Данное методическое пособие позволит объединить усилия логопеда, педагогов и воспитателей группы продленного дня в обучении и воспитании младшего школьника. Выполнение заданий, предложенных в методическом пособии, позволит повторить и закрепить навыки, полученные на логопедическом занятии. При использовании комплекса игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие речи реализуются дидактические принципы доступности, наглядности, перехода от простого к сложному, повторения и упражнения. Предлагаемый комплекс игр и упражнений предназначен для использования логопедами, педагогами, воспитателями в группе продлённого дня, для учащихся 1 – 4 классов. Важно помнить, что отсутствие повторения и закрепления полученных навыков дома и в школе ведёт к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков исправления речевых нарушений. Игра «Скажи правильно» Цель: формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных предложений. Ход игры Ребенку предлагается составить повествовательные предложения по картинке. Сначала взрослый составляет предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет предложения самостоятельно. Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т.д.). Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз. Игра «Что с чем?» Цель: развить умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи. Ход игры Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Ребенок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением. Например: Суп едят из тарелки. Цветы поливают из лейки. Игра «Муха-Цокотуха» Цель: развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания. Ход игры Послушай стихи и вспомни из какого произведения эти строки. Но жуки-червяки (в среднем темпе) Испугалися, (в среднем темпе) По углам, по щелям разбежалися: (темп возрастает) Тараканы (в быстром темпе) Под диваны, (в быстром темпе) А козявочки (в быстром темпе) Под лавочки, (в быстром темпе) А букашки под кровать – (в быстром темпе) Не желают воевать! (в среднем темпе) И никто даже с места (в медленном темпе) Не сдвинется… (в медленном темпе) (К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха») Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся? О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких - медленно? Как ты думаешь почему? Обратить внимание ребенка на то, что с помощью изменений темпа речи можно передать особенности происходящего события: быстро или медленно совершаются действия в рассказе или стихотворении. Упражнения для обогащения и активизации словаря Игра «Чего не стало?» Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, развивать внимание, память. Ход игры Логопед предлагает рассмотреть картинки и закрыть глаза. В это время одна картинка убирается. дети должны угадать, какой предмет отсутствует. "нет стола, нет стула, кровати." Игра «Разложи по своим местам» Цель: упражнять в употреблении существительных с предлогами, развивать слуховое внимание. Ход игры Логопед обращает внимание на беспорядок, оставленный "непослушным ветерком", и предлагает разложить вещи по местам. "Книгу положи в шкаф, мяч - под шкаф, подушку - на кровать" Игра «Магазин мебели» Цель: учить составлять описательный рассказ с опорой на картинку Ход игры Логопед предлагает ребёнку купить мебель в магазине и описать, его , не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель. Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нём удобно сидеть и ещё в нём можно читать книжку. Он предназначен для гостиной. Игра «Лови и назови» Цель: расширение и уточнение словаря детей, развитие связной речи. Ход игры Дети стоят полукругом, педагог в середине этого полукруга и предлагает поиграть: «Я буду называть одно слово, а вы будете подбирать к нему нужные слова». Например, педагог называет «шьем», бросает каждому ребенку мяч, а они поочередно называют «платье», «пальто», «кофту», «юбку», «шторы», «наволочку», «рубашку», возвращая в броске мяч. Игра «Кто хитрее?». Цель: развитие умения образовывать сравнительные степени имен прилагательных. Ход игры Вспомните сказки, где главные герои животные. Лиса хитрая, а журавль – (хитрее, хитрющий); Лиса умная, а журавль – (умнее); Заяц труслив, а зайчишка – (трусливее); Медведь косолапый, а Мишутка – (косолапее); Волк худой, а Муравей – (худее). Игра «Почему так?» Цель: развитие умения классифицировать слова по общему признаку, упражнять в умении объяснять свой выбор. Ход игры Обозначьте путем противопоставления или исключения слова. Например, шапка, шуба – одежда, а ботинки? Лимон, апельсин – фрукт, помидор? Стол, стул – мебель, а телевизор? Упражнения для развития связной речи Цель: развитие умения составлять рассказ по картинкам, самостоятельно придумывать события, учить определять начало, основную часть, заключительную часть. Игровое упражнение №1 Задание Внимательно рассмотрите рисунок и расскажите, как выглядит кукла, что она делает. (Это кукла Катя. Катя одета красиво. На ней… Она собралась идти… На улице идет дождь, поэтому…) Не глядя на рисунок еще раз расскажите про куклу Катю; теперь рассмотрите рисунок и представьте, где Катя живет, с кем дружит. Игровое упражнение №3 Задание Рассмотрите рисунки и придумайте к каждому по одному предложению; составьте к каждому рисунку историю. Подумайте и скажите: как зовут девочку? Куда она пошла? Кто встретился ей по дороге? Что произошло дальше? Чем все закончилось? Игровое упражнение №5 Задание Внимательно рассмотрите рисунки. Выберите любые три рисунка и составьте на их основе предложение. (Врач пришел по вызову в этот дом, а на него кинулась собака; девочка сорвала цветок, поставила его в вазу, что стояла на столе.) Выберите другие рисунки и составьте новое предложение. Упражнения для развития коммуникативной активности Игра «Потерявшийся в лесу» Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении. Ход игры Ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Игра «Возьми игрушку» Цель: развивать навыки общения, умения просить. Ход игры Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит. | Упражнения для развития паралингвистической и интонационной сторон речи Игра «Вопрос-ответ» Цель: совершенствование навыков выделения вопросительных предложений без вопросительного слова. Ход игры. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.) Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: «Кошка поймала мышку?» «Кошка поймала мышку» Игра «Громко-тихо» Цель: учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса. Ход игры Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений. Почему смеётся лето? Потому, что много света. Почему с грибами осень? Потому, что дождь и просинь. Почему зима, как злюка? Потому, что хлещет вьюга Игра «Помоги Маше одеться» Цель: формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи вопросительной и повествовательной интонации. Ход игры Ребенку предлагается ответить на вопросы: Какую одежду наденет Маша? Что Маша наденет на руки? Какой головной убор наденет Маша? Зачем Маша наденет шарф на шею? Какую одежду ты надеваешь осенью? Игра «Курочка и цыплята» Цель: учить координировать темп движений и темп речи. Ход игры Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – «Курочка клюет зернышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро – «цыплята клюют зернышки». Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, (медленный темп) А за ней ребята – Желтые цыплята (быстрый темп). Игра «Поехали, поехали» Цель: закреплять умение координировать темп движений и темп речи. Ход игры Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами». Игра «Чего не хватает» Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже. Ход игры Логопед предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать мебель. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает «У стола нет ножки, шкаф без ручки» Игра «У нас порядок» Цель: упражнять в расширении словаря, а употреблении существительных с предлогами. Ход игры Логопед предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места. «Что можно положить на полку, на стол, в стол, на кровать» Игра «Наоборот» Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами. Ход игры Водящий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку. Добрый – злой Вежливый – грубый Аккуратный – неряшливый Трудолюбивый – ленивый Внимательный – рассеянный. Скажу я слово «ВЫСОКО», А ты ответишь ….. (низко). Скажу я слово «ДАЛЕКО», А ты ответишь …… (близко) Скажу тебе я слово «ТРУС», Ответишь ты ……..(храбрец). Теперь «НАЧАЛО» я скажу, Ну, отвечай……..(конец)! Игра «Подбери слова» Цель: развитие умения активизировать словарный запас с помощью глаголов. Ход игры Подберите как можно больше слов, соответствующих действию. Например, солнце – греет, светит, садится, освещает и т.д.; листья – растут, опадают, грустят. Игра «Найди общее» Цель: развитие умения классифицировать слова по общему признаку. Ход игры Перечисление предметы одного ряда. Назовите, одним словом. Например, кукла, лимон, картофель пирамидка, яблоко, морковь, мячик, слива, лук. Игровое упражнение №2 Задание Рассмотрите рисунки, раскрасьте их и расскажите про кошку Марусю и ее котят. (Кошка Маруся очень... У кошки Маруси... котят. Шерстка у... разных цветов. Один котенок... другой... а третий... Два котенка... Кошка Маруся заботливая мама. Вот она учит котят играть с мячом. Мяч... цвета, украшен... полосками...) Не глядя на рисунок, расскажите про кошку и ее котят по памяти. Игровое упражнение №4 Задание Рассмотрите рисунки и восстановите последовательность событий: что случилось сначала, что потом. Покажите стрелками последовательность событий. Составьте рассказ по рисункам. Игровое упражнение №6 Задание Внимательно рассмотрите рисунки. Закройте их бумагой и назовите, что на них изображено. Один из рисунков отличается от остальных. Что на нем изображено? (Собака, она живая.) Посмотрите на рисунки еще раз. Придумайте историю: кто живет в этом доме? Чем они занимаются? Есть ли в доме дети? Это мальчик или девочка? Как бы вы назвали собаку? Составьте рассказ, используя все изображенные предметы. Игра «Рукавички» Цель: воспитывать умение взаимодействовать друг с другом. Ход игры Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Игра «Продолжи предложение» Цель: воспитывать уверенности в себе, в своих силах. Ход игры Ребёнок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать. |
Анализ ситуаций Рассказ “До первого дождя” Послушайте рассказ и выскажите свое мнение. Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали. - Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня. - Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша. В школе учительница сказала: - Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе? - У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня. - Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу. Что вы можете сказать о девочках и их дружбе? Почему обе девочки густо покраснели? | Анализ ситуаций Рассказ “Так или не так?” Послушайте рассказ и выскажите свое мнение. Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями. В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем. Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает: - Ты еще ни с кем не дружишь? - Нет, - ответила Нюра. - И я ни с кем не дружу, - вздохнула Галя. – Плохие у нас классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира. Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала. - Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?! - Не волнуйся, - ответила Нюра. – С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить. - Так или не так! Какой в рассказе изображена Нюра? А Галя? Какие качества в одноклассниках отмечала Галя? Как Нюра догадалась, с кем ей не надо дружить? |