СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика формирования функциональной грамотности в математической грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны методы решения задач, разбоы решений, современные математические технологии, применяемые на уроках математики для развития математической грамотности обучающихся шестого класса 

Просмотр содержимого документа
«Методика формирования функциональной грамотности в математической грамотности»



МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Учитель математики МКОУ «Ходжаказмалярская СОШ им. М.К.Казиева»

Мустафаева Багаханум Насруевна

2023 год

В современном в мире ведущее место занимает потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя»,- сказал Элберт Хаббард

Учащиеся должны уметь решать любые поставленные перед ними задачи. В зависимости от сложности задания выделены три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.

Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.

Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить.

Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты. Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п..

Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:

  1. Как игровой момент на уроке;

  2. Как проблемный элемент в начале урока;

  3. Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;

  4. Как задание для смены деятельности на уроке;

  5. Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого - либо понятия на уроке;

  6. Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;

  7. Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;

  8. Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответствии с какой-то образовательной технологией;

  9. Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;

  10. Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;

  11. Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики.

Приёмы формирования математической грамотности.

Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии.

Технология критического мышления

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Использование технологии критического мышления очень эффективно на уроках математики. Оно развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Учитель и ученик меняются ролями, главная роль принадлежит ученику, а учитель — консультант, помощник. Ученикам очень нравится составлять кластер по разным темам, задание на возвращение к "известной информации", прием "мозаика, инструкции, памятки", вопросы верно или не верно, прием "корзина идей" для отработки навыка решения задач.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов:

1 этап - "Вызов", на котором ребѐнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - "Осмысление": ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - "Рефлексия", предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Технология проблемного обучения

Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функции обучающихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.

Проектная технология

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала. Игра – это частица детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные "путешествия", в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления "диалога" с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме.

Содержание оценки математической подготовки обучающихся основано на понятии математической грамотности. Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального.

Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента:

− контекст, в котором представлена проблема;

− содержание математического образования, которое используется в заданиях;

− мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.

Задача на формирование математической грамотности должна включать три структурных компонента: контекст, содержание математического образования, мыслительная деятельность. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Различают несколько контекстов: общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, научная деятельность.

Математическое содержание заданий в исследовании распределено по четырём категориям, которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями. Это такие категории как пространство и форма, изменение и зависимости, количество,

неопределённость и данные.

Для описания мыслительной деятельности при разрешении предложенных проблем используются следующие глаголы:

– формулировать ситуацию на языке математики;

– применять математические понятия, факты, процедуры;

– интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.

Приведём пример задачи для формирования математической грамотности на уроке математики в 5 классе: для 8 школьных работников администрация решила закупить защитные маски на декабрь. Маски надо менять через каждые 2 часа, рабочий день длится 6 часов и выходной у работников - воскресенье. Фирма А предлагает маски по 3 р. за шт. при покупке 100 шт., фирма Б за 5 р. за шт. при покупке 50 шт. Сколько денег при этом будет потрачено на более выгодную покупку? В ответ запишите полученный результат.

Решение.

1) В декабре 27 рабочих дней (31 - 4 воскресенья)

2) Каждому работнику в день потребуется 6:2= 3 маски

3) 27·3·8 =648 масок потребуется всего

4) Округляем до 700 масок и получаем 7 упаковок по 100 масок и округляем до 650 масок 13 упаковок по 50 масок

5) 7·100·3=2100 р. фирма А

6) 13·50·5=3250 р. фирма Б

Ответ: 2100 р.

Область содержания: количество

Контекст: общественная жизнь

Мыслительная деятельность: применять

Объект оценки: умение округлять и вычислять

Формат ответа: с кратким ответом

Требования, которым удовлетворяет задача:

• Контекстуальная, практическая проблемная ситуация, разрешаемая средствами математики. Контекст, в рамках которого предложена проблема, действительно жизненный. Ситуации связана общественной проблемой. Поставленная проблема интересная и актуальная для учащихся 5-6 классов



Информационно-коммуникационная технология

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это единая информационная система, которая объединяет всех участников образовательного процесса — обучающихся, преподавателей, родителей и администрацию учебных заведений











В рамках работы по формированию математической грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации.

Преимущества ЦОС:

- Доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, которые способствуют расширению и углублению предметных знаний;

- Цифровые решения, которые позволят обучающемуся, не имеющему возможности посещать учебное заведение из-за болезни или по другим причинам, быть на связи с группой и преподавателем во время занятия;

- Интеграция государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;

- Возможность видеотрансляции для распространения лучших занятий.

















Компьютер дает преподавателю математики 5 новых педагогических инструментов: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность, от использования которых прямо зависит эффективность и качество преподавания дисциплины.

Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ядром которых являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.

Использование ЦОР предполагает работу не только самого преподавателя, но и обучающихся.

Например, знакомясь с понятие «случайное событие», обучающимся старших классов было дано задание на дом - выполнить опыт: подбросить монету от 100 до 200 раз, фиксируя количество выпадения орла и решки и заполнить таблицу, с тем, чтобы затем самостоятельно или вместе сделать выводы.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.

Также популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации. Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы.



Здоровьесберегающая технология

Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

Личностно-ориентированная технология

На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Особенностями этой технологии являются:

  1. Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

  2. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

  3. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

  4. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

  5. Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даѐт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Примеры заданий (связь с другими предметами):

Математика-физика

1. Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своем совершать каждый день по 40 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему делать в день по 45 верст. Через сколько дней второй человек догонит первого? (Т.К. первый вышел на день раньше и прошел 40 верст, то второму надо нагнать эти 40 верст. За 40:(45-40) =8 дней.) Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути. (32км/ч)

Математика-биология

1. Мама-слониха имеет массу 600 кг. Найдите массу слонёнка, если известно, что она составляет 1/5 часть от массы большого слона.

Математика-экономика

1. Рабочий купил компьютер за 11400 р. в кредит. При покупке он внёс 2/5 части от стоимости компьютера. Остальные деньги рабочий вносил в течение 10 месяцев. Сколько денег рабочий выплачивал ежемесячно?

Математика-история

1. В московском Кремле находятся Царь-колокол и царь-пушка. Вес колокола 200 тонн, вес пушки 20% веса колокола. Сколько тонн весит царь -пушка?

Для выполнения заданий требуется относительно небольшой объем знаний и умений, которые необходимы для математически грамотного современного человека.

К ним отнесены:

  1. пространственные представления;

  2. пространственное воображение;

  3. свойства пространственных фигур;

  4. умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (в форме таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации;

  5. умение работать с формулами;

  6. знаковые и числовые последовательности;

  7. нахождение периметра и площадей нестандартных фигур;

  8. действия с процентами;

  9. использование масштаба;

  10. использование статистических показателей для характеристики реальных явлений и процессов;

  11. умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости) и др.

Можно применять полученные знания и умения на уроках к решению проблем, возникающих в повседневной практике

Примеры заданий:

Проблемная ситуация (работа в группах) (9 кл.)

Составьте геометрическую прогрессию:

1. Ежедневно каждый болеющий гриппом может заразить четырех окружающих.

Какой вывод мы можем сделать?

2. Дима на перемене съел булочку, не помыв руки. Во время еды в кишечник попало 30 дизентерийных палочек. Через каждые 20 минут происходит деление бактерий (они удваиваются).

Какой вывод мы можем сделать?

3. Каждый курильщик выкуривает в среднем 8 сигарет в сутки. После выкуривания одной сигареты в легких оседает 0,0002 грамма никотина и табачного дегтя. С каждой последующей сигаретой это количество увеличивается в два раза.

Какой вывод мы можем сделать?

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Например, во время устной работы может быть проведена следующая работа: математический диктант, выявляющий умение записывать числа.

Все задания направлены на развитие математической и естественнонаучной грамотности, которое предполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Задания в ОГЭ по математике тоже принимают характер прикладной направленности. Как осуществить подготовку учащихся к решению практико-ориентированных задач ОГЭ. Большинство учителей пока видят выход в разборе типовых задач в рамках урока, включать решение текстовых задач в урок как можно чаще, «разбирать задания подобного рода», формировать у учащихся алгоритм решения.

Обучающиеся часто задаются вопросами: зачем им математика, как она пригодится им в дальнейшем, как знания формул и теорем помогут им в повседневной жизни? Ответить на эти вопросы, а также показать ученикам связь математики с их будущей профессией, изменить их эмоционально-чувственное отношение к предмету позволяют задачи прикладного характера

Задания на развитие математической грамотности с разными видами контекста

Личный контекст

Мама отправила в 13 часов утра Колю за покупками в магазин. Это был день недели - воскресенье. Мама знала, что в воскресенье в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала мальчику с собой 1000 руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине Коле сделает выгодную покупку?

Название магазинов

«Скидкино»
+5% скидка

«Караван»
+ 10 %

«Магнит» 0 %

1

Батон

30 рублей

33 рублей

27 рублей

2

Буханка черного хлеба

27 рублей

28 рублей

30 рублей

3

Пакет кефира

33 рубля

39 рублей

29 рублей

4

Пачка пельменей

130 рублей

127
рублей

132 рубля

5

Упаковка сосисок

283 рублей

275
рублей

26 рублей

6

Пряники

56 рублей

59 рублей

45 рублей

Общественный контекст (образование)

Перед Вами информация по теме «Чем занято человечество?»

По данным информации ответьте на вопросы:

А) Сколько процентов населения работает в сельском хозяйстве?

Б) Сколько процентов населения работает в сфере услуг?

В) На сколько процентов превышает количество населения, занятого в сельском хозяйстве, население, занятое на промышленных предприятиях?

Общественный контекст (трудовая деятельность)

Сергей Петрович хочет проложить прямоугольный внутренний дворик своего нового дома. Длина внутреннего дворика 5,2 метров, а ширина 3,5 метра. Для одного квадратного метра дворика ему понадобится 72 кирпич.

Вычислите, какое количество кирпичей потребуется Сергею Петровичу для целого внутреннего дворика.

Профессиональный контекст

Перед Вами данные по теме «Сколько мы читаем за год?». Изучите их и ответьте на вопросы:

А) Сколько процентов населения читают более 10 книг в год?

Б) Сколько процентов населения не прочитали ни одной книги?

В) На сколько процентов увеличилось число не читающих за десять лет?

Г) Сделайте прогноз: какой процент населения не читает книги в 2023 году?

Д) Как Вы считаете, нужны ли будут книги населению в 2030 году?

Любите ли Вы читать? Сколько книг за год Вы прочитали? Задайте своим одноклассникам вопросы по данным рисунка.

Научный контекст

Задача 1. В Зеландии проводился опрос населения, чтобы определить уровень поддержки президента на предстоящих выборах. Четыре газеты провели свои собственные опросы населения страны. Результаты этих опросов приведены ниже.

Газета 1: 36,5% (опрос проводился 6 января на случайной выборке из 500 граждан, имеющих право голосовать).

Газета 2: 41,0% (опрос проводился 20 января на случайной выборке из 500 граждан, имеющих право голосовать).

Газета 3: 39,0% (опрос проводился 20 января на случайной выборке из 1000 граждан, имеющих право голосовать).

Газета 4: 44,5% (опрос проводился 20 января, были опрошены 1000 людей, которые сами позвонили, чтобы проголосовать).

Результаты какой газеты лучше всего использовать для прогнозирования уровня поддержки президента, если выборы будут проводиться 21 января? Укажите две причины при обосновании вашего ответа. 1. Распознавание математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях

Задача про гаджеты.

Трудно представить жизнь современного школьника без гаджетов, которые они используют для общения, обучения и развлечений. Однако, по мнению специалистов, гаджеты приносят школьникам не только пользу, но и вред здоровью – ухудшают зрение, портят осанку, влияют на нервную систему и др. Поэтому специалисты рекомендуют детям до 12 лет проводить за компьютером не более 1,5 часа в день.

Мише 11 лет, он учится в 6 классе и как все его сверстники очень любит гаджеты. Мама Миши решила посчитать, сколько времени он проводит с гаджетами. Один день она записывала все время, проведенное Миши с гаджетами, а затем занесла полученные данные в таблицу.

Использование гаджета Количество времени

Общение с друзьями в социальных сетях 15.00-16.00, 21.00-21.30

Подготовка к зачетной работе по математике с помощью ресурсов Интернет 17.00-17-30

Игры на телефоне 19.00-20.00

Просмотр видеороликов на различных ресурсах Интернет 20.00-21.00

Задание 1.1 Соответствует ли время, которое проводит Миша с гаджетами, рекомендациям специалистов? Ответ: не соответствует

Задание 1.2 Специалисты советуют целесообразно перераспределить время использования гаджетов:

-на помощь в обучении - 25% времени;

-на общение с друзьями — 20% времени;

-на развитие навыков работы с программами-приложениями — 2/5 времени;

-на развлечения- остальное время.

Сколько времени в минутах максимально может составить просмотр Миши видеороликов на сервисе Тик Ток согласно этому распределению?

Выберите один из ответов:

1) 15 мин;

2) 13,5 мин;

3) 10,5 мин;

4) 60 мин.

Решение: 2\5 это 40%, значит на полезные дела уходит 25%+20%+40%=85%

на развлечения 15%, т. е. 90 мин х 0,15=13,5 мин. Верный ответ 2)

Задание 1.3 В 12 лет время использования гаджетов по рекомендациям специалистов может увеличиться на 2/3. Сколько минут в день сможет просматривать Миша видеоролики на сервисе ТикТок после исполнения 12 лет?

Решение: 2\3 от 90 мин это 60 минут, значит общее время составит 150 минут.

150 х 0,15 =22,5 минуты.

Задание выполнено верно, если приведены все рассуждения и дан верный ответ.

Задание 2. Проблемы загрязнения окружающей среды

20 декабря 2013 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 марта Всемирным днем дикой природы с целью повысить уровень осведомленности широкой общественности в вопросах дикой фауны и флоры. В школе ежегодно проводятся акции в защиту животных. Учащиеся принимают участие в конкурсах плакатов и проектов, посвященных сохранению природной среды.

В школе всего учится 540 учащихся, из них – 35% учащихся начальной школы, 30% учащихся 5-6 классов и 25% учащихся 7-9 классов, остальные – учащиеся 10-11 классов.

Задание 2.1 Учащиеся старших классов вышли на уборку берега реки от различного бытового мусора. Каждый ученик 10-11 классов собрал до 10 кг мусора. Сколько контейнеров потребуется для вывоза собранного мусора, если в каждый контейнер входит до 100 кг?

Решение: 35%+30%+25%=85%, значит ученики 10-11 классов составляют 10%. 540 х 0,1= 54 ученика. 54 х 10= 540 (кг) мусора всего убрано. 540:100=5(40 остаток). Значит потребуется 6 контейнеров.

Задание выполнено верно, если приведены все рассуждения и дан верный ответ

Задание 2.2 Пятиклассники провели опрос в своей школе и выяснили, что ребята считают основными причинами, по которым животные лишаются еды и крова:

1. осушение болот — 45 % опрошенных;

2. вырубку лесов — 50% опрошенных;

3. охоту браконьеров -10 человек.

Можно ли утверждать, что более 210 человек из опрошенных считают основными причинами голода в животном мире экологические проблемы? Решение: 45%+50%=95%, значит 10 человек это 5%. Значит всего опрошено 10 х 20=200 человек. 210200, и больше 190, значит это невозможно.

Задание выполнено верно, если приведены все рассуждения, обоснован выбор экологических проблем и дан верный ответ



Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!