СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по математике "Сборник дидактических игр"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по математике "Сборник дидактических игр"»

ПЕРСПЕКТИВА

Разина К. М., Уланова Е. В.









МАТЕМАТИКА

Сборник дидактических игр





3

класс







Дзержинск – 2023

Оглавление

Стр


Тема: «Цена. Количество. Стоимость.» 4

Ролевая игра «Магазин» 4

Тема: «Сумма нескольких слагаемых» 5

Инсценировка «Во время спектакля» 5

Дидактическая игра «Помоги белке найти свое дупло» 5

Игровая ситуация «Учителя» 6

Дидактическая игра «Покупка» 6

Тема: «Умножение на 3. Деление на 3» 7

Дидактическая игра «Найди домик» 7

Дидактическая игра «Кто быстрее» 7

Игра - головоломка «Танграм» 8

Дидактическая игра «Расположили, подчеркни» 8

Тема: «Грамм» 9

Игровая ситуация «Собери корзинку» 9

Дидактическая игра «Весы» 9

Тема: «Счет сотнями» 10

Дидактическая игра «Математическая эстафета» 10

Дидактическая игра «Пазл» 10

Дидактическая игра «Молчанка» 10


















Данный сборник составлен в соответствии с требованиями к результатам усвоения основной образовательной программы начального общего образования, определёнными ФГОС и является дополнением к учебнику «Математика. 3 класс» Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова и др.

В сборнике предложены задания по темам: «Цена. Количество. Стоимость», «Сумма нескольких слагаемых», «Умножение на 3. Деление на 3», «Грамм», «Счет сотнями».

Сборник предназначен для учителей начальных классов общеобразовательных организаций.


Пояснительная записка


В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, развития логического мышления, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в учебной деятельности».

Реализация этих задач требует эффективного и нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на развитие логического мышления учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Игровая деятельность – это активная деятельность по моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Данный сборник позволит учащимся 3-х классов развить логическое мышления посредством игровой деятельности на уроках математики.

Цель сборника: развитие логического мышления у учащихся 3-го класса посредством игровой деятельности.



















Тема: «Цена. Количество. Стоимость.»







Ролевая игра «Магазин»


Цель игры: тренировка в решении задач на стоимость и обращении с деньгами.

Роли: 3 продавца, 3 кассира, покупатели.

Оборудование и инвентарь: таблички-вывески отделов «МОЛОЧНЫЙ», «ГАСТРОНОМ», «КОНДИТЕРСКИЙ», таблички-указатели касс, ценники с наименованиями и рисунками товаров, чеки для продавцов и кассиров (чистые листочки», 10 коробок с заданиями разной сложности: в 1-ой самые простые, в 10-ой самые сложные).

Примечания: Роли продавцов и кассиров исполняют дети, наиболее успешные в устных вычислениях. Роль продавца – самая трудная.

Задания написаны на отдельных листочках и выглядят так:

Купить 2 бутылки молока и 1 пачку творога.

Получить сдачу с ….. рублей.

Ход игры:

После распределения ролей и расстановки ценников на партах-витринах, покупатели, самостоятельно оценивая свои возможности, в плане устного счета, выбирают «задания для покупок».

Посчитав стоимость покупаемого товара, покупатель должен назвать сумму кассиру и указать название отдела. Кассир на чеке должен написать «уплаченную сумму» и «выданную сдачу».

Например: «88 рублей 45 копеек в молочный отдел»

Уплачено: 88рублей 45 коп.

Получено: 100 рублей.

Сдача: 11 рублей 55 копеек.

Уплаченную сумму кассир проставляет в журнале «Приход». После того, как получен чек, покупатель идет в отдел. Продавец проверяет правильность посчитанной стоимости товара и, если нет ошибки, расписываясь на чеке - выдает товар. Название продукта и количество «проданного» товара продавец проставляет в журнале «проданный товар».

Далее покупатель идет за следующим товаром, и игра продолжается до особого знака учителя, после которой обучающиеся приступают к оформлению своей работы в тетрадях.

Продавцы подсчитывают объем и стоимость «проданных товаров», кассиры - объём «полученных денег». Цифры у продавцов и кассиров являются взаимоконтролирующими. Во время игры учитель следит за соблюдением правил поведения в «магазине», после игры проводится обсуждение [6].

Тема: «Сумма нескольких слагаемых»









Инсценировка «Во время спектакля»


Цель: формирование знаний о нахождении суммы нескольких слагаемых.

Примечания: роли людей, которые принимали участие в спектакле играют сами учащиеся класса, ситуацию диктует учитель.

Ход игры:

Ребята, давайте представим, что вы выступаете на сцене во время спектакля. Вас из класса выступает 4 человека … (учитель называет имена четырех учеников из класса). Но в первом действии участвовали только 3 человека, а во втором – 2 человека. Как это могло произойти? 



Дидактическая игра «Помоги белке найти свое дупло»


Цель: закрепление знаний о нахождении суммы нескольких слагаемых.

Примечания: один ученик может работать у доски, таблица может быть вывешена на доске, может быть у каждого ученика

Инвентарь: демонстрационная таблица.

Ход игры: Белке надо пройти через три столбика чисел так чтобы, сложив 3 числа, в сумме получить 40. Ученикам надо указать путь белочки к дуплу (один ученик может работать у доски) [5].

















Игровая ситуация «Учителя»


Цель: закрепление умений находить сумму нескольких слагаемых.

Примечания: роль учителей применяют на себе сами учащиеся, задание может выполняться на карточках или на интерактивной доске.

Ход игровой ситуации:

Ребята, сегодня на уроке вы будете исполнять роль учителей. Миша принес выполненное задание по математике, но совсем не знает, правильно ли он его решил, у вас на столах лежат карточки. Переверните их и проверьте, как настоящие учителя:

28 + 12 = 100; 58 + 63 = 94; 85+21=79; 64+82=92;

Есть ли ошибки в карточках?

Какие ошибки допустил Миша?

Ребята, а сейчас вам нужно будет

Ребята, сейчас вам нужно будет цифры переставить так, чтобы получить верные равенства? Запишите полученные равенства рядом [4].



Дидактическая игра «Покупка»


Цель: закрепление умений находить сумму одинаковых слагаемых.

Примечания: один ученик может работать у доски.

Инвентарь: ценники, карточки товара

Ход игры:

- Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с темой «Сумма нескольких слагаемых»? (Дети рассуждают.)

- Давайте представим, что мы совершаем покупку в магазине. В магазине мы все видим этикетки, на которых написана цена товара, (на доске «ценники»)

25р.   45р.   72р.     28р.     64р.      36р.

- Все эти товары вам необходимо купить! Что вы скажете про их количество? (их много).

- За вами огромная очередь, продавец тоже спешит. Как вы будете считать стоимость своих покупок, чтобы не задерживать ни покупателей, ни продавца? У вас при себе есть только 300р. (Использовать сочетательное и переместительное свойство сложения.)

- В тетрадь запишите выражение, с помощью которого можно быстро узнать стоимость всего товара.

25+45+72+28+64+36=

70+100+100=270

- Так нужна ли в жизни наша сегодняшняя тема: сумма нескольких слагаемых?

Тема: «Умножение на 3. Деление на 3»






Дидактическая игра «Найди домик»


Цель: закрепление знаний о делении на 3

Примечания: один ученик может работать у доски, работа может проходить индивидуально и в парах.

Инвентарь: карточки с заданием

Ход игры: ребята, у нас есть домики, но жители (выражения) не могут найти свой. Ваша задача соединить выражения с нужным домом. Ученикам необходимо соединить выражение с ответом (домом) [3].

27:3

3:3

12:3

15:3

6:3

9:3

21:3

18:3

24:3



Дидактическая игра «Кто быстрее»


Цель: закрепление знаний о умножении и делении на 3.

Примечания: игра проводится фронтально или по рядам.

Инвентарь: карточки с заданием.

Ход игры: ребята, у нас есть лесенка с числами. Ваша задача посчитать выражения быстрее своих соперников. Главное, чтобы ответ был верным.

Кто первый закончит, тот поднимает руку.

Игра - головоломка «Танграм»


Цель: формирование умения разгадывать головоломку.

Примечание: проводится на этапе «актуализация знаний» для подведения к теме урока.

Инвентарь: конверт с головоломками.

Ход игры: Перед вами лежат конверты. Достаньте их содержимое.

  • Какие фигуры вы видите? Назовите их.

  • Все ли фигуры вам известны? Кто знает, как называется эта фигура?

  • Чем они отличаются между собой? (формой, цветом, размером)

  • Найдите фигуры, которые имеют одинаковую форму.

  • Эти геометрические фигуры из очень интересной игры, которая называется «Танграм» и из нее можно складывать различные фигуры.

  • Составьте из этих геометрических фигур цифру три. Соблюдайте условия, вы должны использоваться все фигуры, и фигуры нельзя накладывать друг на друга [5].


















Дидактическая игра «Расположили, подчеркни»


Цель: закрепление знаний о делении на 3.

Инвентарь: карточки с заданием.

Ход игры: на доске прикреплены карточки. Расположите числа в порядке возрастания и запишите в тетради.

1 2 4 6 7 8 9 12 18 30

  • Подчеркните числа, которые делятся на три.

  • Ниже запишите числа, которые кратны трем, но отсутствуют.

  • Давайте вспомним, что значит кратные трем?

3 15 21 24 27

  • Назовите, какие числа вы записали.

Тема: «Грамм»









Игровая ситуация «Собери корзинку»


Цель: закрепление умений распределять предметы по весу.

Инвентарь: корзины, предметы с подписанным весом.

Примечания: игровая ситуация может проходить по цепочке (фронтально) и индивидуально на карточках

Ход игровой ситуации: ребята, у нас есть три корзины с разным весом. Ваша задача расположить предметы в них так, чтобы вес предметов не превышал вес корзинки [5].





Дидактическая игра «Весы»


Цель: закрепление знаний о единице массы – грамм

Инвентарь: гири, весы

Примечания: задание выполняется фронтально, в парах или индивидуально

Ход игры: ребята, у нас случилась беда. В магазине сломались весы и нас попросили помочь распределить гири по весам. Ваша задача соотнести весы и гири так, чтобы вес продуктов и гирь был равным [2].



Тема: «Счет сотнями»






Дидактическая игра «Математическая эстафета»


Цель: закрепление знаний о счете сотнями.

Примечания: учащиеся делятся на группы и проводится игра-соревнование.

Ход игры: ребята, вы поделены на команды. У вас на столах лежит конверт, откройте его. На доске будут появляться примеры ваша задача по очереди выходить к доске и показывать верный ответ с помощью наглядного материала. Также вам необходимо правильно назвать получившееся число. На обсуждение ответов у вас будет пару минут [3].



Дидактическая игра «Пазл»


Цель: закрепление знаний о счете сотнями.

Инвентарь: интерактивное оборудование.

Примечания: задание выполняется по цепочке.

Ход игры: ребята, на доске представлен пазл. Ваша задача по цепочке выходить к доске и называть ответ у данных примеров. После вы нажимаете на пазл и выбираете один из предложенных ответов. Если ответ верный, то пазл исчезает [4].



Дидактическая игра «Молчанка»


Цель: закрепление знаний о счете сотнями.

Инвентарь: листы для записи

Примечания: задание выполняется фронтально, но молча

Ход игры: ребята, у вас на столах лежат листы. Сейчас я буду называть число, а ваша задача записать его на карточке и по команде показать мне. В ходе задания у вас будут накапливаться баллы, которые повлияют на оценку.



СПИСК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства просвещения Российского Федерации от 31.05.2022 №286 – Доступ из банка документов Министерства просвещения РФ – URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120210(дата обращения : 03.05.2023). – Текст : электронный.

  2. Дидактическая игра «Весы». – Текст: электронный // Nsportal: официальный сайт. – 2020. - URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/06/06/didakticheskaya-igra-vesy (дата обращения : 10.03.2023).

  3. Задания на логику 3 класс. – Текст: электронный // Nsportal: официальный сайт. – 2020. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/10/28/logicheskaya-igra-po-matematike-dlya-tretego-klassa (дата обращения : 10.03.2023).

  4. Математические игры. – Текст: электронный // Mathcenter : сайт. – 2020. - URL: https://math-center.org/ru-RU/games/3rd/math-games/ (дата обращения : 10.03.2023).

  5. Развитие логического мышления. – Текст: электронный // Logiclike: сайт. – 2020. - URL: https://logiclike.com/math-logic/3-klass/logicheskie-zadachi (дата обращения : 10.03.2023).

  6. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». – Текст : электронный // мультиурок : официальный сайт. – 2021. – URL : https://multiurok.ru/files/siuzhetno-rolevaia-igra-magazin-1.html (дата обращения 15.05.2023).