Просмотр содержимого документа
«Методика 2. Что изменилось? (модифицированная методика С.Д. Забрамной)»
Комплекс диагностических методик Методика 2. Что изменилось? (модифицированная методика С.Д. Забрамной)
Методика предназначена для детей дошкольного возраста.
Цель: выявление уровня и особенностей развития внимания, способности запоминать и удерживать в сознании ряд объектов.
Стимульный материал: две серии картинок, требование к которым те же, что и в методике «Чего не стало?».
Первая серия: мяч, рыба, чашка, книга (см. Приложение 2, рис. 2.1.).
Вторая серия: молоток, цветок, шарик, машина, собака (см. Приложение 2, рис. 2.2.).
Ход исследования
Перед ребенком кладут в ряд карточки и предъявляют следующую инструкцию: «Посмотри внимательно на эти картинки и запомни их. Сейчас ты закроешь глаза, а я какие-то картинки перепутаю. Ты положишь картинки так, как они лежали в самом начале».
Местами меняются только две картинки.
Оценка результатов
уровень – ребенок не понимает поставленной перед ним задачи, хаотично манипулирует картинками (0 баллов).
уровень – ребенок понимает инструкцию, однако неверно выполняет задание (0 баллов).
уровень – ребенок выполняет задание верно (3 балла).
Виды помощи
При I уровне выполнения экспериментального задания предъявляется более подробная и поясняющая инструкция, используются жесты. При II уровне выполнения ребенка оповещают о неадекватном результате: «Неправильно, подумай еще». В ситуации повторной ошибки ребенка ему предъявляется следующий вид помощи.
Повторный показ ряда картинок с отражением их в активной речи ребенка (испытуемого просят назвать показанные картинки). Далее процедура исследования та же.
При непосредственном наблюдении ребенка все те же картинки меняются местами и предлагается положить их на место. Если ни один из предложенных видов помощи не способствовал правильному выполнению задания, результат оценивается в 0 баллов.
Максимальное количество баллов за две серии – 4 балла. Каждый вид помощи уменьшает количество баллов в серии на 0,5 балла.
Примечание
Количество картинок может изменяться произвольно экспериментатором в зависимости от диагностических задач, от возраста ребенка и уровня его психического развития.
Протокол фиксации результатов исследования по методике
«Что изменилось?»
ФИО ребенка Возраст:
Группа: Дата исследования:
№ серии | Характер деятельности ребенка | Виды и количество помощи | Баллы |
1 | | | |
2 | | | |
Итоговая оценка | |
Анализ результатов
Группы детей | Баллы |
Нормально развивающиеся дошкольники | 2,5-4 |
Дошкольники с задержкой психического развития | 2-3,5 |
Дошкольники с умственной отсталостью | 0-2,5 |
Нормально развивающиеся дошкольники не испытывают трудностей при выполнении данного задания. Они понимают поставленную задачу и, как правило, самостоятельно и безошибочно указывают место, на котором располагались картинки первоначально.
Дошкольники с ЗПР понимают первоначальную инструкцию и достаточно успешно выполняют задание как первой серии методики, так и второй. При ошибке выполнения для них достаточно указания на нее (второй вид помощи), чтобы правильно выполнить задание.
Дошкольникам с умственной отсталостью чаще всего характерны I и II уровни выполнения задания. Дошкольники, которые не понимают поставленной задачи, – это дети с умеренной степенью умственной отсталости или с умственной отсталостью, сопровождающейся системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для правильного выполнения задания детям в зависимости от степени умственной отсталости и уровня речевого недоразвития требуются, как второй, третий, так и первый, четвертый виды помощи.