Методика 10. Исключение не подходящих к группе предметов (модифицированный вариант)
Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель:
- исследовать способность видеть в объектах их существенные признаки, делать на этой основе необходимые обобщения;
- выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями.
Стимульный материал: таблицы, включающие изображения четырех предметов, среди которых один лишний (см. Приложение 10, рис. 10.1.-10.5.).
Серия 1: чашка, тарелка, картофель, ложка. Серия 2: линейка, портфель, тетрадь, мяч. Серия 3: стол, стул, шкаф, шуба.
Серия 4: помидор, яблоко, огурец, морковь. Серия 5: дверь, стол, стул, шкаф.
Серия 6: самолет, птица, автобус, грузовик. Серия 7: волк, заяц, белка, кошка.
Серия 8: курица, гусь, собака, утка.
Серия 9: бабочка, воробей, сова, дятел.
Серия 10: кукла, платье, носки, футболка.
Ход исследования
На каждой из таблиц изображено по четыре предмета, один из которых существенно отличается от остальных. Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета. Три предмета похожи между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (покажи) неподходящий предмет». Чтобы понять, действительно ли за исключением предмета стоит верное обоснование, задается вопрос:
«Почему ты считаешь, что это лишнее (это не подходит)?».
Оценка результатов
уровень – полное непонимание ребенком инструкции и стоящей перед ним задачи (0 баллов).
уровень – понимание ребенком поставленной перед ним цели, однако неверный выбор основания обобщения либо внешне правильное исключение, но неадекватное обоснование объединения объектов в одну группу при поиске лишнего (0 баллов).
уровень – содержательное обобщение объектов (по функциональным признакам), сопровождающееся обоснованием своего выбора для объединения объектов (2 балла).
Виды помощи
При первом уровне выполнения уточнение инструкции экспериментатор дает более подробное разъяснение хода решения: «Посмотри на таблицу. На ней четыре предмета. Три из них одинаковые. Один к ним не подходит. Покажи этот предмет. Скажи, чем он отличается от остальных»;
При втором уровне выполнения задания ребенка просят назвать объекты, изображенные на таблице (в случае затруднения ребенка экспериментатор называет объекты таблицы сам), после этого ребенка снова просят назвать неподходящий предмет;
Экспериментатор побуждает ребенка с помощью наводящих вопросов к выделению функциональных признаков или отнесению объектов к какой-либо группе. Далее испытуемого снова просят выделить неподходящий предмет.
Максимальное количество баллов за выполнение 10 серий методики составляет 20 баллов. За каждый предъявляемый вид помощи от общего количества баллов отнимается 0,5 балла.
Протокол фиксации результатов исследования
по методике «Исключение неподходящих к группе предметов» ФИО ребенка Возраст: Класс (группа): Дата исследования:
№ серии | Выбранная картинка | Объяснение выбора | Виды и количество помощи | Баллы |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
9 | | | | |
10 | | | | |
Итоговая оценка | |
Анализ результатов
Группы детей | Возраст | Баллы |
Нормально развивающиеся дети | Дошкольный | 16-20 |
Младший школьный | 17,5-20 |
Дети с задержкой психического развития | Дошкольный | 4-10 |
Младший школьный | 14-20 |
Дети с умственной отсталостью | Дошкольный | 0-6 |
Младший школьный | 6-12 |
Нормально развивающиеся дети, начиная с дошкольного возраста, понимают задание и находят неподходящий предмет. Таким образом, они не нуждаются в уточнении инструкции (первый вид помощи). При этом они способны гибко переходить от одного основания обобщения к другому. Дошкольники, в отличие от младших школьников, не всегда называют обобщающие слова- понятия, хотя аргументация исключения предмета из группы говорит о способности дошкольников обобщать предметы по существенным признакам. Если в некоторых сериях диагностической методики у детей и возникают трудности, им, как правило, достаточно второго вида помощи для выполнения задания (стимулирующая помощь).
Детям с ЗПР дошкольного возраста малодоступно действие обобщения. В этом возрасте деятельность обобщения детей с ЗПР (особенно в условиях отсутствия коррекционно-развивающего обучения) имеет много сходного с деятельностью дошкольников с умственной отсталостью: дети затрудняются в выделении «лишнего предмета» даже в условиях больших доз помощи, демонстрируя I или II уровни выполнения. Младшие школьники с ЗПР уже самостоятельно или с небольшой дозой помощи (второй вид) могут производить исключение лишнего предмета по существенным признакам, однако в ряде случаев формулирование обобщающего понятия вызывает у них затруднения. Обобщающие понятия в этих случаях они заменяют названиями функций предметов: вместо
«одежда» – «чтобы одеть», вместо «фрукты» – «на дереве растет» и т.п.
Дети с умственной отсталостью дошкольного возраста часто не понимают поставленной задачи, показывая I уровень выполнения, если и производят, то «псевдобобщения» – объединяют предметы по случайным признакам, которые не носят даже формализованный характер, или при внешне правильном обобщении дают неадекватную аргументацию объединения (II уровень). Все предъявляемые виды помощи в большинстве случаев не приводят к результату. Младшие школьники с умственной отсталостью уже способны к некоторым обобщениям по функциональным признакам и способны даже правильно аргументировать действие исключения лишнего предмета,
однако такие обобщения характерны при выполнении заданий, где задействованы предметы, включенные в житейский опыт детей, обобщение которых дети неоднократно производили. При неправильном обобщении все виды помощи, как и в случае с дошкольниками, оказываются неэффективными.