СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение Воспитание навыка самостоятельной работы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное сообщение раскрываетнеобходимость воспитания навыка самостоятельности в обучении детей игре на инструменте.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение Воспитание навыка самостоятельной работы»

Тюменская область

Тюменский муниципальный район

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Винзилинская детская школа искусств «Мечта»














Методическое сообщение



Воспитание навыка самостоятельной работы















Выполнила: Первухина Е.Б.,

преподаватель специального фортепиано высшей

квалификационной категории


2021


Одной из важных составляющих учебного процесса в школе искусств является воспитание навыка самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы происходит формирование навыков, которые в дальнейшем обеспечивают освоение учащимися приемов познавательного интереса к творческой работе.

Любой педагог в первую очередь должен стремиться к тому, чтобы воспитать ученика хорошим музыкантом, подготовив его к самостоятельной работе. И путь к этому один – подготовить ученика к самостоятельной работе за инструментом, постепенно наполняя процесс разучивания осмысленными, интересными и понятными ученику занятиями. Генрих Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику…»

Рассматривая проблему самостоятельных занятий, обязательно следует учитывать на начальном этапе обучения возрастные особенности ребёнка. А также его готовность для восприятия, переработки и усвоения учебного материала. Очень важными являются несколько видов готовности: эмоциональная, социальная и моторная.

Моторная готовность является значимой. Насколько ученик владеет своим телом, координацией системы «глаз – рука», развитием мелкой моторики.

Социальная готовность - умение общаться в социуме. Так как обучение в школе предполагает участие в различных концертах, конкурсах, фестивалях, ученик участвует и в общении, контактирует со сверстниками и педагогом.

Эмоциональная готовность подразумевает наличие таких качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность в себе и в своих силах. Часто бывает так, что трудные задания и непонятные объяснения учителя вызывают страх, и возникает эмоциональный барьер: «У меня никогда это не получится!» В последствие это может привести к тому, что ученик вообще перестаёт верить в свои силы и прекращает активно заниматься. Устойчивость к подобным эмоциональным нагрузкам – одна из главных составляющих эмоциональной готовности. Очень важно в этот период вызывать « живой отклик на лёгкие задания и ценить небольшие удачи» ученика, не перегружая его самостоятельной работой. Ведь количество работы, проведенной за инструментом не важнее её качества. Необходимо объяснить ученику важность ежедневной самостоятельной домашней работы. В контакте с родителями определить индивидуальную норму работы ребёнка за инструментом.

Самостоятельность проявляется в умении вычленить трудности, найти рациональные способы их преодоления, осмысленно подойти к ежедневной работе. Выполнение самостоятельной работы имеет целью закрепление знаний и приемов игры. В то же время развивает гибкие формы мышления и способствует выработке артистической уверенности в исполнении. Задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше привить ученику навыки самостоятельной работы, которые выражаются в обостренном слуховом контроле, предварительном обдумывание задачи и ее уточнения в промежутках между повторениями, анализе достижений и ошибок, самонаблюдении (контроль внимания, эмоций, игровых ощущений), непрерывном повышении качества игры.

В.И. Петрушин выделяет два основных принципа построения самостоятельных занятий: режимный и целевой. Режимный подход предполагает самостоятельные домашние занятия определенное количество времени. Это воспитывает волю и усидчивость. При целевом подходе работа за инструментом продолжается до тех пор, пока ученик не достигнет поставленной цели – выучить произведение наизусть, научиться исполнять трудный эпизод в быстром темпе или не ошибаться в аппликатуре. Положительная сторона целевого подхода в высокой эффективности работы, основанной на точной направленности задач. На уроке ученик должен получить представление о способах работы над произведением на данном этапе. Очень часто сам ход урока должен стать прообразом последующей самостоятельной работы ученика дома.

Воспитанию самостоятельности в работе способствуют дисциплинированность, организованность и сосредоточенность. Постановка проблемных ситуаций и задач, предложение ученику обосновать выбор вариантов их решения способствует активизации его мышления и творческой инициативы.

Существуют и другие виды самостоятельной работы учащихся:

  • прослушивание музыкальных произведений в различных интерпретациях;

  • посещение концертных выступлений;

  • разучивание по заданиям преподавателя учебно-исполнительского репертуара;

  • репетиционная подготовка концертных выступлений.


Общеизвестно, что работа над музыкальным произведением состоит из нескольких этапов, взаимосвязанных друг с другом. Первый этап - ознакомительный, предполагает наличие такого навыка, как чтение с листа. Успех самостоятельного разбора нового произведения напрямую зависит, насколько развит навык игры с листа, являющийся высокоорганизованной системой, основанной на синтезе зрения, слуха и моторики. Следующий этап – этап технического и художественного овладения произведением. Работа над преодолением технических сложностей дает возможность ученику найти наиболее целесообразные формы и движения руки, выработать моторно-двигательную программу, добиться автоматизации движений. Решение этих задач невозможно без постоянно самоконтроля, констатации и анализе успехов и ошибок. Заключительный этап - подготовка к выступлению, позволяет еще раз увидеть и осознать уязвимые моменты исполнения, провести сравнительный анализ, вернуться к различным формам работы, проходившим на втором этапе.

Проявления самостоятельности ученика на занятиях могут быть разнообразны и многоплановы. Это и умение без посторонней помощи ориентироваться в незнакомом музыкальном материале, правильно расшифровать авторский текст, составить убедительную интерпретаторскую гипотезу, готовность самому отыскать эффективные пути в работе, найти нужные приёмы и средства воплощения художественного замысла; способность критически оценить результаты своей исполнительской деятельности. При этом главным для педагога становится решение двух взаимосвязанных задач: приобщать ученика к самостоятельной познавательной деятельности и творческому поиску рациональной работы.

С. Савшинский писал: «Накопленный опыт, знания и умения в условиях самостоятельной работы делают уже возможным проявление индивидуальности пианиста как художника-музыканта со всеми присущими ему особенностями музыкального мышления и переживания…»

Таким образом, воспитанию навыка самостоятельной работы способствует активизация творческой деятельности учащегося.



















Литература



  1. Алексеев А. О воспитании музыканта - исполнителя // Сов. Музыка. 1980, № 2.

  2. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.

  3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961.

  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

  5. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М. - Л., 1964.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!