Урок – основная форма занятий по ФВ
Преимущества урока относительно других форм
- Самая массовая форма организации, систематических занятий школьников физическими упражнениями;
- Проводится на основе научно обоснованной программы Физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения;
- Осуществляется под руководством педагогов с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
- Способствует направленному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.
Требования к уроку
Четкость постановки целей и задач
Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач
Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока
Тесная связь уроков с предыдущими и последующими
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы
Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения
Обеспечение травмобезопасности урока
Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся
Классификация уроков
- Уроки с преимущественно образовательной
направленностью.
- Уроки преимущественно оздоровительной
направленностью. Проводятся в двух вариантах: первый –
развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию
различных систем организма, второй – восстанавливающие
(реабилитационные) уроки, направленные на
восстановление сил и работоспособности.
- Уроки с преимущественно воспитательной
направленностью дифференцируются в зависимости от
конкретных задач нравственного или эстетического
воспитания.
- Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой
мере представлены все три группы задач физического
воспитания.
Уроки с преимущественно образовательной направленностью:
Их основные задачи – ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.
Для углубленного изучения и закрепления учебного материала.
У роки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в практике физического воспитания.
Направлены на выявления успеваемости или определения уровня подготовленности учащихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы.
3
Структура урока и характеристика частей урока :
- подготовительная,
- основная,
- заключительная.
Последовательность частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки.
- В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем (фаза- врабатывания).
- Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения (фаза устойчивой работоспособности).
- По мере расходования функциональных резервов органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается (фаза истощения или утомления).
Вводно-подготовительная часть урока.
составляет 10-20% (8-12 мин) от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.
Цель – подготовить занимающихся к выполнению задания в основной части урока.
Задачи:
1. Обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие.
2. Активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся.
3. Обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений).
4. Обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока ( подводящие и подготовительные упражнения).
Содержание подготовительной части урока
1. Игровые задания для активизации внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся ;
2. Упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы бега, упражнения в движении ;
3. Комплекс общеразвивающих упражнений в строю и отдельные специально подготовительные упражнения (на месте в разомкнутом строю) без предметов, с предметами и отягощениями
4. Упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др
Физиологическое обоснование подготовительной части урока
Возрастает ударный выброс крови, (речь идет о моменте, когда кровь изгоняется правым желудочком сердца в легочную артерию, а левым – в аорту), минутный объем крови (кол-во крови, выталкиваемое каждым желудочком в сосудистую систему. За 1 мин. 3-6 литров в покое, 15-20 литров у нетренированных и 30-35 литров у спортсменов). Возрастает ЧСС, начинают функционировать мелкие кровеносные сосуды, увеличивается скорость доставки кислорода к работающим органам, повышается температура тела, следовательно - эластичность мышц.
Физиологическое обоснование подготовительной части урока
- Важно помнить, что кровоснабжение мышц в начале работы увеличивается медленно, поэтому мышцы в начале работы сокращаются в условиях недостаточного снабжения кислородом и удаления продуктов распада.
- В суставах увеличивается содержание синовиальной жидкости, уменьшающее трение между суставными поверхностями.
- Активизируется ЦНС, что способствует повышению точности и координации движений.
- Вся эта функциональная перестройка подготавливает организм не только к большим физическим нагрузкам, но и способствует профилактике травм.
Не рекомендуется !!!
Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся .
Метапредметные результаты подготовительной части урока через совершенствование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные УУД
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражнений !!!
- Ходьба
- Бег
- Упражнения для рук и плеч
- Упражнения для туловища
- Упражнения для ног
- Прыжки
- Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление .
Основная часть урока продолжительность: 25-30 минут :
Задачи:
- Решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач урока.
- В содержание основной части урока входят:
образовательный компонент:
- разучивание новых двигательных действий,
- закрепление и совершенствование ранее усвоенных,
- развитие физических качеств,
- воспитание нравственных интеллектуальных и волевых качеств,
- формирование специальных знаний.
двигательный компонент:
- совершенствование физический качеств
- зависит от объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др.
Последовательность изучения материала и развития физических качеств
- В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы.
- Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока.
- Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движении, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, - в конце .
Последовательность изучения материала и развития физических качеств
- Воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем воспитание общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.
- Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке.
Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке.
Метапредметные результаты основной части урока через совершенствование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- Учащемуся задается вопрос «какое значение, смысл имеет для него учение» и он умеет находить ответ на него;
Познавательные УУД:
• поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Заключительная часть урока .
Цель - постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние .
Методические задачи :
- снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление самомассаж);
-регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);
-подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках);
-сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».
Длительность заключительной части урока 3-5 мин.
Содержание заключительной части урока
- строевые упражнения,
- медленный бег,
- спокойная ходьба,
- дыхательные упражнения,
- упражнения на расслабление,
- самомассаж,
- успокаивающие игровые задания.
В конце урока учитель кратко подводит итоги,
- оценивает дисциплину,
- общие успехи и недостатки,
- сообщает или напоминает домашнее задание.
Физиологическое обоснование заключительной части урока:
- Снижение нагрузки важно, потому что при резком переходе от деятельности к состоянию покоя выключается функция «мышечного насоса» в доставке крови к сердцу, снижается «присасывающая» функция диафрагмы, обеспечивающей при вдохе отрицательное давление в грудной полости и подъем крови по венозным сосудам.
- Кровоснабжение мозга может уменьшиться и возможно обморочное состояние (гравитационный шок).
Метапредметные результаты заключительной части урока через совершенствование универсальных учебных действий
Личностные УУД
- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
Познавательные УУД
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Постановка задач.
Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные.
- Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения.
- Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте ф.р. и ф.п., формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм уч-ся.
- Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.
Образовательные задачи
- Главное внимание при формулировке образовательных задач уделяется выбору адекватной глагольной формы, соответствующей этапу обучения двигательному действию (В.Г. Абрамович, А.Б. Майский, В.П. Копаев).
Company Logo
Образовательные задачи
- Самым главным при формулировке образовательных задач является
- правильное определение этапа обучения двигательному действию ,
- далее он выступает в качестве предписания, какие общие и частные задачи и в какой последовательности их ставить.
Company Logo
Образовательные задачи
- Если упражнение в соответствии с учебной программой изучается только в одном классе, является относительно простым по технике выполнения, но значимым в прикладном отношении, то уместно использовать глагол «научить» , т.е. последовательно на одном занятии пройти все три этапа обучения двигательному действию.
Company Logo
Образовательные задачи
- Если упражнение представлено в программе впервые, но его усвоение предусмотрено в следующих классах, то на начальном этапе обучения могут быть использованы следующие формулировки:
- - «изучить основу техники двигательного действия»,
- - «сформировать ориентировочную основу двигательного действия»,
- -«освоить основные элементы двигательного действия»,
- - создать представление» .
Company Logo
Образовательные задачи
- Если упражнение уже изучалось в предыдущем классе, то при его дальнейшем освоении на втором этапе обучения двигательному действию могут быть использованы такие глаголы, как:
- - «повторить», «углубить»,
- - «конкретизировать»,
- - «усовершенствовать», «добиться»,
- - «продолжить», «восстановить» (предшествующий опыт), «пополнить»,
- - «оптимизировать», «повысить» (эффективность),
- -«завершить» (формирование двигательного умения), «оценить».
Company Logo
Образовательные задачи
- В случае, когда в процессе освоения двигательного действия учащиеся выходят на третий этап обучения, дополнительно используют такие глаголы, как:
- - «довести» (двигательное действие до навыка),
- - «обеспечить» (стабильность и вариативность выполнения упражнения),
- - «закрепить», «совершенствовать»,
- - «гармонизировать» (технику движений и уровень развития двигательных способностей),
- -«оценить».
Company Logo
Образовательные задачи
- К числу образовательных относятся задачи теоретического и методического характера. При их формулировке чаще всего используют следующие глаголы:
- - «рассказать», «сообщить»,
- - «напомнить», «разъяснить», «объяснить»,
- - «обсудить», «проверить»,
- - «дать» (общее представление),
- - «продемонстрировать» (методику),
- - «закрепить», «добиться» (знания),
- - «оценить» и др.
Company Logo
целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с изучением нового и совершенствованием ранее усвоенного материала
правильное определение этапа обучения двигательному действию
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАЧАМ УРОКА
количество и состав учащихся, их возраст, физическое развитие и состояние здоровья
уровни образовательной и физической подготовленности
лимит времени, отводимого на изучение темы, этап обучения
преемственность предыдущих занятий с последующими
Оздоровительные задачи
- Основанием для постановки оздоровительных задач помимо учебной программы являются данные медицинских осмотров, результаты тестирования и предварительной проверки физической готовности учащихся.
- Эта группа задач включает в себя воспитание двигательных качеств, укрепление отдельных мышечных групп, развитие функциональных систем, повышение амплитуды движений, профилактику нарушения осанки, плоскостопия, простудных заболеваний, совершенствование телосложения, повышение работоспособности, закаливание и улучшение здоровья.
Company Logo
Оздоровительные задачи
- При постановке оздоровительных задач на школьном уроке особое внимание уделяется разносторонности воздействия на формы и функции организма детей.
- При формулировке задач этого типа характерно использование глаголов:
- «способствовать», «содействовать»,
- «развивать», «воспитывать»,
- «тренировать», «формировать» и т.п.
Company Logo
Воспитательные задачи
- При постановке воспитательных задач исходят из общих воспитательных установок, сформулированных в пояснительной записке программы по предмету «физическая культура».
- Это могут быть задачи, связанные с воспитанием нравственных качеств, самостоятельности, коллективизма, трудолюбия, бережного отношения к инвентарю и оборудованию, привития навыков здорового образа жизни, приобщения к регулярным занятиям физическими упражнениями, стремления к росту результатов (достижений).
Воспитательные задачи
- Для их формулирования можно прибегать к использованию глаголов:
- «воспитывать», «развивать»,
- «приучать», «содействовать»,
- «прививать», «формировать»,
- «повышать» (степень ответственности),
- «усиливать» (интерес, внимание).
Организационное обеспечение урока
Методы организации учащихся на уроке
- Фронтальный метод – организация работы всех учащихся одновременно и в одном направлении.
- Высокая плотность урока;
- Возможность объяснения, задания и методических указаний для всех учащихся.
- Страдает качество обучения, так как учитель не может видеть всех учащихся;
- Невозможность исправить ошибки и работать индивидуально.
- Используется во всех частях урока, но чаще всего в подготовительной и заключительной частях урока .
- Групповой метод – организация работы отдельных групп учащихся. Каждая группа получает свое задание для работы и работает на своем месте. Возможно назначение старшего группы.
- Повышение качества усвоения двигательных действий;
- Возможность учителя осуществить страховку и проводку при первоначальных выполнениях упражнений, указать на ошибки индивидуально каждому ученику;
- Получение учениками организационных умений и навыков при руководстве группой.
- Снижение плотности урока;
- Учитель не всегда может контролировать работу всех групп.
- Используется чаще всего в основной части урока.
- Круговой метод – организация работы учащихся поочерёдно или группами на станциях, последовательно расположенных друг за другом в спортивном зале или школьной плащадке.
- Высокая плотность урока;
- Возможность совершенствовать разученные ранее двигательные действия;
- Хороший способ воспитания физических качеств.
- Учитель не может контролировать выполнение заданий всех учеников;
- Необходимо тщательно подбирать и дозировать задания, для одновременного начала и окончания работы на каждой станции.
- Используется в основной части урока.
- Индивидуальный метод – организация работы со всеми учениками или группой учащихся, для которых дается одно задание, но время выполнения выбирается индивидуально каждым учеником.
- Возможна работа всеми учениками одновременно, но каждый работает над исправлением своих ошибок или выполняет индивидуальное задание учителя.
- Более ценными являются задания, требующие от занимающихся самостоятельной разработки и творческого выполнения плана.
- Руководящая деятельность педагога при организации индивидуальной работы занимающихся значительно усложняется. Требуется тщательная разработка занятий, своевременный контроль и оценка действий, корректность.
ПЛАН – КОНСПЕКТ № 22
урока по баскетболу в 6 классе
Задачи: 1. Разучивание техники ведения мяча, совершенствование перемещения и стойки защитника.
2. Развитие координации, ловкости.
3. Воспитание ответственности, целеустремленности.
Место проведения: спортивный зал.
части урока
содержание
Подготовительная
1.Построение, приветствие, сообщение задач.
дозир
2. Ходьба с заданием:
методические указания
1мин
- на носках
1мин
игра на внимание
3. Подвижная игра «Невод»
- на пятках
5мин
4. Игра «Зеркало»
1мин
5. «Задень противника»
- в полуприседе
руки вверх
руки за голову, локти развести
учащиеся повторяют движения в стойке защитника за учителем
2мин
5. Упражнения с мячами (жонглирование):
основная
учащиеся в парах друг против друга в защитной стойке, задача каждого задеть колено соперника, заслоняя свое
руки в стороны, на уровне плеч
6. Ведение мяча:
- вращение вокруг шеи;
5мин
упражнения выполняются каждым учеником в своём ритме.
7. Совершенствование техники элементов баскетбола:
7мин
- переводы мяча перед собой;
- вращение вокруг талии;
10р
8. Учебная игра:
заключительная
10мин
1 станция – ведение мяча;
- «Назови цифру»
- восьмерка;
все упражнения выполняются учащимися без зрительного контроля
10р
перевод мяча за голову (стараться не касаться мячом головы);
10р
2 станция – бросок набивного мяча;
методом круговой тренировки
перевод мяча за спину (стараться не касаться мячом туловища);
- перекидывание с руки в руку;
стойка баскетболиста, переводы выполняются с одной руки в другую
- в баскетбол (мальчики);
9. Построение, подведение итогов урока
10мин
на каждой станции – 1мин 15сек
10. Домашнее задание.
- «Мяч капитану» (девочки)
1мин
3 станция – передачи мяча;
персональная защита на своей половине
с ударом в пол по свистку;
10р
стойка - ноги врозь, мяч в правой (левой) руке, передача мяча «восьмеркой» вокруг ног;
- перекидывания из-за спины;
Указать на ошибки
1
11. Организованный уход из зала.
учащиеся должны назвать сколько пальцев показывает учитель и по свистку смена ног прыжком и перевод мяча. Обратить внимание на то, что бы получался «треугольник».
4 станция – прыжки через скамейку;
без зрительного контроля;
упражнение выполняется за счет движения кистью, руки расположены в стороны, прямые.
10р
- выпады со сменой ног с проносом мяча.
из положения сидя, из-за головы;
5 станция – бросок мяча в кольцо;
а) упор, лежа на ладонях; б) упор, лежа на кулаках; в) упор, лежа на пальцах.
мяч держим за спиной двумя руками, подбрасываем мяч вверх так, чтобы мяч перелетел через голову, и его легко было поймать спереди.
10р
мин
в стену, двумя от груди;
(каждое выполнять по 15 сек.)
6 станция – челночный бег;
ноги ставим, как можно шире и во время прыжка выполняем перенос мяча.
7 станция – прыжки со скакалкой
выпрыгивание вверх, смена ног;
с 2,5 – 3 м с отражением от щита;