Министерство образования Калининградской области
государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
(ГАУ КО ПОО КСТ)
Практикум
по русскому языку и культуре речи
для обучающихся 2 курсов (базовый уровень)
г. Калининград
2019- 2020 учебный год
Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся.
Одобрено:
методическим советом ГАУ КО ПОО КСТ
Рассмотрено:
на заседании ПЦК общих гуманитарных и социальных дисциплин
председатель ПЦК Невинская Н.Н.
Составитель - Петрякова А.И, преподаватель ГАУ КО ПОО КСТ
Редакционная коллегия:
Алукриева А.С. – заместитель директора ГАУ КО ПОО КСТ
Колганова А.А. – методист УМО ГАУ КО ПОО КСТ
Есина Н.В. – методист УМО ГАУ КО ПОО КСТ
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 2 курсов, направлена на коррекцию и предупреждение типичных речевых ошибок, снижающих эффективность коммуникации в учебно-социальной, деловой и научной сферах деятельности будущих специалистов, содержит 3 раздела, будет полезна тем, кто хочет более углубленно изучить предмет.
Оглавление
1 Лексические нормы …………………………………………………………………стр. 4
2 Орфографические и пунктуационные нормы ………………………………….стр. 5
3 Речь и коммуникация……………………………………………………………… стр. 6
Введение
Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий и специальностей.
Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги.
Лексические нормы
Упражнение 1. Устраните тавтологию.
1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 4. Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых конструкций на мировом рынке. 5. Между этими тренажерами не существует существенной разницы.
Упражнение 2. Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово.
1. Мне возвратили обратно бракованную вещь. 2. Андрей впервые познакомился с Верой на выставке. 3. Прейскурант цен висел на стене перед входом в зал. 4. Кондратьев написал свою автобиографию год назад. 5. Первый дебют молодой певицы был весьма удачен. 6. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 7. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 8. Мимика на ее лице была чрезвычайно выразительна. 9. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. Задание 10. Отредактируйте данный текст.
Упражнение 3. Исправьте ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний.
А. 1. Отношения России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов. 2. Особое место должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий. 3. Сейчас важно осознать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества. 4. Нужно держать свое обещание. 5. Действия наемников подставили под угрозу границы государства. 6. Спикер парламента провел двухчасовой разговор с учеными Сибири. 7. Нужно отдать ему честь: он прекрасно разобрался в этой запутанной истории. 8. По-моему, такая власть авторитета не вызывает.
Б. 1. Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, сыграли резонанс по всей стране. 2. Петр I придавал особую роль созданию флота. 3. Большое место в Заявлении было уделено вопросу о надежности АЭС. 4. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний. 5. Нам необходимо поставить широкомасштабные исследования. 6. Россия, как нам кажется, ставит чрезвычайные требования перед своими союзниками. 7. На чемпионате мира команда одержала ряд успехов.
Упражнение 4. Объясните значения слов. Все ли из данных ниже новых заимствований из английского языка действительно необходимы в русском языке? Какие из них можно было бы заменить русскими синонимами?
Байкер, блокбастер, боулинг, брокер, дайвинг, демпинг, джингл, дизайн, имидж, имиджмейкер, инаугурация, киллер, ланч, лизинг, лифтинг, мерчендайзер, миксер, мультиплекс, ньюмейкер, оффшор, паркинг, пилинг, постер, прам-тайм, прайс-лист, провайдер, рейтинг, роуминг, сайт, саммит, сайнд-трек, сейл, секонд-хенд, секьюрити, сэндвич-мэн, сингл, скейтборд, скраб, сноуборд, спам, спикер, спрэд, тинейджер, топ-менеджер, тостер, тюнинг, флаер, хэндмейкер, чат, шейкер, шейпинг, шоу-рум.
Орфографические и пунктуационные нормы
Упражнение 1. Исправьте написание слов, расставьте знаки препинания.
Больше всего российскую интиллегенцию беспокоют общее снижение граммотности изобилие иностраных слов в языке а так же вжевание в словарь российского гражданина креминальной лексики. Однако методы решения этих проблемм предложеные нашими ученными на круглом столе посвещеном иницыативе проведения в России нового празника федерального масштаба «Дня русского языка» оказались скорее романтическими чем реальными. Первым пунктом в списки помощи родному языку стало ведение «лингвестической полиции». Ввести систему штрафов предлажил доцентl Московского государственного Лингвистического университета (МГЛУ) Андрей Чужакин. Такого рода цензура подрозумевает денежные выплаты со 8 стороны СМИ использующех нецынзурные или неграммотные выражения а так же взискания с простых граждан позволяющех себе словестную вольность в общественых местах. На сегодняшней день языковая полицыя существует в Белгороде там штраф за мат составляет от 500 до 1500 рублей а то и лишение свободы на 15 суток. За порядком следит спецыальная коммисия которая заинтересованна в выявление нарушений так как получает 15% от каждого штрафа. С тем что нужно с особой тщательностью следить за журналистами согласились все а вот на счет простых людей засомневались. «Как же быть при таких порядках рабочим? Им же предется разпрощаться с зарплатой если не залезть в долги?» не доумевал первый Заместитель председателя комитета по культуре Госдумы Александр Тягунов.
Упражнение 2. Отредактируйте предложения с однородными членами.
1. Организация и участие в избирательной компании финансируется средствами самого депутата. 2. Университет ведет активную работу по подготовке и руководству аспирантами. 3. Необходимо организовать помощь и сотрудничество научно-исследовательских институтов. 4. Страховой рынок выявляет и реагирует на нарушения повышением тарифов и ужесточением условий страхования. 3. Найдите и исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов. 1. Выезжая за границу, у туристов зачастую отсутствует медицинская страховка. 2. Транспортные услуги осуществляются перевозчиками, обеспечивая безопасность пассажиров и сохранность багажа. 3) В исключительных случаях принимаются к перевозке животные, соблюдая пассажирами указанные инструкции.
Речь и коммуникация
Упражнение 1. Составьте короткие диалоги, которые отражали бы следующую ситуацию:
1) Вы случайно встретились со своим школьным товарищем, которого давно не видели. Вы очень удивлены и обрадованы; 2) Вы встретились с подругой, с которой учились в музыкальной школе. Вы интересуетесь ее жизнью; 3) Вы встретились с другом, с которым ходили в одну спортивную секцию. Как вы будете приветствовать его?
Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с неверным употреблением иноязычных слов
1) Главный герой, Обломов, добрый и полный от нездоровой сидячей жизни, необходимо указать на его положительные и отрицательные дефекты. 2) Есенин — белокудрый молодой человек, приехавший в город в фаянсовых сапожках. 3) Лермонтов был безнадёжным оптимистом и изгнанником. 4) Слава этого художника достигла вершины своего апогея. 5) Полковник танцевал с дочерью мензурку.5) Двенадцать человек в длинных балдахинах встали в зале, образовав круг... 6) Ведьма флигелем на ветру мигом повернулась в ту сторону как раз вовремя, чтобы увидеть, как на мостовую врывается тяжелый бурый конь с худеньким всадником на спине. 7) Он вопросительно поднял бровь. Мики подумала, что, наверное, в юности он специально разучивал этот жест перед зеркалом. 8) В кабинете у Василисы припасена бутылочка хорошего коньяка, если добавить к нему аксессуары в виде любимых конфет. 9) Леня спустился вниз и между вторым и третьим этажом проделал некоторые манипуляции. Он надел очки с простыми стеклами и приклеил маленькие усики, которые координально меняли его внешность. 10) Популяция Китая настолько велика, что даже незначительное увеличение потребления товаров на душу населения приводит к серьезным проблемам. 11) Ее экипировка была простой: легкая косынка, повязанная в модном стиле шестидесятых годов, скрывала заколотые волосы, глаза скрывали огромные чёрные очки, губы казались неестественно надутыми после двукратного абриса. 12) Как у одного, так и у другого автора главную роль, исполняет, безусловно, то, что создано природой и, увы, загублено человеком — представители неотразимой и цветущей фауны — букет чертополоха (у Заболоцкого) и репей (у Толстого).
Упражнение 3. Выберите из синонимических рядов слова, характерные для официально-делового стиля. Поставьте ударение в выделенных словах.
Даром, бесплатно, безвозмездно, задарма, задаром. Быть, иметься, наличествовать, существовать. Касательство, отношение, связь. Данный, настоящий, этот. Давать знать, доводить до сведения, извещать, информировать, оповещать, осведомлять, сообщать, уведомлять. Просить, ходатайствовать, хлопотать. Командировать, направлять, откомандировывать, отряжать, посылать в командировку. Добавить, приобщить, присовокупить, присоединить.
Упражнение 4. Составьте связный текст из пяти-шести предложений об актуальных экономических и социальных процессах в России, употребляя следующие слова и их формы:
А. Коррупция, криминогенный, конституционный, федеральный, электорат, коммерческий, компания, беспрецедентный
Б. Конкурентоспособный, бюджетный, кризисный, инвестиция, рентабельность, компенсация, кампания.
В. Интернет, чат, сайт, виртуальный, онлайн, пентиум, ноутбук, блогер, провайдер, гаджет.
Упражнение 5. Определите значение греческих и латинских корней и назовите, если можно, однокоренные слова.
Автобиография, агроном, актив, андроид, астра, аэродром, баритон, беллетристика, витамин, галактика, генетика, гиппопотам, глобус, графоман, демократия, демократия, дендрарий, доктор, изотопы, капитан, кинетика, манускрипт, монолит, навигатор, ортодокс, орфография, патетика, пафос, пиротехника, псевдоним, радиус, санитар, соната, спектакль, фантом, зоофобия, фортепьяно, фосфор, эгоист, экватор.
Упражнение 6. Определите стилевую принадлежность данных текстов, указав конкретные признаки стиля в каждом из тестов.
Текст № 1
Air France подал на нее в суд за Air France посчитали, что он не поместится в одном кресле салона туристического класса, The Daily Record. Жан-Жак Жофре заявил, что он весит около 165 кг. По словам мужчины, он уже неоднократно летал, включая другие рейсы Air France, и его ещё никогда не предупреждали, что нужно вносить дополнительную сумму. Один из клиентов авиакомпании то, что она заставила его заплатить за два места в самолете, поскольку мужчина был тучным. Сценарист Жан-Жак Жофрэ заявил, что он был оскорблен и унижен сотрудниками компании, которые в 2005 году прилюдно измерили в аэропорту его талию. Парижанину пришлось заплатить за второй билет. При возвращении домой в аэропорту Нью-Дели 41-летний мужчина был вынужден отдать компании дополнительные 400 фунтов стерлингов, поскольку сотрудники передает 19 декабря адвокат авиакомпании заявил в суде, что она никогда не скрывала того факта, что тучные пассажиры обязаны платить за два места. «Давайте будем объективны. Этот человек — толстяк. Он едва умещается на стуле в зале суда. Как он может сидеть в кресле самолета?» — констатировал Фернанд Гамо во время судебного заседания.
Текст № 2
Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.
При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требовании обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
Текст № 3
- А как же те, кому вы везли газики, они вам претензии не предъявляли? В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требовании обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять
- Да вы что? Да какие претензии? Это же помощь. Это же бескорыстно, чего дают, то бери. Да газики — это что! Мы и с судна всякие вещи ченчуем. Снимешь спасательный круг — чейндж! Прибор какой-нибудь отвернешь — чейндж! А однажды ничего под рукой не оказалось, так и якорь латунный пришлось сченчевать. Думаете, просто было? Его целиком не выкинешь, бедуинам поднять его нечем, он же тяжелый. Так мы его сначала в каюту втащили и там на куски пилили — ножовку смазывали, чтоб не пищала. А потом куски в иллюминатора кидали. А бедуины в аквалангах за ними ныряли.
Список используемой литературы и электронных ресурсов
Основные источники:
-
Ворошилова М.Б., Дзюба Е.В., Еремина С.А., Попова Э.Ю., Руженцева Н.Б., Суспицына И.Н., Чудинов А.П. Русский язык. Культура речи. Риторика: Учебное пособие для студентов УрГПУ / Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2012. – 195 с.
-
Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.А. Самойлова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
-
Русский язык и культура речи. Практикум / Т. В. Губернская – М.: ФОРУМ, 2012. – 256 с.
Дополнительные источники:
1. Анохина Т. Я. Стилистика и культура русской речи: Учебник / Т.Я. Анохина, О.П. Гонтарева и др.; Под ред. проф. Т.Я. Анохиной. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
2. Граудина Л. К. Культура русской речи: Учебник для вузов / Граудина Л. К., Виноградов С. И., Даниленко В. П., Карпинская Е. В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 560 с.
3. Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. - М.: Логос, 2011. - 328 с.
Интернет – ресурсы:
1. Справочно-информационный портал Грамота. ру: http://www.gramota.ru/
2. Справочно-информационный портал Словари: http://www.slovari.ru/
3. Справочно-информационный портал Культура письменной речи: http://gramma.ru/