СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика 2. Что изменилось? (модифицированная методика С.Д. Забрамной)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель методики: выявление уровня и особенностей развития внимания, способности запоминать и удерживать в сознании ряд объектов.

Просмотр содержимого документа
«Методика 2. Что изменилось? (модифицированная методика С.Д. Забрамной)»

Комплекс диагностических методик Методика 2. Что изменилось? (модифицированная методика С.Д. Забрамной)

Методика предназначена для детей дошкольного возраста.

Цель: выявление уровня и особенностей развития внимания, способности запоминать и удерживать в сознании ряд объектов.

Стимульный материал: две серии картинок, требование к которым те же, что и в методике «Чего не стало?».

Первая серия: мяч, рыба, чашка, книга (см. Приложение 2, рис. 2.1.).

Вторая серия: молоток, цветок, шарик, машина, собака (см. Приложение 2, рис. 2.2.).

Ход исследования

Перед ребенком кладут в ряд карточки и предъявляют следующую инструкцию: «Посмотри внимательно на эти картинки и запомни их. Сейчас ты закроешь глаза, а я какие-то картинки перепутаю. Ты положишь картинки так, как они лежали в самом начале».

Местами меняются только две картинки.

Оценка результатов

  1. уровень – ребенок не понимает поставленной перед ним задачи, хаотично манипулирует картинками (0 баллов).

  2. уровень – ребенок понимает инструкцию, однако неверно выполняет задание (0 баллов).

  3. уровень – ребенок выполняет задание верно (3 балла).

Виды помощи

    1. При I уровне выполнения экспериментального задания предъявляется более подробная и поясняющая инструкция, используются жесты. При II уровне выполнения ребенка оповещают о неадекватном результате: «Неправильно, подумай еще». В ситуации повторной ошибки ребенка ему предъявляется следующий вид помощи.

    2. Повторный показ ряда картинок с отражением их в активной речи ребенка (испытуемого просят назвать показанные картинки). Далее процедура исследования та же.

    3. При непосредственном наблюдении ребенка все те же картинки меняются местами и предлагается положить их на место. Если ни один из предложенных видов помощи не способствовал правильному выполнению задания, результат оценивается в 0 баллов.

Максимальное количество баллов за две серии – 4 балла. Каждый вид помощи уменьшает количество баллов в серии на 0,5 балла.

Примечание

Количество картинок может изменяться произвольно экспериментатором в зависимости от диагностических задач, от возраста ребенка и уровня его психического развития.


Протокол фиксации результатов исследования по методике

«Что изменилось?»

ФИО ребенка Возраст:

Группа: Дата исследования:



№ серии


Характер деятельности ребенка

Виды и

количество помощи


Баллы

1




2




Итоговая

оценка



Анализ результатов

Группы детей

Баллы

Нормально развивающиеся дошкольники

2,5-4

Дошкольники с задержкой психического развития

2-3,5

Дошкольники с умственной отсталостью

0-2,5


Нормально развивающиеся дошкольники не испытывают трудностей при выполнении данного задания. Они понимают поставленную задачу и, как правило, самостоятельно и безошибочно указывают место, на котором располагались картинки первоначально.

Дошкольники с ЗПР понимают первоначальную инструкцию и достаточно успешно выполняют задание как первой серии методики, так и второй. При ошибке выполнения для них достаточно указания на нее (второй вид помощи), чтобы правильно выполнить задание.

Дошкольникам с умственной отсталостью чаще всего характерны I и II уровни выполнения задания. Дошкольники, которые не понимают поставленной задачи, – это дети с умеренной степенью умственной отсталости или с умственной отсталостью, сопровождающейся системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для правильного выполнения задания детям в зависимости от степени умственной отсталости и уровня речевого недоразвития требуются, как второй, третий, так и первый, четвертый виды помощи.