СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика исследования памяти

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика исследования памяти

Структура методики

1.      Оценка состояния объема кратковременной и долговременной зрительной памяти

2.      Исследование кратковременной и долговременной слуховой памяти

Содержание методики

1.      Оценка состояния объема кратковременной и долговременной зрительной памяти

Методика «Запомни рисунки»

  1. Исследование кратковременной зрительной памяти

Стимульный материал: картинки с изображением геометрических фигур.

Процедура: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения испытуемого и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Критерии оценки:

10 баллов — испытуемый узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — испытуемый узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — испытуемый узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — испытуемый узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — испытуемый узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — испытуемый не узнал на картинке ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

  1. Исследование зрительной долговременной памяти.

Стимульный материал: Вторая картинка с изображением геометрических фигур из предыдущего теста.

Процедура: «Вспомни, какие изображения были на первой картинке и снова покажи их на второй картинке».

Через 40 минут испытуемому повторно показывают вторую картинку. Ему необходимо воспроизвести максимальное количество информации.

Критерии оценки:

10 баллов — испытуемый узнал на картинке все девять изображений, показанных ему.

8-9 баллов — испытуемый узнал на картинке 7-8 изображений.

6-7 баллов — испытуемый узнал 5-6 изображений.

4-5 баллов — испытуемый узнал 3-4 изображения.

2-3 балла — испытуемый узнал 1-2 изображения.

0-1 балл — испытуемый не узнал на картинке ни одного изоб­ражения.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

    1. балл — очень низкий.

Тест  «Вспомни картинки»

Цель 1: оценка состояния кратковременной зрительной памяти и деятельности удержания материала; уточнение объема запоминаемого материала.

Материал: картинки на которых изображены: яблоко, ель, кукла, самолет, мяч, стул.

Процедура: Показать ребенку последовательно шесть картинок, на которых изображены знакомые ему предметы. Время предъявления картинки не более 5 секунд.

После предъявления последней картинки попросить ребенка в любом порядке назвать предметы, которые он запомнил. Не учитывать называемые ребенком предметы, которых не было на картинках, а также повторы.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - запомнил 6   картинок;

4 балла - запомнил 4-5  картинок;

3 балла - запомнил 2-3  картинки;

2 балла  - запомнил 1  картинку;

1 балл - не запомнил ни одной картинки.       

Цель 2: оценка состояния долговременной зрительной памяти и деятельности удержания материала; уточнение объема запоминаемого  материала.

Процедура: показать ребенку картинки с предметами, которые он забыл назвать, а через 10 минут предложить ему еще раз вспомнить все картинки. Через час предложить ребенку еще раз назвать изображенные на картинках предметы.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - запомнил 6 картинок;

4 балла - запомнил 4-5 картинок;

3 балла - запомнил 2-3 картинки;

2 балла - запомнил 1 картинку;

1 балл - не запомнил ни одной картинки.

Методика изучения непроизвольной памяти

Цель: Оценка состояния зрительной непроизвольной памяти

Стимульный материал:10 цветных картинок размером 6,5х10 см, например: ромашка, стол, кровать, диван, капуста, лук, свекла, слон, заяц, еж.

Процедура:  Испытуемому показывают по очереди картинки – набор из 10 штук (они должны быть знакомы ребенку). При этом экспериментатор не ставит перед малышом задачу на запоминание. Он говорит: «Я сейчас покажу тебе картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. Расстояние от изображения до уровня глаз испытуемого 25-30 см. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После демонстрации десяти картинок ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил». Учитывается, сколько предметов из общего числа названо ребенком по памяти, повторы не учитываются, также как и названные предметы, которых на картинках не было.

Критерии оценки:

10 баллов – испытуемый узнал 9 – 10 картинок

8-9 баллов – испытуемый узнал 7 – 9 картинок

5-7 баллов – испытуемый узнал 6 - 7 картинок

2-4 балла – испытуемый узнал 3 – 5 картинки

0-1 балл – испытуемый назвал 2 картинки или меньше

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

5-7 баллов — средний.

2-4 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

  1. Методика изучения произвольной памяти

Цель: Оценка состояния произвольной памяти

Стимульный материал:

10 цветных картинок размером 6,5х10 см, например: коза, собака, лошадь, груша, яблоко, апельсин, сушки, печенье, сосиски, ель.

Процедура: Испытуемому показывают набор картинок и предлагают запомнить как можно больше картинок для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания не указывают. Каждая картинка экспонируется в течение 3 секунд. Расстояние от изображения до уровня глаз испытуемого 25-30 см. После показа всех картинок испытуемые воспроизводят по памяти предметы, изображенные на них.

Критерии оценки:

10 баллов – испытуемый узнал 9 – 10 картинок

8-9 баллов – испытуемый узнал 7 – 9 картинок

5-7 баллов – испытуемый узнал 6 - 7 картинок

2-4 балла – испытуемый узнал 3 – 5 картинки

0-1 балл – испытуемый назвал 2 картинки или меньше

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

5-7 баллов — средний.

2-4 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

 

Просмотр содержимого документа
«Методика исследования памяти»

Методика исследования памяти

Структура методики

1. Оценка состояния объема кратковременной и долговременной зрительной памяти

2. Исследование кратковременной и долговременной слуховой памяти

Содержание методики

1. Оценка состояния объема кратковременной и долговременной зрительной памяти

Методика «Запомни рисунки»

  1. Исследование кратковременной зрительной памяти

Стимульный материал: картинки с изображением геометрических фигур.

Процедура: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения испытуемого и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Критерии оценки:

10 баллов — испытуемый узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — испытуемый узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — испытуемый узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — испытуемый узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — испытуемый узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — испытуемый не узнал на картинке ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

  1. Исследование зрительной долговременной памяти.

Стимульный материал: Вторая картинка с изображением геометрических фигур из предыдущего теста.

Процедура: «Вспомни, какие изображения были на первой картинке и снова покажи их на второй картинке».

Через 40 минут испытуемому повторно показывают вторую картинку. Ему необходимо воспроизвести максимальное количество информации.

Критерии оценки:

10 баллов — испытуемый узнал на картинке все девять изображений, показанных ему.

8-9 баллов — испытуемый узнал на картинке 7-8 изображений.

6-7 баллов — испытуемый узнал 5-6 изображений.

4-5 баллов — испытуемый узнал 3-4 изображения.

2-3 балла — испытуемый узнал 1-2 изображения.

0-1 балл — испытуемый не узнал на картинке ни одного изоб­ражения.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

    1. балл — очень низкий.

Тест «Вспомни картинки»

Цель 1: оценка состояния кратковременной зрительной памяти и деятельности удержания материала; уточнение объема запоминаемого материала.

Материал: картинки на которых изображены: яблоко, ель, кукла, самолет, мяч, стул.

Процедура: Показать ребенку последовательно шесть картинок, на которых изображены знакомые ему предметы. Время предъявления картинки не более 5 секунд.

После предъявления последней картинки попросить ребенка в любом порядке назвать предметы, которые он запомнил. Не учитывать называемые ребенком предметы, которых не было на картинках, а также повторы.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - запомнил 6 картинок;

4 балла - запомнил 4-5 картинок;

3 балла - запомнил 2-3 картинки;

2 балла - запомнил 1 картинку;

1 балл - не запомнил ни одной картинки.

Цель 2: оценка состояния долговременной зрительной памяти и деятельности удержания материала; уточнение объема запоминаемого материала.

Процедура: показать ребенку картинки с предметами, которые он забыл назвать, а через 10 минут предложить ему еще раз вспомнить все картинки. Через час предложить ребенку еще раз назвать изображенные на картинках предметы.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - запомнил 6 картинок;

4 балла - запомнил 4-5 картинок;

3 балла - запомнил 2-3 картинки;

2 балла - запомнил 1 картинку;

1 балл - не запомнил ни одной картинки.

Методика изучения непроизвольной памяти

Цель: Оценка состояния зрительной непроизвольной памяти

Стимульный материал:10 цветных картинок размером 6,5х10 см, например: ромашка, стол, кровать, диван, капуста, лук, свекла, слон, заяц, еж.

Процедура: Испытуемому показывают по очереди картинки – набор из 10 штук (они должны быть знакомы ребенку). При этом экспериментатор не ставит перед малышом задачу на запоминание. Он говорит: «Я сейчас покажу тебе картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. Расстояние от изображения до уровня глаз испытуемого 25-30 см. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После демонстрации десяти картинок ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил». Учитывается, сколько предметов из общего числа названо ребенком по памяти, повторы не учитываются, также как и названные предметы, которых на картинках не было.

Критерии оценки:

10 баллов – испытуемый узнал 9 – 10 картинок

8-9 баллов – испытуемый узнал 7 – 9 картинок

5-7 баллов – испытуемый узнал 6 - 7 картинок

2-4 балла – испытуемый узнал 3 – 5 картинки

0-1 балл – испытуемый назвал 2 картинки или меньше

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

5-7 баллов — средний.

2-4 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

  1. Методика изучения произвольной памяти

Цель: Оценка состояния произвольной памяти

Стимульный материал:

10 цветных картинок размером 6,5х10 см, например: коза, собака, лошадь, груша, яблоко, апельсин, сушки, печенье, сосиски, ель.

Процедура: Испытуемому показывают набор картинок и предлагают запомнить как можно больше картинок для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания не указывают. Каждая картинка экспонируется в течение 3 секунд. Расстояние от изображения до уровня глаз испытуемого 25-30 см. После показа всех картинок испытуемые воспроизводят по памяти предметы, изображенные на них.

Критерии оценки:

10 баллов – испытуемый узнал 9 – 10 картинок

8-9 баллов – испытуемый узнал 7 – 9 картинок

5-7 баллов – испытуемый узнал 6 - 7 картинок

2-4 балла – испытуемый узнал 3 – 5 картинки

0-1 балл – испытуемый назвал 2 картинки или меньше

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

5-7 баллов — средний.

2-4 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Тест «Посмотри и запомни»

Цель: оценка состояния кратковременной зрительной памяти и внимания, уточнение объема запоминаемого материала и способность воспроизведения материала в точной последовательности.

Процедура: Показать ребенку 5 картинок.

Инструкция: "Посмотри, как расположены картинки". Затем перевернуть картинки и предложить ребенку назвать их по порядку, как они были расположены.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - инструкция понята и выполнена, ошибок не допущено;

4 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, без ошибок;

3 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, возможны небольшие ошибки (1-2);

2 балла - инструкция понята и выполнена после многочисленных повторов и при значительной организующей помощи взрослого, с многочисленными ошибками;

1 балл - не смог выполнить задания.

Тест «Вспомни рисунки и раскрась правильно»

Цель: оценка уровня развития зрительной памяти, ее точности, скорости запоминания и качество предъявления усвоенного материала.

Процедура: Показать ребенку последовательно 4 рисунка. Время предъявления рисунка 1 минута. Объяснить ребенку, что он должен внимательно посмотреть на рисунок и запомнить его очень точно. Далее предложить ему на незаштрихованном листе закрасить то, что только что видел.
Результаты оцениваются по четырем рисункам.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - запомнил 4 рисунка;

4 балла - запомнил 3 рисунка;

3 балла - запомнил 2 рисунка;

2 балла - запомнил 1 рисунок;

1 балл - не запомнил ни одного рисунка.

Тест «Запомни и найди»

Цель: оценка объема и устойчивости зрительной памяти, полноты воспроизведения.

Материал: таблицы.

Инструкция: "Мы будем играть в "запоминалки". Я буду показывать тебе картинки, а ты постарайся запомнить их как можно больше, а затем найти на другом рисунке".

Процедура: Ребенку необходимо показать карточку с изображением предметов в верхней части рисунка и предложить запомнить эти предметы, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.



Критерии оценки выполнения задания:

5 6аллов - воспроизводит 4 картинки;

4 6алла - воспроизводит 3 картинки;

3 балла - воспроизводит 2 картинки;

2 балла - воспроизводит 1 картинку;

1 балл - не воспроизводит ни одной картинки.

Тест «Запомни и нарисуй»

Цель: оценка объема зрительной памяти, ее прочности и продуктивности сохраненного материала на основе предложенного рисунка.

Материал: образец для запоминания.

Инструкция: "Посмотри на рисунок, постарайся запомнить, что там нарисовано, а потом нарисуй это на другом листе".

Процедура: ребенку предъявляется рисунок, на котором изображены фигуры: треугольник овал, квадрат, ромб, сердце, стрелка.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – воспроизводит все фигуры правильно;

4 балла – воспроизводит все фигуры, но с ошибкой;

3 балла – воспроизводит хотя бы 2 фигуры правильно;

2 балла - воспроизводит хотя бы 1 фигуру правильно;

1 балл - не воспроизводит ни одной фигуры.

Тест «Восстанови порядок»

Цель: оценка объема кратковременной зрительной памяти, быстроты вспоминания и качество воспроизведенного материала.

Процедура: Перед ребенком необходимо разложить шесть игрушек (предметов), в случайном порядке. Предложить ребенку запомнить их расположение (30с). Затем ребенок отворачивается, а экспериментатор меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить всё в первоначальном виде.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – ребенок полностью справился с заданием;

4 балла – ребенок полностью справился с заданием, с одной ошибкой;

3 балла – ребенок выполнил задание с двумя ошибками;

2 балла - ребенок выполнил задание с тремя и более ошибками;

1 балл – ребенок не справился с заданием.

2. Исследование кратковременной и долговременной слуховой памяти

Методика «10 слов» (А. Р. Лурия)

Цель 1: оценка состояния объема кратковременной слухоречевой памяти.

Стимульный материал: Используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа. Например:

  • Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

  • Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Процедура:
Инструкция 1:«Сейчас мы будем запоминать слова. Слушай внимательно. После того, как я произнесу все слова, ты их мне повторишь так, как запомнил, в любом порядке. Постарайся запомнить как можно больше слов».

Слова зачитываются медленно (с промежутками 0,5 – 1 секунд) и четко. После первого повторения слов испытуемым, в специальной таблице протокола отмечаются воспроизведенные им слова. Целесообразно фиксировать последовательность воспроизведения слов цифрами. В последней графе таблицы регистрируется суммарное количество слов, воспроизведенных ребенком. Никаких замечаний по поводу деятельности испытуемого не делается. После первого воспроизведения говорится, что «всё хорошо», и исследование продолжается.

Важным условием является соблюдение тишины в процессе обследования, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих испытуемого.

Необходима большая точность и стандартность произнесения слов. Желательно, чтобы даже интонирование при каждом повторении было идентичным.

Инструкция 2: «Сейчас я снова прочту те же слова, а ты их опять повторишь, и те, что ты говорил, и новые, которые запомнишь»

Процедура запоминания повторяется. В зависимости от целей исследования количество повторов может быть сокращено до 5, либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (как правило, для этого требуется не больше 9 – 10 повторов) - такое проведение исследования возможно при условии, что утомление ребенка не наступит раньше, чем все 10 слов будут «устойчиво» запомнены. В противном случае (в ситуации, когда испытуемый начинает «терять» запомненное до полного запоминания всех 10 слов) подобное исследование, с нашей точки зрения проводить нецелесообразно.

При третьем и последующих предъявлениях слов инструкция в развернутом виде не повторяется. Исследователь просто говорит: «Еще раз».

Критерии оценки:

10 баллов – испытуемый назвал 10 слов с первого раза.

8–9 баллов – испытуемый назвал 8–9 слов с первого раза.

6–7 баллов – испытуемый назвал 6–7 слов с первого раза.

4–5 баллов – испытуемый назвал 4–5 слов с первого раза.

2–3 балла – испытуемый назвал 2–3 слова с первого раза.

0–1 балл – испытуемый за все время назвал не более 1 слова.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

Каждое повторение слов испытуемым регистрируется в таблице протокола, также в нем отражается суммарное количество запомненных слов в каждой попытке.

Цель 2: Оценка состояния объема долговременной слухоречевой памяти.

Процедура: Через 40 – 50 минут исследователь предлагает испытуемому вспомнить слова из предыдущего теста. «А теперь давай вспомним слова, которые мы запоминали».

В протоколе регистрируются все слова, которые вспомнил испытуемый, и последовательность, в которой он их воспроизводил.

Критерии оценки:

10 баллов – испытуемый назвал 10 слов.

8–9 баллов – испытуемый назвал 8–9 слов.

6–7 баллов – испытуемый назвал 6–7 слов.

4–5 баллов – испытуемый назвал 4–5 слов.

2–3 балла – испытуемый назвал 2–3 слова.

0–1 балл – испытуемый назвал не более 1 слова.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

Тест «Запоминание и воспроизведение предложений»

Цель: оценка объема кратковременной слухоречевой памяти, ее устойчивости, полноты и быстроты вспоминания.

Процедура: Предложения произносятся парами. Ребенок должен повторить предложения в правильной последовательности.

Инструкция: «Внимательно слушай и повторяй предложения в том же порядке, как их называю я».

Материал: три пары предложений:

1 пара – два предложения из трех слов: Мальчик учит уроки. Девочка моет пол.

2 пара – два распространенных предложения, связанных по смыслу: Дети принесли из леса ягоды. Маша сварила из ягод вкусное варенье.

3 пара – два распространенных предложения, не связанных по смыслу. В городе много машин и автобусов. Полянка покрылась зеленой травой.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – правильное воспроизведение всех предложений;

4 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях третьей пары;

3 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях третьей пары, перестановка слов в предложениях второй пары;

2 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях второй и третьей пары;

1 балл – перестановка и пропуск слов во всех парах предложений.


Тест «Исправь ошибки»

Цель: оценка объема кратковременной слухоречевой памяти, ее устойчивости и внимания при исправлении ошибок в представленном стихотворении.

Инструкция: «Прослушай стихотворение. Что перепутано в нем?» Исправь ошибки.

Если ребенок не может выявить ошибки, ему необходима помощь, то в качестве подсказки необходимо показать ребенку картинку на сюжет данного стихотворения.

Дым на улице стоит, - Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка, - Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот - Начал дружно таять мед.

Пироги пекутся в речке, - Рыбаки сидят у печки.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - инструкция понята и выполнена, ошибок не допущено;

4 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, без ошибок;

3 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, возможны небольшие ошибки (1-2);

2 балла - инструкция понята и выполнена после многочисленных повторов и при значительной организующей помощи взрослого, с многочисленными ошибками;

1 балл - не смог выполнить задания.

Тест «Перескажи текст»

Цель: оценка объема и глубины слухоречевой памяти на материале связного текста.

Инструкция: «Прослушай небольшой рассказ и постарайся пересказать его как можно точнее».

«Зима»

Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.

Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.

Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – ребенок смог воспроизвести текст;

4 балла – смог воспроизвести текст с незначительными ошибками;

3 балла – смог воспроизвести текст с помощью взрослого и наводящих вопросов;

2 балла – в пересказе ребенка много ошибок;

1 балл – ребенок не смог воспроизвести текст.

Тест «Запомни фразы»

Цель. Оценка полноты и глубины слухоречевой памяти на материале не связанных между собой предложений.

Процедура: Ребенку читают фразы:

  1. Осенью идут дожди.

  2. Дети любят играть.

  3. В саду растут яблони и груши.

  4. В небе летит самолет.

  5. Девочка помогает своей бабушке.

Ребенка просят повторить те фразы, которые ему удалось запомнить.

При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять не обязательно. Фразы повторяются еще 1 раз. Результат оценивается после 2 попыток.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - ребенок запомнил 5 фраз;

4 балла - ребенок запомнил 4 фразы;

3 балла - ребенок запомнил 3 фразы;

2 балла - ребенок запомнил 2 фразы;

1 балл - ребенок запомнил 1 фразу.

Тест «Вспомни слова»

Цель: оценка состояния кратковременной слухоречевой памяти детей с ОНР, удержание следов на материале глаголов.

Материал: ряд разнообразных глаголов, не имеющих между собой ни­какой связи: бежать, мыть, прыгать, сидеть, читать, спать.

Инструкция: «Послушай внимательно слова, которые я назову, и запомни их». Слова можно воспроизвести в любом порядке.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – ребенок запомнил все 6 слов;

4 балла – ребенок запомнил 5 слов;

3 балла – ребенок запомнил 3-4 слова;

2 балла – ребенок запомнил 1-2 слова;

1 балл - не смог назвать ни одного слова.

Тест «Запомни и назови»

Цель: оценка состояния долговременной слухоречевой памяти детей с ОНР, длительности удержания следов на материале прилагательных.

Материал: ряд разнообразных прилагательных, не имеющих между со­бой связи: красный, веселый, вкусный, круглый, кислый, добрый.

Процедура: Ребенку предлагается запомнить ряд знакомых ему слов. Слова повторяются экспериментатором 4 раза. После всех повторов ребенка отвлекали игрой, а через час без повторного предъявления предлагалось вспомнить эти же слова в любой последовательности.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – ребенок запомнил все 6 слов;

4 балла – ребенок запомнил 5 слов;

3 балла – ребенок запомнил 3-4 слова;

2 балла – ребенок запомнил 1-2 слова;

1 балл - не смог назвать ни одного слова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!