Причины выделения «Сотни» в особый концентр: - новая счетная единица – десяток, новое понятие - понятием разряд; - запись двузначных чисел – это основа записи всех чисел; - учащиеся овладевают приемами устных и письменных вычислений на основе свойства арифметических действий, связи между их компонентами и результатом; - учащиеся усваивают таблицы сложения и умножения и соответствующие случаи обратных действий - вычитания и деления; - изучаются математические выражения, продолжается изучение геометрического материала. В результате изучения нумерации в пределах 100, учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: - научиться считать предметы десятками и усвоить образование, название двузначных чисел; - усвоить порядок следования чисел при счете, используя предшествующее и последующее число; - уметь сравнивать числа, опираясь на их место в натуральной последовательности, а также на десятичный состав чисел; - уметь читать и записывать числа в пределах 100. Задачи учителя: -
познакомить с новой счетной единицей – десятком; -
научить считать в пределах ста; -
познакомить с образованием чисел из десятков и единиц; -
научить читать и записывать двузначные числа; -
добиваться усвоения понятий – однозначное и двузначное число; -
сформировать умение складывать и вычитать числа на основе разрядного состава числа; -
рассмотреть нов.единицы измерения длины (дм, м); -
научить присчитывать и отсчитывать по 1, по 10 и равными числовыми группами (по 2, 5, 20); -
научить сравнивать числа. Нумерация в концентра "Сотня" изучается в два этапа: 1) устная нумерация; 2) письменная нумерация. Под устной понимается способ называния каждого натурального числа с помощью имен числительных, по письменной- способ записи каждого натурального числа. Наглядные средства: -
100 палочек, связанные в пуски по 10 штук; -
метровая линейка; -
«Лента ста»; -
10 полос, разделенных на 10 равных квадратов; -
монетная доска; -
таблица разрядов; -
плакат с числами от 1 до 20; -
плакат с единицами и разрядными десятками; -
карточки с разрядными числами; -
таблица с числами от 1 до 100. Методика изучения нумерации в пр.100 а) Подготовительной работой к изучению нумерации в пределах 100 является повторение нумерации в пределах 10: образование числа (присчитывание и отсчитывание по 1), последовательность чисел от 1 до 10, прямой и обратный счет. Каждый раз учитель говорит: эти же приемы мы будем использовать при изучении нумерации чисел больше 10, но там вместо единиц мы будем употреблять десятки. б) ознакомление Изучение устной нумерации Изучение устной нумерации в пределах 100 начинается с формирования у обучающихся понятия о десятке. Предлагается отсчитать десять палочек и завязать их в пучок. Можно сказать "десять", "десяток" - т.е. десять единиц образуют десяток. Отсчитав по 10 палочек, мы получим еще 1 десяток и будет 2 десятка и т.д. Практически выясняем, что эти десятки можно сложить и вычитать как простые единицы. После ознакомления с понятием "десяток", повторяем основные упражнения по образованию чисел в пределах 10 и то же самое проделываем используя термин "десяток": считаем 1 десяток, 2 десятка, ... и наоборот, выясняем: к 1 десятку прибавим 3 десятка, получим 4 десятка; из 7 десятков вычитаем 2 десятка, получим 5 десятков и т.д. Приходят к выводу, что десятки можно считать как простые единицы. Обучающиеся должны понять, что при изучении нумерации принципы и приемы работы с числами переходят из одного концентра в другое. Можно исп. след.упражнения: 1. -Девочки поднимите по 1 дес. Сколько дес.? (4) -Мальчики поднимите по 1 дес. Сколько дес.? (5) -Покажите 3 дес. 2. Решают задачи, связанные с жизненными ситуациями. -Что можно посчитать десятками? (яблоки, яйца и т.д.) -Купили 5 дес. яиц, 2 дес. истратили. Сколько дес. яиц осталось? (5 дес.-2 дес.=3 дес.) При изучении образования чисел от 11 до 20 из десятков и единиц может быть проведена такая практическая работа с дидактическим материалом: -Отсчитайте10 палочек, как сказать иначе, сколько у вас палочек? (1 десяток.) -Завяжите палочки в пучок. Положите 1 палочку на десяток палочек. Сколько стало всего палочек? (Один – на - дцать.) -Послушайте название «Один-на-дцать», «Дцать» - это 1 дес. -Сколько здесь десятков палочек? Возьмите десяток в левую руку и покажите. Покажите, сколько еще есть отдельных палочек. - Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? Положите на десяток еще 1 палочку. Сколько палочек лежит на десятке? (Две.) - Сколько всего палочек? Сколько десятков и сколько от дельных палочек? Сколько единиц и сколько десятков в числе "две – на - дцать"? Вместо палочек можно работать с полосками Аналогично рассматриваются следующие числа второго десятка, после чего надо обратить внимание детей на то, что в названиях чисел от 11 до 19 первая часть слова обозначает число единиц, а в числе 20 первая часть слова обозначает число десятков. Число 20 вводится след. образом: у обуч-ся на столах 1 дес. и 9 палочек. -Добавьте ещё 1 палочку. Сколько отдельных ед.?(10) -Свяжите их в пучок. Сколько получилось дес.? (2 дес.) -Послушайте название «два-дцать». Для закрепления устной нумерации учитель подбирает такие упражнения: 1) Отсчитайте 14 палочек, покажите сколько десятков и сколько единиц. 2) У меня в руках 1 десяток палочек и 8 отдельных палочек. Каким числом вы это назовете? 3) Положите 12 палочек, передвигайте по одной палочке и называйте, сколько палочек стало. 4) Положите 19 палочек, отодвиньте в сторону по 1 палочке и называйте, сколько палочек стало. Письменная нумерация Устная нумерация предполагает отработку умения правильно называть разрядные десятки. Письменная нумерация основывается на позиционной системе счисления. При обозначени и числа устанавливается его десятичный состав, 16 – это 1 дес. и 6 единиц. Единицы записывают на 1 месте, дес. – на 2 месте, справа налево. б) ознакомление П ри изучении письменной нумерации учитель использует абак (рис.89), где в кармашках верхнего ряда ставятся палочки, нижнего ряда – цифры. Кроме этого большую помощь оказывает более раннее ознакомление с нумерационной таблицей (рис. 90) и общей схемой разбора числа. Предлагая нумерационную таблицу, учитель говорит, что к концу обучения в 3 классе мы будем знать эту таблицу полностью. Сегодня начнем с ней работать и постепенно будем усваивать то, что пока нам доступно. Таблица разрядов и классов 3-й класс – класс миллионов | 2-й класс – класс тысяч | 1-й класс – класс единиц | Разряды | Разряды | Разряды | Сотни | Десятки | Единицы | Сотни | Десятки | Единицы | Сотни | Десятки | Единицы | миллионов | тысяч | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | | | | | | | | | | | Учитель кладет в верхний правый карман палочки по одной до 10 (например, 7, 8, 9, 10), а дети считают. -Сколько здесь палочек? (10.) Как назвать иначе? (1 дес.) Десять палочек будем вкладывать во второй карман, если считать справа налево (завязывает палочки в пучок и ставит его во второй карман, а в первый карман кладет 1 палочку). Сколько здесь всего палочек? (11) Сколько десятков и отдельных единиц? (1 дес. и 1 ед.) -Вкладывает еще одну палочку и повторяет вопросы, затем добавляет еще одну палочку и т.д. Кто разложит в карманы 15 палочек? (Дети раскладывают.) Сколько здесь всего палочек? (15.) Сколько десятков? (1 дес.) Обозначим это цифрой (вставляет в нижний левый карман цифру 1). -Что показывает цифра 1? (1 дес.) Сколько отдельных единиц в числе 15? (5 ед.) Обозначим цифрой (ставит в нижний правый карман цифру 5). Что обозначает цифра 5? (5 ед.) Здесь записано число 15. На первом месте, считая справа налево (указывает), записано 5 единиц, а на втором 1 десяток. Аналогично рассматриваются еще 2-3 числа (19,11,10). Можно предложить обратное упражнение: положить столько пучков десятков и отдельных палочек, сколько обозначено цифрами, и прочитать число. Рассмотрев несколько чисел, учитель начинает приучать учащихся к работе по общей схеме разбора числа. Учащиеся отвечают так: 1) число восемнадцать; 2) в этом числе 1 десяток и 8 единиц; 3) в числе всего 18 единиц; 4) перед числом идет число 17, за числом 18 следует 19; 5) для записи понадобилось две цифры. в) закрепление (устно) – Отсчитайте 17 палочек. Сколько это составляет дес. палочек и единиц? -Возьмите 1 дес. палочек и ещё 5 палочек. Сколько всего палочек взяли? -Положите 14 палочек, отодвигая по одной, называйте сколько остается. - Восстановите цепочку натурального ряда чисел 11,12…,…,…,16. (письменно) - Отрабатывается десятичный состав числа 18 – 1дес. и 8 ед. - Складывают и вычитают на основе десятичного состава числа 15-5=10 ( 1 дес. 5 ед. без 5 ед. это 1 дес.) Нумерация чисел от 21 до 100 а) подготовительная работа Повторение нумерации в пределах 20. б) ознакомление Изучение нумерации идет в таком же плане, как и в пределах 20: сначала изучается устная, затем письменная нумерация. Устная нумерация Рассматривают нов. названия дес. и запоминают. На основе счета десятков (1 дес., 2 дес., 3 дес. и т.д.) раскрывается образование и названия чисел 20,30 и т.д., затем на основе счета десятков и единиц образование и название чисел 25 (2 дес. 5 ед. - это 25), 36, 47 и др. Усвоению десятичного состава числа способствуют упр.: -какое число составляют 4 дес. 5 ед.? -Сколько дес. и ед. в числе 57? -Вычислите 70+5, 20+8, 34-4, 48-40. - Отрабатывается порядок следования чисел от 21 до 100: -перед каким число при счете наз. 80? -после какого числа… - между какими числами… -решение задач: «На лестничной площадке 3 квартиры. Номер одной из них 30. Какими могут быть номера других двух квартир?» Письменная нумерация По аналогии с дес. учатся записывать числа до 100. Отрабатывается десятичный состав числа – ед. пишутся на 1 месте справа. Обучающиеся знакомятся с понятиями: однозначное и двузначное число. Для закрепления нумерации в пределах 100 вводится понятие о сантиметре и чуть позже о дециметре. Например, 15 сантиметров они рассматривают как 1 десяток и 5 единиц сантиметров, т.е. 1 дециметр 5 сантиметров. 1дм=100мм, 1 м=100 см Запоминают: 10ед.=1 дес. 10 дес.=1сот. 1 сот.=100ед. Изучается понятие рубль и копейка, т.к. 1руб.=100коп. При изучении нумерации учащиеся знакомятся с разрядом и разрядным числом. Учитель поясняет, что в числе 57 содержится 5 десятков и 7 единиц, или иначе: 5 единиц второго разряда и 7 единиц первого разряда. После этого знакомятся представлением числа в виде суммы разрядных слагаемых: 57=50+7. На знании разрядного состава числа основано решение примеров вида 10+2=12, 12-2=10, 12-10=2. Например, 12 - это 1 десяток и 2 единицы, вычитаем 2 единицы, остается 1 десяток; значит 12-2=10. В дальнейшем при изучении сложения и вычитания включаются упражнения, связанные с нумерацией. в) закрепление -Объясните, что обозначает каждая цифра в записи числа 38? - Запиши при помощи цифр 2,3,5 все возможные числа. |