СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения информационным процессам

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения информационным процессам»

Методика обучения информационным процессам Выполнил: учитель ВКК Мирошников Р.С. МКОУ «Лицей села Верхний Мамон 2014-2015 уч. год

Методика обучения информационным процессам

Выполнил: учитель ВКК Мирошников Р.С.

МКОУ «Лицей села Верхний Мамон

2014-2015 уч. год

 Цель обучения информационным процессам по общеобразовательному курсу:    формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах;

Цель обучения информационным процессам по общеобразовательному курсу: формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах;

Основные элементы содержания по теме «Информационные процессы» Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Виды информационных процессов Учащиеся должны знать: Понятие информационного процесса; Виды информационных процессов; Учащиеся должны уметь: Приводить примеры информационных процессов в обществе, живой природе, технике; Различать виды информационных процессов.

Основные элементы содержания по теме «Информационные процессы»

Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Виды информационных процессов

Учащиеся должны знать:

  • Понятие информационного процесса;
  • Виды информационных процессов;

Учащиеся должны уметь:

  • Приводить примеры информационных процессов в обществе, живой природе, технике;
  • Различать виды информационных процессов.
Внутрипредметные связи Информационные процессы Информационные процессы в живой природе, обществе и технике Представление информации Перекодирование как элементарный информационный процесс Информационные процессы Информационные процессы в живой природе, обществе и технике Информационные процессы Управление без информационных процессов нельзя осуществлять Информационные основы управления Кодирование, декодирование Процесс управления ИКТ Информационные процессы в живой природе, обществе и технике Переход от описания информационных процессов к их использованию с помощью информационных технологий основные информационные процессы – поиск, обработка информации, осуществляются при помощи различного ПО Аппаратные обеспечение Программное обеспечение

Внутрипредметные связи

Информационные процессы

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике

Представление информации

Перекодирование как элементарный информационный процесс

Информационные процессы

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике

Информационные процессы

Управление без информационных процессов нельзя осуществлять

Информационные основы управления

Кодирование, декодирование

Процесс управления

ИКТ

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике

Переход от описания информационных процессов к их использованию с помощью информационных технологий

основные информационные процессы – поиск, обработка информации, осуществляются при помощи различного ПО

Аппаратные обеспечение

Программное обеспечение

Требования к результатам на разных ступенях освоения Требования к результатам в рамках содержательных возможностей линии Начальная школа Предметные Основная средняя школа Уметь различать виды информационных процессов, знать понятие «информационные процессы» Полная средняя школа Уметь выделять основные виды информационных процессов  уметь классифицировать информационные процессы по принятому основанию

Требования к результатам на разных ступенях освоения

Требования к результатам в рамках содержательных возможностей линии

Начальная школа

Предметные

Основная средняя школа

Уметь различать виды информационных процессов, знать понятие «информационные процессы»

Полная средняя школа

Уметь выделять основные виды информационных процессов

уметь классифицировать информационные процессы по принятому основанию

Требования к результатам в рамках содержательных возможностей линии Начальная школа Метапредметные   использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Основная средняя школа Полная средняя школа Уметь использовать различные информационные процессы в технике готовность и способность к использованию видов информационных процессов

Требования к результатам в рамках содержательных возможностей линии

Начальная школа

Метапредметные

  использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Основная средняя школа

Полная средняя школа

Уметь использовать различные информационные процессы в технике

готовность и способность к использованию видов информационных процессов

Требования к результатам в рамках содержательных возможностей линии Начальная школа Личностные   Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Основная средняя школа Полная средняя школа понимание роли информационных процессов в современном мире готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

Требования к результатам в рамках содержательных возможностей линии

Начальная школа

Личностные

  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Основная средняя школа

Полная средняя школа

понимание роли информационных процессов в современном мире

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

Типичные способы отработки и контроля результатов освоения материала Вопросы для проверки знаний: Что такое информационные процессы? Назовите три основных вида информационных процессов. В каких сферах жизнедеятельности человека и окружающего мира происходят информационные процессы? Задания: Приведите примеры информационных процессов: -в обществе;  -животном мире;  -растительном мире. Приведите различные примеры процесса обработки информации. Определите по каким правилам она производится в каждом примере. Задачи: За сколько секунд можно передать текст объемом 1800 байтов, если скорость канала  связи равна 14400 бит/с? Скорость передачи данных по некоторому каналу равна 64000бит/с. Передача файла по этому каналу связи заняла 16с. Определите размер файла в килобайтах.

Типичные способы отработки и контроля результатов освоения материала

Вопросы для проверки знаний:

  • Что такое информационные процессы?
  • Назовите три основных вида информационных процессов.
  • В каких сферах жизнедеятельности человека и окружающего мира происходят информационные процессы?

Задания:

  • Приведите примеры информационных процессов: -в обществе;

-животном мире;

-растительном мире.

  • Приведите различные примеры процесса обработки информации. Определите по каким правилам она производится в каждом примере.

Задачи:

  • За сколько секунд можно передать текст объемом 1800 байтов, если скорость канала

связи равна 14400 бит/с?

  • Скорость передачи данных по некоторому каналу равна 64000бит/с. Передача файла по этому каналу связи заняла 16с. Определите размер файла в килобайтах.
Методы, принципы и формы обучения Метод информационного подхода - заключается в том, что «при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую оче­редь выявляются и анализируются наиболее харак­терные для них информационные аспекты, опреде­ляющие их состояние и развитие»; Объяснительно-иллюстративный метод - беседа;  Принципы «сквозная линия», системности, доступности.

Методы, принципы и формы обучения

  • Метод информационного подхода - заключается в том, что «при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую оче­редь выявляются и анализируются наиболее харак­терные для них информационные аспекты, опреде­ляющие их состояние и развитие»;
  • Объяснительно-иллюстративный метод - беседа;
  • Принципы «сквозная линия», системности, доступности.
Средства обучения персональный компьютер учащегося; видео (например: процессы в живой природе); анимации; программное обеспечение (текстовые, графические, табличные редакторы).

Средства обучения

  • персональный компьютер учащегося;
  • видео (например: процессы в живой природе);
  • анимации;
  • программное обеспечение (текстовые, графические, табличные редакторы).
Межпредметные связи Основные информационные процессы, протекающие в технических системах: хранение, обработка, передача информации целесообразно рассматривать по аналогии с информационными процессами в биологических системах, а функциональные устройства компьютера, выполняющие информационные функции по аналогии с человеком. Информация. Информационные процессы Биология, химия Вещество. Энергия. История, обществознание Информационные революции. Физика электричества. Канал связи. носитель.

Межпредметные связи

Основные информационные процессы, протекающие в технических системах: хранение, обработка, передача информации целесообразно рассматривать по аналогии с информационными процессами в биологических системах, а функциональные устройства компьютера, выполняющие информационные функции по аналогии с человеком.

Информация. Информационные процессы

Биология, химия

Вещество. Энергия.

История, обществознание

Информационные революции.

Физика

электричества. Канал связи. носитель.

Сравнительный анализ качества представления материала по теме «Информационные процессы» в УМК различных авторов Критерий сравнения Полнота перечня представленных в УМК элементов содержания этой линии УМК 2 Научности предъявления для ступени Нач.шк. УМК Матвеева Н.В. 3 3 УМК Босова Л. (осн.) Макарова НВ. (осн.) Доступность предъявления для ступени 3 3 УМК (пол) 3 Иллюстрированность предъявления 3 3 Макарова 3 1 Учет внутрипредметных связей в распределении материала по разделам 3 3 3 3 Предъявления учащимся внутрипредметных связей, доказывающий пример 3 3 Соблюдение общих принципов обучения этому направлению, доказывающий пример 2 3 (инф. процессы в природе) 2 Достаточность вопросов и заданий для отработки и контроля 3 3 3 3 3 2 3 3 (раб.тетрадь) 3 2 3 3 1

Сравнительный анализ качества представления материала по теме «Информационные процессы» в УМК различных авторов

Критерий сравнения

Полнота перечня представленных в УМК элементов содержания этой линии

УМК

2

Научности предъявления для ступени

Нач.шк.

УМК

Матвеева Н.В.

3

3

УМК Босова Л. (осн.)

Макарова НВ. (осн.)

Доступность предъявления для ступени

3

3

УМК (пол)

3

Иллюстрированность предъявления

3

3

Макарова

3

1

Учет внутрипредметных связей в распределении материала по разделам

3

3

3

3

Предъявления учащимся внутрипредметных связей, доказывающий пример

3

3

Соблюдение общих принципов обучения этому направлению, доказывающий пример

2

3 (инф. процессы в природе)

2

Достаточность вопросов и заданий для отработки и контроля

3

3

3

3

3

2

3

3

(раб.тетрадь)

3

2

3

3

1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!