СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сопровождение молодых педагогов

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое сопровождение молодых педагогов»

Кузнецова Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Вихоревская СОШ № 101»


Материал к конкурсу «Лучшая практика методического сопровождения молодых педагогов»

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Наше МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» с богатой 75 летней историей, у нас в этом году юбилей. Школа с устойчивыми традициями, готовая к внедрению инноваций. На данный момент мы педагогическая площадка, участники проекта ИРО Иркутской области - «ШНОР».

В нашем МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» за последние три года произошло обновление коллектива: ушли на пенсию педагоги-стажисты, сменили место жительства опытные педагоги, в школу пришли молодые специалисты, педагоги, прошедшие переподготовку по педагогике. Поэтому актуальна проблема: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, молодых специалистов.

Методическое сопровождение молодых педагогов начинается сразу. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе сопровождает молодых педагогов согласно плану работы с вновь прибывшими, молодыми специалистами.

Самое эффективное направление при работе с молодыми педагогами – наставничество.

Наставничество сегодня - один из ключевых трендов, способных обеспечить качественное и быстрое обучение и развитие специалистов. А в условиях жёсткой нехватки кадров для школы – это практически единственная возможность масштабироваться. При этом педагогу прививаются ценности образовательного учреждения, учитель полностью погружается в образовательную деятельность и адаптируется в школе.

Приходят новые учителя. И это и молодые педагоги, и достаточно зрелые люди, впервые пришедшие в педагогику. Для повышения квалификации специалистов, оказания адресной помощи педагогам в МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» используются все ресурсы для положительного решения кадрового вопроса, обучения молодых педагогов.

Нормативно-правовым обеспечением реализации практики «Методическое сопровождение молодых педагогов» являются следующие документы:

- распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019г. № Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

- распоряжение министерства образования Иркутской области от 24 декабря 2020 г. № 982-мр «Об утверждении региональной целевой модели наставничества»;

- приказ Управления образования Братского района «Об утверждении муниципальной программы наставничества на 2021-2024 годы» №167 от 01.10.2021г.

-программа «Наставничество в МКОУ «Вихоревская СОШ № 101».

Задачи методического сопровождения молодых педагогов:

- ориентировать начинающего учителя на использование передового педагогического опыта в своей деятельности;

- ускорить процесс профессионального становления учителя;

- отследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;

- обеспечить наиболее комфортную адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.

В основе всех принципов опытные педагоги используют самый важный: «Не навреди!» Учителям – наставникам надо сделать всё, чтобы молодые педагоги оставались в школе.

В МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» определили так, что такое наставничество. Это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

В основе принципов наставничества заложено желание делиться с другим, дарить другому свои знания, опыт, умения.

В программе «Наставничество в МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» разработана дорожная карта, где представлены этапы, мероприятия, сроки выполнения. Проведение школьных мероприятий согласуется с планом работы Центра развития образования. Ежегодно, в ноябре, Центр развития образования Братского района проводит «Неделю молодого педагога». В рамках данного мероприятия молодые учителя принимают участие в муниципальных и школьных мероприятиях согласно плану работы Центра развития образования Братского района.

Что происходит с молодыми, вновь прибывшими педагогами? МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» выбирает для них путь социализации. Включение в работу методические объединения, кураторство работы со стороны администрации, погружение в документооборот, обучение работе с документами, прохождение тестирования «Уровень тревожности» (психолог школы), а также диагностики при помощи интенсива «Я Учитель» для решения трудностей в работе.

Определение наставников и их назначение происходит не с первого дня, потому что нужно присмотреться к межличностным отношениям, важно, чтобы и наставник, и наставляемый были расположены друг к другу. Куратору важно не ошибиться: наставник и наставляемый не должны испытывать дискомфорт при взаимодействии друг с другом.


Схема реализации формы наставничества «Учитель – молодой учитель» в МКОУ «Вихоревская СОШ № 101»



Этапы реализации

Мероприятия

Представление программы наставничества

«Учитель – молодой учитель»

Педагогический совет

Отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов,

самостоятельно выражающих желание помочь педагогу

Анкетирование

Использование базы наставников

Обучение наставников

Проводится обязательно в течение года не менее 2-х раз

Отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе «Наставничество»

Анкетирование. Листы опроса

Использование базы наставляемых

Формирование пар, групп

Встречи, обсуждения вопросов

Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии.

Творческая деятельность. Успешная адаптация.

Тестирование. Реализация программы (прилагается)

Проведение мастер – классов, открытых уроков

Рефлексия реализации формы

наставничества «Учитель – молодой учитель».

Анализ эффективности реализации программы

Поощрение наставников

Поощрение на педагогическом совете школы

Уже наставник вместе с наставляемым – молодым педагогом- пишут индивидуальный план работы, проводят мероприятия согласно плану. Начинается посещение уроков молодого педагога, соответственно наставляемый посещает уроки опытных педагогов, в первую очередь урочные занятия наставника.

Молодые педагоги погружаются в работу по реализации программы «Одаренные дети», наставники консультируют, как детей готовить к конкурсам, вовлекают в работу, например, в работу комиссии по защите проектов, где показывают молодым педагогам правильное использование критериев оценивания работ обучающихся. Молодым педагогам, вновь прибывшим предлагают принять участие в мероприятиях, которые раскрывают педагогический потенциал наставляемых, молодых педагогов, например, подготовить выступление, обобщить наработанное.

Два года в МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» функционирует профессиональное обучающееся сообщество учителей. Все педагоги школы работают в творческих группах для изучения инновационной технологии «Исследование урока». Учителями выбраны классы для педагогического сопровождения. В профессиональном обучающеемся сообществе (ПОС) педагоги освоили технологию формирующего оценивания, научились работать в команде, решая реальные педагогические задачи, начали применять приёмы формирования функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности. В командах ПОС активно учатся и опытные педагоги, и молодые педагоги, что способствует повышению профессиональной компетентности неопытных учителей в вопросах педагогики и психологии

Реализация практики «Методическое сопровождение молодых педагогов» исключает формальный подход. На наставника возлагается серьёзная ответственность в реализации следующих целей: обеспечить наиболее комфортную адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя; использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.

В начале каждого месяца куратором проводятся совещания с наставниками для анализа проведенных мероприятий, тем самым исключается формальное отношение в работе.

Фактором, влияющим на достижение положительных результатов, служит следующее: наставники и наставляемые ведут один и тот же предмет, что помогает достигать наставляемым хороших методических результатов. В МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» два типа наставников:

  • наставник – консультант, который создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией процесса и решением конкретных психолого- педагогических и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста;

  • наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

Когда нет возможности выбрать наставника - предметника, тогда в школе ставят наставника - консультанта. Так было несколько лет назад, когда вновь прибывший учитель истории получал помощь от учителя русского языка и литературы. Получается несколько цепочек взаимодействия: сейчас уже бывший наставляемый стал сам наставником для молодого специалиста.

Такой подход позволяет сформировать профессиональные компетенции молодых педагогов, не растеряться им в первые, самые сложные дни работы в школе, в итоге остаться работать в школе.

В прошедшем учебном году 2022-2023 в школе сформировались четыре тандема учителей: учителя физкультуры, учителя истории, учителя английского языка, учитель физики–наставляемый и учитель математики в качестве наставника. Учитель физкультуры, учитель истории, учитель физики - молодые педагоги, цель наставничества - профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя.

В тандеме учителей английского языка – помощь в работе по повышению квалификации коллеги. Поэтому педагог-наставник помогал и при разработке рабочих программ, формировании банка дидактических материалов по английскому языку, при подготовке представления опыта в бинарных выступлениях на заседаниях районных методических объединений.

Результаты работы тандема учителей истории:

- Черненко К.Ю. – выступление на III Муниципальном образовательном форуме с докладом «Наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами».

- Щука А.В. – Выступление на съезде молодых педагогов Братского района. Работа в Летней школе молодого педагога Иркутской области, представление опыта на региональном уровне по теме «Формирующее оценивание на уроках истории и обществознания. (С 3 по 6 июля на берегу Байкала в поселке Листвянка проходила «IX Летняя школа молодого педагога Иркутской области».
Целью работы школы является развитие кадрового потенциала системы образования Иркутской области и системы работы с молодыми педагогами, организация межмуниципального сотрудничества учительской молодежи.
Тема Летней школы в этом году «Педагог. Имидж. Призвание. Мастерство».
Программа школы была яркой и насыщенной: мастер-классы, тренинги, семинары, творческие вечера и экскурсии.
В образовательный блок летней школы вошла встреча с представителями Министерства образования Иркутской области, мастер-классы от победителей и лауреатов региональных конкурсов профессионального мастерства, психологический тренинг, лекция об имидже педагога).

Результаты работы тандема учителей английского языка:

Наставник Белера Д.И. - выступление на III Муниципальном образовательном форуме с докладом «Наставничество как форма сотрудничества для повышения квалификации учителя английского языка». Никитина Н.В. – аттестована на 1 квалификационную категорию в июне 2022 года. Бинарные сообщения в течение двух лет, совместные мероприятия в школе помогли повысить профессиональный уровень педагога с учетом потребностей, затруднений, достижений, отследить динамику развития профессиональной деятельности наставляемого педагога, мотивировать к повышению квалификационного уровня. Результаты работы тандема учителей физической культуры и учителя математики и физики: повышение продуктивности работы педагогов и результативности их образовательной деятельности.

В основе методического сопровождения молодых учителей МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» придерживается двух серьёзных идей: «Факел жизни» и «Обмен дарами».

Метафора «Факел жизни». Наставник принимает его, оберегает и отдает своим преемникам. Факел продолжает гореть в других руках, следовательно, наставник продолжает жить в своих учениках, которые понесут его факел дальше. Тем самым возникает ощущение продолжения и бесконечности жизни. Данная трактовка сущности наставничества базируется на идеях немецких психологов Эрика Эриксона и Эриха Фромма.

Профессор Натали Герке определяет наставничество как «обмен дарами». Главное, что наставник может принести в дар своему подопечному – это опыт и мудрость, которые он накапливает в течение определенного времени. Натали Герке называет этот этап «созданием подарка».

  • Этап «дарения подарка» автор также называет «пробуждением». На этом этапе человек осознает потребность «получить подарок» от наставника, наставник же испытывает потребность поделиться своим знанием, опытом и мудростью, потребность «принести их в дар».

  • На втором этапе подопечный, движимый чувством благодарности наставнику, старается своими поступками доказать, что он достоин «подарка наставника».

  • На заключительном этапе подопечный, «усовершенствует», развивает, обогащает полученный некогда «дар», и вот он уже сам испытывает потребность передать его дальше, то есть становится наставником.

Таким образом, реализация практики «Методическое сопровождение молодых педагогов» позволяет максимально полно раскрыть личность молодого педагога, создать условия для формирования эффективной поддержки неопытных педагогов, а самое главное, оставить молодых педагогов работать дальше в образовательном учреждении.

В 2023 – 2024 учебном году в МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» увеличилось количество молодых педагогов и вновь прибывших. К четверым, уже работающим, добавились молодые педагоги по русскому языку, физической культуре, математике, географии, биологии. Педагогический коллектив МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» уверен, что уже апробированное методическое сопровождение молодых педагогов, давшее положительный результат, поможет сразу организовать работу в школе с увеличившимся количеством молодых педагогов.

Автор практики: Кузнецова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Вихоревская СОШ № 101»











Приложение

Примерная памятка молодому специалисту


1. В первые месяцы пребывания в школе поставьте перед собой цель: посетить как можно больше уроков коллег. Ведь каждый из коллег наиболее полно представляет себя как личность непосредственно в деятельности на уроке.

2. Пересмотрите собранные материалы в методическом кабинете школы. Это поможет Вам получить представление о педагогах школы в целом.

3. Внимательно ознакомьтесь с оформлением школьных кабинетов: собранный и систематизированный в них дидактический материал отображает стиль работы того или иного учителя.

4. Планируя уроки, подумайте:

- как ученики должны вести себя на уроке. С первых уроков вырабатывайте у воспитанников определенный стереотип поведения, формируйте позитивные навыки;

- какие виды работ будут выполнены учениками на уроке.

5. Помните: основное предназначение отметки – правильно оценить результаты обучения учеников, усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков.

6. Выберите из всего арсенала методических приемов оптимальные для данного материала и для данных учеников.

7. Продумайте структуру урока и зафиксируйте все в плане-конспекте урока.

8. Подготовьте наглядные и учебные пособия, не забудьте проверить исправность компьютерной техники.

9. Повторите в уме или вслух ключевые элементы плана, продумайте непредвиденные обстоятельства, найдите и зафиксируйте запасные варианты.

10. Спросите себя: «Ты готов к уроку?»

Анализируя свой урок, молодые специалисты обращают внимание на ряд вопросов, среди которых, такие:

1. Отвечает ли содержание урока целям и задачам?

2. Какие методы и приемы использовались на уроке?

3. Наблюдалась ли дифференциация и индивидуализация обучения?

4. Какие инновационные педагогические технологии были использованы учителем на уроке?

5. Подведен ли итог урока?

6. Что нового взяли Вы из урока в свой методический багаж?













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!