СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сопровождение к словарному слову "антитеза"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сопровождение к словарному слову "антитеза" с объяснениями и рекомендациями.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сопровождение к словарному слову "антитеза"»

Алжибаева Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы, КГБОУ «Красноярская школа № 9», Красноярск.


Методическое сопровождение к словарной статье «Антитеза».

Ассоциативная словарная статья «Антитеза» имеет следующую структуру: рабочий слайд № 2 с приложением «Готовимся к ЕГЭ», выполненном в VBA.



Словарно-орфографическая работа:

  1. Работа с рабочим слайдом статьи «Антитеза».

  1. Знакомство с рабочим слайдом статьи «Антитеза», демонстрирующим механизм ассоциативного запоминания правописания слова на основе графического сходства с буквенными элементами слов (Антип, Тереза, контрастный мир). Ресурс выполнен в программе Power Point 2007 с использованием макросов (не отключайте макросы перед началом демонстрации: в диалоговом окне выберите «Включить это содержимое»). Переход слайдов настроен по группе-триггеру, находящемся в правом верхнем углу.


Первый фрагмент.

По первому, второму, третьему и четвёртому щелчку появляется рифмовка, которая мотивирует детей на знакомство со словом «антитеза». Ученик или учитель читают её вслух. Учитель обращает внимание на выделенные красным цветом буквы в имени мальчика.

триггер



Второй фрагмент.

Ученики знакомятся со значением слова. Учитель просит привести примеры контрастных признаков, действий и т. д. и обращает внимание, что авторы произведений часто использовали антитезу в названиях произведений: «Отцы и дети», «Принц и нищий», «Волки и овцы». Ученики могут привести свои примеры.

Третий фрагмент.

Ученики знакомятся с этимологией слова, затем соединяют приставку «против-» со словом «положение» и называют получившееся слово - «противоположение», т.е. «противоположность, противопоставление». По щелчку приставка поднимается вверх и, растворяясь, выделятся в слове «антитеза». Учитель предлагает учащимся сделать полный морфемный разбор слова «антитеза» (устно или письменно) и записать известные им слова с приставкой «анти»: антикризисный, антитеррор, антивоенный, антигуманный и т. д.; устно подбираются синонимы к этим словам. (Повторяется, что такое синонимы). Учитель обращает внимание, что во всех словах с данной приставкой имеется общее значение - «против».

Далее по щелчку появляется орфоэпическая норма слова. Учащиеся произносят её вслух и вспоминают слова, в которых присутствует аналогичная норма произношения, определяют значение этих слов. Примерные слова: компьютер, терьер, синтез, тест, термос, теннис, тент, тенденция, террариум, ателье и т. д..

Учитель просит подумать над вопросом, что же ещё объединяет эти слова. Ученики делают вывод: все эти слова являются заимствованными. (Повторяется определение заимствованных слов).

Четвёртый фрагмент.

Учитель объясняет, что лексической основой антитезы являются антонимы. (Повторяется, что такое антонимы). По щелчку появляются прямоугольники черного и белого цвета, в которых возникают слова-антонимы. Анимация настроена таким образом, чтобы ученики смогли сами подумать, какой антоним можно подобрать к словам: коварство, хамство, борьба. Работая с этими словами, ученики определяют их значение. Вывод: антитеза – отражение реального мира, наполненного контрастами и противоречиями. По щелчку появляются ещё одни слова-опоры: «контрастный мир».

Пятый фрагмент.

Читается рифмовка, ещё раз отрабатывается орфография слова на основе графической схожести слов «Антип, Тереза» и «антитеза». После возникновения слова «антитеза» появляется окошко «Готовимся к ЕГЭ», нажимаем на него и переходим к приложению с заданиями.

  1. Работа с приложением «Готовимся к ЕГЭ».

  1. Первое задание: работа с текстом.

На основе текста, из которого учащиеся узнают о Горгии Леонтийском, выполняется закрепление умения находить синонимы. (ЕГЭ. В8). Ученикам предлагается прочесть вслух текст и задания к нему. По окончании ученики в группах, парах, индивидуально или всем классом выписывают синонимы в тетрадь или на доску. Проверка осуществляется нажатием на кнопку «Проверь себя». После нажатия на белом поле возникают слова-ответы. Подбираются новые синонимы к слову «антитеза»: противоречие, противоположность, разногласие. (Учитель может дополнить задания к тексту, исходя из целей урока, подготовленности класса и т. д.).

  1. Второе задание: выполнение теста.

Ученикам предлагается выбрать стихи, в которых основным средством выразительности является антитеза. Выбирая свой вариант ответа, учащиеся нажимают на расположенное слева от данного варианта окошко и мгновенно видят результат: «верно», «неверно», который появляется на том же белом поле, что и в первом задании. Стихи С. Есенина содержат метафору, а стихи К. Симонова – оксюморон. После прохождения теста ученики повторяют эти средства выразительности. Второе задание, как и первое, может выполняться в парах, группах, индивидуально или всем классом, его можно задать на дом. Для удобства работы учителя предлагается печатный вариант приложения «Готовимся к ЕГЭ».



Примечание. Страница ориентирована на урок русского языка в 10-11 классах по программе Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М., но может быть использована педагогами, работающими по программам других авторов. Применять данную статью целесообразно на уроках повторения лексики с целью совершенствования лексических навыков учащихся.



Готовимся к ЕГЭ





Запиши ответы печатными буквами через запятую.










Поставь рядом с выбранным ответом крестик или галочку.



Проверь себя



1 задание

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ, КОНТРАСТОВ



2 задание

1, 4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!