СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика изучения глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глаголаМетодика изучения глагола

Просмотр содержимого документа
«Методика изучения глагола»

Методика изучения глагола

В лингвистике глагол определяется как "часть речи, обозначающая процесс, т.е. представляющая признак как действие, состояние или становление"[1]. Понятие процесса имеет обобщенное значение. Под процессом понимаются разнообразные явления: действия (писать, строить), передвижение в пространстве (лететь, бежать), мыслительные процессы (думать, рассуждать), физическое состояние (лежать, сидеть), речевая деятельность (говорить, произносить), восприятие (видеть, слышать), эмоциональное состояние (любить, радоваться) и др. По мнению Т. Г. Рамзаевой, необходимо обеспечить систематическое и целенаправленное ознакомление учащихся с многообразием семантики глагола. С первого класса следует развивать у детей внимание к лексическому значению глаголов, накапливать конкретный материал для обобщения относительно типичного для глагола лексико-грамматического значения — обозначения действия предмета.

Для глагола характерно разнообразие грамматических категорий и форм. В лингвистике грамматические формы глагола делятся на два разряда: неопределенная форма глагола (инфинитив), спрягаемые формы. Инфинитив относится к неспрягаемой форме глагола. Спрягаемые формы выражают значения вида, залога, лица, числа, времени, наклонения. Формы прошедшего времени и сослагательного наклонения обладают значениями рода. Спрягаемые формы способны выражать значение лица.

В начальных классах изучаются лишь некоторые грамматические категории, свойственные данной части речи. В процессе наблюдения над употреблением в речи глаголов, отвечающих на вопросы "Что делать? Что сделать?" происходит практическое знакомство с видом глаголов, учащиеся получают знания о категориях числа, времени, рода (в прошедшем времени), лица, спряжении, неопределенной форме глагола.

Синтаксические возможности глагола многообразны. В предложении спрягаемые формы глагола выступают в функции простого глагольного сказуемого. Неопределенная форма глагола может употребляться в роли как сказуемого, так и подлежащего, второстепенных членов предложения. Глагол имеет большое значение и для построения словосочетаний, так как в русском языке широко развито глагольное управление.

Задачи изучения глагола в начальных классах:

  • 1) формирование понятия о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение глагола по числам, временам, неопределенная форма глагола, спряжение);

  • 2) развитие умения распознавать глагол среди других частей речи;

  • 3) формирование умений изменять глаголы но числам и временам, отличать одну временную форму от другой, образовывать временные формы глагола, распознавать лицо глагола, глаголы I и II спряжения;

  • 4) выработка навыков правописания (частица не с глаголами, Ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа, личные окончания глаголов);

  • 5) обогащение словаря новыми глаголами, развитие навыка точного и осознанного употребления глагола в устных и письменных высказываниях;

  • 6) развитие логического мышления учащихся (овладение операциями анализа, обобщения и др.).

Ознакомление с изменением глаголов по числам предполагает наблюдение над семантической стороной и формально грамматическим средством выражения категории числа. Приведем описание этой работы.

Фрагмент урока

Предлагаются два сюжетных рисунка. На первом рисунке изображено действие одного предмета, на втором — нескольких предметов. Дети устанавливают, сколько предметов изображено, составляют предложения. (Самолет летит. Самолеты летят.)

Анализ языкового материала осуществляется в следующей последовательности:

  • 1) чтение первого предложения (Самолет летит);

  • 2) выделение глагола (летит);

  • 3) определение семантики глагола (глагол летит обозначает действие одного предмета);

  • 4) постановка вопроса к глаголу ("Что делает?").

Делается обобщение, вводится термин "глагол единственного числа".

Аналогично дети знакомятся и с глаголами множественного числа. На основе наблюдения над формально-грамматическим средством выражения числа учащиеся приходят к выводу: при изменении глаголов по числам изменяется окончание. Достигается осознание связи между вопросом, на который отвечает глагол, формой числа, в которой он употребляется, окончанием.

Ознакомление с изменением глаголов по временам предусматривает осознание детьми содержания термина "момент речи". Приведем описание этой работы.

Фрагмент урока

— Что мы используем, для того чтобы общаться друг с другом? (Речь.) Наше общение происходит сейчас, т.е. в данный момент. То, что мы говорим сейчас, т.е. наша речь в данный момент, — это и есть момент речи. Когда мы общаемся, мы совершаем разные действия. Что вы делаете сейчас? (Сидим, отвечаем на вопросы, пишем.) Действие может происходить в определенный момент речи. Сегодня на уроке мы определим, как действие, которое обозначает глагол, относится к моменту речи, и узнаем о глаголе что-то новое.

После этого учащимся предлагается составить три предложения, в которых один и тот же глагол представлен в разных формах — настоящем, прошедшем и будущем времени. Предложения составляются на основе жизненного опыта детей, их наблюдений. Например: "Сегодня светит солнце. Вчера светило солнце. Завтра будет светить солнце".

Последовательность анализа языкового материала:

  • 1) чтение первого предложения (Сегодня светит солнце);

  • 2) выделение глагола (Светит);

  • 3) определение семантики глагола (глагол светит обозначает действие);

  • 4) определение, когда происходит действие, которое обозначает глагол, по отношению к моменту речи (действие, которое обозначает глагол светит, происходит сейчас, в момент речи);

  • 5) постановка вопроса к глаголу ("Что делает?").

Далее делается обобщение, вводится термин "глагол настоящего времени".

Аналогично происходит знакомство с глаголами прошедшего и будущего времени.

При определении времени глагола для младших школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Важно научить учащихся пользоваться вопросом в целях распознавания и образования временных форм глагола. Сущность категории времени глагола становится для учащихся более понятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. Поэтому в процессе изучения темы "Глагол" следует систематически проводить упражнения, предполагающие изменение глаголов по временам. При этом необходимо предлагать однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида (записывать -записать, решать — решить и т.д.).

Неопределенная форма глагола (инфинитив) обозначает процесс, действие, не указывает на лицо, которое осуществляет действие. Лингвисты, характеризуя данную форму, отмечают, что она используется в том случае, когда просто надо назвать действие. Данная форма имеет минимальную грамматическую информацию (выражает только значение вида и залога), имеет более простой состав, чем другие формы глагола. Поэтому инфинитив определяют как исходную (начальную) форму глагола. Неопределенная форма глагола оканчивается на -ть, -ти, -чь. Самый распространенный показатель этой формы -ть.

Приведем описание ознакомления учащихся с неопределенной формой глагола.

Фрагмент урока

— Прочитайте глаголы. (Читать, расти, беречь, помочь.) Залайте вопрос к каждому глаголу. На какие вопросы отвечают глаголы? ("Что делать? Что сделать?")

Делается обобщение: глаголы, которые отвечают на вопросы "Что делать? Что сделать?", — это глаголы неопределенной формы. Затем школьники выясняют, на что оканчивается неопределенная форма глагола (-ть, -ти, -чь). Далее проводится наблюдение, которое позволит учащимся прийти к выводу: неопределенная форма глагола не указывает на время и число. Детям предлагается прочитать записанные на доске предложения:

  • Петя хочет прочитать книгу.

  • Петя хотел прочитать книгу.

  • — Определите, какой глагол в каждом предложении указывает па время действия. Затем учитель закрывает глагол хочет в первом предложении и глагол хотел — во втором, предлагает прочитать данные предложения еще раз. В ходе наблюдения учащиеся делают вывод: неопределенная форма глагола не указывает на время.

После этого перед учащимися ставится проблемный вопрос: может ли глагол в неопределенной форме указывать на число? Аналогичное наблюдение позволяет учащимся установить, что глаголы в неопределенной форме не указывают и на число.

Для ознакомления с понятием "спряжение" актуализируются знания о личных местоимениях, настоящем и будущем времени глагола, изменении глагола по числам.

Фрагмент урока

В качестве языкового материала предлагаются два глагола (I и II спряжения), которые при изменении по лицам и числам имеют ударные окончания (идти, говорить). На доске представлена следующая запись:

Единственное число

  • лицо

  • лицо

  • лицо

Множественное число

  • лицо

  • лицо

  • лицо

Перед учащимися ставится проблемный вопрос: "Какая часть речи поможет нам узнать что-то новое о глаголе?" (Местоимение.)

Школьники последовательно называют местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. На доске помещаются таблички с местоимениями Я, ТЫ, ОН (ОНА, ОНО) и т.д. Затем учащиеся задают вопрос от каждого местоимения к глаголам. На доске рядом с местоимениями помещаются таблички с вопросами и глаголы в личной форме. В результате оформляется следующая запись:

Единственное число

  • лицо я (что делаю?) иду, говорю

  • лицо ты (что делаешь?) идешь, говоришь

  • лицо он, она, оно (что делает?) идет, говорит

Множественное число

  • лицо мы (что делаем?) идем, говорим

  • лицо вы (что делаете?) идете, говорите

  • лицо они (что делают?) идут, говорят Аналогичную запись ученики делают в своих тетрадях.

Предлагается выделить окончания глаголов; обращается внимание на изменение окончаний глаголов. Дети устанавливают, что окончания глаголов изменяются по лицам и числам; делается обобщение, вводится термин "спряжение". При спряжении глаголов настоящего времени имеют место два варианта личных окончаний (-ешь (-ишь), -ет (-uni), -ем (-им), -eme (-ите) и т.д.). Для их разграничения вводится понятие I и II спряжений.

На базе полученных знаний происходит формирование навыка правописания личных окончаний глаголов. Грамматическую основу данного навыка составляет комплекс знаний и умений: умение распознавать глагол, его время, лицо и число; перейти от временной формы к начальной (неопределенной), определить спряжение глагола по неопределенной форме; знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний эти умения взаимодействуют между собой.

Т. Г. Рамзаева определила последовательность действий учащихся при написании личных окончаний глаголов:

  • 1) узнать начальную форму глагола и по ней определить спряжение глагола;

  • 2) определить время, лицо и число глагола;

  • 3) вспомнить окончание глагола этого спряжения и лица, написать его.

Овладение учащимися данной последовательностью действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи.