СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика изучения числительных в начальной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

..............

Просмотр содержимого документа
«Методика изучения числительных в начальной школе»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»




ПРОВЕРИЛ

________/_________/

«___» _________20___г.







Методика изучения числительных в начальной школе










Выполнила:

cтудентка Ш-31 группы

Уколова Дарина






Ейск, 2023г.

Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками. Название «числительное» является производным от слова число, образованным по аналогии с наименованиями других именных частей речи (существительное, прилагательное).

Имя числительное – часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете.

В начальных классах происходит знакомство с этой частью речи, даются представления о значении, грамматических признаках и синтаксической роли имени числительного.

Система изучения имени числительного

1.Подготовительный (пропедевтический) этап заключается в том, что учащиеся знакомятся с именами числительными практически, т.е. они узнают, что в русском языке существуют слова, которые обозначают числа и выраженные в числах количества, счёта. Этот этап начинается ещё с периода обучения грамоте, т.к. учащиеся используют в своей речи числительные, произнося цифры и числа, на уроках математики уже с первого класса; а заканчивается к концу 3 – началу 4 класса.

II. Основной этап

Цель основного этапа – познакомить учащихся с именем числительным (не только на практическом уровне, но и на теоретическом), как с частью речи, её грамматическими признаками, разрядами по значению; закрепить первоначальное умение распознавать имя числительное среди других частей речи; обогатить лексику учащихся словами со значением числа; показать сферу употребления этих слов в считалках, загадках, пословицах; показать важность умения правильно строить речевое высказывание с использованием в нём числительных.

III. Заключительный этап

На заключительном этапе работы над именем числительным учащимся предлагаются упражнения на закрепление полученного материала и проверку знаний о данной части речи. Основной и заключительный этапы разграничены условно. На заключительном этапе школьникам даются задания, с видами которых они познакомились на основном этапе, отличие заключается лишь в том, что на данном этапе учащиеся выполняют упражнения самостоятельно, без помощи учителя.

Числительное как часть речи вводится только в 4 классе.

Основные темы:

Общее представление о числительных.

Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных

Словарь по именам числительным.

Имя числительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос "сколько?" или "какой?".

Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пятьстолов) и отвечают на вопрос "сколько?".

Количественные числительные бывают целые(пять), дробные (пять седьмых) и собирательные(пятеро).

Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счетными существительными, т. е. с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счетными существительными (две третьих конфет), так и с несчетными существительными (две третьих воды), но не могут сочетаться с одушевленными существительными.

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми:

1) с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существительными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины),

2) с существительными человек, лицо, ребенок (пятеро людей, лиц, детей),

3) с названиями детенышей животных (семеро козлят),

4) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются преимущественно числительные двое, трое и четверо,

5) с существительными, называющими парные предметы (двое носков); два носка — это два носка, а двое носков — это четыре носка, т. е. две пары носков,

6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих).

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос "какой?".