ПЕРСПЕКТИВА
Разина К. М., Уланова Е. В.
МАТЕМАТИКА
Сборник дидактических игр
3
класс
Дзержинск – 2023
Оглавление
Стр
Тема: «Цена. Количество. Стоимость.» 4
Ролевая игра «Магазин» 4
Тема: «Сумма нескольких слагаемых» 5
Инсценировка «Во время спектакля» 5
Дидактическая игра «Помоги белке найти свое дупло» 5
Игровая ситуация «Учителя» 6
Дидактическая игра «Покупка» 6
Тема: «Умножение на 3. Деление на 3» 7
Дидактическая игра «Найди домик» 7
Дидактическая игра «Кто быстрее» 7
Игра - головоломка «Танграм» 8
Дидактическая игра «Расположили, подчеркни» 8
Тема: «Грамм» 9
Игровая ситуация «Собери корзинку» 9
Дидактическая игра «Весы» 9
Тема: «Счет сотнями» 10
Дидактическая игра «Математическая эстафета» 10
Дидактическая игра «Пазл» 10
Дидактическая игра «Молчанка» 10
Данный сборник составлен в соответствии с требованиями к результатам усвоения основной образовательной программы начального общего образования, определёнными ФГОС и является дополнением к учебнику «Математика. 3 класс» Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова и др.
В сборнике предложены задания по темам: «Цена. Количество. Стоимость», «Сумма нескольких слагаемых», «Умножение на 3. Деление на 3», «Грамм», «Счет сотнями».
Сборник предназначен для учителей начальных классов общеобразовательных организаций.
Пояснительная записка
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, развития логического мышления, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в учебной деятельности».
Реализация этих задач требует эффективного и нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на развитие логического мышления учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Игровая деятельность – это активная деятельность по моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.
Данный сборник позволит учащимся 3-х классов развить логическое мышления посредством игровой деятельности на уроках математики.
Цель сборника: развитие логического мышления у учащихся 3-го класса посредством игровой деятельности.
Тема: «Цена. Количество. Стоимость.»
Ролевая игра «Магазин»
Цель игры: тренировка в решении задач на стоимость и обращении с деньгами.
Роли: 3 продавца, 3 кассира, покупатели.
Оборудование и инвентарь: таблички-вывески отделов «МОЛОЧНЫЙ», «ГАСТРОНОМ», «КОНДИТЕРСКИЙ», таблички-указатели касс, ценники с наименованиями и рисунками товаров, чеки для продавцов и кассиров (чистые листочки», 10 коробок с заданиями разной сложности: в 1-ой самые простые, в 10-ой самые сложные).
Примечания: Роли продавцов и кассиров исполняют дети, наиболее успешные в устных вычислениях. Роль продавца – самая трудная.
Задания написаны на отдельных листочках и выглядят так:
Купить 2 бутылки молока и 1 пачку творога.
Получить сдачу с ….. рублей.
Ход игры:
После распределения ролей и расстановки ценников на партах-витринах, покупатели, самостоятельно оценивая свои возможности, в плане устного счета, выбирают «задания для покупок».
Посчитав стоимость покупаемого товара, покупатель должен назвать сумму кассиру и указать название отдела. Кассир на чеке должен написать «уплаченную сумму» и «выданную сдачу».
Например: «88 рублей 45 копеек в молочный отдел»
Уплачено: 88рублей 45 коп.
Получено: 100 рублей.
Сдача: 11 рублей 55 копеек.
Уплаченную сумму кассир проставляет в журнале «Приход». После того, как получен чек, покупатель идет в отдел. Продавец проверяет правильность посчитанной стоимости товара и, если нет ошибки, расписываясь на чеке - выдает товар. Название продукта и количество «проданного» товара продавец проставляет в журнале «проданный товар».
Далее покупатель идет за следующим товаром, и игра продолжается до особого знака учителя, после которой обучающиеся приступают к оформлению своей работы в тетрадях.
Продавцы подсчитывают объем и стоимость «проданных товаров», кассиры - объём «полученных денег». Цифры у продавцов и кассиров являются взаимоконтролирующими. Во время игры учитель следит за соблюдением правил поведения в «магазине», после игры проводится обсуждение [6].
Тема: «Сумма нескольких слагаемых»
Инсценировка «Во время спектакля»
Цель: формирование знаний о нахождении суммы нескольких слагаемых.
Примечания: роли людей, которые принимали участие в спектакле играют сами учащиеся класса, ситуацию диктует учитель.
Ход игры:
Ребята, давайте представим, что вы выступаете на сцене во время спектакля. Вас из класса выступает 4 человека … (учитель называет имена четырех учеников из класса). Но в первом действии участвовали только 3 человека, а во втором – 2 человека. Как это могло произойти?
Дидактическая игра «Помоги белке найти свое дупло»
Цель: закрепление знаний о нахождении суммы нескольких слагаемых.
Примечания: один ученик может работать у доски, таблица может быть вывешена на доске, может быть у каждого ученика
Инвентарь: демонстрационная таблица.
Ход игры: Белке надо пройти через три столбика чисел так чтобы, сложив 3 числа, в сумме получить 40. Ученикам надо указать путь белочки к дуплу (один ученик может работать у доски) [5].
Игровая ситуация «Учителя»
Цель: закрепление умений находить сумму нескольких слагаемых.
Примечания: роль учителей применяют на себе сами учащиеся, задание может выполняться на карточках или на интерактивной доске.
Ход игровой ситуации:
Ребята, сегодня на уроке вы будете исполнять роль учителей. Миша принес выполненное задание по математике, но совсем не знает, правильно ли он его решил, у вас на столах лежат карточки. Переверните их и проверьте, как настоящие учителя:
28 + 12 = 100; 58 + 63 = 94; 85+21=79; 64+82=92;
Есть ли ошибки в карточках?
Какие ошибки допустил Миша?
Ребята, а сейчас вам нужно будет
Ребята, сейчас вам нужно будет цифры переставить так, чтобы получить верные равенства? Запишите полученные равенства рядом [4].
Дидактическая игра «Покупка»
Цель: закрепление умений находить сумму одинаковых слагаемых.
Примечания: один ученик может работать у доски.
Инвентарь: ценники, карточки товара
Ход игры:
- Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с темой «Сумма нескольких слагаемых»? (Дети рассуждают.)
- Давайте представим, что мы совершаем покупку в магазине. В магазине мы все видим этикетки, на которых написана цена товара, (на доске «ценники»)
25р. 45р. 72р. 28р. 64р. 36р.
- Все эти товары вам необходимо купить! Что вы скажете про их количество? (их много).
- За вами огромная очередь, продавец тоже спешит. Как вы будете считать стоимость своих покупок, чтобы не задерживать ни покупателей, ни продавца? У вас при себе есть только 300р. (Использовать сочетательное и переместительное свойство сложения.)
- В тетрадь запишите выражение, с помощью которого можно быстро узнать стоимость всего товара.
25+45+72+28+64+36=
70+100+100=270
- Так нужна ли в жизни наша сегодняшняя тема: сумма нескольких слагаемых?
Тема: «Умножение на 3. Деление на 3»
Дидактическая игра «Найди домик»
Цель: закрепление знаний о делении на 3
Примечания: один ученик может работать у доски, работа может проходить индивидуально и в парах.
Инвентарь: карточки с заданием
Ход игры: ребята, у нас есть домики, но жители (выражения) не могут найти свой. Ваша задача соединить выражения с нужным домом. Ученикам необходимо соединить выражение с ответом (домом) [3].
27:3
3:3
12:3
15:3
6:3
9:3
21:3
18:3
24:3
Дидактическая игра «Кто быстрее»
Цель: закрепление знаний о умножении и делении на 3.
Примечания: игра проводится фронтально или по рядам.
Инвентарь: карточки с заданием.
Ход игры: ребята, у нас есть лесенка с числами. Ваша задача посчитать выражения быстрее своих соперников. Главное, чтобы ответ был верным.
Кто первый закончит, тот поднимает руку.
Игра - головоломка «Танграм»
Цель: формирование умения разгадывать головоломку.
Примечание: проводится на этапе «актуализация знаний» для подведения к теме урока.
Инвентарь: конверт с головоломками.
Ход игры: Перед вами лежат конверты. Достаньте их содержимое.
Какие фигуры вы видите? Назовите их.
Все ли фигуры вам известны? Кто знает, как называется эта фигура?
Чем они отличаются между собой? (формой, цветом, размером)
Найдите фигуры, которые имеют одинаковую форму.
Эти геометрические фигуры из очень интересной игры, которая называется «Танграм» и из нее можно складывать различные фигуры.
Составьте из этих геометрических фигур цифру три. Соблюдайте условия, вы должны использоваться все фигуры, и фигуры нельзя накладывать друг на друга [5].
Дидактическая игра «Расположили, подчеркни»
Цель: закрепление знаний о делении на 3.
Инвентарь: карточки с заданием.
Ход игры: на доске прикреплены карточки. Расположите числа в порядке возрастания и запишите в тетради.
1 2 4 6 7 8 9 12 18 30
Подчеркните числа, которые делятся на три.
Ниже запишите числа, которые кратны трем, но отсутствуют.
Давайте вспомним, что значит кратные трем?
3 15 21 24 27
Назовите, какие числа вы записали.
Тема: «Грамм»
Игровая ситуация «Собери корзинку»
Цель: закрепление умений распределять предметы по весу.
Инвентарь: корзины, предметы с подписанным весом.
Примечания: игровая ситуация может проходить по цепочке (фронтально) и индивидуально на карточках
Ход игровой ситуации: ребята, у нас есть три корзины с разным весом. Ваша задача расположить предметы в них так, чтобы вес предметов не превышал вес корзинки [5].
Дидактическая игра «Весы»
Цель: закрепление знаний о единице массы – грамм
Инвентарь: гири, весы
Примечания: задание выполняется фронтально, в парах или индивидуально
Ход игры: ребята, у нас случилась беда. В магазине сломались весы и нас попросили помочь распределить гири по весам. Ваша задача соотнести весы и гири так, чтобы вес продуктов и гирь был равным [2].
Тема: «Счет сотнями»
Дидактическая игра «Математическая эстафета»
Цель: закрепление знаний о счете сотнями.
Примечания: учащиеся делятся на группы и проводится игра-соревнование.
Ход игры: ребята, вы поделены на команды. У вас на столах лежит конверт, откройте его. На доске будут появляться примеры ваша задача по очереди выходить к доске и показывать верный ответ с помощью наглядного материала. Также вам необходимо правильно назвать получившееся число. На обсуждение ответов у вас будет пару минут [3].
Дидактическая игра «Пазл»
Цель: закрепление знаний о счете сотнями.
Инвентарь: интерактивное оборудование.
Примечания: задание выполняется по цепочке.
Ход игры: ребята, на доске представлен пазл. Ваша задача по цепочке выходить к доске и называть ответ у данных примеров. После вы нажимаете на пазл и выбираете один из предложенных ответов. Если ответ верный, то пазл исчезает [4].
Дидактическая игра «Молчанка»
Цель: закрепление знаний о счете сотнями.
Инвентарь: листы для записи
Примечания: задание выполняется фронтально, но молча
Ход игры: ребята, у вас на столах лежат листы. Сейчас я буду называть число, а ваша задача записать его на карточке и по команде показать мне. В ходе задания у вас будут накапливаться баллы, которые повлияют на оценку.
СПИСК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства просвещения Российского Федерации от 31.05.2022 №286 – Доступ из банка документов Министерства просвещения РФ – URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120210(дата обращения : 03.05.2023). – Текст : электронный.
Дидактическая игра «Весы». – Текст: электронный // Nsportal: официальный сайт. – 2020. - URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/06/06/didakticheskaya-igra-vesy (дата обращения : 10.03.2023).
Задания на логику 3 класс. – Текст: электронный // Nsportal: официальный сайт. – 2020. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/10/28/logicheskaya-igra-po-matematike-dlya-tretego-klassa (дата обращения : 10.03.2023).
Математические игры. – Текст: электронный // Mathcenter : сайт. – 2020. - URL: https://math-center.org/ru-RU/games/3rd/math-games/ (дата обращения : 10.03.2023).
Развитие логического мышления. – Текст: электронный // Logiclike: сайт. – 2020. - URL: https://logiclike.com/math-logic/3-klass/logicheskie-zadachi (дата обращения : 10.03.2023).
Сюжетно-ролевая игра «Магазин». – Текст : электронный // мультиурок : официальный сайт. – 2021. – URL : https://multiurok.ru/files/siuzhetno-rolevaia-igra-magazin-1.html (дата обращения 15.05.2023).