Просмотр содержимого документа
«Методика "Корректурная проба"»
Методика «КОРРЕКТУРНЫЕ ПРОБЫ»
Предлагаемый вариант «корректуры» является модификацией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. По сравнению с оригиналом в ней сокращен «алфавит» символов (цифр): всего 800 цифр – по 400 в верхней и нижней, правой и левой половинах таблицы, разделенной линиями на 4 равных квадранта. Сами цифры для удобства испытуемого увеличены в размерах (порядок их следования по сравнению с оригиналом не изменен).
Инструкция испытуемому: перед Вами таблица с набором цифр. По команде «начали» вычеркивайте цифры 6 и 9 в каждой строке, начиная с первой верхней. Работайте быстро, стараясь не пропускать названных цифр. На линии, разделяющие ряды цифр внимание не обращайте».
По команде «начали» включается секундомер (время отмечается в сек).
Итогами эксперимента являются:
Время выполнения 1-й горизонтальной половины таблицы (t1);
Общее время выполнения задания (Т);
Время выполнения 2-й половины таблицы (t2=T–t1);
Определение «индекса утомляемости» (ИУ) по формуле:

Чем ИУ меньше единицы, тем больше вероятность повышенной утомляемости испытуемого, снижения уровня активного внимания и умственной работоспособности (учитываются также факты аспонтанности, необходимости побуждения к действию и т. п.). Если ИУ выше или близкий к единице, можно говорить о нормальной или повышенной психической активности.
Анализируются также факторы функциональной асимметрии внимания (АВ). С этой целью подсчитывается количество ошибочно зачеркнутых или пропущенных цифр в правой и левой половинах таблицы. Возможно вычисление коэффициента АВ по формуле:

где M1–количество ошибок в правой половине таблицы, М2 – в левой.
Преобладание ошибок в левой половине зрительного пространства, качество ошибок и их «постоянство» (воспроизводимость) анализируется в контексте нейропсихологической диагностики в целом и может служить дополнительным топико-диагностическим признаком.
Предлагаемый вариант «корректурной таблицы» может быть использован в динамике исследования больных–взрослых, детей и пожилых людей, для оценки эффективности терапии в неврологической, нейрохирургической и психиатрической клиниках. А также в дефектологии и практике работы школьных психологов для решения задач психогигиены и психопрофилактики.
Во всех случаях полученные результаты следует рассматривать в совокупности многомерной психологической диагностики.
Таблица
0 | 3 | 3 | 4 | 9 | 8 | 2 | 2 | 2 | 6 | 3 | 7 | 7 | 9 | 1 | 7 | 9 | 6 | 6 | 0 | 3 | 4 | 1 | 7 | 7 | 2 | 7 | 4 | 6 | 2 | 3 | 9 | 2 | 5 | 1 | 6 | 3 | 9 | 9 | 8 |
6 | 4 | 4 | 7 | 3 | 6 | 2 | 3 | 0 | 5 | 9 | 2 | 4 | 7 | 9 | 2 | 1 | 9 | 2 | 7 | 6 | 9 | 4 | 5 | 4 | 1 | 0 | 6 | 1 | 9 | 7 | 6 | 2 | 8 | 9 | 9 | 1 | 8 | 9 | 3 |
2 | 2 | 7 | 5 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 0 | 2 | 9 | 9 | 5 | 3 | 1 | 4 | 7 | 3 | 1 | 8 | 0 | 4 | 0 | 4 | 2 | 1 | 9 | 5 | 9 | 8 | 8 | 9 | 7 | 0 | 7 | 8 |
8 | 5 | 4 | 0 | 6 | 5 | 3 | 4 | 2 | 3 | 9 | 1 | 7 | 2 | 8 | 4 | 2 | 4 | 6 | 1 | 6 | 0 | 2 | 6 | 8 | 1 | 2 | 7 | 9 | 0 | 8 | 0 | 3 | 9 | 0 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 |
3 | 2 | 1 | 4 | 8 | 7 | 2 | 7 | 6 | 1 | 8 | 8 | 3 | 8 | 9 | 6 | 3 | 5 | 5 | 1 | 7 | 8 | 0 | 9 | 5 | 0 | 6 | 1 | 8 | 8 | 0 | 5 | 1 | 9 | 6 | 9 | 7 | 4 | 1 | 0 |
5 | 0 | 5 | 8 | 1 | 5 | 7 | 5 | 0 | 1 | 9 | 4 | 7 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 6 | 6 | 2 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 9 | 2 | 0 | 6 | 9 | 1 | 1 | 7 | 6 | 0 | 0 | 9 | 0 | 7 |
7 | 3 | 8 | 3 | 1 | 3 | 1 | 8 | 5 | 0 | 5 | 5 | 4 | 3 | 9 | 6 | 2 | 8 | 2 | 0 | 6 | 6 | 3 | 1 | 8 | 6 | 1 | 4 | 3 | 7 | 7 | 0 | 0 | 1 | 5 | 9 | 0 | 1 | 3 | 2 |
6 | 0 | 8 | 3 | 7 | 7 | 2 | 2 | 7 | 3 | 4 | 9 | 2 | 9 | 4 | 7 | 6 | 0 | 9 | 6 | 0 | 9 | 6 | 6 | 4 | 1 | 0 | 6 | 9 | 4 | 1 | 6 | 5 | 9 | 2 | 3 | 5 | 2 | 3 | 6 |
4 | 5 | 9 | 0 | 2 | 6 | 4 | 0 | 9 | 6 | 4 | 5 | 6 | 9 | 4 | 9 | 5 | 6 | 5 | 2 | 2 | 5 | 7 | 0 | 6 | 2 | 3 | 9 | 5 | 5 | 9 | 9 | 1 | 7 | 4 | 3 | 9 | 4 | 8 | 1 |
9 | 1 | 9 | 5 | 0 | 6 | 4 | 2 | 4 | 9 | 6 | 6 | 8 | 8 | 2 | 8 | 8 | 2 | 3 | 1 | 7 | 8 | 0 | 8 | 7 | 0 | 7 | 6 | 0 | 2 | 1 | 7 | 5 | 9 | 1 | 5 | 6 | 0 | 8 | 6 |
0 | 5 | 4 | 7 | 7 | 4 | 3 | 8 | 8 | 0 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 7 | 1 | 4 | 2 | 8 | 7 | 4 | 1 | 9 | 3 | 8 | 4 | 9 | 7 | 9 | 3 | 1 | 8 | 6 | 0 | 6 | 9 | 7 | 2 | 4 |
7 | 1 | 0 | 4 | 8 | 9 | 6 | 7 | 5 | 2 | 6 | 9 | 5 | 5 | 1 | 5 | 2 | 7 | 3 | 2 | 2 | 9 | 4 | 2 | 1 | 5 | 5 | 1 | 4 | 5 | 8 | 5 | 4 | 9 | 7 | 6 | 4 | 7 | 2 | 3 |
6 | 3 | 3 | 8 | 3 | 5 | 2 | 4 | 4 | 7 | 8 | 2 | 3 | 7 | 4 | 3 | 2 | 9 | 4 | 7 | 5 | 7 | 4 | 8 | 5 | 2 | 9 | 1 | 8 | 6 | 7 | 4 | 4 | 4 | 1 | 9 | 5 | 6 | 4 | 1 |
6 | 5 | 4 | 4 | 5 | 0 | 6 | 4 | 6 | 3 | 6 | 5 | 1 | 4 | 6 | 7 | 3 | 2 | 1 | 8 | 6 | 5 | 1 | 0 | 2 | 2 | 5 | 1 | 6 | 2 | 7 | 7 | 9 | 3 | 0 | 0 | 3 | 9 | 3 | 1 |
8 | 7 | 3 | 5 | 8 | 7 | 5 | 1 | 0 | 1 | 3 | 3 | 8 | 7 | 5 | 4 | 7 | 9 | 0 | 3 | 8 | 4 | 5 | 7 | 6 | 7 | 9 | 7 | 2 | 1 | 3 | 5 | 7 | 4 | 1 | 3 | 0 | 1 | 4 | 1 |
0 | 1 | 6 | 9 | 6 | 1 | 0 | 8 | 3 | 7 | 3 | 2 | 9 | 9 | 7 | 6 | 9 | 6 | 8 | 7 | 3 | 3 | 1 | 0 | 5 | 1 | 4 | 9 | 3 | 5 | 8 | 9 | 6 | 6 | 1 | 0 | 2 | 1 | 6 | 8 |
2 | 4 | 1 | 8 | 8 | 4 | 3 | 7 | 9 | 3 | 9 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 6 | 8 | 3 | 4 | 4 | 1 | 8 | 4 | 2 | 0 | 9 | 0 | 6 | 5 | 0 | 7 | 6 | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 | 8 |
8 | 0 | 6 | 4 | 5 | 4 | 7 | 0 | 7 | 2 | 8 | 8 | 1 | 5 | 5 | 8 | 5 | 8 | 1 | 1 | 7 | 8 | 0 | 4 | 9 | 3 | 1 | 1 | 1 | 9 | 8 | 5 | 4 | 8 | 1 | 1 | 4 | 3 | 8 | 8 |
6 | 4 | 0 | 1 | 7 | 3 | 2 | 0 | 6 | 5 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | 6 | 8 | 9 | 4 | 4 | 7 | 3 | 7 | 1 | 4 | 5 | 9 | 6 | 3 | 0 | 0 | 0 | 5 | 8 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 |
9 | 0 | 2 | 3 | 5 | 4 | 3 | 9 | 5 | 9 | 6 | 9 | 2 | 4 | 0 | 4 | 3 | 0 | 3 | 8 | 0 | 5 | 6 | 0 | 9 | 2 | 9 | 6 | 3 | 6 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | 9 | 8 | 5 |