназначены для постоянного хранения информации, используемой при работе с компьютером: программ операционной системы, часто используемых пакетов программ, редакторов документов, трансляторов с языков программирования и т.д. Жесткий диск представляет собой герметичную коробку, внутри которой находится пакет металлических магнитных дисков и электродвигатель для вращения этих дисков. На лицевой панели компьютера о работе жесткого диска можно узнать по миганию светодиода, который загорается в моменты чтения и записи. Винчестеры отличаются друг от друга прежде всего своей емкостью, то есть тем, сколько информации умещается на диске. Вторая существенная характеристика жесткого диска - время доступа к информации, что определяется фирмой-производителем. Обеспечение большой скорости доступа требует значительных усилий при разработке диска, поэтому быстрые диски стоят значительно дороже.

  2. Дискеты (накопители на гибком магнитном диске (НГМД) или floppy-диски). Гибкие магнитные диски - позволяют переносить документы и программы с одного компьютера на другой, хранить информацию, не используемую постоянно на компьютере, делать архивные копии информации, содержащейся на жестком диске. Сейчас наиболее распространены дискеты размером 3,5 дюйма емкостью 1,4 Мбайта. Эти дискеты заключены в жесткий пластмассовый конверт, что значительно повышает их надежность и долговечность. На этом конверте имеется специальный переключатель, разрешающий или запрещающий запись на дискету. С дискетой работает дисковод - устройство для чтения и записи на дискеты. Оно встроено в системный блок.

  3. Оптический диск (компакт диск). CD - компакт-диск. Емкость компакт диска значительно выше емкости дискет и составляет около 700 Мб. Различают два вида CD-дисков: CD – R (позволяют однократно записать информацию на диск, т.е перезапись невозможна) и CD-RW (позволяют многократно производить запись). Для работы с компакт дисками необходимо устройство, называемое CD-ROM. Аббревиатура ROM переводится как «память только для чтения». Записывающие CD-ROM-ы стоят дороже. Устройства для чтения с компакт-дисков характеризуются скоростью чтения: 8, 12, 24, 40, 80. CD-ROM-ы и также как дисководы встраиваются в системный блок.

  4. .Цифровой универсальный диск (DVD). Предназначен для хранения видео, высокого качества, компьютерной информации большого объема.

Устройства вывода информации:

Монитор (дисплей) компьютера предназначен для вывода на экран тестовой и графической информации. Мониторы могут быть цветные и монохромные, отличаться размерами экрана, которые измеряются в дюймах по диагонали (наиболее распространенные варианты - 14, 15, 17, 21 дюйм). Кроме того, они характеризуются размером зерна (минимального элемента на экране - чем меньше, тем лучше), а также частотой кадровой развертки (частотой обновления кадров - оптимальная 100-120 Гц). В настоящее время распространены жидко кристаллические мониторы (плоские мониторы).

Принтеры предназначены для вывода на печать текстовой и графической информации. Они могут быть следующих типов:

  1. Матричные - печатающая головка содержит вертикальный ряд тонких металлических стержней - иголок. Головка движется вдоль печатаемой строки, а стержни в нужный момент ударяют по бумаге через красящую ленту. Это обеспечивает формирование на бумаге изображения. Чем больше иголок, тем выше качество печати. Бывают 9, 24 и 48- точечные принтеры. Скорость печати матричных принтеров - от 60 до 10 секунд на страницу. В то же время они являются наиболее дешевыми и простыми в эксплуатации. Картриджа с красящей лентой хватает примерно на 500-1000 страниц.

  2. Струйные - изображение формируется микрокаплями специальных чернил, выдуваемых на бумагу с помощью сопел из картриджей. Этот способ печати обеспечивает более высокое качество печати по сравнению с матричными принтерами, очень удобен для цветной печати, когда устанавливается несколько картриджей с чернилами разного цвета. Скорость печати - тоже от 60 до 10 секунд на страницу. Струйные принтеры дороже матричных и требуют более тщательного ухода и обслуживания. Картриджа хватает примерно на 1000-1500 страниц, но они гораздо дороже, чем красящая лента к матричным принтерам.

  3. Лазерные - обеспечивают наилучшее качество печати. Для печати используется принцип ксерографии: изображение переносится на бумагу со специального барабана, к которому электрически притягиваются частички краски. Печатающий барабан электризуется с помощью лазера по командам из компьютера. Краска подается из картриджа, которого хватает на 3000-3500 страниц. Лазерные принтеры хотя и достаточно дороги, являются наиболее удобными устройствами для получения качественных печатных документов. Разрешающая способность - 300 или 600 точек на дюйм. Скорость печати - от 15 до 3 секунд на страницу.

Большинство принтеров оборудованы механизмом автоматической подачи бумаги. Но эти механизмы требуют очень качественной бумаги. Характеристики принтеров: скорость печати, качество печати, производимый шум и стоимость значимые для выбора.

Классификация компьютеров


Один из классификационных признаков ПК является модель процессора, на основе которого он создан. Рынок компьютеров очень широк: фирмы Intel, AMD, Cyrix, Celeron выпускают процессоры с примерно одинаковыми характеристиками. На сегодняшний день достаточно распространены компьютеры Pentium. В данный момент существует четыре поколения ПК Pentium - I, II, III, IV. Главное, что характеризует компьютер, это тактовая частота процессора, объем оперативной памяти и жесткого диска, наличие CD-ROMa, звуковой карты.

Тактовая частота может быть 200, 400, 500 МГц. Чем она выше, тем быстрее работает компьютер.

Еще одна характеристика компьютера - емкость оперативной памяти, которая кратна 4 Мбайтам - 16, 32, 64. Чем больше оперативная память, тем быстрее работает компьютер, тем более сложные операции он может выполнять, тем больше окон программных приложений можно открывать.

Для работы важна также емкость жесткого диска - HDD. Она измеряется в. Чем больше емкость винчестера, тем больше можно на нем расположить программных приложений и своей информации.

Мониторы характеризуются размером экрана по диагонали в дюймах - 14, 15, 17, 19, 21. Flat - монитор с плоским экраном, имеющий меньшие габариты в глубину.

Корпус системного блока может иметь форму вертикально стоящего ящика -Minitower, или горизонтально лежащего - Desktop. В последнем случае на системный блок можно поставить монитор и расположить все части компьютера более компактно на столе.

В прайс - листах пишутся характеристики компьютера обычно в следующем порядке; тип процессора, его тактовая частота, емкость оперативной памяти, емкость жесткого диска, наличие дополнительных устройств (CD-ROM, звуковая плата и др.), цена в долларах. Например: Celeron 400MHz/32/2Gb/3вук. плата/CD 40х - 495$, Р11-ЗЗЗМНг/32/40Gb/звук. плата - 407$.

Работа с клавиатурой

Клавиатура предназначена для ввода в компьютер информации от пользователя - для ввода текста и задания команд. В настоящее время появились различные модели клавиатур (рис.1), но на любой из моделей можно выделить следующие блоки клавиш:

Рисунок 1





  1. Блок пишущей машинки (см. рис.1)- в центре находятся клавиши алфавита, слева и справа переключающие клавиши:

    1. К лавиши [ Shift ] или [ ] находятся слева и справа внизу, при нажатии и
      удерживании одной из этих клавиш и одновременном нажатии клавиш алфавита на экране появляются прописные (большие) буквы. Эта клавиша также предназначена для ввода символов, обозначенных в верхнем ряду клавиш с цифрами.

    2. Клавиша [ Caps Lock ] находится слева. После ее однократного нажатия можно постоянно вводить прописные буквы, не прибегая к одновременному нажатию клавиши [Shift]. При этом на индикаторе в правом верхнем углу клавиатуры загорается соответствующая лампочка.

    3. Самая важная клавиша [ Enter ] (ввод) служит для выбора команды из меню и для окончания ввода команды. В текстовом редакторе Word ее нажатие означает конец текущего абзаца и начало следующего.

    4. Клавиши [ Ctrl ] (control - управление) и [ Alt ] (альтернатива) работают только при одновременном нажатии с другими клавишами. Комбинация двух из трех клавиш – [Shift], [ Ctrl ], [ Alt ] - служит для переключения с русского алфавита на латинкий и наоборот.

    5. Клавиша [ Back space ] ([ BS ]) или [ - стрелка влево над клавишей [ Enter ] в верхнем правом углу этого блока клавиатуры - удаляет символ, находящийся слева от курсора.

    6. Клавиша [ Tab ] служит для передвижения курсора и работы с таблицами.


  1. Функциональные клавиши (см. рис.1)- самый верхний ряд:


    1. Клавиша [ Esc ] (escape - отмена) находится в самом верхнем левом углу клавиатуры и имеет очень важное назначение - с ее помощью можно отменить любую команду.

    2. Клавиши [ Fl ]...[ F12 ] - функциональные клавиши, используемые конкретными программами для выполнения каких-либо действий. F1 вызывает подсказку. Для других клавиш в каждой программе определены свои функции. Это может быть вызов меню, редактирование, удаление информации.

    3. Клавиша [ Print Screen ] позволяет печатать содержимое экрана.

    4. Клавиша [ Scroll Lock ] останавливает прокрутку (в Windows не используется)

    5. Клавиша [ Pause Break ] останавливает загрузку компьютера

  1. Цифровой блок (см. рис.1) - находится слева на клавиатуре. Клавиши располагаются на нем как на калькуляторе. С его помощью удобно работать с цифрами. Он включается нажатием клавиши [ Num Lock ] - загорается соответствующая лампочка на индикаторе. В противном случае с помощью клавиш этого блока можно управлять передвижением текстового курсора или выполнять другие перемещения, например, в меню

  2. Навигационные клавиши (клавиши, управляющие движением курсора). Этот блок находится между блоком пишущей машинки и цифровым блоком.

  1. Нажатие на клавиши с изображением стрелок приводит к перемещению курсора в соответствующем направлении.

  2. Клавиши [Page Up] и [Page Down] позволяют «перелистывать» текст на экране вперед и назад.

  3. Клавиши [Ноmе] и [End] позволяют быстро перескакивать соответственно в начало и конец строки, каталога и т.п.

  4. Клавиша [Insert] (вставка) предназначена для переключения между двумя и режимами ввода символов: ввода с раздвижкой символов (вставка) и ввода с размещением ранее набранных символов (замена).

  5. Клавиша [ Delete ] (удаление) используется при удалении выделенных объектов.


Большинство клавиш на клавиатуре обладает функцией автоповторения. Если вы нажали и удерживаете клавишу, клавиатура начинает посылать в программу код нажатой клавиши, как, если бы вы постоянно нажимали и отпускали эту клавишу.

Часто используется одновременное нажатие нескольких клавиш. Например, чтобы ввести прописную букву А, нужно нажать соответствующую клавишу одновременно с клавишей [ Shift ]. Это означает, что сначала нужно нажать клавишу [ Shift ]; удерживая ее, нажать клавишу [А]; отпустить обе клавиши.

В дальнейшем для обозначения одновременного нажатия клавиш будем использовать знак «+». Например, запись Ctrl+Alt+Delete обозначает, что одновременно нажимаются три клавиши.


Работа с мышью

Мышь - манипулятор для ввода информации в компьютер (рис.2). Она представляет собой коробочку с двумя или тремя клавишами. В последнее время появились беспроводные (оптические мыши и мыши с «роликом»- колесиком).

Рисунок 2

Вместе с проводом для подключения к компьютеру это устройство действительно напоминает мышь с хвостом. На экране ей соответствует курсор, стрелка или какой-либо другой знак в зависимости от ситуации - указатель мыши.

Манипуляции с мышью:

  1. Перемещения указателя мыши по экрану осуществляется путем соответствующего перемещения мыши по коврику. Это необходимо для установки указателя на нужном элементе: тексте, кнопке, названии меню и т.д.

  2. Щелчок - кратковременное нажатие на кнопку мыши, служащее для ввода команд.


Выражение: «щелкните левой кнопкой мыши на ...» или «щелкните правой кнопкой мыши на ...», - означает, что необходимо установить указатель мыши на соответствующем элементе, нажать и быстро отпустить ту или иную кнопку. Если не указывается какая именно кнопка (левая или правая), то имеется в виду левая.

  1. Буксировка или перетаскивание. Буксировка указателя мыши, а вместе с ним и выбранного элемента - текстового или графического, происходит при движении мыши по коврику с нажатой левой кнопкой.

  2. Двойной щелчок означает, что нужно дважды нажать одну и ту же кнопку мыши. Речь идет о быстром двойном нажатии. Если Вы сделаете паузу между нажатиями, то не получите желаемого результата.


Операционная система Windows

Операционная система (ОС) -это программа, которая автоматически загружается при включении компьютера и предоставляет пользователю базовый набор команд, с помощью которых, например, можно запускать другие программы, управлять аппаратурой, форматировать дискеты, копировать файлы с диска на диск и т.д. Операционная система «понимает» пользователя, если он дает указание компьютеру в виде определенной команды - последовательности слов и символов. Если операционная система не поняла команду, она выдает соответствующее сообщение. Существуют различные операционные системы: MS DOS, OS/2, Windows, Unix и т.д. В настоящее время наиболее распространена операционная система Windows (её изучению и будут посвящены наши занятия).

Существуют различные версии ОС Windows (Windows95, Windows98, Windows2000, WindowsXP и т.д.). Для начинающего пользователя разница между этими ОС является незначительной. Поэтому, изучив и поняв принцип работы в одной из версий ОС Windows, пользователь легко освоит работу и в другой версии ОС Windows.

Назначение операционной системы

Основная причина необходимости использования операционной системы состоит в том, что элементарные операции с устройствами компьютера и управления его ресурсами - это операции очень низкого уровня, поэтому действия, которые необходимы пользователю, состоят из нескольких сотен или тысяч таких элементарных операций. Например, накопитель на магнитных дисках «понимает» только такие элементарные операции, как включить двигатель дисковода, установить читающие головки в определенное место, прочесть информацию с диска в компьютер и т.д. Поэтому для выполнения даже такого несложного действия, как копирование файла с одной дискеты на другую, необходимо выполнить тысячи операций по запуску команд дисководов, проверке их выполнения, поиску и обработке информации в таблицах размещения файлов на дисках и т.д.

Операционная система скрывает от пользователя эти сложные и ненужные ему подробности и предоставляет ему удобный интерфейс для работы. Она выполняет также различные вспомогательные действия, например копирование или печать файлов. Кроме того, операционная система осуществляет загрузку в оперативную память всех программ, передает им управление в начале их работы, выполняет различные вспомогательные действия по запросу выполняемых программ и освобождает , занимаемую программами оперативную память при их завершении. Под управлением операционной системы работают прикладные программы (приложения).

Таким образом, операционная система обеспечивает пользователю и прикладным программам удобный способ общения (интерфейс) с устройствами компьютера.

Рабочий стол. Элементы рабочего стола Windows

Интерфейс - это внешнее оформление программы, дающее возможность вести диалог пользователя с системой, способ вызова программ и обращения к внешним устройствам, способ выполнения команд внутри приложений. Интерфейс Windows называют дружественным, так как основное меню легко доступно. С этой операционной системой очень легко общаться.

После загрузки Windows мы попадаем на рабочий стол, на котором расположены ярлыки программ и документов (рис.3). Фон рабочего стола может быть разнообразным (однотонным или содержащим картинки, фотографии, как в нашем случае). О настройке параметров экрана, установке фона, заставки речь пойдет чуть позже..

Р
исунок 3


В нижней части экрана располагается строка панели задач. На ней отражаются все работающие приложения (кнопки открытых окон), кнопки программ для быстрого запуска (могут отсутствовать), часы, а также главная кнопка «Пуск». Если панель задач отсутствует, это значит, что она является плавающей строкой, и появляется только в том случае, если подвести указатель мыши к нижнему краю экрана. При открытии программы, документа или окна на панели задач появляется соответствующая открытому окну кнопка. Нажатие этой кнопки (щелчок левой кнопкой мыши по этой кнопке) позволяет быстро перейти в выбранное окно программы. То есть панель задач предназначена для перехода между открытыми программными приложениями.

В нижнем левом углу находится кнопка «Пуск» на панели задач, с которой начинается работа в Windows. При нажатии на нее открывается главное меню (рис.4), состоящее из нескольких строк, большинство из которых имеют стрелки справа, что означает, что эта команда раскрывается дальше и содержит в себе еще команды или перечень программ, операций, документов. То есть главное меню имеет древовидную структуру.

Р
исунок 4


Рассмотрим основные команды, расположенные в главном меню (снизу вверх):

  • Завершение работы. С ее помощью можно выключить или перезагрузить компьютер.

  • Выполнить. По этой команде можно найти любую программу, допустим лежащую на дискете, и выполнить ее. Программы - это файлы с расширением «ехе».

  • Справка. Вызывает учебник по работе с Windows. Его можно вызвать также нажатием клавиши [FI].

  • Поиск. Открывает диалоговое окно поиска, позволяющее найти любой файл по различным признакам: по названию, дате создания, размеру, и даже по содержащемуся в нем тексту.

  • Настройка. Используя эту строку, можно настроить панель задач и панель управления, подключить принтеры.

  • Документы. Нажатие на эту строку вызывает перечень последних созданных или использованных документов.

  • Программы - открывает перечень приложений, которые работают операционной системе Windows (которые установлены на ПК).

  • Следующие строки позволяют открыть или создать документ Microsoft Office, вместе с которым открывается соответствующее приложение.


Наиболее часто используемые программы и документы выносятся на рабочий стол в виде ярлыков. Это картинки («иконки») с подписью. Оформление рабочего стола осуществляется с помощью контекстного меню, вызываемого нажатием правой кнопки мыши. В меню есть возможность отправить на рабочий стол ярлык программы, папки или документа, а также с помощью команды «Свойства» задать внешнее оформление рабочего стола (цвет, фон, заставка (рис.5)).

Рисунок 5

Е сть программы, ярлыки которых всегда лежат на рабочем столе и создаются при установке Windows на компьютер:

  • «Мой компьютер» - программа, которая позволяет производить манипуляции с файлами и папками в режиме открытых окон, используя панель управления, настраивать работу компьютера и подключать внешние устройства

  • «Корзина» - приложение, которое хранит удаленные файлы, позволяет их восстанавливать или окончательно стирать с жесткого диска, потому что при удалении файла в Моем компьютере и в Проводнике происходит только логическое удаление информации, то есть имя файла становится невидимым.


Основные элементы, характеризующие операционную систему Windows Структура окна. Управление окнами
  1. Основной элемент – это так называемые окна (по-английски - windows), которые дали название всей операционной системе. Окно представляет собой прямоугольник, который может занимать как часть экрана, так и весь экран. В Windows каждая программа представляется в виде окна. Окна различных программ имеют однотипную структуру. Рассмотрим структуру окна на примере окна «Мой компьютер» (рис.6)

Рисунок 6














Размер окна можно изменять (минимизировать, восстанавливать (максимизировать)) в зависимости от ситуации. Для этого достаточно воспользоваться кнопками в строке заголовка либо поставить курсор мыши на границу окна и произвести трассировку в нужном направлении.

  1. Второй важнейший элемент графической оболочки Windows - это меню, с помощью которого выбираются команды. В Windows применяется, так называемые выпадающие меню (рис. 7).

Рисунок 7

Е сли выбрать название в меню справа от которого изображен маленький треугольник, то появится подменю (прямоугольник, внутри которого находится список команд). Каждая программа из этого списка связана с каким-то действием в программе, которое предусмотрено разработчиками.


3. Третье особенность ОС Windows - применение мыши. Мышь в Windows - это важнейшее устройство ввода, которое необходимо для выбора команд. На экране мышь обычно изображается стрелкой-указателем, которая движется по экрану в соответствии с перемещением самой мыши на столе. Указатель мыши может принимать различные формы в зависимости от ситуации. Например, форму песочных часов, которая информирует о том, что идет длительная обработка данных, ввод информации невозможен.

Операционная система Windows значительно облегчила работу в многозадачном режиме, то есть пользователь может запустить несколько программ одновременно (открыть несколько окон), легко переходить от одной программы к другой и обмениваться информацией между ними. Но в конкретный момент времени активным может быть только одно окно. Активное окно отличается от других окон. Его заголовок подсвечен другим цветом. Для смены текущего окна необходимо произвести щелчок мышью по области окна требуемой программы или щелчок по кнопке программы на панели задач. Одна из основных задач, которую решает Windows, это установление стандартной методики связи между приложениями. Это метод передачи информации, включая графическую, между двумя различными приложениями Windows, запущенными на одном и том же компьютере. В качестве средства обмена между приложениями был выбран буфер обмена Windows. Любой объект, скопированный через буфер обмена из одного приложения в другое, может корректироваться в этом приложении, используя средства первого приложения. Для этого достаточно по этому объекту сделать двойной щелчок мышью. Например, картинка, нарисованная в графическом редакторе, и помещенная в документ Word, может быть откорректирована в том же редакторе Word.

Все приложения Windows тесно связаны между собой, их окна построены по единому плану. И изучив одно приложение и поняв принцип работы с ним, можно уже очень легко по аналогии освоить работу в других приложениях.

4. Еще одной особенностью Windows является активное использование правой кнопки мыши для вызова контекстного меню, то есть меню со списком команд, которые можно применить к выбранному элементу. Например, если вы щелкните правой кнопкой на таблице, то на экране появится контекстно-зависимое меню с важнейшими командами для обработки таблиц. Вообще в среде Windows контекстное меню, вызываемое с помощью правой кнопки мыши, является универсальным способом работы с объектом.

Объектом является любая часть информации, созданной с использованием прикладной программы Windows. Объектом может быть, например, ячейка электронной таблицы или рисунок. То есть, объектом может быть любой элемент, текстовый или графический, и в зависимости от типа объект обладает определенными свойствами. Такой объект, как текст, имеет следующие свойства: тип и размер шрифта, интервал между строками, выравнивание по правому или левому краю и т.д. Свойства графического объекта уже другие, например, такие как толщина линии, цвет, наличие или отсутствие тени, ориентация в пространстве и другие. В. зависимости от того, в каком приложении создан объект, методы работы с объектом будут разными.

Работа со справочной системой Windows

В операционной системе Windows сможет работать даже новичок, если он знает, как пользоваться справочной системой.

Во-первых, в главном меню есть строка «Справка» (Пуск Справка), нажатие на которую открывает учебник по работе в Windows, в котором даются конкретные практические рекомендации на все случаи жизни. Этот учебник можно активизировать, нажав клавишу [F1], находясь на рабочем столе, а также нажав на символ знака вопроса в строке меню любого из приложений Windows (рис. 8). Есть несколько способов работы со справочной системой.

Рисунок 8



  1. Можно искать нужную информацию, пользуясь содержанием, которое имеет древовидную структуру, то есть в каждом пункте есть еще подпункты;

  2. Можно использовать предметный указатель, в котором уже указан перечень возможных операций и команд, из которых вы можете выбрать необходимую вам в данный момент;

  3. Можно осуществлять поиск по одному или нескольким словам в словаре. В тексте учебника есть слова, выделенные другим цветом и подчеркнутые. Если щелкнуть мышью на этом слове, то появится расшифровка этого термина или произойдет переход к другому разделу справочной системы, который, как правило, имеет в качестве названия выделенный текст. Вы всегда можете вернуться назад, нажав соответствующую строку в меню справки.

При работе в приложениях Windows с помощью клавиши [F1] всегда можно вызвать контекстнозависимую справку, то есть справку для того режима, в котором вы находитесь. Например, активизировав неизвестный вам пункт меню и нажав клавишу [F1], вы получите развернутое объяснение этого пункта на экране. Так что нажимайте эту «волшебную клавишу» при любом затруднении.

Во всех приложениях Windows на панели инструментов есть кнопка со знаком вопроса. После нажатия на эту кнопку указатель мыши приобретает вид стрелки со знаком вопроса рядом. Щелкнув такой мышкой на любой элемент экрана, вы получите справку об этом объекте. Активизировать этот режим работы можно также нажав одновременно клавиши [Shift] и [F1].

Работа со стандартными приложениями Windows

В главном меню есть строка «Стандартные программы», при нажатии на которую мышью или клавишей [Enter] разворачивается их список:

  • «Игры»;

  • «Мультимедиа» - работает при наличии звуковой карты и колонок;

  • «Служебные программы» - выполняет операции по работе с дисками - архивация данных, дефрагментация диска, проверка диска;

  • «Блокнот» - простой тестовый редактор с ограниченным количеством функций, вследствие чего пользуются им редко;

  • «Графический редактор Paint» - позволяет создавать графические объекты

  • «Калькулятор» - позволяет производить различные расчеты и их результаты вставлять в документы;

  • «Просмотр буфера обмена»;

  • «Таблица символов»;

  • «Текстовый редактор Word Pad» - текстовый редактор, который по сложности стоит между Блокнотом и Word.

Эти программы были разработаны достаточно давно, и сейчас корпорация Microsoft разработала комплекс приложений Microsoft Office с более совершенными текстовыми и графическими редакторами.

Из стандартных программ наиболее часто используется Калькулятор. Работу с ним мы подробно разберем.

Работа со стандартной программой «Калькулятор»

Работа с этой программой (см. рис. 9) аналогична работе с обычным калькулятором.

Р
исунок 9

Е
сли выполнить команду Вид  Инженерный, то калькулятор примет вид (рис.10):

Рисунок 10


Чтобы выполнить простые вычисления:

  1. Введите первое число.

  2. Нажмите кнопку "+" (сложение), "-" (вычитание), "*" (умножение) или "/" (деление).

  3. Введите следующее число.

  4. Введите остальные операторы и числа. При простых вычислениях используются
    четыре оператора: "+" (сложение),"-" (вычитание), "*" (умножение) или "/" (деление).

На калькуляторе можно выполнять статистические вычисления, а также вычисления в других системах счисления (кроме десятичной есть еще шестнадцатиричная, двоичная и восьмеричная. Если вы знаете, что это такое, то при необходимости можете выяснить порядок работы с этими функциями с помощью справочной системы.

Чтобы определить назначение кнопки калькулятора:

  1. Укажите на кнопку или элемент калькулятора и нажмите правую кнопку мыши.

  1. Выберите команду «Что это такое?».

Работа с памятью:

Чтобы занести число в память, нажмите кнопку "MS". Над кнопками памяти на панели калькулятора появится индикатор "М". Чтобы заменить отображаемое число числом, хранящимся в памяти, нажмите кнопку "MR". Каждое новое число, занесенное в память, заменяет предыдущее. Чтобы очистить память, нажмите кнопку "МС". Чтобы добавить отображаемое число к числу, хранящемуся в памяти, нажмите кнопку "М+".


Работа с программой «Блокнот» (Notepad)

Программа «Блокнот» (рис.11) - это простейший текстовый редактор, который позволяет создавать примитивные тексты, т.е без дополнительных возможностей приемов форматирования и редактирования.

Рисунок 11



Файлы и папки

Вся информация хранится на диске в виде файлов. Под файлом понимается порция информации, то есть любой набор данных, имеющий имя и записанный на каком-либо носителе информации - магнитном или оптическом, Содержимым файла может быть документ, ведомость, произвольный текст, программа, таблица чисел, графическое изображение, мелодия и т.д.

Для образования имен файлов существует несколько правил, причем эти правила могут изменяться для различных операционных систем. В Windows имя файла состоит из двух частей - собственно имени и расширения, которые разделяют точкой. Имя файла может состоять из букв цифр и символов. Имена файлов не должны содержать следующих символов: \ | / : * ? " . Windows позволяет использовать буквы не только латинского, но и русского алфавита. Символы в имени файла лучше не использовать. В качестве имен файлов запрещается использовать следующие слова: com, lpt, aux, con, prn, nul, потому что они имеют специальное назначение. Запоминать это не обязательно, так как если вы создадите недозволенное имя файла, операционная система сразу же выдаст об этом предупреждающее сообщение.

Для удобства работы с файлом после имени обычно указывается расширение файла, содержащее не более четырех символов. Расширение имени обычно указывает на тип хранящихся в файле данных, а также указывает, в каком приложении был создан файл. Расширение «ехе» и «com» присваиваются файлам, содержащим программы, готовые к исполнению. Расширение «txt» указывает на то, что файл хранит текст. Расширение «doc» указывает на то, что файл создан в редакторе Word. Если пользователь сам создает файл, то он придумывает имя файла и добавляет соответствующее расширение. Windows обычно сам предлагает расширение при наименовании и сохранении созданного файла, которое изменять не рекомендуется.

Если на диске хранится много файлов, то для облегчения работы с ними рекомендуется объединять их имена в отдельные группы (каталоги, директории, папки). Каждая такая группа хранится в каталоге, которому присваивается имя. Имена каталогов не имеют расширения.

К аталог может содержать внутри себя, кроме имен файлов, также и другие вложенные в него каталоги, иногда называемые подкаталогами. Структура вложенных каталогов называется деревом каталогов (рис.12). Это можно сравнить с архивом, где шкафы - это каталоги, полки - подкаталоги, а отдельные папки - файлы.


Рисунок 12



Имена каталогов, вложенных в них подкаталогов и файлов могут совпадать. Однако не допускается, чтобы в одном и том же каталоге (подкаталоге) содержалось несколько одинаковых имен. Если вы попытаетесь создать файл с именем, которое повторяется, то операционная система выдаст вам об этом сообщение. Разные имена - имена, отличающиеся хотя бы одним символом. Но нужно помнить, что машина не проводит различия между заглавными и строчными буквами.

С учетом вложенности каталогов вводится понятие полного имени файла. Полное имя файла должно содержать имя диска, после которого ставится двоеточие, имена соответствующих каталогов и подкаталогов, если они имеются, разделенных символом «\» -обратным слешем. Например, D:\KNIGA\Glava_l. Начальный каталог, в котором хранится исходный перечень каталогов и файлов на диске, называется корневым каталогом. Каталог, с которым работает пользователь, называется текущим. Путь к файлу - это последовательность каталогов, начинающаяся от корневого или текущего каталога. Перечень каталогов и файлов на диске называют оглавлением или директорием.

Каталоги в Windows называются папками и имеют обозначение в виде закрытой или открытой папки. Открытая папка означает, что это текущий каталог.

Каждый накопитель на компьютере имеет собственной имя в виде буквы латинского алфавита. Накопителям на гибких магнитных дисках присвоены имена А: и В:. Винчестер имеет имя С:, которое сохраняется даже в том случае, если накопитель А: или В: отсутствует.

Так как все накопители имеют имена, то вместо сложных терминов типа «накопитель на гибких магнитных дисках» используются слова «диск А», «диск В», «диск С». Емкость памяти винчестера значительно больше емкости дискет. Для удобства работы с винчестером всю его область делят на несколько независимых частей – на логические диски. Каждая такая часть называется диском и обозначается буквой в порядке латинского алфавита: С, D, E, F и т.д.

Для работы с файлами и папками в Windows предназначены два программных приложения - Мой компьютер и Проводник. О них речь пойдет в методическом пособии (часть II)

26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!