Методика анализа сформированности УУД на примере комплексной работы
Конечно, обдумывай "что",
но еще больше обдумывай "как"!
И.Гёте
Основными формами оценки метапредметных результатов являются интегрированные, комплексные контрольные работы и проекты.
Интегрированные, комплексные контрольные работы предлагаются обучающимся на этапе рубежного контроля (за полугодие и год). В течение учебного времени интегрированные, комплексные контрольные работы могут использоваться как средство обучения. Одну и ту же работу можно использовать на разных предметах в течение нескольких уроков для тренировки умений работать с текстом, также одну и ту же работу можно предлагать дважды: по итогам обучения в каждом классе и в качестве стартовой в следующем.
В каждом УМК авторами разработаны сборники диагностических, проверочных и контрольных работ. Учителю необходимо придерживаться рекомендаций авторов учебно- методического комплекта по использовании контрольно-измерительных материалов. Интегрированные, комплексные контрольные работы могут быть заимствованы и из других УМК, адаптированные к применению с учетом концептуальных идей и содержания программ используемого учителем УМК. Педагоги могут использовать тексты комплексных контрольных работ, разработанные на региональном уровне лабораторией обеспечения реализации ФГОС НОО.
Результаты комплексной работы требуют подробного анализа, помогающего спроектировать дальнейшую работу по формированию УУД у учащихся.
Мы постарались создать универсальный, простой, понятный анализ, охватывающий разные направления комплексной работы.
Приведём пример данного анализа на примере комплексной работы О.Б. Логиновой. С.Г. Яковлевой , так как удобнее использовать готовые печатные материалы в хорошем качестве, с разработанными вариантами. К тому же данные комплексные работы отображают стандарт и не привязаны к какому-либо УМК.
В Интернете авторами представлены оценочные листы, по которым можно отследить уровень выполнения работы у каждого учащегося, также по ним можно посчитать общее количество по классу правильно выполненных заданий.
№ задания | Задание 0 | Задание 1 |
Предмет | | Чтение | Чтение |
Оценивается | | Скорость чтения "про себя" | Умение ориентироваться в структуре текста |
Фиксируется | | кол-во слов в минуту | балл |
Максимальный балл | | нет | 1 |
Фамилия имя | № вар | К1 | К2 |
Иванов Александр | 2 | 87 | 1 |
Все полученные итоговые данные вводим в таблицу, где указаны также номера заданий, предмет, проверяемые умения.
В данной таблице напротив умения указываем вид универсального действия: регулятивное, познавательное или коммуникативное.
Класс | 2 | | Класс | 2А | 2Б | ИТОГО | |
Номер задания | Учебный предмет | УУД (п-познавательные, р-регулятивные ,к- коммуникативные) | Ф.И.О. учителя | Иванова О.В.. | Петрова И.А. | |
| Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | Кол-во человек | % |
В классе | 25 | 100% | 26 | 100% | 51 | 100% |
Выполнили работу | 22 | 88% | 21 | 81% | 43 | 84% |
Проверяемые умения и учебный материал. | | | | | | |
Основная часть | | | | | | |
0 | Чтение, навыки чтения | | Скорость чтения несплошного текста. | Не оценивается в баллах | | | | | |
1 | Чтение, осознанность чтения | р, п | Умение ориентироваться в структуре текста, выделять главную мысль абзаца. | 18 | 81% | 10 | 47% | 28 | 55% |
2.1. | Чтение, выборочное чтение. | п | Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос. | 17 | 77% | 21 | 100% | 38 | 75% |
В конце заносим уровень написания работы: повышенный, базовый, низкий. После занесения всех данных выделяем результат ниже 65% красным цветом, что будет нам указывать на проблему.
Повышенный уровень. | 9-15 баллов | 6 | 27% | 12 | 52% | 20 | 95% | 38 | 58% |
Базовый уровень. | 4-8 баллов | 14 | 64% | 11 | 48% | 1 | 5% | 26 | 39% |
Низкий уровень | меньше 4 баллов. | 2 | 9% | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 3% |
Теперь переходим на создание диаграмм. По результатам таблицы мы создаём диаграмму сформированности УУД по уровням в одной параллели, затем по классам.
Далее будем работать над диаграммой качества сформированности отдельных видов УУД. Для этого создаём ещё одну таблицу, в которой указываем количество одного вида УУД ( это будет 100%) и количество правильно выполненных действий, которое выражаем в процентном соотношении.
УУД | Общее кол-во | Качество выполнения ( более 65%) | % |
Познавательные | 12 | 10 | 83% |
Коммуникативные | 3 | 2 | 67% |
Регулятивные | 5 | 5 | 100% |
Также каждое умение связано с изучением различных предметов. Для отображения диаграммы качества изучения предметов создаём таблицу подобно предыдущей.
Предмет | Общее кол-во | Качество выполнения (65%) | % |
Математика | 6 | 5 | 83% |
Русский язык | 5 | 4 | 80% |
Литер.чтение | 5 | 4 | 80% |
Окружающий мир | 2 | 2 | 100% |
Полученные подсчёты помогают создать диаграммы. Вся вычислительная работа выполняется в программе Ехсеl, что позволяет сократить время в подсчётах, построении диаграмм.

Все вычисления выполнены, осталось по данным результатам написать анализ, в котором необходимо отобразить:
цели, задачи работы;
общее количество детей, выполнивших работу;
уровни сформированности УУД в одной параллели, а также по классам;
качество сформированности каждого вида УУД;
качество выполнения заданий по предметам;
подвести итоги;
дать рекомендации (поможет выделенный красный цвет).
По результатам рекомендаций строим дальнейшую работу, позволяющую исправить недостатки.
Данная работа может послужить основой для анализов любых комплексных работ.
Автор:
Учитель начальной школы
МБОУ СОШ №88
Е.Г.Шиврина
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основные положения / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=730
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=450
Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=451
Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева; под ред. О.Б. Логиновой – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009).