СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по теории государства и права на тему: «ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по теории государства и права на тему: «ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА».»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области

«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

Богучарский филиал ГБПОУ ВО «ВГПГК»







МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по теории государства и права


на тему: «ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА».
























Богучар

2019




ТЕМА № 8: ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА


Вопрос 1. Понятие, структура и типы политических систем общества

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50-60-х гг. XX в. и отражал нарастающее понимание системного характера политики. По- литическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого только и может осуществляться полновластие, суверенитет народа. Часто в реальной политической практике функция народного представитель- ства присваивалась и присваивается отдельными политическими группами и лидерами, партиями и движениями. Власть отчуждается от тех, кому она по праву должна принадлежать. Понятно, что познание институтов, отношений и норм, благодаря которым обеспечивается демократическое управление, имеет непреходящее теоретическое и политическое значение.

Политическая система любого общества характеризуется наличием опре- деленных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособ- ность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консен- сус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

Политическая система общества представляет собой определенную структуру, элементы которой взаимосвязаны и образуют устойчивое единство. Категория «политическая система» отражает политическую деятельность, являет- ся научной и подчеркивает системный характер политической жизни общества.

Государство является необходимым компонентом политической сферы жизнедеятельности общества. Политика одна из сфер человеческой деятельно- сти, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением государственной власти.

Политическая система это совокупность политических институтов, норм и отношений в рамках и посредством которых реализуется политическая власть.

Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти:

Институциональная – государство, партии, группы давления, средства массовой информации, церковь и т.д.

Нормативная – политические, правовые моральные нормы, обычаи, тра- диции, символы.

Идеологическая – система ценностей, религия, ментальность (совокуп- ность устойчивых представлений об обществе, характер и способ мышления).

Коммуникативная формы воздействия власти, общества и индивида (пресс-конференция, встречи с населением, выступления по телевидению и т.д.).

Функциональная – средства и способы реализации власти (согласие, при- нуждение, насилие, авторитет и т.д.).

Институциональная подсистема включает в себя государство, политиче- ские партии, социально-экономические и общественные организации и отно- шения между ними, которые в совокупности образуют политическую организа- цию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государ- ству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изме- нениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначи- мых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мне- ния. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.

Институциональный элемент является главным в политической системе, он придает устойчивость политической системе, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество.

Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятель- ности политической системы. Нормативная подсистема включает в себя пра- вовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

К нормативному элементу относятся:

  • Политические нормы (содержатся в уставах, программах политических партий).

  • Нормы права (например, Конституция РФ, Закон РФ «Об общественных объединениях Российской Федерации», «Политических партиях»).

  • Политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старейшим депутатом).

Идеологическая подсистема. Она включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в об- ществе.

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преоб- разования и защиту механизма осуществления власти в обществе. Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы.

К ней относятся:

  • политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, ходы, шествия, пикеты и др.);

  • политические процессы (процесс формирования парламента, процесс фор- мирования общественного мнения; процессы характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий);

  • акты реализации функций, присущих структурным элементам полити- ческой системы (например, одна из функций политической партии выдвиже- ние кандидатов в выборные государственные органы; фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии).

Коммуникативная подсистема представлена всеми формами политиче- ского взаимодействия как внутри системы (например, между институтами гос- ударства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказы- вает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономи- ческое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и за- кономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, позволя- ющих политическим институтам эффективно функционировать и успешно вы- полнять свои политические роли.

Типология политических систем осуществляется на основе учета различ- ных признаков (оснований).

  1. Одна из первых классификаций (типологий) исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой.

По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ре- сурсы развития находят внутри таких систем.

Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства Запа- да представляют собой пример открытых политических систем.

  1. Распространена классификация политических систем по политическо- му режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, лично- сти и общества. По этому критерию выделяются тоталитарные политические системы, авторитарные и демократические.

Для тоталитарной политической системы характерны полное подчине- ние личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства.

Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, граж- данских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая систе- ма предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

  1. Современный французский политолог Ж. Блондель различает полити- ческие системы по содержанию и формам управления.

Он выделяет пять их основных разновидностей:

  1. либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;

  2. коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориенти- рующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;

  3. традиционные политические системы, опирающиеся на олигархиче- ские формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

  4. популистские политические системы, преобладающие в развиваю- щихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ;

  5. авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения по- литического участия населения.

  1. В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая систе- ма. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал по- литическую систему в качестве инструмента в руках экономически господ- ствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, фео- дальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) полити- ческие системы.

  2. Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда, различавшего их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: англо-

американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично ин- дустриальная, тоталитарная.

  • Для англо-американской политической системы (США, Великобрита- ния) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группа- ми интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звенья- ми политической системы. Политическая система функционирует в рамках од- нородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.

  • Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентации, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение поли- тических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не ме- шает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная ос- нова – либеральные ценности.

  • Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политиче- ских субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, пле- мени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния у узкого круга лиц.

  • Тоталитарные политические системы функционируют на основе прио- ритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцен- трирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контро- лирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.

Существуют и другие классификации (типологии) политических систем, но они менее известны.

Вывод: Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвя- заны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти.


Вопрос 2. Государство как основной элемент политической системы общества

Государство является центральным элементом политической системы, т.к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государ- ства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие полити- ческих интересов, регулируя явления политической жизни через призму «об- щеобязательности».

Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как:

  1. Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Це- лостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт граждан- ства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных преде- лов – государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

  2. Государство представляет собой особую организацию политиче- ской власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и су- дебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помо- щью органов насилия – армии, служб охраны порядка и безопасности.

  3. Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с по- мощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администрации).

  4. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и незави- симости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например, правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппа- рат принуждения и насилия).

  5. Государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его эконо- мическую самостоятельность.

  6. Государство выполняет общесоциальные функции и т.п. Государ- ство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано

регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

  • может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики политических партий, движений, групп давления и т.п. (это, например, закреплено в Федеральном за- коне «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.; в Федеральном за- коне «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. и др.);

  • регистрирует их соответствующими органами (как правило, министер- ством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

  • может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие пра- вонарушения.

На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализа- ции властной воли. Они трансформировались в структуре институтов государ- ственной власти, их специализации и дифференциации. Соотношение институ- тов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Объем этих функций обусловлен зрелостью экономической, соци- альной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования. Зрелое гражданское общество сокращает коли- чество функций, закрепленных за государством, до минимума, оставляя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка, безопасности личности, охрана окружающей среды и т.д. Развивающиеся общества, напротив, характеризуются всепроникающей способностью государства контролировать все стороны жиз- недеятельности человека. В таких странах отсутствуют принцип разделения властей, сдержек и противовесов трех ветвей власти, специализация политиче- ских ролей и функций, верховенство права.

Вывод: государство входит в политическую систему как политическое, территориальное, структурное образование, а не какими-либо отдельными его органами, и выполняет свои функции во взаимодействии с другими социаль- ными институтами, партиями, профсоюзами, органами местного управления.

На основе указанных признаков можно сделать вывод, что государство является ядром политической системы.


Вопрос 3. Политические партии и другие общественные объединения в политической системе общества

В политической системе политические партии играют существенную роль. В государствах, где устанавливается многопартийность, чаще всего утверждается режим демократии.

В зарубежной и отечественной литературе существует много определе- ний понятия «политическая партия». В них нередко подчеркивается, что основ- ное назначение партии – участие в выборах в представительные органы. Например, политической партией является любая политическая группа, прини- мающая активное участие в проведении выборов и имеющая благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в государственные учреждения.

В российском Законе «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. поли- тическая партия определяется как общественное объединение, созданное в це- лях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в об- щественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в це- лях представления интересов граждан в органах государственной власти и ор- ганах местного самоуправления (ст. 3).

Главные цели политической партии: а) формирование общественного мнения; б) политическое образование и воспитание граждан; в) выражение мнения по вопросам общественной жизни и доведение его до широкой обще- ственности и органов государственной власти; г) выдвижение кандидатов в де- путаты, участие в выборах и в работе представительных органов.

Важнейшие признаки политической партии:

1. Это объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего за- конодательства.

  1. Это организация, объединяющая индивидов на основе общности поли- тических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает основные направления поли- тики государства.

  2. Это объединение, действующее на постоянной основе, имеющее фор- мализованную организационную структуру.

Эти признаки и определяют функции политических партий, среди кото- рых выделяют следующие:

а) социального представительства;

б) борьбы за государственную власть; в) идеологическую;

г) кадровую;

д) политической социализации, т.е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;

е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе – является ли она правящей или оппозиционной.

Между политическими партиями и государством существуют тесные свя- зи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии – политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет

государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной вла- сти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автоно- мию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государствен- ного аппарата и партийного и одна партия является не только правящей, но и государственной.

Рассматривая вопрос о типологии партии, следует отметить, что обще- ственные объединения типа партий возникли еще в Древней Греции и Древнем Риме.

Первой политической партией считается созданная в Англии в 1877 г. Либеральная партия, которая в настоящее время не играет значительной роли в политической жизни страны.

Существующие современные партии разнообразны как по идеологии, со- циальному составу, внутреннему устройству, так и по методам деятельности.

Принято классифицировать партии по следующим основным критериям:

  1. По социальному признаку, т.е. тем интересам, которые они выражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (смешанные) партии, например, крестьянские, рабочие, предпринимательские и др.

  2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консер- вативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и др., например, Христианско-демократическая и Социал-демок- ратическая партии Греции, КПСС, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.

  3. По составу партий французский политолог М. Дюверже (1870-1914) предложил различать кадровые и массовые партии. Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство во- обще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на вы- борах, либо поддерживает ее материально, или участвует в проводимых ею со- браниях, митингах и других мероприятиях.

Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизо- ваны, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. От- бор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партий- ных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партий- ных решений.

  1. По месту в системе власти партии могут делиться на правящие и оппо- зиционные. Правящая партия победила на выборах, поэтому имеет большин- ство мест в парламенте и своих представителей в важнейших государственных органах. Оппозиционные партии противостоят правящей партии и критикуют ее политику. Помимо того, выделяют парламентские и внепарламентские пар- тии. Первые имеют своих представителей в парламенте, хотя они могут быть и неправящими, а вторые – участвовали в борьбе за парламентские места, но не получили их.

Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации, «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов» (ст. 30).

Право на объединение включает в себя следующие правомочия:

    1. создавать на добровольной основе общественные объединения;

    2. вступать в существующие объединения;

    3. воздерживаться от вступления в какие-либо объединения;

    4. беспрепятственно выходить из любых объединений.

Отношения государства и общественных объединений носят двусторон- ний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и т.д., а общественные объединения участвуют в определении политики государ- ства, в различных политических кампаниях, в контроле за деятельностью госу- дарственных органов.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общественных объ- единениях», общественное объединение представляет собой добровольное, са- моуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации об- щих целей, указанных в уставных документах формирования.

Таким образом, законодательством выделяются следующие признаки об- щественного объединения:

а) добровольность создания, формирования или вступления в уже суще- ствующее объединение;

б) самоуправление собственными делами, т.е. государство не вправе вмешиваться в деятельность объединения, если оно не нарушает законодатель- ство;

в) некоммерческий характер деятельности, т.е. общественное формирова- ние не должно ставить целью извлечение прибыли из своей деятельности;

г) инициатива граждан в создании общественного объединения; только граждане или негосударственные юридические лица могут создавать обще- ственные объединения, но не государственные органы;

д) основа объединения – общность целей и интересов.

В Российской Федерации предусмотрена возможность создания следую- щих шести видов общественных объединений:

политические партии;

общественные организации; общественные движения; общественные фонды;

общественное учреждение;

органы общественной самодеятельности.

Рассмотрим данные виды:

общественная организация основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих

интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (профсою- зы, союз художников, союз адвокатов и т.д.);

общественное движение состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, по- литические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (Наши, Против наркотиков, Против СПИДА);

общественный фонд один из видов некоммерческих фондов, пред- ставляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель ко- торого заключается в формировании имущества на основе добровольных взно- сов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели (Поколение, Милосердие);

общественное учреждение не имеющее членства общественное объ- единение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объеди- нения (школы, детские сады);

орган общественной самодеятельности не имеющее членства обще- ственное объединение, целью которого является совместное решение различ- ных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, рабо- ты или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (до- мовой комитет, родительский комитет).

Членами и участниками общественных объединений могут быть как фи- зические лица – российские граждане, так и иностранцы и лица без граждан- ства, а также юридические лица – общественные объединения. Создаются об- щественные объединения по инициативе не менее трех лиц, достигших совер- шеннолетия (18 лет). Для молодежных организаций установлен возрастной ценз их членов в 14 лет, а для детских организаций – 10 лет. Органы государ- ственной власти и местного самоуправления не могут быть учредителями или участниками общественных объединений.

Общественные объединения имеют довольно широкие права. Среди них – право свободно распространять информацию о своей деятельности; проводить митинги, демонстрации, пикетирование; участвовать в выработке решений гос- ударственных органов; учреждать свои средства массовой информации; иметь собственность.

Среди обязанностей наиболее значительные – соблюдать законодатель- ство, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и др. Важное положение содержится в законе о политических партиях – они не впра- ве получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных госу- дарств, иностранных организаций и граждан, связанную с избирательной кам- панией.

Как уже указывалось, государство не может вмешиваться в деятельность общественных объединений, если они не нарушают законов. В то же время гос- ударство: 1) обеспечивает соблюдение прав и интересов общественных объеди-

нений; 2) оказывает им поддержку, которая может выражаться в предоставле- нии налоговых льгот, в целевом финансировании отдельных общественно- полезных программ по заявкам общественных объединений; 3) может заклю- чать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на выполне- ние государственных заказов и др.

Все вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, ре- шаются государством с участием соответствующих объединений или по согла- сованию с ними.

В случаях нарушения Конституции Российской Федерации, нарушения прав и интересов граждан, систематического осуществления мероприятий, про- тиворечащих уставу, деятельность общественного объединения может быть по решению суда приостановлена на срок до шести месяцев. Данное приостанов- ление влечет для общественного объединения следующие юридические по- следствия. Ему запрещается:

  • организовывать митинги, шествия, демонстрации;

  • принимать участие в избирательных кампаниях;

  • иметь СМИ;

  • использовать банковские вклады, кроме выплат по заработной плате ап- парату.

Деятельность общественного объединения может быть прекращена в сле- дующих двух случаях: самороспуска и по решению суда.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Цель:

Изучить понятие и структуру политической системы российского обще- ства. Необходимо четко уяснить основные субъекты политической системы общества. Особое внимание должно быть уделено анализу места и роли в поли- тической системе общества государству, политическим партиям, профсоюзам, коммерческим и некоммерческим организациям и общественным объединени- ям. На основе глубокого уяснения природы субъектов политики надо детально разобраться во взаимодействии государства с иными субъектами политической системы и раскрыть основные направления совершенствования политической системы российского общества.

При подготовке к первому вопросу обратите внимание, что политиче- ская система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное давление на политическую власть. Следовательно, значимость политической системы, целесообразность ее изучения определяются тем, что здесь проходит нерв социально-экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных обще- ственных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества. В рамках первого вопроса необходимо дать понятие политической системы общества и охарактеризовать

её структурные элементы (институциальный, нормативный, идеологический, функциональный, коммуникативный). Кроме того, следует выделить основания для классификации политических систем (в зависимости от характера взаимо- отношения с внешней средой, по политическому режиму, по содержанию и формам управления, по типу политической культуры и разделению политиче- ских ролей). Особое внимание уделите анализу их типов.

Рассмотрение второго вопроса целесообразно начать с изучения призна- ков государства, отличающих его от других политических организаций, после чего можно понять, почему государство является основным элементом полити- ческой системы общества. Указать также, особенности такого положения госу- дарства объясняются, в конечном счёте, природой государственной власти.

Третий вопрос предполагает рассмотрение сущностных характеристик политических партий и общественных объединений, т.к. они занимают важное место в политической системе общества. Рекомендуется сформулировать поня- тие и охарактеризовать их специфические признаки. Целесообразно привести конкретные примеры ряда общественных объединений и политических партий, занимающих видное место в общественно-политической жизни, указать цели и задачи этих объединений, назвать их лидеров. Особое внимание уделите роли государства в лице его органов при формировании общественных объединений, их текущей деятельности, в случаях приостановления деятельности и ликвида- ции. Необходимо обратить внимание на проблему взаимной ответственности за нарушение законодательства об общественных объединениях как со стороны государственных органов и их должностных лиц, так и самих общественных объединений.


Литература:


Основная

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова- нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

  2. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21.

  3. Федеральный закон «О политических партиях» от 12.06.2001 // Собра- ние законодательства РФ. 2001. № 29.

  4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. - 8-е изд. - М.: Омега-Л, 2011.

  5. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л. П. Рас- сказов. - 2-е изд. - М.: РИОР, 2009.

  6. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Пере- валова. - М., 2008.

  7. Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М., 2007.

  8. Фаткуллин, Ф. Ф. Теория государства и права: учебно-методическое пособие / Ф. Ф. Фаткуллин; под ред. канд. психол. наук Ф. К. Зиннурова. - Ка- зань: КЮИ МВД России, 2010.


Дополнительная

  1. Анохин, Ю. В. Государство – основа политической системы общества его роль в обеспечении прав и свобод личности: учебное пособие / Ю. В. Ано- хин. - Барнаул, 2003.

  2. Бобылев, А. И. Государство и право в политической системе общества / А. И. Бобылев // Право и политика. 2002. № 10.

  3. Волкова, Е. А. Куда идет законодательство о политических партиях / Е. А. Волкова // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 1.

  4. Ерыгина, В. И. Политические партии как участники правотворческого процесса / В. И. Ерыгина // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7.

  5. Лапаева, В. В. Закон о политических партиях: вопросы взаимодей- ствия партии с государством / В. В. Лапаева // Журнал российского права. 2002.

№ 4.

  1. Мартышин, О. В. Российская Конституция 1993 г. и становление новой политической системы / О. В. Мартышин // Государство и право. 1994. № 10.

  2. Норкин, А. И. Изменение статуса общественных объединений в рос- сийской правовой жизни / А. И. Норкин // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 3.

  3. Орлов, А. В. «Особые» права общественных объединений / А. В. Ор- лов // Юрист. 2004. № 3.

  4. Рудакова, Е. В. Конституционно-правовые аспекты правопреемства политических партий и иных общественных объединений в Российской Феде- рации / Е. В. Рудакова // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4.

  5. Саркисова, Н. А. Государство в политической системе общества пе- реходного периода / Н. А. Саркисова // История государства и права. 2009. № 4.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:


  1. Назовите системообразующие факторы, под влиянием которых фор- мируется политическая система общества.

  2. Что такое политическая система общества и какова ее структура?

  3. Охарактеризуйте институциональную, нормативную, идеологическую, функциональную, коммуникативную подсистемы.

  4. Проанализируйте основные подходы к типологии правовых систем.

  5. Назовите функции политической системы общества.

  6. Каково место государства в политической системе общества?

  7. Чем обусловлено то, что государство занимает центральное место в политической системе общества?

  8. Какова роль права в политической системе общества?

  9. Что такое политическая партия и каковы основные разновидности по-

литических партий?

  1. Чем отличается политическая партия от общественно-политического движения?

  2. Что такое политический плюрализм?

  3. Назовите организационно-правовые формы общественных объедине- ний, предусмотренные федеральным законом РФ «Об общественных объедине- ниях».


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

политика, политическая система общества, институциональная подсисте- ма, нормативная подсистема, политические нормы, идеологическая подсистема, политическое сознание, политическая культура, функциональная подсистема, политические действия, политические процессы, коммуникативная подсистема, общественное объединение, политическая партия, общественная организации, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, ор- ганы общественной самодеятельности.