СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика изучения культурных растений в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика изучения культурных растений.Рекомендации по проведению уроков при изучении этой темы в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Методика изучения культурных растений в начальной школе»

Методика изучения растений во внеурочной работе

Коллекционирование растений

Требования современных образовательных программ подразумевают активную самостоятельную деятельность школьников по освоению содержания. Биология, как учебный предмет обладает богатейшими возможностями для этого. Изучая раздел «Растения», школьники могут включаться в исследовательскую деятельность в природе, на пришкольном участке, лаборатории. При этом у них не только повышается интерес к предмету, но также формируются умения наблюдать за растениями, сравнивать полученные результаты с образцом, определять растения, ставить опыт, выявлять причинно-следственные связи биологических явлений, одной из такой внеурочной деятельности может быть коллекционирование растений.

Сбор растения лучше всего сразу начать с расправления листьев на листах бумаги и закладывать в специальную гербарную сетку или папку для сушки, но можно хранить растения в корзине завернутыми в полиэтиленовую пленку до возвращения с экскурсии. Собирать растения нужно целиком с цветками и плодами, выкапывая с корнями, корневищами, луковицами. Из растений следует выбирать наиболее типичные. Не нужно ограничиваться одним экземпляром. Если растение крупное, берут два-три экземпляра, если же мелкое – не менее пяти-шести. Необходимо помнить, что при сушке может растение иметь не презентабельный вид, сломаться и т.п., поэтому запасные растения нужны для замены испорченных и для определения. По возвращении с экскурсии немедленно приступают к закладке растений в сетку или под пресс. Вместе с растением вкладывают записку с указанием даты сбора и с кратким описанием места сбора. Основное правило сушки заключается в том, чтобы возможно тщательнее расправить растения и, заложив их в листы сушильной бумаги, высушить в кратчайший срок.

Для сушки употребляют или дешевую фильтровальную бумагу, или обыкновенную газетную бумагу. Бумагу следует аккуратно нарезать по величине сетки или пресса. Запас бумаги необходимо иметь большой. Удобнее бумагу сшить в тетради (размером 30 х 40 см), причем фильтровальную бумагу употреблять в качестве обложки, а газетную – по 4-5 листов – вложить в середину. Таких тетрадок требуется по 20-30 на каждую сетку.

При сушке растения оставляют в тех же листах, в которых они были заложены первоначально, а сменяют лишь тетради. Крупные экземпляры растений закладывают по одному, а мелкие можно закладывать по нескольку, но так, чтобы одно не налегало на другое. Крупные растения можно закладывать прямо между тетрадями. Для быстрой сушки необходимо первые дни перекладывать листы с растениями между сухими тетрадями по два раза в день, а затем по мере высыхания растений через день или два.

При перекладывании между тетрадями нужно проверять растения и расправлять листья и цветки так, чтобы они не лежали один на другом. Толстые, мясистые корни при первой закладке следует разрезать вдоль и вылущить из них всю мякоть. Все работы, связанные с сушкой, надо выполнять аккуратно. Сетки крепко стягивают ремнями и подвешивают или возле открытого окна, или просто на воздухе. Хорошо удается сушка между двумя досками, с нагрузкой от двух до шести кирпичей на верхнюю доску. Нагрузка должна быть такова, чтобы растения были хорошо придавлены, но, ни в коем случае не сплющены и не раздавлены. Сушка между досками требует ежедневного перекладывания растений.

Использованные тетради хорошо просушивают на солнце и на следующий день вновь применяют для гербаризации. При благоприятных условиях сушка между досками заканчивается в 5-6 дней, а в сетках – быстрее. Далее растение крепится на плотную бумагу (примерный размер которой равняется. 30 х 40 см). На каждый лист бумаги могут поместить один, либо несколько экземпляров. В правом нижнем углу, прикрепляют этикетку, на которой указано: точное название вида и рода растения (русское и латинское название можно узнать по определителю), территория, на которой было найдено растение, место, где имен - но найдено (на лугу, в лесу и т. д.), дата сбора (год, месяц, число), кто собрал, кто определил, номер растения;

Необходимо учитывать характерные черты гербаризации разных растений. В некоторых случаях определенные растения изменяют расцветку либо чернеют. В подобных ситуациях сочные доли растений обдать горячей водой, а потом высушивать простым методом либо утюгом. В случае если жаркий метод никак не выручает с почернения, растения пересыпают кристаллами салициловой кислоты.

Учащимся, изучающим растения можно дать различные задания по сбору коллекций.

Например:

  1. Собрать коллекцию растений по типам соцветия.

Простые ботрические: (кисть, простой колос, простой зонтик). Объекты: редька дикая, ландыш майский, черёмуха обыкновенная, астрагал крымский и т.п. Простой зонтик. Объекты: вишня садовая, лук огородный, первоцвет крупночашечный и т.п. Сложные ботрические: (сложный зонтик, сложный колос, метёлка). Объекты: укроп, морковь посевная, тмин обыкновенный и т.п.

  1. Собрать коллекцию растений определённого семейства.

Бобовые

Дикорастущие

Культурные

клевер полевой, клевер луговой, чина клубненосная, горошек мышиный, вязель разноцветный, донник лекарственный, люцерна посевная, люпинник белый и т.п.

фасоль, боб обыкновенный, горох, люпин, нут и т.п.


Розоцветные

Дикарастущие

Культурные

репешок обыкновенный, таволга обыкновенная, кровохлебка лекарственная, ежевика сизая, миндаль низкий, боярышник кровяно-красный, таволга вязолистная, земляника лесная, гравилат прямой, яблоня дикая, шиповник коричный, слива садовая, груша обыкновенная, спирея городчатая и т.п.

вишня садовая, яблоня домашняя, черемуха обыкновенная, малина садовая, ежевика, черешня, абрикос обыкновенный и т.п.


Сложноцветные

Дикорастущие

Культурные

василек синий, цикорий обыкновенный, девясил британский, молокан татарский, тысячелистник обыкновенный, амброзия трехраздельная, лопух большой, полынь лечебная, полынь австрийская, череда трехраздельная, астра ромашковидная, чертополох поникающий, василек фригийский, циклахена дурнишниколистная, девясил иволистный, наголоватка паутинистая, нивяник обыкновенный, ромашка непаху-чая, мать-и-мачеха обыкновенная, полынь горькая, василек сумский и т.п.

подсолнечник однолетний, астра, хризантема, георгин, маргаритка, нивяник, латук огородный и .т.п.


Пасленовые

Дикорастущие

Культурные

паслен сладко-горький, паслен черный, паслен рогатый, белена черная, дурман обыкновенный и т.п.

картофель, перец, томат, баклажан, физалис, паслен декоративный и.п.


Злаковые

Дикорастущие

Культурные

полевица тонкая, лисохвост луговой, овес пустой, пырей средний, пырей ползучий, кострец безостый, ежа сборная, тимофеевка луговая, мятлик луговая, житняк гребневидный, овсяница луговая, овсяница валисская (типчак), овсец опушенный, зубровка ползучая, тимофеевка степная, мятлик дубравный, ковыль волосатик, щетинник зеленый и т.п.

кукуруза сахарная, овёс озимый, овёс яровой, пшеница озимая, пшеница яровая, рожь озимая, рожь яровая, ячмень озимый, ячмень яровой и т.п.


3. Собрать коллекцию растений по типу плодов.

Сочный плод (сочная однокостянка, многокостянка). Объекты: вишня, слива, абрикос, персик, калина, кизил, бузина, крушина, малина, ежевика, костяника, морошка и т.п.

Сухой плод (орех, фрага, семянка, цинародий, зерновка). Объекты: лещина обыкновенная, гречиха, ольха, хмель, клубника садовая, шиповник коричневый, пшеница и т.п.

  1. Собрать коллекцию растений по отношению к свету.

Теневыносливые (сциофиты)

Светолюбивые (гелиофиты)

кабачок, салат, огурец, ревень, петрушка, мята, ежевика и т.п.

подорожник большой, лиственница, акация, кукуруза, береза, липа и т.п.


5. Собрать коллекцию растений по типу корневой системы

С мочковатой корневой системой

Со стержневой корневой системой

колокольчик рапунцелевидный, тысячелистник обыкновенный, манжетка коротколопастная, мелколепестник канадский, пиретрум щитковый, герань луговая, герань лесная, гусиный лук желтый, хризантема, флоксы, астра ромашковидная, гравилат речной, лапчатка ползучая, подорожник большой, лютик едкий, овес посевной, мятлик луговой, клевер ползучий, лютик ползучий, живучка женевская и т.п.

молочай Сегье, коровяк медвежье ухо, синеголовник плосколистный, молочай тонкий, люпин, прострел раскрытый, ветреница лесная, одуванчик лекарственный, подсолнечник, щавель конский и т.п.


Наблюдения и фенонаблюдения

Фенология – это такая система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.

Фенологические наблюдения – документ, на основании которого составляют отчёты и доклад, поэтому необходимо к нему ежедневно вести регистрацию экологических условий – температуры, освещенности, облачности и т.п. Такая регистрация необходима для всех растений. [8].

Требования к организации фенонаблюдений.

1. Выбор участка наблюдений. Можно выбрать парки, ботанический сады. Можно вести наблюдения и на приусадебных участках, в особенности за культурными сельскохозяйственными растениями.

2. Выбор объектов фенонаблюдений. Учитель должен указать объект исследования и указать его фенофазы.

3. Составление предварительного плана, по которому должны проходить фенонаблюдения.

4. Систематическая регистрация сезонных явлений, при этом особое значение имеет точность в указании даты и времени проведения наблюдения.
Весной исследования рекомендовано осуществлять никак не реже 1-го один раз в 3 дня. В летний сезон разрешаются крупные интервалы, а в завершении года и в осеннее время, в промежуток плодоношения, необходимо фиксировать фазы наиболее часто. Необходимо постоянно соблюдать время наблюдения

5. Фиксация места, времени и процессов фенонаблюдения.

Наблюдая за объектом, ученик должен фиксировать не только даты наступления фенофаз, но и указывать количественную характеристику, так, же это касается объектов хозяйственного значения.

Фенонаблюдения по длительности проведения делят на разовые (проводятся на экскурсиях) и повседневные (предполагают заполнение календаря природы, ведение исследований).

Существуют два вида фенологических наблюдений: общие и частные.

Общие фенонаблюдения за растениями позволяют составить календарь сезонных явлений, в котором указана последовательность тех или иных явлений природы: зацветание прострела, зацветание мать-и-мачехи, распускание почек орешника, распускание почек тополя, зацветание одуванчика, зацветание ландыша, зацветание черемухи, зацветание яблони (сорт), начало сева кукурузы и т.д.

Частные фенологические наблюдения. Представляют собой наблюдения за конкретными объектами природы в течение определенного времени (периода вегетации, сезона или месяца).

Если у учителя нет возможности организовать подобные наблюдения, то предполагается вариант фенонаблюдений за растениями в течение более короткого периода и даже дня. В качестве примера приведем наблюдения за цветением и опылением растений различных семейств.

Например: План наблюдение за цветением и наблюдением растений различных семейств.

Семейство Крестоцветные. Объекты: свербига восточная, горчица полевая, редька дикая.

План наблюдения

Сезонные сроки цветения


Особенности цветков: строение,цвет,запах.


Определите состав опылителей (мухи, жуки, медоносные пчёлы)


Определите обилие опылителей (подчёт на одном крупном растении или площадь)


Сделайте вывод о характерных опылителях растений данного семейства



Ученикам, которые специализируется на предмете биология можно дать более сложные и длительные фенологические наблюдения.

Например: Фенологические наблюдения за овощными культурами

Фенологические фазы

Даты развития овощных культур

Капуста

Морковь

Картофель

Посев




Появление всходов




Появление первого настоящего листа




Появление второго листа




Начало бутонизации




Начало цветения




Начало созревания плодов




Конец плодоношения





Ознакомиться с результатами фенологических наблюдений учащихся можно с помощью: дневников фенонаблюдений, гербариев, фотоальбомов, календарей природы, приложив записи наблюдений. Так же ученики могут прикладывать свои рисунки и иллюстрации. Всё это служит не только отчётом о проделанной работе, но и может быть наглядным пособием для кабинета биологии.

Фотоальбомы очень помогут кабинету биологии, потому что не каждый человек правильно сможет составить себе картинку из предложенного описания, в то же время фотографии растений могут дать исчерпывающие представление о внешнем виде и определенных особенностях. В качестве отчета о своей работе можно представить фотоальбом, но он должен обязательно сопровождаться пояснительными записками.


Изучение растений в процессе летних заданий

Ниже приводятся примеры летних заданий.

  • Заполните таблицу

Лютиковые

  1. Назовите некоторых представителей этого семейства

Признаки

Характеристики

Биологическое значение

1. Распространение



2. Значение



3. Окраска, размеры цветка



4. Особенности расположения листьев




Крестоцветные

  1. Назовите некоторых представителей этого семейства

    Признаки

    Характеристики

    Биологическое значение

    1. Распространение



    2. Значение



    3. Особенности строения цветков



  2. Опишите плод данного семейства

Тыквенные

  1. Назовите некоторых представителей этого семейства

Признаки

Характеристики

Биологическое значение

1. Распространение



2. Значение



3. Особенности строения цветка



2. Опишите плод данного семейства

  • Самостоятельная работа. Сравнить несколько представителей одного семейства и выявить их общие и отличительные черты.

Паслёновые

Объект

Общие черты

Отличительные черты

Картофель



Томат

Паслен сладко-горький

Паслен черный

Паслен рогатый


Розоцветные

Объект

Общие черты

Отличительные черты

Шиповник



Земляника

Малина

Яблоня дикая

Ежевика сизая


  • Сравнить экологические формы растений.

Гидрофиты

Гидрофиты – это такие водные растения, которые прикрепляются к грунту и погружаются в воду только своими нижними частями. Они имеют плавающие на поверхности цветки и листья, их соцветия могут возвышаться над водой.

Объект

Характеристика вида

Место произрастания

Зарисовка внешнего вида растения

Элодея




Кувшинка




Кубышка





Гигрофиты

Гигрофиты – это такие влаголюбивые растения, обитающие на избыточно увлажненной почве. Они имеют слабо развитые механические ткани, воздухоносные полости в корнях, стеблях и листьях.

Объект

Характеристика вида

Место произрастания

Зарисовка внешнего вида растения

Бегония




Аир




Филодендрон роскошный





Мезофиты

Мезофиты – это такие приспособленные к жизни в условиях среднего водоснабжения расте6ния. Они имеют хорошо развитые листья, часто с крупными пластинками, слабо опушенными или не опушенными совсем.

Объект

Характеристика вида

Место произрастания

Зарисовка внешнего вида растения

Пырей ползучий




Клевер луговой




Кукуруза





Ксерофиты

Ксерофиты – это такие приспособленные к жизни в условиях низкого водоснабжения растения. Они имеют густую сеть жилок, большое число устьиц, толстую кутикулу, редукцию листьев.

Объект

Характеристика вида

Место произрастания

Зарисовка внешнего вида

Ковыль




Полукустарниковая полынь




Астра дикая





  • Влияние света на произрастание семян

Для опыта берут семена различных групп растений:
1. Безразличных к свету и темноте (пшеница, рожь)

  1. Требующих света (зверобой, мятлик луговой)

  2. Требующих темноты (палисота, фацелия)

Нужно будет взять семена каждого растения двумя равными порциями. Разложить в двух блюдцах на влажной фильтровальной бумаге, накрыть стеклом, и выставить половину семян на свет, а другую половину на темноту. Блюдца, которые лежат в темноте необходимо заранее накрыть тёмной тканью, чтобы лучи света наверняка не смогли проникнуть. Через три дня необходимо произвести проверку семян. Нужно подсчитать прорастание семян в тени и на свету. Результаты наблюдений и выводы записать. Можно так же сопровождать отчёт о проведении опыта фотографиями.

  • Сделать гербарий из сорняков, встретившихся при изучении посевов. Примеры сорняков: марь белая, щирица обыкновенная, ярутка полевая, редька полевая, щетинник зеленый, пастушья сумка, донник желтый, резак обыкновенный, василек синий, пырей ползучий, костер ржаной и др.

  • Собрать коллекцию листьев растений различных семейств, родов, видов.

Примеры: полевица тонкая, лисохвост луговой, овес пустой, пырей средний, пырей ползучий, кострец безостый, ежа сборная, тимофеевка луговая, редька дикая, василек фригийский, девясил иволистный, наголоватка паутинистая, нивяник обыкновенный, ромашка и т.п.

Таким образом, при изучении раздела «Растения» во внеурочной деятельности можно применять следующие виды работ: коллекционирование растений, наблюдения и фенонаблюдения, летние задания. По каждому виду мы подобрали и разработали задания для учащихся.

В итоге, мы видим, что внеурочная работа помогает ученикам удовлетворять потребность в неформальном общении. Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству учеников принять участие в организаторской деятельности, формирует личностные качества учащихся, а также и исследовательские умения Успех внеурочной деятельности зависит не только от активности учеников, но и от педагога. Учитель должен уметь заинтересовать и направлять детей в нужное русло.