Тюменская область
Тюменский муниципальный район
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
Винзилинская детская школа искусств «Мечта»
Методическое сообщение
Воспитание навыка самостоятельной работы
Выполнила: Первухина Е.Б.,
преподаватель специального фортепиано высшей
квалификационной категории
2021
Одной из важных составляющих учебного процесса в школе искусств является воспитание навыка самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы происходит формирование навыков, которые в дальнейшем обеспечивают освоение учащимися приемов познавательного интереса к творческой работе.
Любой педагог в первую очередь должен стремиться к тому, чтобы воспитать ученика хорошим музыкантом, подготовив его к самостоятельной работе. И путь к этому один – подготовить ученика к самостоятельной работе за инструментом, постепенно наполняя процесс разучивания осмысленными, интересными и понятными ученику занятиями. Генрих Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику…»
Рассматривая проблему самостоятельных занятий, обязательно следует учитывать на начальном этапе обучения возрастные особенности ребёнка. А также его готовность для восприятия, переработки и усвоения учебного материала. Очень важными являются несколько видов готовности: эмоциональная, социальная и моторная.
Моторная готовность является значимой. Насколько ученик владеет своим телом, координацией системы «глаз – рука», развитием мелкой моторики.
Социальная готовность - умение общаться в социуме. Так как обучение в школе предполагает участие в различных концертах, конкурсах, фестивалях, ученик участвует и в общении, контактирует со сверстниками и педагогом.
Эмоциональная готовность подразумевает наличие таких качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность в себе и в своих силах. Часто бывает так, что трудные задания и непонятные объяснения учителя вызывают страх, и возникает эмоциональный барьер: «У меня никогда это не получится!» В последствие это может привести к тому, что ученик вообще перестаёт верить в свои силы и прекращает активно заниматься. Устойчивость к подобным эмоциональным нагрузкам – одна из главных составляющих эмоциональной готовности. Очень важно в этот период вызывать « живой отклик на лёгкие задания и ценить небольшие удачи» ученика, не перегружая его самостоятельной работой. Ведь количество работы, проведенной за инструментом не важнее её качества. Необходимо объяснить ученику важность ежедневной самостоятельной домашней работы. В контакте с родителями определить индивидуальную норму работы ребёнка за инструментом.
Самостоятельность проявляется в умении вычленить трудности, найти рациональные способы их преодоления, осмысленно подойти к ежедневной работе. Выполнение самостоятельной работы имеет целью закрепление знаний и приемов игры. В то же время развивает гибкие формы мышления и способствует выработке артистической уверенности в исполнении. Задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше привить ученику навыки самостоятельной работы, которые выражаются в обостренном слуховом контроле, предварительном обдумывание задачи и ее уточнения в промежутках между повторениями, анализе достижений и ошибок, самонаблюдении (контроль внимания, эмоций, игровых ощущений), непрерывном повышении качества игры.
В.И. Петрушин выделяет два основных принципа построения самостоятельных занятий: режимный и целевой. Режимный подход предполагает самостоятельные домашние занятия определенное количество времени. Это воспитывает волю и усидчивость. При целевом подходе работа за инструментом продолжается до тех пор, пока ученик не достигнет поставленной цели – выучить произведение наизусть, научиться исполнять трудный эпизод в быстром темпе или не ошибаться в аппликатуре. Положительная сторона целевого подхода в высокой эффективности работы, основанной на точной направленности задач. На уроке ученик должен получить представление о способах работы над произведением на данном этапе. Очень часто сам ход урока должен стать прообразом последующей самостоятельной работы ученика дома.
Воспитанию самостоятельности в работе способствуют дисциплинированность, организованность и сосредоточенность. Постановка проблемных ситуаций и задач, предложение ученику обосновать выбор вариантов их решения способствует активизации его мышления и творческой инициативы.
Существуют и другие виды самостоятельной работы учащихся:
прослушивание музыкальных произведений в различных интерпретациях;
посещение концертных выступлений;
разучивание по заданиям преподавателя учебно-исполнительского репертуара;
репетиционная подготовка концертных выступлений.
Общеизвестно, что работа над музыкальным произведением состоит из нескольких этапов, взаимосвязанных друг с другом. Первый этап - ознакомительный, предполагает наличие такого навыка, как чтение с листа. Успех самостоятельного разбора нового произведения напрямую зависит, насколько развит навык игры с листа, являющийся высокоорганизованной системой, основанной на синтезе зрения, слуха и моторики. Следующий этап – этап технического и художественного овладения произведением. Работа над преодолением технических сложностей дает возможность ученику найти наиболее целесообразные формы и движения руки, выработать моторно-двигательную программу, добиться автоматизации движений. Решение этих задач невозможно без постоянно самоконтроля, констатации и анализе успехов и ошибок. Заключительный этап - подготовка к выступлению, позволяет еще раз увидеть и осознать уязвимые моменты исполнения, провести сравнительный анализ, вернуться к различным формам работы, проходившим на втором этапе.
Проявления самостоятельности ученика на занятиях могут быть разнообразны и многоплановы. Это и умение без посторонней помощи ориентироваться в незнакомом музыкальном материале, правильно расшифровать авторский текст, составить убедительную интерпретаторскую гипотезу, готовность самому отыскать эффективные пути в работе, найти нужные приёмы и средства воплощения художественного замысла; способность критически оценить результаты своей исполнительской деятельности. При этом главным для педагога становится решение двух взаимосвязанных задач: приобщать ученика к самостоятельной познавательной деятельности и творческому поиску рациональной работы.
С. Савшинский писал: «Накопленный опыт, знания и умения в условиях самостоятельной работы делают уже возможным проявление индивидуальности пианиста как художника-музыканта со всеми присущими ему особенностями музыкального мышления и переживания…»
Таким образом, воспитанию навыка самостоятельной работы способствует активизация творческой деятельности учащегося.
Литература
Алексеев А. О воспитании музыканта - исполнителя // Сов. Музыка. 1980, № 2.
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М. - Л., 1964.