СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по развитию коммуникативной активности младших школьников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по развитию коммуникативной активности младших школьников»

Методическое пособие по развитию

коммуникативной активности младших школьников







Логопедические игры и упражнения для развития коммуникативной активности младших школьников





Методическое пособие

для педагогов и воспитателей

группы продленного дня




Данное методическое пособие позволит объединить усилия логопеда, педагогов и воспитателей группы продленного дня в обучении и воспитании младшего школьника. Выполнение заданий, предложенных в методическом пособии, позволит повторить и закрепить навыки, полученные на логопедическом занятии.


При использовании комплекса игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие речи реализуются дидактические принципы доступности, наглядности, перехода от простого к сложному, повторения и упражнения.


Предлагаемый комплекс игр и упражнений предназначен для использования логопедами, педагогами, воспитателями в группе продлённого дня, для учащихся 1 – 4 классов.


Важно помнить, что отсутствие повторения и закрепления полученных навыков дома и в школе ведёт к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков исправления речевых нарушений.






Игра «Скажи правильно»


Цель: формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных предложений.

Ход игры

Ребенку предлагается составить повествовательные

предложения по картинке. Сначала взрослый составляет

предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет

предложения самостоятельно.

Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т.д.).

Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.


Игра «Что с чем?»


Цель: развить умение передавать мелодику интонации

завершенности в экспрессивной речи.

Ход игры

Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из

чего поливают цветы, и т.д. Ребенок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением.

Например: Суп едят из тарелки.

Цветы поливают из лейки.








Игра «Муха-Цокотуха»


Цель: развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

Ход игры

Послушай стихи и вспомни из какого произведения эти строки.

Но жуки-червяки (в среднем темпе)

Испугалися, (в среднем темпе)

По углам, по щелям разбежалися: (темп возрастает)

Тараканы (в быстром темпе)

Под диваны, (в быстром темпе)

А козявочки (в быстром темпе)

Под лавочки, (в быстром темпе)

А букашки под кровать – (в быстром темпе)

Не желают воевать! (в среднем темпе)

И никто даже с места (в медленном темпе)

Не сдвинется… (в медленном темпе)

(К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)

Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся?

О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких -

медленно? Как ты думаешь почему?

Обратить внимание ребенка на то, что с помощью изменений темпа речи можно передать особенности происходящего события: быстро или медленно совершаются действия в рассказе или стихотворении.







Упражнения для обогащения и активизации словаря



Игра «Чего не стало?»


Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, развивать внимание, память.

Ход игры

Логопед предлагает рассмотреть картинки и закрыть глаза. В это время одна картинка убирается. дети должны угадать, какой предмет отсутствует. "нет стола, нет стула, кровати."





Игра «Разложи по своим местам»


Цель: упражнять в употреблении существительных с предлогами, развивать слуховое внимание.

Ход игры

Логопед обращает внимание на беспорядок, оставленный "непослушным ветерком", и предлагает разложить вещи по местам. "Книгу положи в шкаф, мяч  - под шкаф, подушку - на кровать"










Игра «Магазин мебели»


Цель: учить составлять описательный рассказ с опорой на картинку

Ход игры

Логопед предлагает  ребёнку  купить мебель в магазине и описать,  его , не называя. Продавец  должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.

Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нём удобно сидеть и ещё в нём можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.




Игра «Лови и назови»


Цель: расширение и уточнение словаря детей, развитие связной речи.

Ход игры

Дети стоят полукругом, педагог в середине этого полукруга и предлагает поиграть: «Я буду называть одно слово, а вы будете подбирать к нему нужные слова».

Например, педагог называет «шьем», бросает каждому ребенку мяч, а они поочередно называют «платье», «пальто», «кофту», «юбку», «шторы», «наволочку», «рубашку», возвращая в броске мяч.







Игра «Кто хитрее?».


Цель: развитие умения образовывать сравнительные степени имен прилагательных.

Ход игры

Вспомните сказки, где главные герои животные.

Лиса хитрая, а журавль – (хитрее, хитрющий);

Лиса умная, а журавль – (умнее);

Заяц труслив, а зайчишка – (трусливее);

Медведь косолапый, а Мишутка – (косолапее);

Волк худой, а Муравей – (худее).



Игра «Почему так?»

Цельразвитие умения классифицировать слова по общему признаку, упражнять в умении объяснять свой выбор.

Ход игры

Обозначьте путем противопоставления или исключения слова. Например, шапка, шуба – одежда, а ботинки? Лимон, апельсин – фрукт, помидор? Стол, стул – мебель, а телевизор?











Упражнения для развития связной речи


Цель: развитие умения составлять рассказ по картинкам, самостоятельно придумывать события, учить определять начало, основную часть, заключительную часть.


Игровое упражнение №1


Задание

Внимательно рассмотрите рисунок и расскажите, как выглядит кукла, что она делает. (Это кукла Катя. Катя одета красиво. На ней… Она собралась идти… На улице идет дождь, поэтому…) Не глядя на рисунок еще раз расскажите про куклу Катю; теперь рассмотрите рисунок и представьте, где Катя живет, с кем дружит.






Игровое упражнение №3


Задание

Рассмотрите рисунки и придумайте к каждому по одному предложению; составьте к каждому рисунку историю.

Подумайте и скажите: как зовут девочку? Куда она пошла? Кто встретился ей по дороге? Что произошло дальше? Чем все закончилось?




Игровое упражнение №5


Задание

Внимательно рассмотрите рисунки. Выберите любые три рисунка и составьте на их основе предложение. (Врач пришел по вызову в этот дом, а на него кинулась собака; девочка сорвала цветок, поставила его в вазу, что стояла на столе.) Выберите другие рисунки и составьте новое предложение.









Упражнения для развития коммуникативной активности



Игра «Потерявшийся в лесу»


Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Ход игры

Ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.





Игра «Возьми игрушку»


Цель: развивать навыки общения, умения просить.

Ход игры

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.





Упражнения для развития паралингвистической и интонационной сторон речи



Игра «Вопрос-ответ»


Цель: совершенствование навыков выделения вопросительных предложений без вопросительного слова.

Ход игры.

Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна

шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда

педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с

эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, -

дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок

показывает педагогу соответствующую карточку.)

Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с

помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В

связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также

необходимо выделить данное слово.

Например: «Кошка поймала мышку?»

«Кошка поймала мышку»












Игра «Громко-тихо»


Цель: учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Ход игры

Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как

движется голос при произнесении повествовательных и

вопросительный предложений.

Почему смеётся лето?

Потому, что много света.

Почему с грибами осень?

Потому, что дождь и просинь.

Почему зима, как злюка?

Потому, что хлещет вьюга



Игра «Помоги Маше одеться»


Цель: формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи вопросительной и повествовательной интонации.

Ход игры

Ребенку предлагается ответить на вопросы:

Какую одежду наденет Маша?

Что Маша наденет на руки?

Какой головной убор наденет Маша?

Зачем Маша наденет шарф на шею?

Какую одежду ты надеваешь осенью?







Игра «Курочка и цыплята»


Цель: учить координировать темп движений и темп речи.

Ход игры

Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок

скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – «Курочка клюет зернышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро – «цыплята клюют зернышки».

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать, (медленный темп)

А за ней ребята –

Желтые цыплята (быстрый темп).



Игра «Поехали, поехали»


Цель: закреплять умение координировать темп движений и темп речи.

Ход игры

Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в

медленном темпе слова потешки:

«Поехали, поехали за грибами, за орехами»,

затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в

быстром темпе:

«Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».









Игра «Чего не хватает»


Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.

Ход игры

Логопед предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать мебель. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает

«У стола нет ножки, шкаф без ручки»




Игра «У нас порядок»


Цель: упражнять в расширении словаря, а употреблении существительных с предлогами.

Ход игры

Логопед предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.

«Что можно положить на полку, на стол, в стол, на кровать»











Игра  «Наоборот»


Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.

Ход игры

Водящий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным  значением. За правильный ответ получают фишку.

Добрый – злой                                        

Вежливый – грубый                

Аккуратный – неряшливый                        

Трудолюбивый – ленивый

Внимательный – рассеянный.

                                                                                       

Скажу я слово «ВЫСОКО»,

А ты ответишь  ….. (низко).

Скажу я слово «ДАЛЕКО»,

А ты ответишь …… (близко)

Скажу тебе я слово «ТРУС»,

Ответишь ты ……..(храбрец).

Теперь «НАЧАЛО» я скажу,

Ну, отвечай……..(конец)!













Игра «Подбери слова»


Цель: развитие умения активизировать словарный запас с помощью глаголов.

Ход игры

Подберите как можно больше слов, соответствующих действию. Например, солнце – греет, светит, садится, освещает и т.д.; листья – растут, опадают, грустят.






Игра «Найди общее»


Цель: развитие умения классифицировать слова по общему признаку.

Ход игры

Перечисление предметы одного ряда. Назовите, одним словом.

Например, кукла, лимон, картофель пирамидка, яблоко, морковь, мячик, слива, лук.



















Игровое упражнение №2


Задание

Рассмотрите рисунки, раскрасьте их и расскажите про кошку Марусю и ее котят. (Кошка Маруся очень... У кошки Маруси... котят. Шерстка у... разных цветов. Один котенок... другой... а третий... Два котенка...

Кошка Маруся заботливая мама. Вот она учит котят играть с мячом. Мяч... цвета, украшен... полосками...)

Не глядя на рисунок, расскажите про кошку и ее котят по памяти.




Игровое упражнение №4


Задание

Рассмотрите рисунки и восстановите последовательность событий: что случилось сначала, что потом. Покажите стрелками последовательность событий. Составьте рассказ по рисункам.












Игровое упражнение №6


Задание

Внимательно рассмотрите рисунки. Закройте их бумагой и назовите, что на них изображено. Один из рисунков отличается от остальных. Что на нем изображено? (Собака, она живая.) Посмотрите на рисунки еще раз. Придумайте историю: кто живет в этом доме? Чем они занимаются? Есть ли в доме дети? Это мальчик или девочка? Как бы вы назвали собаку? Составьте рассказ, используя все изображенные предметы.











Игра «Рукавички»


Цель: воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход игры

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички.

Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой.




Игра «Продолжи предложение»


Цель: воспитывать уверенности в себе, в своих силах.

Ход игры

Ребёнок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.

Для неговорящих детей показать.








Игра «Не намочи ног»


Цель: учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается по две дощечки. Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.





Игра «Пожалуйста»


Цель: вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».

Ход игры

Всё становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.







Игра «Репка»


Цель: воспитывать у детей чувство взаимопомощи, развивать у них выразительность интонации, мимики, движений.

Ход игры

.Педагог рассказывает сказку, дети-артисты, включаются в игру по ходу сказки.






Игра «Кто здесь кто?»


Цель: учить средствам жестикуляции и мимики, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки

Ход игры

Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»


Цель: формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.

Ход игры

Педагог читает детям стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо», после прочтения анализирует с детьми.

Далее детям предлагается ряд картинок, с помощью которых дети изображают ситуации и анализируют их самостоятельно.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

— Что такое

хорошо

и что такое

плохо?-

У меня

секретов нет,-

слушайте, детишки,-

папы этого

ответ

помещаю

в книжке.

— Если ветер

крыши рвет,

если

град загрохал,-

каждый знает —

это вот

……………………







Игра «Ситуации»


Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.


Ход игры

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций


1. Две девочки поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

5. Ребёнок плачет – успокой его.

6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.




Игра «Буратино и дети»


Цель: учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.


Ход игры

В группу входит Буратино. Здороваются. Говорят, что хотели бы посмотреть, как ребята живут. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и др. Буратино предлагает поиграть всем вместе, интересуется умеют ли дети дружно играть. Буратино загадывает детям загадки. Дети отгадывают. Повторяют правила вежливого общения.




Игра «Обезьянка»


Цель: развить способность подражать мимике и жестам.


Ход игры

Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.




Игра "Магазин игрушек"


Цель: игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах.


Ход игры

Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:

У нас открылся магазин! Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.


Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры:


Здравствуйте! Я хочу купить у вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети.





Продавец подаёт покупателю мяч.


Спасибо, какой красивый мяч! - говорит педагог и садится на стул, держа в руках мяч. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у неё длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки. Продавец подаёт игрушку-лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят по очереди.




Игра «Мешочек впусти»


Цель: формирование звуковой культуры речи.


Ход игры

В игре участвуют все дети, они садятся полукругом, педагог ставит на стол коробку с игровым материалом, вынимает игрушки и раскладывает их рядами на некотором расстоянии друг от друга. Затем показывает красивый мешочек и сообщает его устройство и правила игры: «Он умеет открываться и выпускать игрушку». Вызванный ребенок берет со стола игрушку. Педагог спрашивает: «Скажи, что ты взял? Для чего это нужно?» Предлагает подойти к мешочку и сказать: «Мешочек- мешочек, пожалуйста, впусти!»- и назови то, что у тебя в руках».


Если ребенок правильно называет предмет, мешочек в руках у педагога растягивается и впускает игрушку. Если ребенок ошибается или произносит слова невнятно, слишком тихо, мешочек сжимается и не впускает игрушку, педагог предлагает назвать предмет правильно, громко и отчетливо.


Вызывая детей по очереди, педагог поддерживает тесную связь с остальными детьми. Он просит их оценивать правильность сказанного и помогать тому, кто затрудняется.




Игра «Зайчик и мишка»


Цель: учить детей пользоваться предложениями, состоящими из 3-4 слов, употребляя прилагательные и местоимения.


Ход игры

Игра начинается короткого рассказа: "Жили-были два неразлучных друга - зайка-незнайка и мишка-шалунишка. Они любили играть и баловаться.

Хотите с ними познакомиться? Давайте позовем их вместе. Зайка! Мишка! Идите к нам! "Дети зовут друзей, которые тут же появляются с противоположной стороны. "здравствуй, мишка, здравствуй зайка!

-Вот они и встретились. Посмотрите внимательно и скажите, как они стоя - напротив друг друга или рядышком?"(Ответы детей).Правильно они стоят напротив и смотрят друг на друга. Зайка, иди ко мне поближе, давай посидим вместе. А теперь как сидят? Подумайте и скажите. (Ответы детей). Правильно, рядом, близко друг к друг. Вдруг зайчик вскакивает и прыжками убегает к мишке "Догоняй меня", - говорит зайчик. Мишка старается его догнать, но никак не может и говорит: "Ой, устал, отдохнем немножко" Игрушки останавливаются, спрашиваю у детей "А теперь как-близко или далеко?"(Ответы детей). Мишка и зайчик прыгают, кувыркаются, играют, прощаются с детьми и убегают со сцены.




Анализ ситуаций

Рассказ “Друзья”


Послушайте рассказ и выскажите свое мнение.


Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.

- Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!


Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?




Анализ ситуаций

Рассказ “Одинаковые”


Послушайте рассказ и выскажите свое мнение.


Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.



За что мама осудила Соню?

Что бы вы сказали Соне?




Анализ ситуаций

Рассказ “До первого дождя”


Послушайте рассказ и выскажите свое мнение.


Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.


Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?

Почему обе девочки густо покраснели?




Анализ ситуаций

Рассказ “Так или не так?”


Послушайте рассказ и выскажите свое мнение.


Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями.

В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.

Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

- Ты еще ни с кем не дружишь?

- Нет, - ответила Нюра.

- И я ни с кем не дружу, - вздохнула Галя. – Плохие у нас классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира.

Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!

- Не волнуйся, - ответила Нюра. – С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

- Так или не так!


Какой в рассказе изображена Нюра? А Галя?

Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?

Как Нюра догадалась, с кем ей не надо дружить?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!