СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие "Строевые упражнения"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие для учителей физкультуры. В данном пособии можно найти название всех строевых упражнений изучаемых в школе по программе Физическая культура, а так же методика их обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Строевые упражнения"»



МОУ Караваевская средняя школа

Костромского района



Строевые

упражнения


(для учителей физической культуры)













Строевые упражнения

К строевым упражнениям относят действия на месте и в движении. На уроках физической культуры используют гимнастические построения, размыкание и фигурную маршировку.

Строевые упражнения – это не только средство организации учащихся и целесообразного их размещения в зале и на площадке, но и средство формирования навыка коллективных действий; воспитания правильной осанки, дисциплины, организованности, развития глазомера и чувства ритма. Упражнения этого раздела программы можно включать в любую часть урока, но обучать им рекомендуется, как правило, во вводной части. На уроке рекомендуется обучать двум-трём строевым упражнениям, отводя на это 3 – 5 минут.

Все строевые упражнения выполняются по команде, которую следует подавать громкою. Отчётливо, выделяя её предварительную и исполнительную части. Предварительная часть команды произноситься слегка протяжно. Исполнительная часть подается после небольшой паузы отрывисто и энергично. По предварительной команде учащиеся должны приготовиться к выполнению упражнений, принять основную стойку, а по исполнительной – выполнить его. Для управления классом применяют не только команды, но и распоряжения. К распоряжениям прибегают, когда нет необходимости в четком и одновременном выполнении тех или иных действий. Распоряжения подаются иначе, чем команды (например, «Повернитесь направо!») Для отмены команды в случае её нечёткого выполнения подаётся команда «Отставить!», по которой ученики принимают прежнее положение.

Строевые упражнения и методика их обучения

При изучении строевых упражнений широко применяют различные методические приёмы. В начальных классах используют ориентиры в виде отметок и линий, определяющих место построения и направление передвижений, образно излагают задания, проводят упражнения в игровой и соревновательной формах.

Строевая (основная) стойка принимается по команде «Смирно!» или после каждой предварительной части любой команды, если до этого была подана команда «Вольно!». В строевой стойке занимающийся стоит подтянуто, ровно. Но без лишнего напряжения. Голову надо держать прямо, плечи развернуть, руки свободно опустить, пальцы слегка согнуть, живот подтянуть, ноги выпрямить, пятки соединить, носки на ширине стопы. По команде «Вольно!» надо стать свободно, немного согнуть в колене правую или левую ногу.

Обучая строевой стойке, учитель должен правильно показать её выполнение, сначала стоя лицом к ученикам, а затем правым (левым) боком. После показа и объяснения он даёт команду «Строевую стойку – принять!», проверяет правильность её выполнения и при необходимости лаёт замечания ученикам, например: «Ноги выпрямить! Живот подобрать!».




Обучив строевой стойке, учитель переходит к следующему учебному материалу урока, но при каждом удобном случае проверяет правильность её выполнения, добиваясь закрепления навыка. При обучении строевой стойке используется фронтальный метод организации деятельности учащихся, а при закреплении навыка – групповой или индивидуальный метод.

На занятиях по физической культуре чаще всего применяют три вида строя: в одну шеренгу, в колонну по одному и в круг. Существует так же построение учащихся в две (три, четыре) шеренги или в колонну по два (три, четыре и т.д.).

Строевые приёмы

«Становись!» - команда, по которой учащиеся становятся в указанный учителем строй и принимают строевую стойку.

«Равняйсь!» - по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают основную стойку. Поворачивают голову направо (налево) при команде «Направо (налево) – равняйсь!» - и видят грудь четвёртого человека, считая себя первым. По команде «Смирно!» учащиеся быстро принимают строевую стойку.

«Отставить!» - команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде.

Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены на одной линии, один возле другого, и обращены лицом в одну сторону. Сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом, называется фронтом, а противоположная сторона – тылом. Боковые оконечности строя – фланги (справа – правый, слева – левый). Ученики, стоящие на флангах, - правофланговый и левофланговый. При поворотах строя название флангов не меняются. Расстояние по фронту между учениками в шеренге называется интервалом. Обычно он равняется ширине ладони между локтями учеников, стоящих рядом. Такой строй называется сомкнутый. В разомкнутом строю, ученики располагаются друг от друга на один шаг или на больший интервал, указанный учителем. В двухшеренговом строю двое занимающихся, стоящих в затылок один другому, образуют ряд.





Шеренга – наиболее приемлемый вид построения учащихся в подготовительной части урока при объяснении задач и содержания предстоящих занятий, а так же при объяснении и показе нового двигательного действия.

Построение в шеренгу осуществляется по команде «В одну шеренгу – становись!», и класс выстраивается слева от учителя, соблюдая установленный интервалы. Носки у всех должны быть на одной прямой линии.

Построение в шеренгу учениками осваивается не сразу, особенно трудно даётся им соблюдение требуемых интервалов и нахождение своего места в строю. В начале обучения учитель сам выстраивает класс по росту и просит занимающихся запомнить свои места. Затем по команде «Разойдись!» ученики выходят из строя, им разрешается свободно передвигаться по залу (площадке). Через 10 – 15с по команде учителя дети должны встать на соё место в строю. Процесс обучения построению в шеренгу можно существенно ускорить, применяя разнообразные приёмы. Например, можно пользоваться различными ориентирами (цветными кубиками, флажками и т.д.), обозначающими место в строю для каждого ученика.

При обучении построению в шеренгу нужно обратить внимание учеников на равнение по носкам, и здесь на первых занятиях целесообразно использовать ориентир в виде прямой линии на полу. По мере формирования навыка построения в одну шеренгу с использованием ориентиров учитель меняет места последующих построений и скорость их выполнения. Перед выполнением построения на скорость рекомендуется предупредить об этом учеников. Закрепления навыка построения в шеренгу может проводиться с использованием игрового или соревновательного метода. С этой целью класс разбивается на несколько групп и каждая группа старается выполнить упражнение как можно быстрее. При этом правильность и быстрота построения на уроках резко повышаются. При построении в две шеренги двое учащихся, стоящих в затылок друг другу, образуют ряд. Для построения подаётся команда: «В две шеренги - СТАНОВИСЬ!».

Колонна – строй, в котором ученики стоят в затылок один за другим. Расстояние между стоящими в колонне называется дистанцией, которое обычно равно одному шагу или вытянутой вперёд руке. Первый в колонне - направляющий, последний – замыкающий. При передвижениях направляющий, двигается по заданному направлению, и остальные ученики следуют за ним.





Для построения подаётся команда «В колонну по одному – СТАНОВИСЬ!», и класс выстраивается за спиной учителя.

В начальных классах на первых уроках, чтобы построить детей в колонну, учитель ставит самого высокорослого ученика правым боком к длинной стене зала и подаёт распоряжение: «Встаньте в затылок один за другим, положите правую руку на плечё впереди стоящему». После этого, занимающиеся становятся по росту в затылок первому, соблюдая дистанцию в один шаг. Для проверки дистанции нужно положить правую руку на плечо впереди стоящего. Позже, построение выполняется по команде. Подав команду, учитель становиться в положение «Смирно» лицом в сторону движения, а ученики выстраиваются в затылок учителю.

Вначале обучают построению в колонну на одном и том же месте, затем в разных местах зала и без вспомогательных линий и предметов и, наконец, на скорость. В заключении учитель может провести игру – соревнование на скорость построения между отдельными группами учащихся.

Круг – одна из простейших форм построения. Он образуется из одношеренгового строя или из колонны по одному. В первом случае по команде «В круг взявшись за руки шагом – МАРШ!» ученики образуют круг приставными шагами. Во втором случае подаётся команда «По кругу шагом – МАРШ!».

Обучение первому способу ведётся в такой последовательности: учитель даёт указание занимающимся взяться за руки, затем берёт свободную руку правофлангового и, двигаясь по кругу, соединяет руку правофлангового со свободной рукой левофлангового. После того как круг образовался, учитель подаёт команду «Стой!» и поворачивает строй лицом внутрь круга. В дальнейшем занимающимся предлагается выполнить перестроение самостоятельно. Для этого учитель встаёт в центре зала перед шеренгой и подаёт команду к перестроению. Правофланговый повторяет все действия учителя, который в это время корректирует действия учеников с помощью указаний и распоряжений. Обучение перестроению в круг из колонны по одному проводиться в такой же последовательности, но на начальном этапе функцию направляющего выполняет сам учитель.

Равнение в шеренге. Чаще всего равнение в шеренге производиться в правую строну, по команде «РАВ-НЯЙСЬ!», реже – в левую по команде «Налево – РАВ-НЯЙСЬ!». Учащиеся поворачивают голову в указанную строну, и становятся так, чтобы видеть грудь четвёртого человека, считая себя первым. При этом носки должны находиться у всех на одной линии. Правофланговый (левофланговый) в это время стоит в положении «Смирно». Затем подаётся команда: «Смирно!», по которой все ученики поворачивают голову прямо.

Размыкание на месте производиться по команде: «Класс, направо (налево, от середины) разом-КНИСЬ!» (или на столько-то шагов разом-КНИСЬ!, или бегом разом-КНИСЬ!)». По этой команде все, за исключением того, от кого производится размыкание, поворачиваются в указанную сторону и размыкаются (частым шагом или бегом) на указанный интервал (смотря через плечо на идущего сзади), после чего поворачиваются лицом к фронту.

Если интервал не указан, размыкаются на один шаг. При размыкании от середины указывают среднего учащегося, который ставит левую руку вперёд и тут же её отпускает. При выравнивании класса установленный интервал сохраняется. На уроках физической культуры часто используют размыкание приставными шагами (нестроевой способ). Вначале изучаются приставные шаги в колонне по одному, затем отрабатывается размыкание в колонне по два и по четыре. В команде, которую подаёт учитель, должно быть указано, в каком направлении, на какое расстояние и каким способом осуществляется размыкание. Например, «Класс, влево (вправо, от середины) приставными шагами на два шага (на вытянутые руки) разом-КНИСЬ!»

Смыкание производится по команде: «Класс, направо (налево, к середине) сом-КНИСЬ!» (бегом, сом-КНИСЬ!)». Все кроме того, к которому смыкаются, поворачиваются в указанную сторону, смыкаются и поворачиваются лицом к фронту. Или «Класс, к середине (вправо, влево) приставными шагами сом-КНИСЬ!»

Движение на месте выполняется по команде: «На месте шагом – МАРШ!». Для остановки строя в определённом месте: «Направляющий – на месте!» по этой команде направляющий выполняет шаг на месте, остальные продолжают двигаться вперёд по дистанции в один шаг.

Для возобновления движения вперёд при ходьбе на месте подаётся команда «Прямо!» Для достижения большей согласованности движений может использована предварительная команда: «Класс – прямо!» Исполнительная команда подаётся под левую ногу, после чего делается шаг правой на месте и с левой начинается движение вперёд.

Передвижение в строю можно совершать шагом и бегом. Для движения шагом подается команда: «Класс, шагом - МАРШ!». По предварительной команде туловище нужно подать вперед и перенести тяжесть тела на правую ногу, а по исполнительной - начать движение с левой ноги. Для окончания упражнения, выполняемого во время ходьбы под левую ногу, подают команду: «Обычным шагом - МАРШ!». Для остановки подается команда: «Класс - СТОЙ!». По предварительной команде ученики должны ставить ногу тверже. По исполнительной - сделать еще шаг и, приставив ногу, принять положение «Смирно». Движения вначале разучивают на месте. По команде: «Класс, на месте шагом - МАРШ!» ­учащиеся обозначают шаг (поднимают и опускают ноги на 10-15 см от пола и ставят на пол с носка на всю стопу). Руками выполняют движение в такт шага.

«Обход» вдоль границ зала или площадки выполняют по команде: «Класс, налево (направо) в обход - МАРШ!». Движение в обход целесообразно изучать по заранее нанесенной линии. Учитель следит, чтобы ученики соблюдали дистанцию и равнение, не выходили из строя, не обгоняли друг друга, и четко делали повороты на углах. При повороте опорную ногу следует ставить на полшага от места поворота.

Во время бега поворот выполняется плавно. Начинают и завершают поворот примерно на расстоянии 2 - 2,5 м от угла.

Для движения «противоходом» подается команда: «Класс противоходом налево (направо) - МАРШ!». Направляющий, заходя; правым (левым) плечом вперед, начинает движение навстречу колонне, сохраняя между встречными интервал один шаг.

Для изменения скорости движения подаются команды: «Шире ШАГ!», «Короче ШАГ!», «Чаще ШАГ!», «Ре-ЖЕ!», «ПОЛШАГА!», «Полный ШАГ!». При необходимости идти не в ногу подается команда: «ИДТИ НЕ В НОГУ!», а для движения в ногу - «ИДТИ В НОГУ!» (нога берется по направляющему или по счету учителя).

Для движения бегом учитель командует: «Класс, бегом (на месте бегом) - МАРШ!».

При движении шагом по предварительной команде руки полусогнуты, локти отведены назад. Исполнительная команда подается одновременно с постановкой левой ноги. По этой команде делают шаг правой ногой и с левой начинают движение бегом.

Для перехода с бега на шаг подается команда: «Класс, шагом - ­МАРШ!», исполнительная команда - одновременно с постановкой правой ноги. Сделав еще два шага бегом, с левой начинают движение шагом.

Для прекращения движения вперед командуют: «Класс - НА МЕСТЕ!». Соответствующее движение шагом или бегом обозначается на месте.

«Класс, стой!» - строевая команда, которая подается для того, чтобы остановить класс. Предварительно подается команда: «Направляющий, на месте!» - направляющий по этой команде выполняет шаг на месте, все последующие подходят и совершают действия на месте. По команде «Класс, СТОЙ!» - вначале следует сделать шаг правой, затем приставить левую ногу. Команда подается под левую ногу.

Для изменения направления движения применяется также команда: «Класс, правое (левое) плечо вперед - МАРШ!». Направляющий в колонне начинает захождение плечом (остальные учащиеся следуют за ним) до тех пор, пока не будут даны команды: «ПРЯМО!», «НА МЕСТЕ!», «Класс - СТОЙ!». При движении в шереножном строю изменяют направление, поворачиваясь в указанном направлении и сохраняя равновесие.

«Диагональ» выполняется по команде: «По диагонали – МАРШ!» Исполнительная команда подается в момент подхода направляющего углу зала (площадки). (рис (а))

«Противоход» движение колонны за направляющим в противоположном направлении, выполняется по команде «Противоход налево (направо) марш!». Исполнительная команда подаётся в одном из углов зала. (рис(б))

«Змейка» выполняется по команде: «Противоходом налево: (направо) - МАРШ!» и после выполнения - «Змейкой-МАРШ!». Направляющий начинает движение противоходом в противоположном направлении. Размер «змейки» определяется первым противоходом. «Змейка» может быть на полширины зала или на всю его ширину. По окончании подается команда: «ПРЯМО!» или «В обход - МАРШ!». (рис (в))




а) б) в)


Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО!», «Пол-оборота напра-ВО!» (в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке); «Нале-ВО!», «Пол-оборота нале-ВО!», «Кру-гом!». Поворот выполняется на 90º, пол-оборота на 45º, а кругом на 180º.

Вначале повороты на месте изучаются по разделениям. Команда: «Класс, направо (пол-оборота направо, налево, пол-оборота налево, кругом) по разделениям делай – РАЗ» и после небольшой паузы: Класс, делай – ДВА». Затем повороты выполняются по команде и подсчёту учителя. Например, «Класс, напра-ВО, РАЗ-ДВА!». На счёт «раз» занимающиеся поворачиваются , сохраняя равновесие, и, не сгибая ног в коленях, переносят тяжесть тела на впереди стоящую ногу; на счёт «два» кратчайшим путём быстро и чётко приставляют другую ногу. В первом классе повороты выполняются переступанием и прыжком. Для выполнения поворота прыжком подаётся команда: «Прыжком напра-ВО (нале-ВО)!».

Повороты, в движении налево и направо выполняются по команде: «Нале-ВО!», «Напра-ВО!». Исполнительная команда подается одновременно с постановкой левой (правой) ноги. По этой команде делают шаг правой (левой) и поворачиваются на носке правой (левой) ноги. Одновременно с поворотом на 90º левая (правая) нога выносится вперед, и продолжается движение в новом направлении.

Поворот в движении, кругом. Команда «Кругом - МАРШ!» подается одновременно с постановкой правой ноги. По этой команде делают еще один шаг левой (на счет «раз», если поворот делается по разделениям), выносят правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (на счет «два»), продолжают движение с левой ноги в новом направлении (на счет «три»).

Для обучения поворотам в движении целесообразно построить всех учащихся в шеренгу или колонну и разучивать поворот по разделениям с места, а затем на медленном продвижении вперед.

Прежде чем приступить к обучению перестроениям, нужно освоить правила расчёта строя.

Расчёт по порядку выполняется по команде: «По порядку – РАССЧИТАЙСЬ!». Учащиеся называют свои порядковые номера: первый, второй, третий и т.д. Расчет начинается с правого фланга и сопровождается поворотами головы налево и направо (в первоначальное положение), после чего вновь принимается обычная строевая стойка. Левофланговый голову не поворачивает, совместно с шагом вперёд он называет свой номер и говорит «Расчёт закончен». Объявлять номера следует громко и отчётливо.





1-й 2-й 3-й 4-й 5-й

Расчёт на «Первый, второй» выполняется по команде: Класс, на первый, второй – РАССЧИТАЙСЬ!». Повороты головы выполняются так же, как при расчете по порядку. Левофланговый не должен делать шаг вперёд и произносить: «Расчет закончен».

При обучении «расчёту по порядку», а так же «расчету на первый, второй», учитель должен контролировать, чтобы каждый ученик произносил свой номер только после того, как предшествующий ученик снова принял строевую стойку. Освоив расчет с правого фланга, учитель может усложнять действия учеников путём расчета слева. После освоения учениками расчета «на первый – второй» приступают к обучению расчёту по три, четыре и т.д. При этом учитель объясняет, что действия каждого занимающегося остаются теми же. В этом случае подаётся команда «По три (четыре) – РАССЧИТАЙСЬ!».




1-й 2-й 1-й 2-й 1-й

Перестроение из одной шеренги в две производится по команде: «Класс, в две шеренги - СТРОЙСЯ!» ПО исполнительной команде вторые номера (предварительно следует рассчитать учащихся на «первый и второй») на первый счет делают с левой ноги шаг назад, на второй, не приставляя правой ноги, шаг вправо, чтобы стать в затылок первым номерам, на третий - приставляют левую ногу к правой.

В начальных классах перестроение из одной шеренги в две может производиться без строевой команды. Существует два способа перестроения: 1-й способ - рассчитать строй на «первый и второй», затем подать команду: «Вторые номера, два (три, четыре) шага назад, шагом­ МАРШ!»;

2-й способ - после такого же расчета подать команду: «Первые номера, два (три, четыре) шага вперед, шагом - МАРШ!». В том и другом случае учащиеся будут стоять в две шеренги в шахматном порядке. Если нужно поставить учащихся в затылок или лицом друг к другу, то подаются дополнительные команды: «Первые (вторые) номера, шаг влево (вправо) - МАРШ!», «Первые номера, кру-ГОМ!».

Перестроение из двух шеренг в одну выполняется по команде: «Класс, в одну шеренгу - СТРОЙСЯ!» Ученики, стоявшие во второй шеренге, делают на первый счет шаг левой ногой влево, на второй - шаг правой ногой вперед, вступая в первую шеренгу, и на третий - приставляют левую ногу к правой.

Перестроение из одной шеренги в три выполняется после предварительного расчёта по три. Для этого подаётся команда: «В три шеренги - стройся!» По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счёт «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счёт «два») и приставляют правую ногу к левой (счёт «три»), становятся впереди вторых номеров. Действие первых и третьих номеров происходит одновременно. Перестроение из трёх шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу – стройся!», все действия выполняются в обратной последовательности.

Перестроение уступами из шеренги выполняются после предварительного расчета: «Шесть, три, на месте, рассчитайся!» Далее подаётся команда «По расчёту шагом марш!» учащиеся выполняют соответсвующее число шагов и приставляют ногу. (При расчёте до 6, преподаватель считает до 7. при расчёте до 9, преподаватель считает до 10). Обратное перестроение производится по команде: «На свои места шагом – МАРШ!» учащиеся на счёт 1 – 2 поворачиваются кругом, и под счёт 1-2-3-4 идут на свои места и затем делают поворот кругом самостоятельно.

Построение дроблением и сведением выполняется в движении. Для этого подаётся команда: «Через центр в колонну по одному – МАРШ!», затем приближения направляющего к верхней или нижней стороне зала подаётся команда: «В колонне по одному налево – направо в обход – МАРШ!» (дробление) (см. рис). Далее на правой и левой середине подаётся предварительная команда «Налево – направо в колонну по два» и при встрече колонн в верхней (нижней) середине подаётся исполнительная команда «МАРШ!» (сведение). Колонны доходят до нижней (верхней) середины и подаётся команда «В колонну по два налево – направо в обход – МАРШ!» (1 пара идет налево, 2 пара - направо и т.д.) (разведение). После данного перестроения подаётся команда «Налево – направо в колонну по четыре – МАРШ!». Далее следует обратное перестроение.




Перестроение из колонны по одному в колонну по три (четыре и т.д.)Для данного перестроения одновременными поворотами налево (направо) подается команда: «Налево (направо) в колонну по три (четыре и т.д) – МАРШ!». (рис (а)) Исполнительная команда «марш!» подаётся под левую (правую) ногу. После поворота первой тройки (четвёрки и т.д.) последующие выполняют его на том же месте; команду «марш!» подаёт замыкающий каждой тройки. При перестроении таким способом учитель может попутно дать указания об интервале и дистанции. Для обратного перестроения класс поворачивается налево (направо) и подаётся команда «Слева в обход налево (направо) в колонну по одному шагом – МАРШ!» («марш!» - в движении). (рис (б))



Строевые упражнения и методика их обучения на уроках по лыжной подготовке


Строевые команды со скрепленными лыжами:

«Становись!» - скрепленные лыжи ставят у носка правой ноги скользящими поверхностями вперёд и удерживают с небольшим наклоном вперёд правой рукой за грузовые площадки





«Равняйсь!» - лыжи прижаты к плечу, голова повёрнута направо. «Смирно!» - голова прямо, носки лыж слегка подают вперёд. «Вольно!» - ослабив одну ногу, принимают свободное положение.


Строевые команды на лыжах:

«На лыжи становись!» - рисунок

а) последовательность

одевания лыж

б) правильный

захват палок


«Равняйсь!» - голова повёрнута направо, верхние концы палок подтягиваются к груди.

«Смирно!» - голова прямо, палки ставят около креплений, верхние концы немного отводят от себя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!