СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие "Уголок творческих проектов"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие содержит полезные материалы для оформления уголка творческих проектов в  кабинете технологии.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Уголок творческих проектов"»

Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли через этот путь.

Осознание нужд и проблем

Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Посмотри вокруг, нужна ли твоя помощь кому-то, что ты можешь сделать своими руками? Возможно, в доме, школе, на игровой площадке, на улице ты принесешь пользу. Подумай, в какой среде деятельности ты мог бы себя реализовать?

Выбранная проблема должна быть оформлена в виде описания, где ты указываешь функциональное назначение, степень значимости.

Оно должно четко формировать то, что ты собираешься делать. Делать то, в чем есть потребность.

Исследования и развитие идеи

Следующий шаг – найди как можно больше информации по своей проблеме. Сходи в библиотеку, просмотри журналы и газеты, посоветуйся со старшими. Фиксируй все: интересные идеи, которые пришли тебе в голову, а также эскизы, рисунки, пометки. Оцени свои возможности: достаточно ли тебе знаний и умений для реализации твоей идеи.

Реально оцени время для решения твоей проблемы, материалы, имеющиеся в твоем распоряжении, материалы и их стоимость, подумай о внешнем виде изделия. Предложи комплекс мер по организации своей идеи. Оцени ее.

Поиск альтернативных вариантов

Запомни, любая проблема может иметь много различных вариантов решения. Выбери наиболее оптимальный с точки зрения экономного расходования материалов, экологичности, техники изготовления.

Конструирование изделия

Сейчас ты должен подумать над формой своего изделия: сложное или простое, из каких основных частей состоит.

Рассмотрев альтернативные варианты конструирования, выбери наиболее оптимальный. Изобрази графически или сделай словесное описание.

Разработка последовательности изготовления

Сейчас ты должен составить план изготовления изделия. Запиши порядок своей работы, тщательно подумай, какие материалы тебе понадобятся, какими инструментами и приспособлениями будешь работать. Выбери наиболее рациональную технологию. Прими во внимание альтернативные варианты. Выполни технологические карты и эскизы.

Изготовление изделия

Бережно относись к материалам, школьному оборудованию. Соблюдай технологическую, трудовую дисциплину, культуру труда. Изготовь детали, собери изделие.

Анализ и оценка изделия

Решил ли ты проблему? Подумай об этом, спроси у других. Может быть, тебе необходимо произвести изменения в своем проекте, оцени его по всем требованиям.





  • Технологичность – возможность максимально просто изготовить изделие, в частности на имеющимся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда.

  • Творческая направленность и занимательность. Предполагается творческая деятельность и учет интересов детей.

  • Системность. Содержание работ по выполнению проектовдолжно отражать изученный в течение учебного года материал, быть политехнически направленным.

  • Посильность. Предполагает соответствие уровня подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям.

  • Экономичность. Требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получение наибольшей прибыли при реализации эксплуатации.

  • Экологичность. Изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные изменения в окружающей среде, нарушения жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.

  • Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной. В проекте должна исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний.

  • Эргономичность. Связана с научной организацией труда. Предусматривает организацию рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.

  • Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармонично сочетаться цветовая гамма и все детали, а также быть функциональным и практичным.

  • Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определенную ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.





  • Интеллектуальные. Описание модернизированных, оригинальных новых технологий обработки материалов, продуктов, почвы; программы для ЭВМ; дизайнерские обработки учебных, жилых и производственных помещений и т.п.

  • Материальные. Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации, учебно-наглядных пособий.

  • Экологические. Очистка загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоемов; сбор и вторичное использование вторичного сырья для изготовления объектов труда учащимися.

  • Сервисные. Сбор, оформление и представление информации; обслуживание и ремонт оборудования; ремонт и благоустройство жилья.

  • Комплексные, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.



ПРИМЕРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ


Сфера деятельности

Направления творческих проектов


Школа

Оформление классных уголков; изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской, оборудования для кабинетов; изготовление действующих моделей и макетов


Индустрия

Заказы предприятий, организаций, фирм


Досуг

Изготовление игрушек, действующих моделей; изготовление инвентарного материала для подвижных и логических игр; изготовление сувениров (ювелирные изделия, подарочные наборы)


Дом

Изготовление кухонной утвари, дизайн кухни; книжных, туалетных полок, подставок под телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; изготовление специальных инструментов и приспособлений для садово-огородных работ; рабочих инструментов и приспособлений для обработки различных материалов; дизайн рабочего уголка и т.п.








Адаптация учащихся к современным социально-экономическим условиям жизни





Профессиональное самоопределение учащихся



Развитие разносторонних качеств личности





Рост творческой активности школьников



Интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие детей




  • Интеллектуальные. Описание модернизированных, оригинальных новых технологий обработки материалов, продуктов, почвы; дизайнерские обработки учебных, жилых и производственных помещений и т.п.

  • Материальные. Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации, учебно-наглядных пособий.

  • Экологические. Очистка загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоемов; сбор и использование вторичного сырья для изготовления объектов труда учащимися.

  • Сервисные. Сбор, оформление и представление информации; обслуживание и ремонт оборудования; ремонт и благоустройство жилья.

  • Комплексные, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.


Сфера деятельности

Направления творческих проектов

Школа

Оформление классных уголков; изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской, оборудования для кабинетов; изготовление действующих моделей и макетов

Индустрия

Заказы предприятий, организаций, фирм

Досуг

Изготовление игрушек, действующих моделей; инвентарного материала для подвижных и логических игр; сувениров, подарочных наборов

Дом

Изготовление кухонной утвари, дизайн кухни; книжных, туалетных полок, подставок под телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; изготовление специальных инструментов и приспособлений для садово-огородных работ; рабочих инструментов и приспособлений для обработки различных материалов; дизайн рабочего уголка и т.п.








Название этапа


Содержание работы

Организационно-подготовительный

Постановка проблемы

Учитель ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания

Исследование, заимствование идей

Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации, учащиеся исследуют потребности в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и.т.п.; проводят мини-маркетинговые исследования

Обоснование

темы проекта

Определение темы проекта. Анализ предстоящей деятельности – составление «звездочки обдумывания» (схематическое изображение составляющих творческого проекта)

Исследование объекта проектирования

Исследование истории проекта, конспектирование. Художественное моделирование: выполнение набросков, эскизное проектирование (эскизы альтернативных моделей изделий), изготовление наглядных рисунков, чертежей. Дизайн-анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных моделей и вариантов

Развитие идей

Анализ и синтез лучших идей. Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящего решения (модели). Разработка рабочего эскиза модели с описанием. Детальное исследование и оценка возможностей (интеллектуальных, материальных, финансовых):

  • выбор материалов, инструментов, оборудования;

  • предварительные экономические расчеты себестоимости;

  • мини-маркетинговые исследования если изделие производится с целью реализации);

  • экологические ограничения и достоинства проекта, безопасность труда и т.п.

Конструирование, техническое моделирование, изготовление выкроек

Планирование

Разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна. Уточнение и построение четких планов. Определение критериев контроля. Разработка технологических карт

Техноло

гический

Организация и технология изготовления изделия

Организация рабочего места. Раскладка, раскрой, технологическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Рассмотрение дизайна в качестве улучшения проекта в процессе обработки, примерок Соблюдение правил безопасности труда.


Заключительный

Эколого-экономическое обоснование

Проведение экологической экспертизы. Подсчет себестоимости изготовленного изделия, предполагаемых прибыли и сроков окупаемости. Разработка (при необходимости) бизнес-плана, рекламы, товарного знака изделия (услуги). Выбор рынка для реализации проекта.

Возможные идеи дальнейшего совершенствования

Подведение итогов

Подготовка документации к защите. Самооценка проекта (достоинства и недостатки, самооценка результатов). Перспективы производства

Защита проекта


Доклад и демонстрация; ответы на вопросы


  • Технологичность – возможность максимально просто изготовить изделие, в частности на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда.

  • Творческая направленность и занимательность. Предполагается творческая деятельность и учет интересов детей.

  • Системность. Содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течение года изученный материал, быть политехнически направленным.

  • Посильность. Предполагает соответствие уровня подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям.

  • Экономичность. Требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации изделия.

  • Экологичность. Изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные изменения в окружающей среде, нарушения жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.

  • Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной. В проекте должна исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний.

  • Эргономичность. Связана с научной организацией труда. Предусматривает организацию рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.

  • Соответствие требования дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармонично сочетаться цветовая гамма и все детали, а также быть функциональным и практичным.

  • Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определенную ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!