СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика адаптивной физической культуры детей с нарушениями зрения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе указаны задачи и средства адаптивного физического воспитания, методы и методические приемы обучения, коррекции и физического развития детей с нарушениями зрения, раскрыта методика проведения подвижных игр с данной нозологической группой детей. Материалы предназначены для учащихся специальности 5-04 0112-01 Дошкольное образование (дневной и заочной формы получения образования)

Просмотр содержимого документа
«Методика адаптивной физической культуры детей с нарушениями зрения»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Содержит материалы для теоретического изучения по разделу 5 «Особенности работы по учебному предмету «Физическая культура» с лицами с особенностями психофизического развития (ОПФР) с учетом нозологических групп в группах интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования», теме 5.4. «Особенности организации адаптивной физической культуры в учреждениях дошкольного образования с лицами с ОПФР в группах интегрированного обучения и воспитания» («Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения»), в объеме, установленным учебной программой по учебному предмету «Методика физического воспитания и развития детей» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 5-04 0112-01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.

Цель изучения темы: сформировать знания о задачах и средствах, методах и приемах формирования физической культуры детей с нарушениями зрения.

Результат изучения темы: раскрывает задачи и средства, методы и приемы формирования физической культуры детей с нарушениями зрения.

Ключевые вопросы: задачи и средства адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения; методы и методические приемы обучения, коррекции, физического развития детей с нарушениями зрения; методика проведения подвижных игр с детьми с нарушениями зрения

ТЕМА: МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Задачи и средства адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения.

  2. Методы и методические приемы обучения, коррекции, физического развития детей с нарушениями зрения.

  3. Методика проведения подвижных игр с детьми с нарушениями зрения

  1. Задачи и средства адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения.

Зрение – самый мощный источник информации о внешнем мире. 85–90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.

Нарушение зрения (косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, нистагм (дрожание глаз) и др. затрудняют пространственную ориентировку, задерживают формирование двигательных навыков, ведут к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Задачи адаптивного физического воспитания детей с нарушениями речи:

  1. воспитание гармонически развитого ребенка;

  2. укрепление здоровья;

  3. воспитание волевых качеств;

  4. обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;

  5. развитие физических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости).

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

– охрана и развитие остаточного зрения;

– развитие навыков пространственной ориентировки;

– развитие и использование сохранных анализаторов;

  • развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза;

  • укрепление мышечной системы глаза;

  • коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;

  • коррекция скованности и ограниченности движений;

  • коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства;

  • активизация функций сердечно-сосудистой системы;

  • улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;

  • коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений;

  • развитие межпредметных знаний;

– развитие коммуникативной и познавательной деятельности и пр.

Средства физического воспитания детей с нарушениями зрения

I. Физические упражнения:

1. Основные движения: ходьба, бег, подскоки, лазанье, перелезание (преодоление различных препятствий).

2. Общеразвивающие упражнения: без предметов; с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, детские гантели и др.); на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, ребристая доска, тренажеры).

3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки, для укрепления сводов стопы.

4. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).

5. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

6. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.).

7. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.

8. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

9. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).

10. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.

11. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

12. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.

13. Спортивные упражнения: плавание, ходьба на лыжах.

II. Вспомогательные средства физического воспитания

К вспомогательным средствам физического воспитания относятся:

  • гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.);

  • естественные силы природы (правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание детей). К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья детей.

Большинство детей с нарушениями зрения (слабо выраженными) как правило, справляются с программным материалом. Однако наличие зрительной депривации, не позволяет им адекватно воспринимать учебный материал по физической культуре. Руководитель физической культуры должен владеть технологией обучения детей с нарушениями зрения:

а) врачебно-педагогический контроль;

б) знание офтальмологического и сопутствующих заболеваний, рекомендаций врачей специалистов (окулиста, педиатра, невропатолога, ортопеда и др.);

в) всестороннее изучение ребенка и учет индивидуальных особенностей его развития в процессе учебной и игровой деятельности, где лучше всего раскрываются способности и возможности детей;

г) увеличение двигательной активности детей.

2. Методы и методические приемы обучения, коррекции, физического развития детей с нарушениями зрения

В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах (в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением).

  1. Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности детей.

Многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим).

  • используют выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

  • выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т.д.);

  • выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений – детские гантели, уменьшение площади опоры при передвижении и т.д.);

  • использование сопротивлений (упражнения в парах и т.д.);

  • использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.);

  • использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положение лежа, метание без снаряда и т.д.);

  • подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса», «стойка аиста», «лягушка» – присесть, положив руки на колени, и т.д.);

  • использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением);

  • использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения;

  • использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.);

  • изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как теми, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т.д.;

  • изменение исходных положений для выполнения упражнения;

  • использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений – отделение риса от гороха и т.д.);

  • изменение внешних условий выполнения упражнений на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т.д.;

  • использование разученных двигательных умений в повседневной жизни;

  • использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т.д.);

  • изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением и пр.).

Выделяют 3 этапа освоения движения:

1-й – создается общее представление о двигательном действии;

2-й – формируется первоначальное умение на основе сформированного представления (здесь имеет значение контроль, осуществляемый органами чувств, за точностью выполнения и соответствие имеющемуся эталону);

3-й – совершенствуется двигательное умение путем его многократного исполнения.

  1. Словесный метод

Для детей с нарушенным зрением наиболее типичным методическим приемом обучения является метод слова: беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, указания, команды, устное оценивание и пр. Широко распространено объяснение, благодаря которому ребенок должен осознать и представить себе двигательный образ. При его описании педагог не только сообщает детям предлагаемый материал, но и дает пространственные представления о предметах и действиях. Восприятие речи на слух позволяет ребенку с нарушением зрения соотнести слова с теми предметами, действиями, которые они обозначают. Речевая практика при помощи слухового восприятия создает условия для понимания значений все большего числа слов, терминов, употребляемых при освоении движений в процессе адаптивного физического воспитания (пояснения, указания, замечания, инструктирование – словесное объяснение техники изучаемых действий).

Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ребенка на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д. Дети с нарушением зрения часто пользуются звуковой информацией. В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, на основании которого можно составить представление о предмете. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления.

Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Например, можно предложить ребенку побегать за лидером, догнать его, обратить внимание ребенка на движение рук, ног, почувствовать мышечное ощущение, а затем предложить бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером.

  1. Наглядный метод

Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.

Требования к средствам наглядной информации:

большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов. При изготовлении наглядных пособий используются преимущественно красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Чтобы сформировать у детей полноценное восприятие учебного материала, необходимо использовать демонстрацию двигательных действий и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного представления о предмете, а также позволит активизировать мыслительную деятельность занимающихся.

Большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одной из главных компенсаторных систем. На занятиях физической культуры используются следующие звуковые сигналы: бубен, свисток, хлопки, голос педагога, звук впереди идущего, озвученные мячи (разных величин и фактур), озвученные игрушки, погремушки и ТСО. В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, по которому можно составить представление о предмете. Например, используя озвученный мяч, можно определить его размеры (маленький, большой, средний) и качество покрытия (кожаный, резиновый, пластмассовый и т.д.). Вслушиваясь в звуки, сопровождающие прыгуна, можно проследить весь процесс прыжка: довольно звучный бег вначале, затем замедление и нарастающий звук при отталкивании. По длительности полета от толчка до приземления дети приблизительно могут определить длину прыжка.

Метод стимулирования двигательной активности – отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с нарушением зрения. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. Но возможности создавать условия успеха. Желательно участие педагога в игре, что позволяет сохранить темп и активность детей. При правильном руководстве дети со зрительной деривацией овладевают различными двигательными умениями, формирующими эмоциональное восприятие движений, особенно в игровой деятельности, развитие волевых качеств, смелости и решительности, уверенности в себе.

3.Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Ребенок с нарушением зрения любит играть и совершенно так же, как нормально видящий, может играть почти в любую игру, только слабовидящего ребенка надо научить этому, помочь ему овладеть игрой (Самбикин Л.Б., 1960). Игры должны быть адаптированы к особенностям таких детей. Важным условием организации игр с незрячими и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие педагогов, воспитателей и врачей. С помощью данных медицинской диагностики детей следует установить, какие игры противопоказаны, а какие нет. Воспитателям и педагогам надо знать содержание игры и ее воздействие на функциональное состояние организма детей, учет отклонений в физическом развитии ребенка. Порой у детей отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентировки и самообслуживания.

Для организации игровой деятельности необходимо учитывать:

  • наличие предыдущего опыта зрительно-слухового восприятия предлагаемого материала

  • состояние остроты зрения ребенка

  • уровень физической подготовленности

  • возрастные и индивидуальные возможности ребенка

  • наличие навыков пространственной ориентировки

  • место и время проведения игры

  • интересы детей (иногда и их настроение).

Если есть необходимость «оживить» детей, заинтересовать игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все могут принять активное участие. И наоборот, если дети возбуждены, игра должна быть малоподвижной, спокойной.

Общие требования к подвижной игре

Игра должна соответствовать возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют. Инвентарь был ярким и красочным, учитывать контрастность предметов, использовать цвета (зеленый, красный, оранжевый, желтый), наиболее благоприятно действующие на зрительное восприятие.

При использовании мяча можно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Мяч для игры необходимо подбирать очень ровный (круглый), обеспечивающий угол падения, равный углу отражения, чтобы он отскакивал прямо в руки играющему.

2. Мяч должен быть несколько тяжелее обычного мяча. Тяжелый мяч лучше ощущается незрячими, и они скорее овладевают игрой с ним, чем с легким. Выбор цвета мяча зависит от освещения. При недостаточной освещенности необходимо пользоваться мячом светлого цвета, при ярком освещении – темного. Желательно использовать озвученный мяч, дающий возможность ребенку с ограничением зрения не только свободно играть с ним, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его.

3. Используемый инвентарь должен быть безопасен. Кроме того, необходимо предусмотреть безопасность игровой площадки, определить ее размеры, соорудить ограничительные ориентиры: канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки; линия из гравия, травяного покрова; асфальтированная дорожка, резиновые коврики и другие рельефные (осязательные) обозначения, шнур; натянутый по периметру площадки. Такая разнохарактерность игрового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха препятствий. По площадке не должно быть пней, ям, кустарника, препятствий – ее поверхность должна быть однородной. Ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками или полоской цветной ткани. Играющих необходимо предварительно ознакомить с размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (зрительными, слуховыми, обонятельными и др.), дать им самостоятельно походить, побегать, посмотреть все предметы и инвентарь, которые будут использованы в игре. Все это позволит детям безбоязненно передвигаться во время игры. Руководитель с помощью сигнала (например, два длинных свистка означают прекращение игры) ориентирует играющих, дает правильное направление и предупреждает об опасности. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные восприятия. Ребенок с наращением зрения ощущает всю игру преимущественно посредством слухового анализатора, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха, нервной системы, переутомление, поэтому следует регулировать физическую нагрузку при играх. Указанные меры безопасности дают возможность свободного передвижения ребенка в игре, избавиться от комплекса «неполноценности» обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала, создают положительный эмоциональный фон. При совместном проведении подвижных игр детей с нарушенным зрением и нормально видящих детей необходимо внести в правила игры небольшие изменения, адаптировать ее для конкретной группы. Например, при игре парами их можно составлять так: зрячий и слабовидящий; воспитатель и незрячий ребенок, слабовидящий и незрячий ребенок и т.д. Вместо простого мяча использовать озвученный мяч. В ряде игр можно ограничивать поле деятельности зрячих игроков, предварительно объявляя об этом всем играющим. Игроков с нарушенным зрением равномерно распределить по командам, уравновесив шансы команд. Важно, чтобы нормально видящие дети не применяли обманных действий. Это обижает слабовидящих детей и вызывает недоверие к окружающим, что может привести к негативным последствиям. Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети с нарушенным зрением показывали рукой направление, куда они побегут во время игры (эстафеты). Руководитель должен находиться там, куда направляются играющие, являясь ориентиром для них.

В научно-методической литературе описано достаточное количество игр для детей с нарушением зрения (Л.Б. Самбикин, 1964; Д.М. Маллаев, 2001). В качестве иллюстрации приводим игры коррекционной направленности (Приложение 1).



Приложение 1

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ

Подвижная игра «Найди себе пару»

Играет нечетное количество игроков, например, По кругу кладут пять обручей. Идя по внешнему кругу, дети выполняют различные упражнения на осанку. Со словами педагога (ведущего) «Стоп, ребята не зевайте! Быстро пару выбирайте!» игроки вбегают в обручи, образуют пары и встают спиной друг к другу, принимая заранее обусловленное положение правильной осанки. Игрок, оказавшийся лишним, идет по кругу и вместе с педагогом (ведущим) отмечает игроков с неправильной осанкой. Игрок, не сумевший выполнить упражнение правильно, получает штрафное очко, а игрок, оказавшийся без пары, – два штрафных. Победителем становится тот, у кого окажется наименьшее количество штрафных очков. Упражнения, направленные на формирование правильной осанки: 1) ходьба на носках, руки за голову, локти в стороны, лопатки сблизить; 2)ходьба в полуприседе (спина прямая), ориентируясь на звуковые сигналы, расположенные в разных концах зала; 3)ходьба с круговыми движениями рук назад (голова прямо, соблюдать дистанцию), ориентируясь на звук шагов впереди идущего; 4)легкий бег с сохранением правильной осанки. Позы, принимаемые детьми в положении стоя в обручах: руки в стороны ладонями вперед; руки к плечам ладонями вперед, лопатки сблизить («уточка»).

Подвижная игра «Зайчики»

Команды выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. Перед направляющими лежат мешочки с песком размером 10 X 20 см. В 4 м от линии старта установлены поворотные флажки (звуковой сигнал). Ведущий говорит: «Прыг-скок, прыг-скок, скачут зайцы, белый бок. По лесочку, по снежочку к заповедному кусточку». С последним словом направляющие в колоннах берут мешочек, кладут его на голову, принимают положение руки на пояс, локти назад, спина прямая и прыжками (бегом) движутся по направлению к флажкам. Обогнув свой флажок, они снимают мешочки, бегом возвращаются к своей команде, которая подает звуковой сигнал своему товарищу передают мешочек следующему игроку, а сами встают в конец колонны. Если мешочек упал, его следует поднять, положить на голову и продолжить прыжки. Игра длится до тех пор, пока направляющие снова окажутся впереди своих колонн. Они поднимают руки вверх. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

Подвижная игра «Космонавты»

В центре зала мелом обозначают круг диаметром 2–2,5 м, вокруг которого на расстоянии 2 м кладут обручи (цветные). Большой круг – это земля, а обручи – ракеты. В каждой команде только по два места. Играющих па несколько человек больше, чем мест в ракетах. Дети встают, но внешней стороне круга друг за другом. По команде ведущего они идут и выполняют движения, формирующие осанку, одновременно проговаривая речитатив: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок на планете; на какую захотим – на такую полетим. По в игре один секрет: опоздавшим места нет!» С последним словом игроки разбегаются в разные стороны и занимают попарно любую ракету. Встав в обруч лицом к земле, дети поднимают его вверх, отводя лопатки, и по команде «взлет!» приставными шагами движутся по кругу, затем по команде «посадка'» все останавливаются. Пока космонавты совершают полет, опоздавшие стоят в центре большого круга и машут руками. Игра повторяется несколько раз. В конце игры отмечаются дети, совершившие больше полетов.

Упражнения, направленные на формирование осанки

1) И.п.: о.с. На счет 1 – присед, руки за голову, локти в стороны; 2–3 – держать; 4 – и.п.

2) И.п.: о.с. На счет 1 – наклон вперед прогнувшись, руки за голову, локти в стороны; 2–3 – держать; 4 – и.п.

3)Ходьба по кругу на носках, руки на пояс;

4) Ходьба по кругу на внешней стороне стопы, лопатки соединить;

5) И.п.: о.с. Руки к плечам, ходьба по кругу с круговыми движениями рук назад.

Подвижная игра «Пожарники на учениях»

Две команды. Дети стоят в колоннах перед наклонной (закрепленной) скамейкой, придвинутой к шведской стенке. Наклон скамейки 15–20°. Передвижение по скамейке (гимнастической) в упоре на коленях с захватом края скамейки руками. Наверху на каждом пролете шведской стенки подвешен колокольчик. По сигналу стоящие первыми ползут по скамейке, затем поднимаются по рейкам стенки вверх и звонят в колокольчик. Спускаются вниз и идут в конец своей колонны. В каждой паре отмечают того, кто позвонил первым и не допустил ошибок в ползании и лазании. Необходимо обеспечить страховку – маты.

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Игроки строятся в круг, руки за спину, пальцы в замок, с закрытыми глазами. Водящий ходит но внешнему кругу и проверяет осанку у игроков; чья осанка ему понравилась (правильная осанка), тому в ладоши он кладет маленькую игрушку или другой предмет и говорит: «Можно открыть глаза». Игроки открывают глаза и проговаривают: «Хитрая лиса, кто ты?» (три раза), после чего тот, у кого в руках оказался положенный водящим предмет, делает шаг вперед и произносит: «Я» (он водящий). Игроки разбегаются (бежать только в одну сторону), а водящий, подавая звуковой сигнал, догоняет убегающих, передает пойманному игрушку. Игра возобновляется.

«Цапля»

«Цапля» – водящий, а остальные – «лягушки». Пока цапля спит (стоит, наклонившись, опираясь руками на прямые ноги), остальные игроки прыгают, двигаются по площадке (только по кругу, в одну сторону). Вдруг цапля просыпается, издает крик и начинает ловить лягушек. Лягушки, убегая, подают голос «ква-ква». Сколько лягушек поймает цапля, столько получит жетонов. Дальше выбирают другого водящего – «цаплю». «Цапля» передвигается только па прямых ногах с сохранением правильной осанки, а «лягушки» прыгают на корточках с прямой спиной. «Пройди – не ошибись» Играющий должен пройти по прямой 5–10 м вперед до звукового сигнала, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. По другому звуковому сигналу пройти спиной назад, ставя носок к пятке. Задание можно выполнять с закрытыми глазами. Для учащихся 4-го класса можно усложнить игру: выполнить то же задание на гимнастической скамейке, перешагивая через озвученный предмет, положенный на пути. При этом необходимо обеспечить страховку. «Елочка» По сигналу учителя дети бегут по залу, хлопая в ладоши. Водящий, подавая звуковой сигнал, бежит за ними, пытаясь их «осалить». Спастись от него можно, плотно прижавшись к стене затылком, плечами, ягодицами. Руки в стороны и вниз, ладони вперед, пальцы расставлены. Это «елочка». Тот, кто принял неправильное положение или не добежал до стены, может быть «осален». «Осаленный» становится водящим, и игра повторяется. Отмечаются самые быстрые и точные в выполнении правил игры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайзман, В.П. Психомоторика умственно отсталых детей / В.П. Вайзман. – М., 1997.

2. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997.

3. Лапшин В.А. Основы дефектологии: Учебное пособие / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1991.

4. Лыжные гонки / Программа развития спортивных умений и навыков: Официальные правила соревнований. – М.: Советский спорт, 1993.

5. Организация и проведение соревнований для дошкольников по программе развития двигательной активности Специальных Олимпиад: Семинар. – Мн., 1998.

6. Новицкий, П.И. Организация и содержание соревнований по Специальной олимпийской программе для дошкольников // Физическое воспитание в реабилитации детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития: Сборник статей. – Витебск, 2000. – С. 82–91.

7. Новицкий, П.И., Аскаленок, О.Ю. Планирование и содержание тренировочного процесса по ПТДА детей с особенностями психофизического развития // Физическое воспитание в реабилитации детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития: сб. ст. – Витебск, 2000. – С. 61–66.

8. Новицкий, П.И. Подвижные игры адаптивной физической культуры: пособие для учителей адаптивной физической культуры / П.И. Новицкий; М-во образования РБ, УО «ВГУ им. П.М. Машерова». – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011.– 147 c.

9. Подготовительные курсы для центральной и восточной Европы по программе тренировки двигательной активности Специальных Олимпиад: Европейский семинар по подготовке тренеров. – Белосток, 1997.

10. Подготовка атлетов по программе тренировки двигательной активности / сост. П.И. Новицкий. – Мн., 1998.

11. Плавание, прыжки в воду: Официальные правила соревнований. – М: Информдинамо, 1995.

12. Рубенштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубенштейн. – М., 1979.

13. Сермеев Б.В. Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей / Б.В. Сермеев. – Горький, 1976.

14. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Л.В. Рубенштейн. – М.: Советский спорт, 2007 – 608 с.: ил.















8