СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие «Современные формы и методы воспитательной работы в образовательной организации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имеется подробный материал для проведения внеклассного мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие «Современные формы и методы воспитательной работы в образовательной организации»»

Министерство образования и науки Республики Дагестан

ГБПОУ РД «Индустриально промышленный колледж»










Методическое пособие

«Современные формы и методы воспитательной

работы в образовательной организации»

И збербаш 2022

Методическое пособие разработано на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС нового поколения

- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 учебный год





Организация-разработчик: ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж» г.Избербаш







Разработчик: Бахмудова Амина Магомедовна - преподаватель истории ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж» г.Избербаш



Рекомендовано методическим советом:

ПЦК гуманитарных дисциплин ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж» г.Избербаш



Р ецензент: Абуева Зухра Магомедэминовна - преподаватель истории, первой категории ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж» г.Избербаш

«Современные формы и методы воспитательной работы в образовательной организации»

Из опыта работы преподавателя истории спецдисциплин

ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж» г.Избербаш

Бахмудовой А.М.


ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Форма воспитательной работы, по определению Е.В. Титовой - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Многообразие существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы позволяет, тем не менее, выделить несколько их типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания. Однако практика работы показывает, что в личной практике воспитателя преобладает, как правило, какой-то один тип форм, в то время как другие применяются крайне редко или совсем не применяются.

Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие.

Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.). 

Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:

когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;

- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;

когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.). Такие события организуются старшими для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).

Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически  по характеру реализации форм-дел можно различить три их подтипа:

- дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа - посадка деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для гостей и т.д.;

- творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников. Например, творческая группа разработала идею фестиваля рисованных фильмов, раздала командам роли представителей киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм на какую-либо тему, выступила в роли ведущих и жюри кинофестиваля;

- коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Коллективные творческие дела (КТД) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи» (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М:, Педагогика, 1989).

Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:

         -   предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);

         -   обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

-  эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Третьим типом форм воспитательной работы является играПричем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и меро­приятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, ша­рад, настольных и подвижных игр и т.д.).

Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут активно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии са­мих воспитанников.

К формам-играм можно отнести: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. Если мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия, дела обычно делаются для кого-то (в том числе и для самих себя) или для чего-то, в них имеется продуктивная деятельность, то игры не предполагают получение никакого продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

На практике имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Наиболее благоприятным с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм является переход из одного типа в другой «по лесенке»: Мероприятия - Игры - Дела. В то же время переход в обратном направлении следует считать неблагоприятным и нежелательным.























Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию

«Навечно памятью дано»

Страницы устного журнала:

1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

2. Война в Афганистане 1979-1989 гг.

3. Горячая точка-Чечня 1994...

Исполняется песня «Я сегодня до зари встану» (в записи).

Ведущий 1. Память... Это единственное, чем мы владеем всерьез. Когда будущего еще нет, настоящее - сумрачно и неопределенно, лишь прошлое, пережитое и переоцененное, - с нами! Не дорожить им было бы величайшей неблагодарностью к своей жизни.

Пусть в нашей памяти перемешаны изломы скалистых гор с лицами погибших ребят, а рев боевых машин - с грохотом автоматов... Это наше прошлое, оно доверено именно нам! Другого уже не будет.

Ведущий 2. Люди должны посмотреть войне в глаза. Войны не кончаются, они всегда рядом с нами. Исчезают государства и их правители. Но не исчезает человеческое желание решить тот или иной вопрос с помощью оружия и нас с вами.

Война не заканчивается для тех, по кому она безжалостно проехала своими кровавыми гусеницами. Они живут рядом с вами. А война живет в них.

Ведущий 1.

«Служу Отечеству» -

негромкие слова:

В них и любовь, и мужество,

и сила,

И гордость предков

навсегда жива...

Всех настоящих мужчин нашей страны объединяет одна строка биографии - служба в рядах Вооруженных Сил. Кто-то посвящает этому делу всю жизнь, а кто-то отдает воинский долг Отечеству, проходя срочную службу. Время службы молодежи в Вооруженных Силах - это время становления личности, воспитание мужского характера и приобретение веры в собственные силы.

Ведущий 2. Мы с уважением относимся к защитникам Отечества. И сегодня мы говорим о тех, кто прошел через суровые испытания Великой Отечественной войны, о тех, кто глотал пыль афганских дорог, о тех, кто воевал в Чечне. Это воины, которые ценой собственной жизни делали и продолжают делать все для того, чтобы наша страна обрела свое достоинство и величие.

Ведущий 1. Две трети своего существования Россия вела борьбу за сохранение своей независимости. В летописи нашего Отечества немало примеров стойкости и мужества российских воинов, которые воевали под знаменами нашей страны. Знамя - наша гордость и святыня, оно обладает огромной энергией, потому что в нем олицетворены великие подвиги и слава многих поколений. Прошу всех встать! Флаг Российской Федерации и символ Знамени Победы внести!

Ведущий 2. «Война» - слово страшное, горькое, жестокое. Любая война - это грязь, кровь и солдатский пот. Любая война - это всегда борьба добра и зла.

Ведущий 1. Память! Откуда у нее такая способность, такая власть удерживать до малейшей подробности события минувшего? У времени есть своя память - история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Сегодня мы перелистаем страницы истории нашей страны.

Страница 1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Слова читаются на фоне мелодии песни «Священная война» (музыка А. В. Александрова, слова В. И. Лебедева-Кумача).

Ведущий 2. 1418 дней и ночей длилась борьба советских людей против фашизма. И пусть историки до сих пор спорят о том, сколько человеческих жизней унесла она - 25 или 27 миллионов, но для нас остается ясным и бесспорным одно - не осталось ни одной семьи в нашей стране, где бы не погиб свой родной человек, где бы не было своего героя.

Страна поднялась, встали все, кто мог держать оружие в руках, кто мог защищать Родину.

Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, скрывая свой настоящий возраст. И уходили, чтобы не вернуться, уходили в бессмертие.

Чтец.

Наше поколение

Одна в пути катила нас волна,

Одни и те же званья нас венчали.

Мы те, кого взяла еще война

Перед войной или в начале.

 

Двадцатый год и двадцать первый год,

Что встали по тревоге на рассвете.

А следом бодро выступил в поход

Двадцать второй. И сразу - двадцать третий.

 

Чтобы Россию вызволить свою,

Чтоб не увидеть Родину распятой,

Безусые стояли мы в строю –

Двадцать четвертый год и двадцать пятый.

 

Рожденные в гражданскую войну.

Или чуть раньше или чуть позднее...

Слились дороги разные - в одну,

И все отныне связывалось с нею.

 

...Откуда мы? Мы вышли из войны.

В дыму за нами стелются дороги.

Мы нынче как-то ближе быть должны,

Ведь нас осталось в мире так немного.

 

Шли по войне, шли по великой всей,

И в сорок первом шли, и в сорок третьем,

И после. И теряли мы друзей,

Не зная, что таких уже не встретим.

 

Но нам навечно памятью дано

Их видеть сквозь разрывы, в отдаленье.

Мои друзья, которых нет давно,

Они и нынче - наше поколенье.

 

Все в жизни с нами было пополам.

Мы все - одно! И нет прочнее сплава.

И с песнею далекой по полям –

Прислушайся! - приходит наша слава.

К. Ваншенкин

Исполняется песня «Как они стояли у военкомата» (слова и музыка В. Берковского).

Чтец.

Война! Атаки и походы,

Дожди и злые холода.

Мы эти огненные годы

Не позабудем никогда.

Была и горечь поражений,

И боль разлуки, и утраты.

Но сквозь огонь и дым сражений

К своей победе шли солдаты...

Исполняется песня «Здесь птицы не поют...» (слова и музыка Б. Окуджавы) из кинофильма «Белорусский вокзал».

Ведущий 1. Течет река времени. Минуло уже много лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла с тех пор река времени. Зарыли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой навсегда останутся события тех героических и трагических лет.

Ведущий 2. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Наш долг - хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

Чтец.

Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла.

И позабытый вновь встает рассвет,

И кто-то в травы падает, сраженный,

И город, артиллерией сожженный,

От дыма черен и пепла сед.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостережение.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Исполняется песня «Память за собою позови».

Страница 2. Война в Афганистане 1979-1989 гг.

Ведущий 1. Тогда старшее поколение было уверено, что сполна заплатила своими жизнями, своей кровью, своим непосильным трудом за наше безоблачное существование. Но видно так устроен человек, что не может жить без войн. И вот опять: «Идут на смерть советские солдаты, не обсуждая Родины приказ».

Чтец.

И ты ушел - приказ отдан.

Ты верен долгу и присяге.

И навсегда Афганистан застыл

В твоем последнем шаге.

 

Хоть время - лучший лекарь ран,

Тускнеют краски понемногу,

Но не забыть вовеки нам

Средь гор ведущую дорогу.

 

И этот бой среди камней,

Короткий, как клинок кинжала,

Когда кого-то из парней

Слепая смерть к себе забрала.

 

Взгляните в лица матерей.

Печаль свою им не излить.

И их погибших сыновей

Никем уже не заменить.

Посмотрите, ребята.

Посмотрите, девчата.

Память лица поставила в ряд.

Это парни, которым

Будет вечно по двадцать,

Это те, кто прославил десант.

Ведущий 2. Сколько лет не заживает рана, имя которой «Афганистан». Это было 27 лет назад... В декабре 1979 года правительство Афганистана обратилось к руководству Советского Союза оказать военную помощь.

В замыслах советских политических лидеров военная помощь Афганистану представлялась как дружеская помощь, необходимая афганскому народу. Расчет был направлен на то, что после проведения нескольких боевых операций в стране воцарится мир и спокойствие, но этого не случилось.

Ведущий 1. Шли годы, но боевые действия не прекращались. Война в Афганистане продолжалась с 1979 по 1989 годы. Она длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней. Потери советских войск все росли и росли, а стабильность так и не наступала.

Дальнейшее пребывание войск на чужой земле приносило только новые жертвы и новые бесконечные трудности. Практика по оказанию «военной помощи» безнадежно зашла в тупик.

Ведущий 2. 14 апреля 1988 года состоялся торжественный акт подписания Женевских соглашений по Афганистану. Они решают главный вопрос афганской ситуации - прекращения вооруженного и иного вмешательства в дела Афганистана извне. 15 мая 1988 года первые колонны советских войск начали марш к государственной границе СССР - РА.

15 февраля 1989 года произошло событие, которое ждали все советские люди и весь мир, - завершился вывод советских войск из Афганистана. В этой 9-летней войне погибло более 15 тысяч советских солдат.

Чтец.

А как нам девять лет вернуть,

Чтоб вновь проделать этот путь,

Друзей своих предостеречь,

Чтобы не дать им в землю лечь?

 

Снять траур с наших городов,

Чтоб не было на свете вдов,

Которым нету двадцати пяти,

Которым бы детей рожать, растить.

 

Как сделать так, чтоб друга сын

Отца живого бы спросил

И чтоб отец ему ответить смог,

Сказал: «Расти, расти скорей, сынок.

 

И чтобы, помня обо мне,

За все в ответе был вдвойне.

Героем можешь и не быть,

Но должен честно, честно жить».

Ведущий 1. В Афганистане все было непривычно: и раскаленные под солнцем камни, и бесконечные песчаные пустыни. И было у многих сознание того, что в любую минуту может настичь смерть. То, что выпало на долю советских солдат в Афганистане, никогда не покинет их сердца, опаленные суровыми испытаниями войны.

Чтец.

Суровая земля - Афганистан.

Долины, кручи, горные отроги.

Ночной поход - коротенький привал,

Тяжелые военные дороги.

 

Мы выполняем свой солдатский долг.

Соленый пот глаза нам застилает.

Но пусть увидит враг и пусть поймет,

Как русские живут и умирают.

Ведущий 2. Закончилась война в Афганистане. Мы уверены, что Родина по достоинству и справедливости оценит ту неимоверно тяжелую работу, которую ее солдаты честно делали в чужой стране в течение долгих девяти лет.

Чтец.

Кому не суждено встать рядом с нами -

Всех их навеки будет помнить наша память.

Обиднее звучат слова и ранят,

Что эти горы след свой не оставят.

Мы перед совестью своей не виноваты.

Не в силах это позабыть,

Но вот за что под пули шли ребята И умирали, когда надо жить!

Да, каждый устал, ведь девять лет это не миг. Афганистан - урок для всех живых.

Исполняется песня «Облака» (слова и музыка В. Егорова).

Страница 3. Горячая точка-Чечня

Ведущий 1. Верилось, что впереди, после всего испытанного, нас ждет только счастье, удивительная наполненная жизнь. И мир. Выстраданный мир. Но в нашем обиходе появились новые страшные слова: «горячая точка», Кавказ, Чечня.

Ведущий 2. Сегодняшние герои сражаются с врагами в своем Отечестве. Это трагедия и боль всего российского народа. Гибнут люди, разрушаются селения и города, калечатся молодые души.

Слова читаются на фоне песни «В землянке».

Ведущий 1. Помните, есть такие строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага»? Слова из песни времен Великой Отечественной войны звучат актуально и сейчас для наших ребят, проходящих службу в Чечне.

Уходя на задание, они должны быть уверены в том, что рядом с ними находится человек, в чьей надежности и отваге они могут не сомневаться. У военных всегда родственников больше, чем у гражданских. У них есть еще «братишки», а в спецназе «братишка» больше, чем родственник, это тот, кто всегда прикроет тебя.

Чтец.

Грозный кормит пулей,

а не хлебом

Война - это все же

мужская работа,

А мы ведь спецназ,

мы мужчины вдвойне.

Мы все офицеры

российского СОБРа,

И все мы братишки

на этой войне.

И пусть огрызается

бешеный Грозный,

И пусть на чеченской

земле мы сейчас.

Со мною братишка -

такой же серьезный.

А вместе мы то,

Что зовется СПЕЦНАЗ...

П. Доценко

Ведущий 2. На каждой войне есть особенно дорогие для солдат минуты - это минуты передышки между боями, когда не слышны залпы орудий и автоматных очередей.

Чтец.

Стихли взрывов гулкие удары,

Нас не пощадил тяжелый бой.

Чудом уцелевшую гитару

Мы нашли в машине головной.

И среди ошметков гнутой стали,

Гильз пустых,

разбросанных вокруг,

Мы гитару бережно достали

Через покоробившийся люк.

А потом, усталые и злые,

Мы к костру сходились в тишине.

В наших душах плакала Россия

На гитарной тоненькой струне.

Пели мы про радости и беды,

Черствый хлеб, ломая на куски,

Песни фронтовые наших дедов,

Были нам понятны и близки.

Исполняется песня «Темная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В. Агапова).

Ведущий 1. Солдаты, вспоминая войну, как правило, неохотно рассказывают о своем тяжелом ратном труде. Бои, взрывы, атаки... а сколько земли перелопачено... Два цвета войны всегда перед глазами: черной земли и красной крови.

Чтец.

Мне часто снится мой последний бой

Мне часто снится

мой последний бой,

Пусть на войне не любят

это слово...

И тот солдат, что закрывал собой,

Он, как тогда,

готов погибнуть снова...

Упал мальчишка белый,

словно снег,

Он не кричал, не плакал,

не ругался...

Он умирает в каждом моем сне,

Чтоб в каждом моем сне

я жив остался.

Ю. Твардовский

Ведущий 2. В настоящее время тревога не может покинуть нас, потому что она стала стучаться в каждый дом. Войны последних десятилетий породили страшное слово: «терроризм». Без объявления войны рушатся стены домов, погребая под завалами ни в чем не повинных людей, происходит захват заложников. На пути террористов стоят простые наши российские мальчишки, ценой своей собственной жизни они берегут наш с вами покой.



Чтец.

Хоронил дед внука

Хоронил дед внука

В слякоть, в грязь, в феврале.

Хоронил дед внука –

Потерял на войне.

Горло дернуло нервом,

Заболела спина...

И его в сорок первом

Не минула война.

Он мальчишкой безусым

Убежал воевать.

Мерз в лесах Беларуси,

Мог не есть и не спать.

За голодных, измученных,

За родную страну,

За счастливое, лучшее

Он протопал войну...

Седовласый мужчина

Поднял к небу глаза,

И по старым морщинам

Покатилась слеза.

Ком земли леденелой

Тихо бросил на гроб.

«Много в жизни я сделал,

А тебя не сберег...»

Память резало строчкой:

«Как же я тебя ждал!

Из роддома «комочком»

На руках забирал.

Помню каждый твой пальчик,

Первый шаг, первый слог.

Как же я тебя, мальчик

Мой родной, не сберег?

Только лишь девятнадцать.

И пушок над губой.

Так любил улыбаться.

Ты шутил надо мной...

Нет! Не верю. Не верю!

Почему не меня?

Будьте прокляты, звери!

Где ты, эта Чечня?!

Что ж творится на свете?

Почему и за что

Наши внуки и дети

Переходят в ничто?»

Вас сберечь не сумели,

Не вернешь никогда.

А внутри пустота...

Хоронил дед внука

В слякоть, в грязь, в феврале.

Хоронил дед внука –

Потерял на войне.

С. Кривоносова

Ведущий 1. Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут ее и не передадут нам свою память? Какими мы будем без нее в нашем большом, тревожном мире? Память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее.

Ведущий 2. Великая Отечественная война длилась четыре года. Война в Афганистане - 9 лет. Чеченская война открыла свою десятилетнюю страницу. И никто не знает, какая страница этой горестной книги станет последней.

Чтец.

В память о павших

Зажигаем потухшие свечи.

Пусть расправит неяркий их свет

Всех участников усталые плечи

Поколенье не знавших войны.

Как свою - вашу боль принимаем,

Чтобы не было больше беды,

Мы сегодня свечу зажигаем.

Ведущий 1. Почтим минутой молчания память погибших и безвременно ушедших защитников Отечества.

Минута молчания.

Чтец .

Молитва

На коленях стою у иконы

И подолгу усердно молюсь,

Отбивая без счета поклоны

За мою православную Русь.

Я прошу за убогих и сирых,

За забытых, несчастных детей,

За солдат, молодых и красивых,

И седеющих их матерей.

Я хочу, чтоб нигде не осталось

Неухоженной русской земли,

Чтоб богатства ее сохранялись,

Города чтоб и села цвели.

Чтобы братья мои, моя сестра

Дорогих не теряли людей.

Чтобы русских семья умножалась,

Как бывало в былые года,

Чтобы распри ее не касались,

Чтобы мир был в России всегда.

Я молюсь: помоги моим близким,

Боже праведный. Кланяюсь низко.

Е. Деруц

Чтец .

Мы зарастаем памятью,

Как лесом зарастает пустошь,

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ногам гудит.

Деревья-память целый день лепечут.

Но в памяти нашей такая скрытая мощь,

Что возвращает образы и множит...

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может.

Исполняется песня «Господа офицеры» (слова и музыка О. Газманова).

Ведущий 1. Сегодня мы говорили о трех поколениях людей, которые беззаветно и верно служили и продолжают служить Отечеству не в самые легкие времена.

Ведущий 2. В этом зале находится четвертое поколение, ученики нашей школы. Мы новое поколение, на которое с надеждой смотрят фронтовики Великой Отечественной, воины-интернационалисты афганской и бойцы чеченской войн. И только нам они могут доверить нашу страну и все святое, что у них есть. Родина у нас одна, и она нуждается в нашей защите.