СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика изучения глагола в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика изучения глагола в начальной школе»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»




ПРОВЕРИЛ

________/_________/

«___»_________20___г.








Методика изучения глагола в начальной школе












Выполнила:

cтудентка Ш-31 группы

Кукса Галина










Ейск, 2023г.

Цель изучения глагола в начальной школе: получение первоначальных представлений о данной части речи, её грамматических признаках и развитие умений правильно употреблять глагольную лексику в речи.

Данная цель конкретизируется в ряде задач:

Выработка умений опознавать глагол среди других слов и характеризовать его признаки.

Формирование правописных умений, в частности, умения писать безударные личные окончания, -ться / -тся.

Развитие морфолого-грамматических и коммуникативных умений (образовывать нормативные формы времён, уместно употреблять глаголы в речи).

Принципы изучения глагола в начальной школе:

Последовательность, то есть обучение выстраивается на основе наблюдения над конкретным лексическим материалом с постепенным выделением общих признаков слов данной группы и их конкретизацией.

Морфолого-синтаксический принцип предполагает изучение части речи в контексте выполняемой ей синтаксической функции в предложении.

Принцип изучения орфографических тем на базе грамматики: усвоение правописания глаголов осознаётся через овладения категориями спряжения, лица и числа, неопределённой формы.

Коммуникативный принцип ориентирует на изучение роли глагола в построении предложения и текста, овладение возможностями глагольной синонимии, использования глагольной лексики для создания собственных высказываний.

Система работы над глаголами в начальных классах

1 класс. Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором полугодии I класса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?» У части глаголов, как известно, лексическое значение совпадает с грамматическим (бежит, летает, прыгает, ходит, бросает и т. п.). Рассматривая постановку вопросов к глаголам, необходимо подчеркнуть также, что данный вид работы не должен носить формального характера. Например, при распознавании вопросов что делает? И что делают? первоклассники практически знакомятся с изменением глаголов по числам, подводятся к пониманию сущности формы числа глагола. Учащимися 1 класса связь вопроса, на который отвечает глагол, и формы числа глагола воспринимаются следующим образом: слово отвечает на вопрос что делает? если обозначает действие одного предмета; слово отвечает на вопрос что делают? если обозначает действие двух или нескольких предметов. Необходимым условием работы над глаголом (так же, как и над другой частью речи) является составление предложений с фиксацией внимания учащихся на употреблении определенных глаголов и постановке к ним вопросов.

Работа над глаголами во 2 классе. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящее по смыслу слово, учащиеся устанавливали связь между тем, что обозначает слово, и вопросом, на который оно отвечает. Например, во время прогулки, наблюдая за поведением птиц, учащиеся дополняют предложения подходящими по смыслу словами: Птицы осенью что делают? улетают, покидают, (родные края), сбиваются (в стаи).

Изучение глагола в 3 классе. Основные задачи данного этапа состоят в формировании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с изменением глаголов по числам и временам, овладении учащимися умением образовывать временные формы глаголов, наиболее употребительных в речи младших школьников. Учащиеся на основе конкретных наблюдений подводятся к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает действие двух или нескольких предметов; при изменении числа глагола изменяется окончание. В процессе выполнения упражнений у учащихся формируется умение изменять глагол по числам. Сущность временной формы глагола раскрывается учащимися на основе сопоставления, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т. е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи. При распознавании времени глагола для младших школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола (обозначает время совершения действия относительно момента речи). Учитель специально обращает внимание учащихся на суффикс -л как показатель прошедшего времени глагола. Важно научить правильно пользоваться вопросом в целях распознавания и образования временных форм глагола. Вначале эта работа выполняется коллективно и направлена на установление связи: вопрос - время глагола - суффикс (для глаголов прошедшего времени). В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма, с которой учащиеся знакомятся как с начальной формой глагола. Сущность категории времени у глагола становится для учащихся более понятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. Поэтому в процессе изучения темы «Глагол» систематически проводятся упражнения с заданием: изменить глагол по временам.

Работа над глаголом в 4 классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов. Предметом постоянного внимания учителя остается по-прежнему изменение глагола по временам. Необходимо развить у учащихся умение соотносить временную и начальную формы глагола: научить «переходить» от начальной формы к той или другой временной форме и, наоборот, от временной к начальной, например: начальная форма что сделать? встретить — 2-е лицо единственного числа будущего времени — встретишь; 2-е лицо единственного числа настоящего времени встречаешь, начальная форма этого глагола — встречать.

При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий: 1. Узнай начальную форму глагола и по ней определи спряжение. 2. Узнай время, лицо и число глагола.3. Вспомни окончание глагола этого спряжения в лица, напиши его. Следующий этап работы включает упражнения в правописании безударных личных окончаний глаголов. В качестве отдельного этапа выделяется работа над глаголами прошедшего времени. И наконец, последние уроки по теме отводятся для работы над глаголами с суффиксом -ся. Обобщаются такие знания, как: а) глаголы с суффиксом -ся (-съ) и без него имеют одинаковые окончания в настоящем и в будущем времени; б) в неопределенной форме тех и других глаголов пишется ь. У учащихся развивается умение правильно употреблять в своей речи глаголы с –ся



Виды заданий, используемых при изучении глагола

В работе по изучению глагола используются следующие задания:

  1. Поиск слов, отвечающих на вопрос «что делает?», «что сделает?».

  2. Разграничение глаголов и отглагольных существительных (типа «бежать» и «бег»).

  3. Подбор слов для заполнения пропусков в тексте.

  4. Подбор синонимических рядов к глаголу (поесть – подкрепиться – откушать – пообедать – полакомиться), наблюдение за их стилистической окраской и лексической сочетаемостью.

  5. Составление словосочетаний «глагол + существительное», наблюдение за особенностями глагольного управления.

  6. Образование глагола заданного времени от начальной формы.

  7. Упражнения на отработку правописных навыков (осложнённое списывание, диктант, выборочный диктант, графический диктант, тестирование).

  8. Морфологический анализ глагола.

  9. Составление предложений (текстов) с заданными глаголами.

  10. Творческие работы (изложения, сочинения), ориентирующие на использование определённой глагольной лексики.

  11. Проектная деятельность (составление лингвистического «портрета» слова, словаря одного слова, подготовка грамматических лэпбуков, папок, сообщение о происхождении глаголов).

Система работы над глаголом в начальной школе носит комплексный характер и подготавливает учащихся к дальнейшему усвоению морфологических особенностей данной части речи в основной школе.

Вопросы для аудитории

  1. Какая цель изучения глагола в начальной школе?

  2. В чём заключается подготовка к изучению глагола?

  3. Какие упражнения используются в работе при изучении глагола?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!