ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж» Богучарский филиал ГБПОУ ВО «ВГПГК»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по теории государства и права
на тему: «Формы государства».
Богучар 2019
ТЕМА № 6: ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Вопрос № 1. Понятие формы государства, ее элементы. Факторы, определяющие многообразие форм государства
Форма государства показывает, как организовано общество, каким обра- зом и через какие политические учреждения осуществляется власть и управле- ние. Форма государства тесно связана и, в конечном счете, определяется со- держанием государства, его сущностью.
Следует заметить, что вопрос о понятии формы государства является дискуссионным. Основное содержание дискуссии сводится к определению ха- рактера и числа элементов, составляющих форму государства.
Под формой государства следует понимать способ организации и осу- ществления государственной власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и форму государственно-правового режима.
Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осу- ществляет государственную власть в государственно-организованном обще- стве, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объедине- ния населения на определенной территории, связь этого населения через раз- личные территориальные и политические образования с государством в целом. Государственно-правовой режим характеризует, как, каким способом осу- ществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обес- печивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, ре- шает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.
Форма правления – характеризует способ организации верховной госу- дарственной власти.
Форма государственного устройства – характеризует способ территори- альной организации государства, его внутреннее строение.
Форма политико-правового режима – характеризует способ осуществле- ния государственной власти, те методы и способы, с помощью которых госу- дарство управляет обществом.
Нетрудно заметить, что содержание такого понятия, как «форма государ- ства», весьма четко привязывается к трем основным характеристикам государ- ства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, которые раскрывают предметно, конкретно, где, собственно, эти ха- рактеристики можно наблюдать, «осязать» и соответственно изучать.
Форма государства, так же как и его сущность, и содержание, никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влия- нием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась.
В частности, в теории под формой государства стали понимать внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношений между основ- ными структурами государства – высшими органами государственной власти, между этими органами и органами власти и управления территориальных под- разделений государства.
Особенности взаимодействии указанных элементов, а также специфика исторических, политических, культурных, географических факторов привели к тому, что каждое государство обладает собственной оригинальной формой, вы- ражающей способ организации и осуществления государственной власти.
Анализируя современные формы государства, можно выделить следую- щие причины их многообразия:
Соотношение классовых сил в обществе, так как в результате классо- вой борьбы устанавливается соответствующий способ осуществления полити- ческой власти. Об этом свидетельствует и многовековой опыт истории. Так, це- заристские диктатуры возникали чаще всего тогда, когда между главными си- лами складывалось своего рода равновесие, в результате чего ни одна из этих сил не могла обеспечить своего господства, что создавало благоприятные усло- вия для установления личной диктатуры. Демократия в классовых обществах (а, следовательно, демократия рабовладельцев в Греции или Риме, дворянская демократия, например, в Польше и Англии, и, наконец, буржуазная демокра- тия) появляется там, где господствующий класс имеет явный перевес сил. В хо- де всей истории – от диктатуры Суллы и Цезаря, через диктатуры Кромвеля и Бонапарта до фашистских или военных диктатур – повторяется закономер- ность, состоящая в том, что когда господствующий класс чувствует угрозу для своей власти со стороны народных масс, он прибегает к «чрезвычайным сред- ствам», уничтожая демократическую форму государства ради сохранения свое- го господства. Однако следует отметить, что сила класса трудящихся может быть достаточно значительной, чтобы не допустить подобного изменения фор- мы государства и защитить республику. Разумеется, классовая структура обще-
ства, столкновение классовых интересов, соотношение классовых сил, отстаи- вающих те или иные интересы, способы их закрепления, защиты, – все эти ре- альности влияют на форму государства, прежде всего на то, как, в каких фор- мах организована и действует система власти, кто правит в государстве.
Исторические и культурные особенности развития (этими причинами объясняется выбор республиканской формы правления США, Франции, а также устойчивость монархий в Великобритании, Японии).
Особенности национального (этнического, расового) состава населения (данные причины повлияли на установление федерации в таких многонацио- нальных странах, как Россия, Индия).
Территориальные особенности (известно, что страны, имеющие значи- тельную территорию, тяготеют к федерации как способу политико-терри- ториальной организации).
Влияние внешних факторов (например, многие бывшие колонии Вели- кобритании (Ямайка, Тринидад и др.) обрели монархическую форму правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в большинстве сво- ем стали республиками – Алжир, Габон, Мавритания и др.)
Определенным образом могут воздействовать и субъективные факторы (личные качества политических деятелей), корректирующие функционирование элементов формы государства. Что бы мы ни говорили о географических усло- виях или соотношении классовых сил в Северной Америке периода создания соединенных штатов, трудно отрицать, что такие выдающиеся личности, как Франклин, Джефферсон, Гамильтон и Мэдисон, не оказали влияния на оконча- тельную форму американской государственности.
Вопрос № 2. Форма правления: понятие и разновидности
Форма правления – это способ организации верховной государственной власти. Она характеризует систему высших органов государственной власти, порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими орга- нами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения.
Форма правления имеет основополагающее значение для изучения кон- ституционно-правового регулирования организации и функционирования госу- дарства.
Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от то- го, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллектив- ному выборному органу.
Разновидностями формы государственного правления является монархия
и республика.
Исторически первой формой правления была монархия (в переводе с гре- ческого термин «монархия» означает единовластие. Она впервые зародилась в
раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали во- еначальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, органи- заторы тех или иных социальных классовых движений.
Монархические формы правления были реализованы в разных обществах и разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций вла- сти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наиме- нованиями: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи и т.д.
При монархической форме правления источником власти и ее носителем является монарх.
Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутрен- ней политике как глава государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Монарх осуществ- ляет единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства, как упоминалось, ве- дут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединен- ные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать ре- шения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он об- ладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независи- ма). Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он – высшая власть в государстве.
Признаки монархической формы правления:
Наследственный порядок замещения должности главы государства. Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): эта власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти (например, наследо- вание только по мужской линии, наследование власти по старшинству наслед- ников и т.д.). Общим же является факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке.
Пожизненный срок полномочий. Монарх имеет бессрочную и пожиз- ненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монар- ха может прервать его полномочия. Напротив, пожизненное занятие престола нередко приводило к тому, что время властвования и даже сама жизнь монарха укорачивалась внеправовыми и противогосударственными способами. Бес- срочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда не- угодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами.
Отсутствие института политической и юридической ответственности главы государства.
Монарх считается свободным от ответственности. Но «безответственный монарх» – это отнюдь не человек, не заботящийся о державе и пустивший все на самотек. Таких в истории встречается немного. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управле- нии отвечают его советники, другие чиновники. Впрочем, история знает при- меры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда монарха народ привлекал к ответственности.
Европа: Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люк- сембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция.
Америка: Канада, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент- Винсент и Гренадины, Сен-Кристофер и Невис, Сент-Лусия, Ямайка.
Австралия и Океания: Австралия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу.
Азия: Бахрейн, Бруней, Иордания, Малайзия, Камбоджа, Кувейт, Катар, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония
Африка: Лесото, Свазиленд, Марокко.
Различные сочетания перечисленных юридических признаков дают и раз- личные виды монархий.
В зависимости от характера и объема полномочий различают две основ- ные разновидности данной формы правления:
Абсолютная монархия.
Конституционная (ограниченная) монархия.
Абсолютная монархия является достоянием прошлого, она связана с условиями рабовладельческой и феодальной формации.
Для абсолютной монархии характерно:
Сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монар- ха. Монарх самостоятельно осуществляет законодательную власть, монарх воз- главляет исполнительную власть и формирует правительство, глава государства является высшей судебной инстанцией.
Отсутствие представительных органов власти.
Отсутствие юридических ограничений власти монарха. Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия, Оман.
В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в отдельных странах. Многие государства с этой формой правления приняли конституции и создали парламенты (Бахрейн, Катар и др.), однако по существу такие монар- хии продолжают оставаться абсолютными, так как вся власть исходит от мо- нарха, а парламент имеет лишь консультативные полномочия.
Конституционная (ограниченная) монархия – это такая разновидность монархической формы правления, при которой на основе действующей Консти- туции власть монарха ограничена высшими органами государственной власти. Для конституционной монархии характерно:
Наличие представительного органа государственной власти (парламен- та), который в большей или меньшей степени ограничивает власть монарха.
Исполнительная власть принадлежит правительству, которое формиру- ется на основе парламентского большинства и ответственно перед парламентом.
Монарх, как правило, лишен реальных властных полномочий и выпол- няет представительские функции.
Ограниченная монархия бывает двух видов:
Дуалистическая монархия.
Парламентарная монархия.
Для дуалистической монархии характерно, что монарх является ведущим центром власти, он глава государства, главнокомандующий, законодательная власть принадлежит парламенту (однако монарх имеет право роспуска парла- мента), исполнительная власть принадлежит монарху, который может осу- ществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. При- мер: германская империя 1871-1917 гг. В настоящее время дуалистическая мо- нархия существует в некоторых странах Африки и Азии (Бутан, Иордания, Ма- рокко, Непал и др.).
Парламентарная монархия.
Основные черты рассматриваемой формы правления:
Достаточно четкое разделение властей при привилегированном поло- жении парламента.
Монарх при данной форме правления является главой государства, символом нации, но не возглавляет государственное управление и не занимает- ся им (т.е. «царствует, но не правит»).
Законодательную власть осуществляет орган народного представитель- ства – парламент.
Правительство назначается монархом по указанию парламента из со- става партии или коалиции партий, победивших на парламентских выборах.
Главный отличительный признак парламентарной монархии заключа- ется в том, что правительство несет политическую ответственность перед пар- ламентом, а не перед монархом.
Великобритания, Испания, Бельгия, Нидерланды, Дания, Швеция, Мона- ко, Япония, Канада, Австралия и др.
Таким образом, монархия как форма правления – это сложный конгло- мерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально- психологического состояния общества.
Подводя итог рассмотрению монархических форм правления, необходи- мо отметить, что монархия является достаточно жизнеспособной способной формой в современном мире, она трансформируется вместе с развитием циви- лизации, приспосабливается к новым условиям.
Республика (от лат. – общественное дело) – форма правления, при кото- рой пост главы государства (обычно им является президент) является выбор- ным и сменяемым.
При анализе республиканской формы правления можно выделить следу- ющие ее основные черты:
Выборность главы государства. В республике глава государства изби- рается из числа граждан государства (в Аргентине, Исландии, Филиппинах и других странах на этот пост избирались не только мужчины, но и женщины). Согласно конституциям большинства государств, президентом может быть гражданин по рождению, достигший определенного возраста (35-40 лет), обла- дающий политическими и гражданскими правами.
Срочность полномочий главы государства (4 года – США, 5 лет – Франция, ФРГ, Тунис, 6 лет – Финляндия, Австрия, Мексика, Египет, Ливан, Мавритания, 7 лет – Ирландия, Турция, Сирия, Казахстан). Сменяемость (большинство конституций ограничивает возможность постоянного переизбра- ния конкретного кандидата (не более двух сроков – ФРГ, США), в некоторых странах вообще исключается такая возможность – Мексика, Боливия, Никара- гуа, Эквадор).
Наличие института политической и юридической ответственности гла- вы государства.
При республиканской источником власти объявляется народ, а ее носи- телем – выборные государственные органы.
В зависимости от характера распределения полномочий выделяют прези- дентскую, парламентскую, смешанную республики.
Основными признаками (чертами) президентской республики, отличающи- ми ее от других разновидностей республиканской формы правления, являются:
Президент получает полномочия непосредственно от народа.
Президент является главой государства и главой исполнительной вла- сти (США, Грузия, Бразилия, Мозамбик).
Важнейшей отличительной чертой президентской республики является отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за про- водимую политику.
В данной форме республики последовательно реализуется принцип разделения властей, основанный на системе «сдержек и противовесов».
Каждая ветвь государственной власти обладает значительной самостоя- тельностью по отношению к другим. Например, США, Мексика, Колумбия, Венесуэла, Бразилия, Боливия, Эквадор, Гватемала, Гондурас, Панама, Доми- никанская республика, Перу, Филиппины, Алжир, Тунис, Нигерия, Египет, Зимбабве, Сирия, Ирак, Азербайджан, Грузия, Туркменистан, Узбекистан, Ка- захстан, Кыргызстан, Беларусь, Кипр.
Парламентарная республика (ФРГ, Италия, Греция, Австрия, Ирландия, Португалия, Финляндия, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Латвия, Эстония, Молдова, Албания, Турция, Израиль, Индия).
Данная форма правления присуща более развитым странам, так как пред- полагает довольно высокий уровень развития демократии, партийной системы и политической культуры населения.
Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:
При данной форме республики президент занимает пост главы госу- дарства, причем полномочия его значительно ослаблены (он занимает место,
сходное с положением короля в парламентарной монархии, например, в Шве- ции или Японии).
Он избирается как правило, парламентом (Греция, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Латвия, Израиль, Турция, Ливан). Президент получает свои полномочия не от народа, а посредством других органов. Он избирается либо парламентом (Греция, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Латвия, Израиль, Турция, Ливан), либо более широкой коллегией, включающей, кроме депутатов парламента, представителей территориальных образований (в ФРГ в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число делегатов, из- бранных представительными органами земель, в Италии – члены обеих палат парламента и делегаты областных советов, в Индии – выборные члены парла- мента и выборные члены законодательных собраний штатов).
Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром (канцлером). Правительство формально назначается пре- зидентом, однако на деле формируется партией, победившей на парламентских выборах (т.е. формируется парламентом). Пост премьер-министра занимает ли- дер партии, имеющей большинство мест в парламенте, или кандидат, предло- женный блоком (коалицией) партий, совместно располагающих таким боль- шинством.
Важнейшим признаком парламентарной республики (так же, как и пар- ламентарной монархии) является то, что правительство несет ответственность исключительно перед парламентом (в ФРГ, Индии – перед нижней палатой, в Италии – перед обеими палатами).
Смешанная республика сочетает в себе признаки и президентской, и пар- ламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.
Признаки данной разновидности республики:
Президент является главой государства, при этом избирается населени- ем и обладает значительным объемом властных полномочий.
Президент формирует правительство, которое несет ответственность перед ним.
Парламент участвует в формировании правительства и может выразить ему недоверие.
Правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом.
Существует должность главы правительства, однако фактически руко- водить правительством может президент. В данных странах премьер-министр подчас выступает в роли «мальчика для битья»: если что-то не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством.
Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента (Франция, Грузия).
Смешанные формы республики имеют определенные позитивные черты: они обеспечивают стабильность правительства, дают возможность осуществ- лять ему целенаправленную политику. С другой стороны, есть и определенные
минусы: нарушается разделение властей, система сдержек и противовесов, уси- ливается президентская власть, которая обнаруживает тенденцию к авторитар- ному режиму.
Вывод: приведенные выше многообразные формы правления, их зависи- мость от многих факторов не позволяют однозначно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Вместе с тем, в конкретной исторической об- становке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований.
Вопрос № 3. Разновидности и особенности форм государственного устройства
Неотъемлемым признаком государства является наличие территории. Государственная территория – это часть земного шара, находящаяся под суве- ренитетом соответствующего государства. В его состав входит сухопутное, водное и воздушное пространство. Территория государства в целях оптимиза- ции управления всегда определенным образом организована, разделена на ча- сти. Характеризует особенности отношений между государством и ее состав- ными частями категория «государственно-территориальное устройство.
Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между центральными и местными госу- дарственными органами, а также на их взаимоотношения между собой.
Теория государства выделяет несколько видов его территориального (национально-государственного и административно-территориального) устрой- ства.
По форме государственного устройства государство может быть унитар- ным и федеративным.
К унитарным относятся государства, которые представляют собой единое целостное государственное образование, части которого не обладают призна- ками государственного суверенитета. Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. В качестве образцов унитарных си- стем обычно приводят такие страны, как Франция, Великобритания, Италия, Кения и Египет.
Признаки унитарного государства:
Единая система права, ее базу образует единая Конституция – Основ- ной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких- либо изъятий и ограничений.
Единая система высших органов государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны.
Единое гражданство и единая государственная символика.
Единая система законодательства и единая судебная система.
Административно-территориальные единицы лишены политической самостоятельности.
Унитаризм – наиболее распространенная в настоящее время форма госу- дарственно-территориального устройства. Ее имеют более 170 современных государств. Несомненным достоинством унитарной формы государственно- территориального устройства является то, что она позволяет центральным ор- ганам власти концентрировать в своих руках властные функции и добиваться реализации принимаемых решений через территориальные структуры исполни- тельных органов. Ввиду отсутствия у административно-территориальных обра- зований собственных органов власти исключается возможность возникновения споров между центром и территориями, которые нередко возникают в федера- тивных государствах. В то же время, если в стране отсутствуют эффективные гарантии демократии, то унитаризм способствует излишней концентрации вла- сти в руках центральных органов власти.
Все унитарные государства в зависимости от характера взаимоотношений между центром и административными образованиями можно разделить на про- стые (централизованные) и сложные (децентрализованные). Для централизо- ванных унитарных государств характерны все те признаки унитаризма, которые были названы выше.
Децентрализованные унитарные государства отличает то, что их состав- ные части обладают определенной самостоятельностью, автономией по отно- шению к центру.
Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.
Федеративная форма государственного устройства характеризуется сле- дующими признаками:
Субъекты федерации в большей или меньшей степени сохраняют госу- дарственный суверенитет и по своему статусу являются либо государствами, либо государственными образованиями.
Двухуровневая система государственной власти: федеральная власть и власть субъектов федерации.
Субъекты имеют свою систему органов государственной власти, терри- торию, гражданство, государственный язык.
Двухуровневая система законодательства и налогообложения.
Отношения между федеральным центром и субъектами строятся на ос- нове разграничения полномочий и предметов ведения.
Таким образом, федеративное (союзное) государство состоит из несколь- ких государств или государственных образований, которые в той или иной мере обладают самостоятельностью. Эти государственные образования, составляю- щие единое государство, имеют свои органы власти и управления (США, Рос- сия, Малайзия, ФРГ, Италия).
Всего в настоящее время в мире насчитывается более 20 федераций. В частности, в Европе – ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия; в Азии – Индия, Ма-
лайзия, Пакистан, ОАЭ; в Америке – США, Канада, Бразилия, Аргентина, Мек- сика, Венесуэла; в Океании – Австралия, Папуа-Новая Гвинея.
Зависимости между количеством субъектов федерации и размерами тер- ритории федерации нет. К примеру, территория Швейцарии меньше террито- рии Канады более чем в 240 раз, а количество субъектов федерации больше практически в 2,5 раза. Главным образом количество субъектов в рамках той или иной федерации зависит от исторически сложившихся факторов.
Название субъектов федерации может быть различным: штаты (Мексика, Бразилия, Индия), земли (ФРГ, Австрия), провинции (Канада, Аргентина), кан- тоны (Швейцария), регионы (Бельгия), эмираты (ОАЭ).
По способу образования федеративные государства можно классифици- ровать на:
договорные;
конституционные.
Договорные федерации создаются «снизу», на основе договора между не- сколькими суверенными государствами, которые в целях достижения общих целей передают свой суверенитет новому государству. Примерами договорных федераций могут быть Швейцария (первая в мире договорная федерация), Мек- сика, ОАЭ и др.
Конституционные федерации – образуются «сверху», учреждаются путем принятия конституции (Бельгия, ФРГ, Пакистан, Канада, Индия и др.).
Договорно-конституционные – (США, ФРГ, Россия).
В зависимости от того, какие принципы лежат в основе организации тер- риторий субъектов федерации, федеративные государства можно разделить на:
национальные;
территориальные.
Территория субъектов в национальных федерациях организуется с учетом национального состава населения, в них проживающего. Национальные феде- рации создаются, как правило, в тех странах, где ни одна нация не занимает до- минирующего положения, но на территории государства проживает несколько крупных по численности национальностей.
Например, в бывшем СССР.
В настоящее время национальных федераций немного (например, Бель- гия, Эфиопия).
Как показывает мировой опыт, более жизнеспособными, устойчивыми являются территориальные федерации, территория субъектов которых органи- зуется без учета национального фактора (США, ФРГ, Бразилия и др.).
Национально-территориальные – в таких федерациях (Россия, Канада, Индия) часть субъектов федерации построена по национальному принципу, часть – по территориальному.
В зависимости от правового статуса субъектов, федерации можно клас- сифицировать на:
симметричные;
ассиметричные.
В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым правовым статусом. Но среди современных федераций абсолютно симметричных федера- ций практически не существует. Субъекты в любой федерации отличаются между собой по размерам территории, численности населения, уровню эконо- мического развития и по многим другим объективным признакам. Поэтому придание всем субъектам абсолютно одинакового статуса неизбежно приведет к осложнению отношений между ними. В этой связи можно лишь говорить об относительной симметрии в правовом положении. Как правило, относительно симметричными являются федерации, возникшие на основе договора (напри- мер, США).
Большинство современных федераций являются ассиметричными. Асси- метрия может выражаться в разном количестве представителей субъектов фе- дерации в верхней палате парламента (например, ФРГ) либо в различном объе- ме полномочий субъектов во взаимоотношениях с центром. Так, в составе ин- дийской федерации есть только один штат Джамму и Кашмир, который имеет собственную конституцию, собственное гражданство. Кроме того, он имеет очень большую автономию от центральных властей.
Традиционно к формам государственного устройства относят и конфеде- рации. На наш взгляд, это неправомерно. Здесь скорее необходимо говорить о форме межгосударственного объединения.
Конфедерация – временный союз суверенных государств с некоторыми общими органами, образуемыми для достижения определенных общих целей (оборона, решение сложных технических задач и т.д.). Конфедерация представ- ляет непрочное Государственное образование, и при достижении поставленной цели она распадается.
Следует особо обратить внимание на следующие характерные черты конфедеративной формы государственного устройства.
Можно назвать следующие особенности конфедерации:
Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и госу- дарственной границы.
Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.
Отсутствие общих для конфедерации конституции, системы законода- тельства, гражданства, судебной и финансовой систем.
Отсутствие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международно-правового статуса участников конфедерации.
Обязательная ратификация государствами решений конфедеративных органов.
Сохранение за государствами права выхода из состава конфедерации.
Конфедерации имеют нестойкий, переходный характер: они либо распа- даются, либо эволюционируют в федерацию. Конфедерации, как формы союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, в насто- ящее время не существуют нигде.
На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после не- продолжительного существования они распадались либо приобретали федера-
тивную форму государственного устройства. Когда речь заходит о примерах конфедерации, наблюдатели традиционно упоминают Американскую Конфеде- рацию (1781 г.), Северо-Германский союз (1867 г.) и Швейцарскую Конфедера- цию (существовавшую со времен средневековья вплоть до 1867 г.). Среди более поздних, появившихся после второй мировой войны образований, можно со- слаться на Североатлантический союз (НАТО), Европейское экономическое со- общество (ЕЭС), Арабскую лигу и Организацию африканского единства (ОАЕ). Вывод: под формой государственного устройства понимается территори-
альная организация государственной власти, указывающая на характер взаимо- отношений между государством как целым и его частями, между центральными и местными государственными органами, а также на их взаимоотношения меж- ду собой.
Вопрос № 4. Государственно-правовые режимы
Наиболее распространенным представлением о государственно-правовом режиме в настоящее время является понимание его как совокупность средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти. Это наиболее устоявшаяся трактовка государственно-правового режима.
К ней примыкают другие аналогичные, но в то же время в определенной мере отличающиеся от нее представления. Среди них можно выделить, напри- мер, определение государственно-правового режима как конкретного проявле- ния государственной организации, выражающегося в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе. Другим, близким к традици- онному, определением государственно-правового режима служит рассмотрение его как системы или совокупности форм, методов, средств и способов властво- вания, «через которые государственная власть легитимирует свое существова- ние и функционирование».
В данном определении обращают на себя внимание два момента, отлича- ющие его от традиционного определения.
Во-первых, то, что режим ассоциируется не только с процессом функцио- нирования государственной власти, но и процессом самого ее существования.
А во-вторых, то, что государственно-правовой режим связывается с про- цессом легитимации государственной власти. При этом под легитимацией (ле- гитимностью) власти понимается «принятие власти со стороны подчиненных ей субъектов и их согласие с тем, что эта власть (являясь в идеале легальной) соответствует общим представлениям граждан о справедливой политической системе». Иными словами, легитимность власти означает принятие и поддерж- ку ее со стороны граждан и их объединений как соответствующую их пред- ставлениям о справедливости.
Основой для классификации государственных режимов служит:
степень развитости политической демократии;
реальный политико-правовой статус.
С учетом этих критериев современные государственные режимы подраз- деляются на виды: демократические и антидемократические.
Основные характеристики демократического политико-правового режима:
Признание, законодательное закрепление и защита прав и свобод чело- века и гражданина.
Народ признается в качестве носителя суверенитета и источника госу- дарственной власти.
Наличие механизмов участия населения в принятии политических ре- шений и контроле за их реализацией.
Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную.
Признание и обеспечение идеологического и политического многооб- разия (плюрализма).
Наличие основных демократических институтов и свобод: парламента, выборов, слова, печати, собраний и т.д.
Доминирование убеждения и воспитания среди методов осуществления государственной власти, ограничение государственного насилия преимуще- ственно сферой отклоняющегося поведения.
Демократический режим характерен для правового государства. Основные характеристики антидемократического режима:
Отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан.
Отсутствие, ограничение или ликвидация представительных органов государственной власти.
Отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование ее институтов через закрытые каналы.
Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека, не- скольких лиц или одного органа.
Жесткие командно-административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие.
Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация оппозиционных политических сил
Господство одной идеологии.
Отсутствие демократических свобод.
Отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов.
К разновидностям антидемократического режима относятся: тоталитар- ный режим и авторитарный режим.
Тоталитарный режим – крайняя форма антидемократического режима.
Таким образом, форма политико-правового режима характеризует способ осуществления государственной власти, те методы и способы, с помощью ко- торых государство управляет обществом.
Вывод: существует неразрывная связь между государственно-правовым режимом и его правовой формой. Исходя из вида государственно-правового режима, подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку госу-
дарственно-правовой режим воплощает самые основные характеристики госу- дарственного властвования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цель:
Уяснить понятие формы государства и ее структурных элементов: формы правления (монархия и республика), формы государственного устройства (уни- тарная и федеративная), политического (государственно-правового) режима (демократический и антидемократический).
При рассмотрении первого вопроса необходимо уяснить понятие формы государства, определить ее структуру, а также дать краткую характеристику ее элементов. Проанализировать и показать особенности влияния различных объ- ективных и субъективных факторов на многообразие форм государства.
Второй вопрос предполагает необходимость определить понятие «форма государственного правления». Следует исходить их того, что под формой прав- ления традиционно понимают способ организации верховной государственной власти. Покажите место формы правления в ряду других компонентов формы государства.
Также необходимо раскрыть особенности монархии как разновидности формы правления. Акцент необходимо сделать на том, что монархию отличает правовой статус главы государства: наследственный порядок замещения долж- ности, пожизненный срок полномочий, юридическая безответственность. Кро- ме того, вопрос включает в себя выделение основных разновидностей монархи- ческой формы правления и анализ их родовых черт.
По аналогичной схеме рассматривается и республиканская форма прав- ления. Акцент необходимо сделать на том, что республику отличает правовой статус главы государства: выборный порядок замещения должности, установ- ление временных рамок нахождения в должности, наличие института юридиче- ской ответственности. Особое внимание уделите выделению основных разно- видностей республиканской формы правления и анализу их родовых черт.
Отдельно следует остановиться на специфике республиканской формы правления в современной России.
В рамках третьего вопроса необходимо определить понятие «форма государственного устройства», показать, какие аспекты организации государ- ственной власти оно отражает и какие разновидности выделяются. Сделать ак- цент на том, что унитарное государство предполагает одноуровневую государ- ственную власть, административно-территориальные образования в его составе лишены политической автономии, а специфика федерации выражается, прежде всего, в правовом статусе ее субъектов. Они являются государственными обра- зования и, как следствие, сохраняют определенные черты государственности. Отдельно необходимо дать классификацию федераций.
Четвертый вопрос призван показать место государственно-правового режима в ряду других элементов формы государства, их взаимосвязь и взаимо-
действие. Государственно-правовой режим следует рассматривать как способ осуществления государственной власти, как систему способов, приемов и средств государственного управления обществом. Необходимо вычленить и охарактеризовать родовые черты, свойственные демократическим и антидемо- кратическим государственно-правовым режимам. Данный вопрос включает в себя анализ основных типов демократических режимов (в первую очередь, ли- берального и социально-демократического) и анализ основных типов антиде- мократических режимов (тоталитарного и авторитарного).
Литература:
Основная
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова- нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. - 5-е изд. - М.: Омега-Л, 2008.
Общая теория государства и права. Академический курс: в 2-х т. / под ред. М.Н. Марченко. - М., 1998. Т. 1.
Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для вузов. - 2-е изд. / Л. П. Рассказов. - М.: РИОР, 2009.
Теория государства и права / под П. В. Анисимова. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Пере- валова. - М., 2008.
Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М., 2007.
Теория государства и права: учебник / под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2009.
Теория государства и права: учебник / под ред. В. Я. Кикотя, В. В. Ла- зарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.
Фаткуллин Ф. Ф. Теория государства и права: учебно-методическое пособие / Ф. Ф. Фаткуллин; под ред. канд. психол. наук Ф. К. Зиннурова. - Ка- зань: КЮИ МВД России, 2010.
Дополнительная
Абдулатипов, Р. Г. Федералогия: учебное пособие / Р. Г. Абдулатипов. - СПб.: ПИТЕР, 2004.
Арзамаскин, Н. Н. К вопросу о понятии формы государства / Н. Н. Ар- замаскин // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 2.
Арзамаскин, Н. Н. К вопросу о системном анализе факторов, влияю- щих на современную российскую государственность / Н. Н. Арзамаскин // Пра- во и политика. 2007. № 3.
Боброва, К. Н. Юридическая природа и сущность формы государства / К. Н. Боброва // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 2.
Бойко, Ю. П. Конфедеративные истоки федерализма / Ю. П. Бойко // История государства и права. 2008. № 22.
Ведяхин, В. М. Форма российского государства / В. М. Ведяхин // Право и политика. 2006. № 3.
Гончаров, В. В. Становление федерализма как принципа формирова- ния и функционирования органов исполнительной власти в Российской Феде- рации / В. В. Гончаров // История государства и права. 2008. № 11.
Деревянко, Э. В. Конституционная модель государственной формы Российской Федерации / Э. В. Деревянко, К. Н. Боброва // Вестник Московско- го университета МВД России. 2006. № 4.
Долиновский, С. Л. Становление и развитие парламентской монархии в Великобритании / С. Л. Долиновский // История государства и права. 2008. № 17.
Загоровская, Т. В. Федерализм в России: проблемы и перспективы развития / Т. В. Загоровская // Конституционное и муниципальное право. 2008.
№ 14.
Зазнаев, О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и бу- дущее / О Зазнаев // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 4.
Зуйков, А. В. Размышления о российском федерализме / А. В. Зуйков // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №12.
Иринин, А. Унитарная форма государственного устройства: понятие и основные признаки / А. Иринин // Закон и право. 2007. № 5.
Каримов, Д. А. Правовой статус монархии: теоретические основы, ад- министративно-правовой аспект и новый взгляд на старую проблему / Д. А. Кари- мов // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3, 4.
Крылова, Е. Г. Федерализм как демократическая территориальная ор- ганизация правового государства / Е. Г. Крылова // Конституционное и муни- ципальное право. 2007. № 16.
Кудрявцев, Ю. А. Политические режимы: критерии классификации и основные виды / Ю. А. Кудрявцев // Юридическая мысль. 2002. № 1.
Полежаев, В. М. К вопросу о становлении федерализма / В. М. Поле- жаев // Юридический мир. 2010. № 10.
Родионова, А. К. Организационные и функциональные признаки фе- дерализма / А. К. Родионова // Конституционное и муниципальное право. 2011.
№ 1.
Тхабисимова, Л. А. Конституционные принципы развития федера- лизма в России / Л. А. Тхабисимова // Конституционное и муниципальное пра- во. 2007. № 24.
Юсубов, Э. С. Методологические основы исследования проблем рос- сийского федерализма / Э. С. Юсубов // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
Объясните понятие формы государства.
Перечислите факторы, влияющие на многообразие форм государства.
Что такое форма правления?
Какие формы правления вы знаете?
Назовите основные черты монархической формы правления.
Какие виды монархий вы знаете?
Укажите особенности абсолютной и ограниченной монархии.
В чем специфика республиканской формы правления в РФ?
Дайте определение формы государственного устройства. В чем отли- чие унитарного государства, федерации и конфедерации?
Какие виды федераций вы знаете?
Назовите формы межгосударственных объединений.
Укажите особенности демократического государственно-правового режима.
Охарактеризуйте виды антидемократических государственно- правовых режимов.
Ответьте письменно на вопросы:
К какому виду следует отнести форму правления, сложившуюся в Рос- сийской Федерации?
Какой принцип должен лежать в основе государственного устройства Российской Федерации?
Ответы должны носить аргументированный характер.
Проведите сравнительный анализ демократического и антидемокра- тического режимов.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:
форма государства, форма правления, монархия, абсолютная монархия, ограниченная монархия, парламентская монархия, дуалистическая монархия, республика, президентская республика, парламентарная республика, смешанная республика, унитарное государство, федерация, конфедерация, межгосудар- ственные объединения, содружество, сообщество, ассоциация, военный союз, коалиция, политический (государственно-правовой) режим, демократический режим, авторитарный режим, тоталитарный режим, фашистский режим.