Методика формирования понятия «Имя существительное»
Представление об имени существительном формируется у младших школьников постепенно, на протяжении 4 лет обучения.
При изучении имени существительного в 1 классе перед учителем стоит задача научить детей правильно ставить вопросы Кто? Что? и различать слова по данным вопросам. Здесь целесообразны упражнения, которые помогли бы детям, отправляясь от конкретных представлений об этих словах, сделать некоторое обобщение. Например, возможны такие упражнения:
1. Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос Что? и обозначают предметы. Пр.: скамейка, чайник, кофта, шапка, кровать, чашка, шубка и т.д.
Напишите эти слова по группам: мебель, посуда, одежда.
2. Напишите слова по группам: инструменты, материалы, машины. Пр.: трактор, камень, молоток, комбайн, кирпич, топор, автомобиль и т.д.
Дети до изучения грамматики, как правило, названиями предметов считают только те слова, которые обозначают вещи (книга, ручка, тетрадь), не относят к ним те слова, которые обозначают людей, животных, растения, явления природы и общественной жизни.
В это время целесообразны такие упражнения, как:
1) ответы на вопросы Кто? Что? по картинкам и по прочитанному тексту;
2) выписывание слов, обозначающих такие предметы;
3) списывание предложений со вставкой нужных по смыслу слов, обозначающих и конкретные предметы, и живые существа, и явления природы, и события (война, революция), и качества (доброта, смелость, белизна), и действия (бег, ходьба, переход), и состояния (сон, радость) и т.д.
Следующим важным понятием, которое усваивается учениками начальной школы, является понятие одушевлённости и неодушевлённости (2 кл.). Деление конкретных существительных на одушевлённые и неодушевлённые опирается на их семантику: обозначают ли они живых существ – людей и животных – или обозначает предметы неживой природы.
Это основной признак, по которому к слову ученики задают вопрос Кто? или Что?
Для формирования навыка определения рода имён существительных в школьной практике используется приём употребления существительного с сочетанием он мой, она моя, оно моё.
На начальном этапе работы с категорией рода имён существительных для упражнения предлагаются только слова в И.п. Затем учащиеся работают с текстом, в котором существительные употреблены в косвенных падежах, в ед.ч. и мн.ч. Ученик называет имя существительное в начальной форме и после этого определяет род (Пр.: в лагере…лагерь – он мой – м.р.)
При изучении рода имён существительных необходимо использовать слова, распознавание рода которых вызывает затруднение у учащихся: табель (м), мебель (ж), карамель (ж), вермишель (ж), тюль (м), туфля (ж) и др. Целесообразно принести на урок толковый словарь и показать, как по словарю можно уточнить род существительных. Специальные уроки отводятся для наблюдения над родовыми окончаниями, в частности для упражнений в написании безударных окончаний имён существительных среднего рода (дерево, повидло, болото, покрывало, сердце, полотенце и др.)
Обращается внимание на согласование существительного и прилагательного: топкое болото, глубокое озеро, голубое блюдо и т.п. Следует подчеркнуть роль ь после шипящих – мягкий знак в этих словах выполняет грамматическую функцию: показывает, что существительное ж.р., например, речь, дочь.
Правило об употреблении ь после шипящих не представляет особой трудности, и учащиеся могут самостоятельно вывести его.
Чтобы предупредить ошибочное написание ь у сущ. ж.р. в Р.п. и мн.ч. (задач, туч, рощ, и т.д.), мы отмечаем, что ь пишется после шипящих у существительных ж.р. только в И.п.
Категория числа имени существительного указывает на количество одушевлённых и неодушевлённых предметов.
Сущность категории числа имён существительных учащиеся усваивают на основе сравнения слов, обозначающих один и раздельное множество этих же предметов (яблоко – яблоки, тетрадь – тетради, газета – газеты).
Например, выясняется, сколько предметов обозначает существительное яблоко и существительное яблоки. Известно, что в русском языке не все существительные изменяются по числам.
Программа начальной школы не предусматривает ознакомление с существительными, которые употребляются только в единственном или множественном числе.
Понятие склонение имён существительных формируется практически при изучении падежей.
При формировании этого понятия особое внимание уделяется умению правильно задавать вопросы к нужному слову.
Нужно научить школьников правильно задавать вопросы к слову.
Есть слова, которые относятся к подлежащему и составляют группу подлежащего, чаще всего это определения. Такие второстепенные члены предложения, как обстоятельство и дополнение, чаще всего относятся к сказуемому и составляют группу сказуемого.
Младшие школьники ещё не знают синтаксиса, поэтому оперировать терминами на уроке мы не можем. Термин «главные члены предложения» можно заменить словосочетанием главные слова, подчёркивая их функцию. Таким образом, сначала в каждом предложении находим главные слова и подчёркиваем их: главное слово – имя существительное – одной чертой, а главное слово – глагол – двумя чертами (это пропедевтика понятия «главные члены предложения»).
Младшие школьники должны хорошо знать названия падежей, падежные вопросы, вспомогательные слова (есть, нет, даю, вижу, творю, мечтаю), которые помогают определить падеж, и порядок следования падежей (запомнить порядок помогает небылица «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку»).
Падеж имени существительного выражает отношение существительного к другим словам в предложении. Работу над падежами можно начинать только после того, как учащиеся научатся выделять в предложении слова, связанные по смыслу и грамматически (словосочетания). И в дальнейшем вся работа над падежами – это работа над связью слов в предложении.
В начальных классах до изучения темы «Склонение» важно обратить внимание на то, что, включая слова в предложения, часто приходится изменять букву или буквы в конце слова.
Изменение необходимо для того, чтобы установить связь между словами в предложении.
Лексическое значение слова при этом не изменяется.
Система работы над склонением имён существительных условно делится на четыре этапа.
На первом этапе формируется представление о склонении как изменении окончаний имён существительных по вопросам в зависимости от связи слов в предложении; изучаются особенности каждого падежа.
Учащиеся учатся склонять имена существительные с ударными окончаниями, овладевают последовательностью действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы определить падеж имени существительного по совокупности его основных признаков.
На падежную форму слова влияет в предложении предлог. Предлоги и падежные окончания являются средствами выражения связи слов, объединённых в словосочетания.
Чтобы учащиеся могли пользоваться вопросами для распознавания падежей, необходимо, во-первых, научить их ставить вопрос к существительному от того слова, к которому существительное относится в предложении, с которым связано по смыслу, во-вторых, дети должны хорошо знать вопросы падежей. Т.п. можно распознать как по вопросу, так и по окончанию.
В русском языке есть предлоги, которые употребляются только с одним падежом и, следовательно, являются показателем этого падежа.
Нецелесообразно требовать механического запоминания предлогов, которые употребляются только с одним падежом.
Для сознательного усвоения полезно сопоставить все предлоги по таблице предлогов и выделить такие, которые употребляются только с одним падежом.
На втором этапе изучаются 1, 2, 3 – е склонение имён существительных.
У учащихся формируется умение определять склонение имён существительных по роду и окончанию в начальной форме. Материал упражнений акцентирует внимание детей на каждом из признаков.
Труднее учащимся узнать склонение у существительных в косвенных падежах.
Поэтому, после того как они научились определять склонение у существительных в И.п, широко используются тексты.
Важно, чтобы учащиеся лаконично доказывали, как определить склонение.
Например, читаем предложение: Без дождя и трава не растёт. Основа предложения трава не растёт. Трава – существительное женского рода, окончание –а, значит,1-го склонения. Не растёт (без чего?) без дождя. Дождя - дождь- существительное мужского рода, окончание нулевое, значит, 2-го склонения.
На третьем этапе изучается правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
Основная задача данного этапа – формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и развитие осознанного употребления имён существительных в разных падежах.
Для того чтобы усвоенные грамматические знания учащиеся могли использовать для решения орфографических задач, большое внимание уделяется последовательности действий, которые необходимо выполнить для правильного написания безударных окончаний.
1.Ученик ставит вопрос к существительному от слова, с которым это существительное связано в предложении, и записывает вопрос в скобках.
2.По вопросу и предлогу определяет падеж (указывает его в скобках).
3.Узнаёт склонение (отмечает цифрой склонение и, как результат, пишет окончание), например: живёт (где? в чём? П.п. 1-е склонение, -е) в деревне.
Позднее отпадает необходимость в подробной записи. Учащиеся письменно отмечают только падеж и склонение. Далее все операции протекают в уме, т. е без записи.
На четвёртом этапе изучаются склонение и правописание имён существительных во множественном числе.
Его основные задачи:
- ознакомление учащихся с особенностями склонения существительных во множественном числе. Вывод, который делают школьники: во множественном числе существительные не делятся на три склонения;
- совершенствование умения правильно употреблять в речи имена существительные множественного числа, исправление речевых ошибок.
Особого внимания требует употребление в речи форм И.п. и Р.п. существительных множественного числа и среднего рода, например: озеро - озёра, озёр, гнездо- гнёзда, гнёзд, и т.д.
Работа на уроках носит практическую направленность и включает лишь элементарные обобщения. Учащиеся наблюдают над окончаниями существительных в Р.п. и замечают, что большинство существительных мужского рода имеют окончание - ов (помидоров, огородов, домов), но это не является обязательным для всех существительных мужского рода (много чего? ботинок, чулок, и т.п). Большинство существительных женского и среднего рода в Р. п. имеют нулевое окончание (например, три килограмма яблок).