СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение по музыкальной литературе "Дидактические принципы обучения на уроках музыкальной литературы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение по музыкальной литературе "Дидактические принципы обучения на уроках музыкальной литературы"»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного

образования города Калининграда «Детская музыкальная школа имени Глинки М.И.»



 



Методическое сообщение

Дидактические принципы обучения на уроках музыкальной литературы






преподавателя

теоретических дисциплин

Мауль Н .Н.










Калининград

2023г.

Как и любая другая учебная дисциплина, преподавание музыкальной литературы опирается на общие принципы и методы дидактики обучения. Основной формой работы является урок. Проблемы подачи нового материала, его закрепление, в целом должны соответствовать дидактическим правилам.
Дидактика - наука, сформировавшаяся ещё в древнейшие времена. В основе определения "дидактика'' лежат древнегреческие термины: didacko - учу; didactikos - поучительный. Это часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения). Сюда включается также и воспитание в процессе обучения.
Но прежде чем углубиться в характеристику и специфику различных принципов и методов дидактики обучения, нужно отметить, что именно обучение музыкальной литературе имеет свои большие специфические особенности.
1. Принципы дидактики обучения являются фундаментом, базой для всех учебных дисциплин и для музыкальной литературы также. Если использовать методы и принципы дидактики обучения без учёта специфики учебного предмета музыкальной литературы, то такая работа принесёт мало пользы.
2. Основным блоком, который опирается на дидактику обучения, в данном случае, будет психология музыкального восприятия, её особенности и специфика. Наш учебный предмет не просто музыкальная ЛИТЕРАТУРА, а МУЗЫКАЛЬНАЯ литература, что наиболее важно. Мы изучаем МУЗЫКУ, а отсюда и специфика музыкального и эмоционального восприятия, возрастной психологии. Поскольку музыка - искусство временное, эмоциональное, это следует учитывать.

В нашей практике мы используем методы дидактики только с учётом особенностей психологии музыкального и эмоционального восприятия.
Важной задачей дидактики в условиях, когда обучение рассматривается многими научными дисциплинами, является создание теоретических знаний. Единство преподавания и учения является объективной характеристикой процесса обучения. Существует большое количество педагогических приёмов и методов дидактики, которые используются в преподавании. Все они имеют установившиеся названия(термины), четкие определения и формулировки.

В своей педагогической работе мы опираемся на труды как отечественных, так и зарубежных дидактов: Ян Амос Коменский, Я. Эльконин, В. Давыдов, М. Скаткин, М. Махмутов, И. Лернер. Их работы наиболее конкретны, формулировки чёткие и ясные. Апробация их методов в процессе нашей педагогической практике дала положительные результаты.
Основной раздел. Сегодня современная педагогика говорит о следующих методах обучения:
1. «Информационно-рецептивный». В работах даётся именно такое научное определение метода, исходя из принципа подачи учебного материала. Этот метод чаще всего используется при изучении новой темы. Лучше всего – при разборе характеристик эпохи, обзорах жизненного и творческого пути композиторов.

Определение данного метода исходит от основного принципа - подача новой информации. Многие отечественные дидакты используют аналогичный термин как «объяснительно-иллюстративный», что более понятно. Мы объясняем учащимся новый материал, отсюда и понятие: объяснительный, информационный метод.

Безусловно, мы иллюстрируем его наглядными пособиями, репродукциями, фотографиями, музыкальными примерами, следовательно, термин «иллюстративный» оправдывает себя. Педагог активизируёт восприятие детей и делает акцент на запоминание новой информации.

Этот дидактический метод - один из традиционных, к нему обращаются наиболее часто. При его использовании наибольшая нагрузка ложится на преподавателя. Он должен не только хорошо изучить новую тему, подаваемую учащимся, но и продумать, отобрать необходимое, т. е. единицу, бит информации для подачи учащимся. Например, при объемных темах, как жизненный и творческий путь И. Баха, Л. Бетховена, Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева, важно отобрать самое главное, характерное для стиля и творчества данных композиторов. Не перегрузить учеников фактологией, но и не обеднить важную тему.

На самом уроке опять наибольшую нагрузку несёт учитель. Именно он на уроке более активен, в то время как учащиеся часто пассивны. Отсюда - плохое запоминание, слабый уровень знаний. Следовательно, использование только данного метода не принесёт педагогу желаемых результатов.

2. Следующий метод, который мы рассмотрим – «репродуктивный». Что подразумевает - репродукция, воспроизведение. Он является также одним из традиционных методов обучения. После подачи определённого материала, через определённый промежуток времени педагог проводит опросы, желая получить от учеников вложенные им знания.

По логике, наиболее активны в данном случае учащиеся, но, как показывает практика, постоянное использование информационно-рецептивного и репродуктивного методов приводит к чрезмерной перегрузке педагога и большой пассивности учащихся.

Они привыкают пассивно воспринимать новую информацию и, в лучшем случае, автоматически пассивно (вызубрив) выдают её. Осмысление темы, увлечение новым музыкальным материалом – невелико. Вспомним, ещё Аристотель говорил: "Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь".

Мы должны не только давать ученикам информацию, но и заинтересовать их, увлечь и активизировать процесс психологии восприятия. Необходимо дифференцировать знания в зависимости от их дидактической роли в обучении: информативные и понятийные знания. Отсюда также необходимо четко определить виды памяти: кратковременная память и долговременная память. В процессе обучения желательно активно развивать оба вида памяти, подключая осознанность учащихся.

Сегодня современная дидактика говорит о новаторских, инновационных методах обучения: эвристический, проблемный, поисковый. Так же инновация - интегрированный урок. Отметим, что ещё Платон, Аристотель, со своими учениками, вели беседы в поисках истины и точных формулировок. Т. е. мы можем сказать, что еще в древней Греции сформировались популярные ныне эвристический, проблемный, поисковый методы.

3. Эвристический - от древнегреческого «эврика» – «нашёл», как и поисковый и проблемный методы, в крупном плане ставит поиск решения самим учеником, опираясь на полученную ранее информацию. Ученик методом сравнения, размышления, приходит к нужному решению. Безусловно, и здесь большая подготовительная работа ложится на педагога. Он должен продумать шаг за шагом вопросы наводящего типа, приводящие к нужному решению и результату. Но нельзя чрезмерно увлекаться использованием эвристического и поискового методов.

Разумное сочетание, уравновешенность использования методов дидактики принесут наибольшую пользу. Учащиеся должны иметь определённую базу знаний, чтобы использовать поисковый и проблемный методы, поэтому без информационно-рецептивного метода педагог не может обойтись.

Наиболее продуктивно использовать эвристический и поисковый методы, при разборе музыкальных произведений или при сравнительных характеристиках.

Например, изучение новой темы - характеристика творчества А. Даргомыжского и разбор оперы «Русалка», хорошо изучаются посредством сравнения с творчеством М. Глинки. Педагог намечает ряд вопросов, активизируя память учеников, подталкивая их к нужному ответу. В своей практике мы опираемся на педагогические обобщения Б. Асафьева, Б. Яворского, которые, как мы понимаем, в своё время использовали поисковый метод обучения. В своих методиках они ставили целью: "Никогда новое понятие не должно идти впереди познания явления". Так, например, начиная тему «А. Даргомыжский», мы даём ученикам прослушать романсы "Титулярный советник", "Старый капрал", а также фрагменты из оперы "Русалка".

Затем, в ходе эвристической беседы, обычно довольно в быстром темпе мы используем метод фронтального опроса: выясняем с учащимися, в чём отличие творческого метода А. Даргомыжского от творческого метода М. Глинки. Обсуждаем в чём особенности их стиля, музыкально-выразительных средств, особенности формы, типа драматургии. При серьёзном и глубоком изучении творчества Глинки, ученики довольно легко и быстро определяют особенности стиля А. Даргомыжского.

Они чётко формулируют: М. Глинка - опора на песенное начало; А. Даргомыжский - речитативность; М. Глинка - крупные хоровые сцены; А. Даргомыжский - динамичные ансамбли; М. Глинка - чёткость строения замкнутых оперных форм; А. Даргомыжский - динамизация, текучесть ансамблевых сцен; М. Глинка - эпические, героические личности;
А. Даргомыжский – психология простых маленьких людей.
Также при разборе музыкального произведения, например, если ученики хорошо поняли тему «сонатная форма», при изучении новых произведений - сонат или симфоний - мы на уроке прослушиваем их с учащимися и (предварительно) ставим перед ними заранее продуманные вопросы: форма, тональный план, особенности драматургии, структуры разделов, типы драматургии. Обычно при систематичной целенаправленной работе педагог получает хороший результат.

4. Остановимся ещё на одном дидактическом методе, очень популярном сегодня. Это использование межпредметных связей (т. е. связи временной, логической, тематической между учебными предметами). Это построение интегрированного урока. О нём много пишется в современных педагогических работах. Т. е. - это урок, сочетающий различные типы межпредметных связей, которые привлекают смежные виды искусств. На первый взгляд, далёкие от музыки, но очень нужные. Это: поэзия, проза, живопись, скульптура.

В преподавании музыкальной литературы использование межпредметных связей дает хороший результат. В журналах: «Педагогика в школе», «Педагогика и психология», «Искусство в школе» показываются интересные примеры интегрированных уроков. В нашей практике мы стараемся как можно чаще это использовать.

Например, по темам: характеристика творчества , или разбор оперы «Князь Игорь». Тогда используются фрагменты древнерусских летописей, репродукции картин В. Васнецова, К. Васильева, И. Глазунова, репродукции и фотографии православных киевских, новгородских, ярославских соборов и иконописи.

Очень увлекает учеников интегрированный урок по теме: кантата «Александр Невский», где учащиеся читают фрагменты из поэмы К. Симонова, из древней Новгородской летописи. Они обсуждают схему ледового побоища, смотрят альбомы русского вооружения того периода, смотрят видеозапись кинофильма. В ходе таких уроков новый учебный материал запоминается детьми очень легко, крепко и надолго, а музыкальный материал активизирует эмоциональное восприятие.
Хотя сегодня в прессе и в научных работах приводится большое количество различных дидактических терминов и принципов, в сущности, это лишь различные названия уже знакомых нам сформировавшихся методов. Продуманное использование их в процессе преподавания музыкальной литературы принесёт желаемые результаты.







Рекомендуемая литература:

1 «Очерки по методике преподавания музыкальной литературы. »М. 1986.
2. «Основы педагогики музыкальной школы. »М. 1985.
3. «Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ». М. 1982.
4. «Дидактическая система методов обучения». М. 1980.

5. «Учебный курс для творческого саморазвития» Андреев В.И. 2000 г.