СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения написанию сочинения в форме ЭССЕ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

методика обучания написаню сочинения в форме эссе. Критерии оценки эссе. Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения написанию сочинения в форме ЭССЕ»























Методика обучения написанию сочинения в форме ЭССЕ







































Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты обучения написанию сочинения в форме эссе

  1. Эссе как наиболее эффективная форма письменного изложения мыслей ….5

  2. Сущность методики обучения написанию сочинения в форме эссе………...6

  3. Общие вопросы методики обучения написанию сочинения в форме эссе….8

Глава 2. Особенности методики обучения написанию сочинения в форме эссе

  1. Процесс подготовки к написанию сочинения в форме эссе 10

  2. Критерии оценки эссе 20

  3. Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе …. .21

Заключение 29

Список использованной литературы 30





















Введение


В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически- словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.

Актуальность темы. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения. Сочинение - одна из важнейших форм во всей системе работы словесника. Оно не только контролирует знания учащихся, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление и критический подход к нему.

Любое сочинение пишется в определённом жанре. Сегодня учащиеся должны владеть умениями и навыками писать сочинения в жанре литературно­критической статьи, эссе, дневник, реклама, эпистолярный жанр.

Сочинения в жанре эссе заставляет учащихся выражать своё отношение к автору произведения, герою, лишают их возможности превратить сочинение и пересказ учебника или компиляцию из заученных фраз.

Теория и методика обучения написанию сочинений привлекает всех, кто занимается проблемами языка и литературы, так как знание теории сочинения отражалось на качестве устных и письменных выступлений.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение в жанре эссе, - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Целью моей работы является изучение особенностей методики обучения написанию сочинения в форме эссе на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

  • Изучить теоретические аспекты обучения написанию сочинения в форме эссе.

  • Рассмотреть особенности методики обучения написанию сочинения в форме эссе.

  • проанализировать приемы, способствующие успешному написанию эссе.

Проблему изучения методики обучения написанию сочинения в форме эссе исследовали многие ученые и педагоги.

Особенности подготовки обучающихся к написанию сочинения в форме эссе изучали С.Д. Дресвянина, Е.С. Токарева, Л.Р. Дускаева и Т.А. Калганова.

Н. Л. Карнаух, Л.Ф. Корепина, С.А. Котельникова, Г.А. Обернихина, Т.О. Скиргайло изучали особенности методики обучения написанию сочинения в форме эссе на уроках русского языка и литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты обучения написанию сочинений

в форме эссе


  1. Эссе как наиболее эффективная форма письменного изложения мыслей

Эссе-сочинение отличается небольшим объемом, свободной композицией и заведомо не претендует на определяющую трактовку предмета. Эти качества жанра часто кажутся обучающимся наиболее привлекательными [15,с. 552].

Эссе - частью признание, как дневник, частью рассуждение, как статья, частью повествование, как рассказ. Это жанр, который и держится своей принципиальной внежанровостью.

Эссе - наиболее перспективный жанр, так как соединяет в себе разные способы описания мира - художественный, научный, религиозный, а значит, дает возможность рассуждать на любые темы, позволяет в непринужденной форме представить соображения о любом предмете [16, с.319].

Эссе (фр. essai - попытка, проба, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем либо и имеет философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Эссе как жанр сочинения считается наиболее эффективной формой развития навыков письменного изложения своих мыслей, способствующий развитию творческой свободы обучающихся посредством возможности действовать от «своего собственного лица» [1, с. 10].

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Для него характерен личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, что позволяет обучающимся выразить субъективную личную оценку предмету рассуждения и возможность творческого, оригинального освещения.

Для написания грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций, которые изложены в данной работе. Методические рекомендации по написаю эссе содержат материал по организации самостоятельной подготовки обучающихся, что поможет сформировать у них общие и профессиональные компетенции [2, с. 24].

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с нею связанные. Эссе обучающегося - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим обучающимся, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, овладеть научным стилем речи [12, с. 30].



1.2. Сущность методики обучения написанию сочинения в форме эссе

Сущность методики заключается в создании комплекса методов и приемов для активизации личностного опыта в процессе подготовки обучающихся к написанию сочинения в жанре эссе. Методологической основой обучения школьников сочинению в жанре эссе является системно­деятельностный подход, который предполагает следующие принципы: непрерывность, деятельность, целостность, психологическая комфортность, вариативность, творчество.

Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно, формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются в процессе его собственной деятельности. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности [17, с. 41].

Как известно, приобретение коммуникативной компетенции базируется на опыте и деятельности обучающихся. Чтобы научиться общаться, нужно уметь выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, отличать, делать выводы из анализа мышления и деятельности.

Кроме того, в процессе учебной деятельности цеобходимо приобретать навыки сотрудничества и коммуникации: работать в парах и группе, принимать совместные решения при обсуждении тем, конструировать собственное знание средствами поисковой деятельности. В процессе подготовки к сочинению в жанре эссе приемлем и даже необходим проблемный метод, так как он ориентирован на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучающихся.

Метод проблемного обучения - один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено на уроках системой проблемных задач и заданий различного уровня сложности. В процессе их решения обучающиеся овладевают новыми знаниями и, что крайне важно с позиций системно­деятельностного обучения, способами действия. В результате этого формируются продуктивное мышление обучающихся, их воображение и творческие способности.

Процесс обучения ориентирован при этом на формирование самостоятельности обучающихся, устойчивых мотивов учения, включая и творческие способности в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детермированных системой проблемных ситуаций [4, с. 45].

Умение и навыки написания сочинения-эссе закладываются в основной школе в 7-9-х классах и окончательно формируются в старшей школе. В 7-8-х классах проводится обучение только некоторым элементам сочинения с использованием личностного опыта, с самим понятием эссе необходимо знакомить обучающихся в 9-м классе.



1.3. Общие вопросы методики обучения написанию сочинения в форме эссе

Эссе - прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее одну частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею [3, с. 111].

Одним из этапов обучения сочинению в жанре эссе является анализ определений жанра эссе.

Особенности эссе как жанра:

  1. .Обращение к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.

  1. Преобладание впечатлений, а не фактов.

  2. Субъективность и не аргументированность авторской позиции.

  3. Свободная форма изложения, отсутствие композиции.

  4. Смешение речевых пластов.

  5. Наличие средств художественной выразительности.

7.Эмоциональность речи.

8.Сравнительно небольшой объём.

После прочтения текста для анализа предлагаются следующие вопросы:

1 .Рассмотрите композицию очерка. Можно ли выделить экспозицию завязку, кульминацию и развязку?

  1. Кто главный герой текста? Как его характеризует автор? Какие выразительные средства он для этого использует?

  2. Приводятся ли в этом тексте факты? Какие?

4.Охарактеризуйте язык ?

Сочинения в жанре эссе дают мощный толчок работе воображения. Разбуженное воображение рождает яркие видения, которые оживляют образу произведения, помогают читающему дорисовывать характеры и события, порой только намеченные писателем отдельными штрихами.

Работа с установкой на видение - одно из действенных средств развития речи учащихся. Появившееся представление - результат работы собственного воображения и мысли ученика, поэтому он вынужден искать и найти собственные, а не из книги, слова для передачи того, что он видит мысленным взором. Происходит сложный и благотворный процесс взаимного влияния и обогащения речи и воображения [5, с. 31].

Видения рождают в сознании человека целый ряд суждений, оценок, которые необходимо уметь выражать в чистых речевых формах.

Учитывая, что жанру эссе присуще необычное начало, текст может звучать как продолжение начатого разговора.

Закончить сочинение в жанре эссе можно личным впечатлением и выводом о том, чему ты научился, узнал и понял.

При написании сочинения в жанре эссе проявляется индивидуальное, личностное понимание ситуации, проблемы, поступков. Письменные работы этого жанра не допускают шаблонного подхода к нему, способствуют активизации мыслительного процесса, совершенствуют аналитическую способность учащихся [11, с. 29].

Глава 2. Особенности методики обучения написанию сочинения

в форме эссе


2.1. Процесс подготовки к написанию сочинения в форме эссе

Подготовка к написанию творческой работы предполагает несколько этапов:

  1. этап

  1. Знакомство с жанром эссе, теоретические сведения о нем и его жанрообразующих признаках.

  2. Разновидности эссе.

  3. Сравнение эссе с другими жанрами.

  1. этап

1.Обнаружение признаков эссе в текстах-образцах.

2,Определение темы, коммуникативного намерения автора, рассмотрение микротем текста-образца.

3. Анализ художественно-публицистических средств, при помощи которых автор создает текст.

  1. этап

  1. Самостоятельное создание текста в жанре эссе.

  2. Обнаружение признаков эссе учащимися в своих работах.

  3. Анализ данных работ учащимися, учителем.

  4. Подведение итогов.

Первый этап. Понятие о жанре эссе

Эссе - «жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной, социальной проблемы. Эссе - эмоционально выразительный этюд, вызывающий человека на «соразмышление», сопереживание.

Для эссе характерно преимущественное использование двух основных типов речи: описание (зарисовка) и размышления в различных жанрово­стилистических формах. Для очерка же характерно использование повествования и описания [13, с. 28].

Композиция

Очерк имеет разные композиции:

1 .Хроникальное построение (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности). Наличие событийного ядра. Выделяются периоды, эпизоды, действия. Период - продолжительный отрезок деятельности героя, в котором находят отражение типичные для этой деятельности действия. Эпизод - неразвернутый во времени отрезок, вырванный из процесса или события и взятый крупным планом. Единичное действие - момент, наиболее ярко проявляющий суть деятельности. Сюжет должен быть динамичным. Например, в портретном очерке. Есть опасность увлечься занимательным сюжетом и не выразить главную мысль, кредо героя. Путевой очерк предполагает описание собственных впечатлений (записи «изо дня в день», дневник наблюдений). В очерках со смещенной хронологией может присутствовать метасобытие. Это «деятельность журналиста по изучению явления действительности». Эпизоды метасобытия, по мнению Майдановой, могут «насыщаться элементами метатекста, т.е. пояснениями, почему об этом говорится теперь, а не после или раньше, о чем будет сказано в следующих строках и т.д. При обилии метатекстовых замечаний у читающего возникает впечатление, что говорящий существует в двух временных планах: как собеседник в настоящем и как действующее лицо прошлых эпизодов». Если в очерке отсутствует метасобытие, то разные события объединяются общей темой.

2) Построение, основанное на логике причинно-следственных связей (очерк- исследование). На первом плане логика развития собственной мысли за счет выдвижения системы положений и доказательств. Майданова выделяет три типа логической схемы. Описательная логическая схема: портретные очерки и зарисовки. Предметом анализа оказывается какой-либо ведущий признак, отличающий человека от всех остальных. Логическая событийная схема. Предмет анализа - событие, в котором проявляется важный признак, «имело место событие А с признаком В, признак В проявляется так.., объясняется... И имеет такие следствия». Третий тип - соединяющий. Событие как иллюстрация основного тезиса.

1. Форма эссе, свободная форма, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. В основе такого типа очерка лежит личностное восприятие, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной, социальной проблемы. Более чем в других жанрах актуализируется стремление автора к самовыражению.

Эссе - свободное по стилю и композиции размышление автора, строящееся на внутренней логике изложения мыслей. Автор использует принцип монтажа. Эссе свойственен открытый финал (вопрос, многоточие).

Второй этап. Методика работы с текстом-образцом, написанном в жанре эссе.

На этом этапе обращаемся к текстам-образцам, эссе, созданным мастерами данного жанра. Анализ образцов целесообразно начинать с выявления жанрообразующих признаков текста, особенно тех средств, с помощью которых мы можем определить отличительные особенности жанра. Выполнить эту работу помогут следующие вопросы к тексту:

  1. Что послужило поводом к написанию эссе?

  2. Какую цель ставит перед собой автор?

  3. Как проявляется в тексте авторское «я»?

Авторское «я» вводится при помощи различных средств: личных местоимений, разговорной лексики, авторских неологизмов, эмоционально­оценочной лексики, вводных конструкций.

  1. К кому обращается с эмоциональным монологом автор?

  2. При помощи каких средств автор привлекает читателя к соразмышлению»?

Авторы используют многообразные средства: морфологические средства (глаголы 2 лица ед. и мн. ч., глаголы в повелительном наклонении), синтаксические средства (побудительные конструкции, обращения, вопросительные предложения, восклицательные предложения, вопросно­ответную форму изложения).

  1. Какое начало преобладает в тексте: рационально-логическое (характерно для аналитических жанров) или эмоционально-оценочное (характерно для художественно-публицистических жанров)?

  2. Какими средствами передаются переживания автора?

Средства, помогающие выразить эмоции автора: лексические (эмоционально-оценочная лексика), морфологические (эмоциональные частицы и междометия, глаголы, содержащие оценочное значение), синтаксические (инверсия, вводные конструкции, восклицательные и вопросительные предложения).

  1. Найдите ключевые слова в тексте. Какие ассоциации они вызвали в сознании автора?

  2. Какие произведения искусства связываются в сознании с этими словами?

  3. Какие микротемы присутствуют в тексте?

  4. Какие образы создает автор? При помощи каких художественных средств?.

На этом этапе важно вспомнить основные изобразительно-выразительные средства, известные учащимся:

  • тропы (метафору, эпитет, сравнение, гиперболу, иронию, метонимию и др);

  • фигуры речи (антитезу, градацию, инверсию, эллипсис, анафору, эпифору, параллелизм и др.).

  1. Является ли композиция текста свободной, основанной на внутренней логике текста?

Рассмотрим основные «приметы» свободной композиции: резкие тематические переходы, сближение далеких, на первый взгляд, понятий, обрывы мыслей и др.

  1. Какую идею выражает автор эссе? Как выражает «новое в известном»?

Третий этап. Написание сочинения в жанре эссе Ребята создают собственные эссе. Эту работу стоит начинать с написания сочинений как эмоционального отклика на какое-либо высказывание историко­философского, политического характера. Написание подобных работ - эффективный обучающий прием [14, с. 25].

Для достижения поставленной цели (написания эссе) можно воспользоваться следующим планом:

  1. Определите тему - предмет речи.

  2. Определите цель, которую вы ставите перед собой как автор.

Для достижения намеченной цели следует выполнить ряд заданий:

  • найдите ключевые слова в высказывании,

  • подумайте, с чем ассоциируются эти слова в вашем сознании,

  • устно прокомментируйте ваши ассоциации, запишите те мысли, которые показались наиболее ценными, вспомните произведения искусства, в которых встречаются размышления на данную тему, сопоставьте взгляды авторов вашим мнением,

  • подумайте, какую связь предложений в тексте вы будете использовать (параллельную или последовательную),

  • наметьте логику вашего размышления,

  • составьте план.

  1. Решите, с помощью каких средств будет вводиться авторское «я» - ваше - «я».

4.Определите для себя, какого собеседника вы привлечете к «соразмышлению», какими средствами.

  1. Подумайте, как вы будете передать свои эмоции, переживания.

  2. Определитесь, какие изобразительные средства вы изберете для того, чтобы показать читателю вашего эссе «новое в знакомом».

Текст:

Молодой отец строго выговаривает четырехлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

  • Пожалуйста, - вполне серьезно говорит он крохе, - можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

Или серьезно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха» [9, с. 27].

Ответы на вопросы

  1. Поводом к написанию эссе послужили актуальные проблемы, волнующие автора:

  • проблема канцелярита,

  • проблема сохранения чистоты нашей речи,

  • проблема ответственности и уважительного отношения к собеседникам и к языку.

  1. Автор эссе не стремится к всестороннему рассмотрению явления, не дает его исчерпывающий анализ. Главное - его раздумья о существующих проблемах, эмоции пишущего: огорчение от того, что нет бережного отношения к языку, штампы пагубно влияют на развитие языка.

  2. Авторское «я» вводится при помощи личного местоимения 1л., ед. ч. (не решаюсь сказать), междометия (увы), вводного слова (к счастью) эмоционально окрашенной лексики. Авторское «я» выражается через подбор жизненного материала, индивидуальный стиль пишущего.

Сложно определить конкретного адресата, к которому обращается автор. Ясно одно, это те люди, которые говорят на русском языке и считают его своим родным, автор эмоционально беседует с теми, кто душой болеет за будущее нашего языка.

  1. Автор использует различные средства для привлечения читателей к «соразмышлению»: местоимения 1л., мн. ч. (мы), глаголы 1л., мн. ч. (теряем), глаголы в 2 л., мн. ч. (помните), безличные предложение (надо посмотреть правде в глаза), обобщенно-личные предложение (слышишь, видишь, читаешь), вопросительные предложения («Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывет и молодой пригожей Тане Ванька песенки поет?») и др.

  2. 7. В тексте преобладает эмоционально-оценочное начало. Авторские эмоции передаются при помощи различных средств: междометий (увы»), эмоционально-оценочной лексики («убийственное название», «окачнный и зловредный», «постылые штампы» и др.), фразеологизма («глас вопиющего пустыне»), слова-предложения (Да), вводного слова (к счастью), восклицательных предложений («Кто, если не мы сами?!»), предложений с однородными членами предложения («Слышишь, видишь, читаешь такое - и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: «БЕРЕГИТЕСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!» и др.), изобразительно-выразительных средств.

8. Одно из ключевых слов текста - «канцелярит». В сознании автора это языковое явление ассоциируется с «самой злокачественной болезнью», «постылые» штампы - с «чужеродными, губительными клетками», ценное, что есть в языке, - с «живым, полезным ядром».

  1. В тексте автор использует не только жизненные факты (случайно подслушанный разговор, газетную статью), но и, обращаясь к общекультурному контексту фоновых знаний читателя, статью «Канцелярит» К.И. Чуковского, вспоминает творчество Виктора Некрасова, цитирует известную фразу К.С. Станиславского, умело используя принцип монтажа.

  2. Микротемы текста:

  • разговор отца и дочери,

  • статья о работе экипажа космической станции,

  • «злокачественная болезнь нашей речи»,

  • канцелярит и литература.

  1. Автор создает в тексте образ канцелярита, который предстает как опасное, вредное для языка явление. Используются различные изобразительно выразительные средства:

  • тропы (развернутые метафоры («Это - самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи», «Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки - постылые штампы, которые не несут ни мысли, на чувства, ни грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро»), эмоционально окрашенные эпитеты («убийственный», «окаянный и зловредный», «постылые» и др.), олицетворение («канцелярит не сдается, он наступает, ширится»);

  • фигуры (инверсия («разрастаются чужеродные, губительные клетки»), градация («хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать»), риторические восклицания, риторические вопросы («В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? А заодно - и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь? Кто, если не мы сами?!»).

  1. Данный текст - свободное по стилю и композиции размышление автора, строящееся на внутренней логике изложения мыслей. Автор использует принцип монтажа. Эссе свойственен открытый финал («Кто, если не мы сами?!»).

  2. Канцелярит - самая опасная болезнь нашей речи; штампы угнетают «живое ядро» языка, они опасны и в живой речи людей, и в речи персонажей литературных произведений. Каждый человек несет ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке. Только мы сами можем привить себе и другим бережное отношение к языку.

Вывод - это эссе.

Если эти задания выполнены, можно приступать к написанию сочинения.

Подготовительный этап готовит обучающихся к анализу различных образцов эссе: выявляется специфика эссе как жанра, уточняются его жанровые признаки, изучаются литературные формы жанра, разновидности эссе [19, с. 134].

Познакомить учащихся 10-11 с жанром эссе, выделять его жанровые особенности, создавать его определение, развивать умение работать в группе, общаться в процессе размышления на заданную тему, воспитывать чувство ответственности за коллективный труд можно, например, на уроке в форме мастерской.

Виды деятельности обучающихся на подготовительном этапе следующие^

  • самостоятельная подготовка сообщения об истории создания жанра;

  • работа со словарем;

  • сравнение разных точек зрения на жанр в различных справочниках;

  • запись плана, тезисов;

  • анализ названий эссе;

  • сопоставление эссе с близкими по форме жанрами (моральная проповедь, статья, заметка, дневник, рассказ, исповедь, речь, очерк, письмо, слово и др.); - узнавание разновидностей эссе (философские, литературно­критические, исторические, художественные и др.) [21, с. 66].

На подготовительном этапе обучающиеся приобретают новые знания путем собственных усилий, размышлений, формулируют новые правила и выводы. В процессе поиска решения сложной проблемной ситуации обучающимся следует предлагать дозированную корректирующую помощь, предназначенную для выявления и обозначения причин затруднения.

На уроке русского языка в 11 классе, например, в процессе анализа текста можно подвести учащихся к осмыслению жанра эссе, научить писать сочинение в жанре эссе.

Роль учителя сводится к коррекции учебной деятельности школьников.

Виды деятельности обучающихся при этом предполагают: Подготовительный этап готовит обучающихся к анализу различных образцов эссе: выявляется специфика эссе как жанра, уточняются его жанровые признаки, изучаются литературные формы жанра, разновидности эссе [19, с. 134].

Познакомить учащихся 10-11 с жанром эссе, выделять его жанровые особенности, создавать его определение, развивать умение работать в группе, общаться в процессе размышления на заданную тему, воспитывать чувство ответственности за коллективный труд можно, например, на уроке в форме мастерской.

Виды деятельности обучающихся на подготовительном этапе следующие:

  • самостоятельная подготовка сообщения об истории создания жанра;

  • работа со словарем;

  • сравнение разных точек зрения на жанр в различных справочниках;

  • запись плана, тезисов;

  • анализ названий эссе;

  • сопоставление эссе с близкими по форме жанрами (моральная проповедь, статья, заметка, дневник, рассказ, исповедь, речь, очерк, письмо, слово и др.); - узнавание разновидностей эссе (философские, литературно­критические, исторические, художественные и др.) [21, с. 66].

На подготовительном этапе обучающиеся приобретают новые знания путем собственных усилий, размышлений, формулируют новые правила и выводы. В процессе поиска решения сложной проблемной ситуации обучающимся следует предлагать дозированную корректирующую помощь, предназначенную для выявления и обозначения причин затруднения.

На уроке русского языка в 11 классе, например, в процессе анализа текста можно подвести учащихся к осмыслению жанра эссе, научить писать сочинение в жанре эссе.

Роль учителя сводится к коррекции учебной деятельности школьников.

Виды деятельности обучающихся при этом предполагают:

  • комментированное чтение;

  • анализ художественного текста (жанр, композиция, смысл названия, особенности повествовательной манеры, синтаксическая организация, лексические особенности, ассоциативные ходы и др.);

  • анализ эпизода;

  • анализ художественно-изобразительных средств;

  • анализ образа-персонажа;

- анализ различных образцов эссе (художественных, литературно-критических, философских, исторических и др.);

  • анализ литературно-критических эссе, написанных в форме слова;

  • сравнение эссе на одну и ту же тему, написанных разными авторами.

На заключительном этапе обучающиеся смогут реализовать полученные

знания об эссе на практике: от создания пограничных жанров (письмо, очерк, слово и т.д.) до написания собственно эссе.

Виды деятельности обучающихся следующие:

  • создание эссеистических миниатюр, построенных на ассоциациях;

  • написание сочинения в эпистолярном стиле;

  • составление рекламы;

  • составление речи, которая произносится при открытии памятника писателю или поэту;

  • написание сочинения в жанре эссе;

  • написание сочинения-эссе в форме слова;

  • анализ ученических образцов, написанных в эссеистическом стиле;

составление рецензий на ученические работы [8, с. 22].



2.2. Критерии оценки эссе

Сегодня отмечаются некоторые сложности в оценке такого вида творческой работы как сочинение в жанре эссе.

Опыт, показывает, что при написании эссе и при его оценивании возникает противоречие между формой и содержанием.

Форма дает простор субъективности, неопределенности, парадоксальности, незавершенности, открытости, образности, художественной изобретательности.

Содержание ориентирует автора на демонстрацию высокого уровня- знаний. Необходимы особая скрупулезность, взвешенность, объективность в оценивании сочинения-эссе по русскому языку.

Критерии оценки эссе могут быть следующие:

  1. Небольшой объем.

  2. Свободное рассуждение на выбранную тему, непринужденность повествования.

  3. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысление.

  4. Актуальность. Оригинальность, самобытность, яркость.

  5. Свободная композиция, фрагментарность.

  6. Внутреннее смысловое единство. ,

  7. Ясность мысли, внятность, корректность.

  8. Афористичность, образность, эмоциональность.

  9. Использование художественно-изобразительных средств.

  10. Установка на разговорную интонацию и речь.

  11. Грамотность.

  12. Самостоятельность выполнения работы [4, с. 46].

Предложенные критерии устанавливают высокую «планку» требований к работам, что вполне оправданно: жанр эссе выбирают самые сильные, способные обучающиеся, обладающие особым ассоциативным мышлением.

Н.Л. Карнаух и И.В. Щербина, указывая на привлекательность и перспективность жанра эссе, считают, «этот жанр должен найти свое место в работе с творческими детьми» [10, с. 194].

Возможные риски состоят в необъективности оценки за этот вид работы.



2.3. Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе


В современной лингвистической науке есть масса классификаций видов эссе. Существуют следующие виды эссе: сопоставительное, обосновывающее, причинно-следственное, интерпретирующее (комментирующее), иллюстративное, описательное.

О каждом типе эссе стоит сказать отдельно, так как на уроке следует работать над каждым из них в отдельности и далее усложнять, давая эти виды эссе в совокупности. Сопоставительное эссе предполагает сравнение тем, событий, предметов и даже текстов. Основная задача эссе продемонстрировать, умение учащихся выделять общее и различное, преимущества и недостатки (если мы говорим об оценке анализируемых субъектов). Обосновывающее эссе предполагает умение автора доказывать свою точку зрения по предложенному вопросу или же автору необходимо предложить собственное решение указанной в вопросе проблемы. Следует избегать эмоциональных высказываний и оценочности. Данное эссе может быть оформлено от 1-го лица и от 3-го. Оформление от 3-го лица позволяет избегать субъективности в суждениях, воспринимается как более аргументированное. Причинно-следственное эссе направлено на обсуждение причины или же на выявление последствий явления или события, указанного в заглавии.

В данном эссе особую роль занимают грамматические конструкции. Часто эссе пишутся в сослагательном наклонении, которое задается самой формулировкой вопроса: «Что произойдет, если ...». Также на протяжении обучения данному типу эссе, учителю следует, опираясь на предыдущий опыт учащихся, усложнять задания, требуя разнообразия применяемых конструкций: от употребления подчинительных союзов до синонимических синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственную связь. Интерпретирующее или комментирующее эссе является формой письма по разворачиванию смысла.

В качестве задания для такого эссе может служить цитата в одно или несколько предложений, которую необходимо развернуть. Вначале учащимся следует перефразировать данную цитату, показав свое понимание смысла. Затем автор эссе может либо дать свои комментарий по поводу данного высказывания, либо интерпретировать смыслы, заложенные в высказывании автором.

Как правило, в данном виде эссе приветствуются отсылки к личному опыту, к обобщению общественного опыта (кино, литература и др.). Иллюстративное эссе направлено на пояснения собственного тезиса конкретными примерами и иллюстрациями.

Описательное эссе является творческой работой, так как предполагает передачу чувственного восприятия явления (процесса и др.) по средствам языка.

В данном эссе употребляются все изобразительно-выразительные средства способные передать образ того представления о предмете или явлении, которое имеет автор. Задача ученика при помощи глаголов передающих чувственное восприятие передать свойства описываемого явления.

Однако следует избегать оценочных суждений: хорошо, плохо, нравится и др. Так как читателю предстоит самому выстроить свое отношение к описываемому.

Основную сложность в написании и составляет подбор синонимических замен оценочным словам.

Одним из тренировочных упражнений к подготовке данного эссе можно считать задание по описанию предмета человеку, который никогда не видел данного предмета в своей жизни.

Например: Опишите иностранцу юрту. Избегая готовых суждений, учащийся не должен говорить, что юрта красива в своем убранстве, его задача более высокого ­- передать красоту в описании.

Подводя некоторый итог по типам эссе можно сказать, что некоторые из них строятся на аргументации (сопоставительное, обосновывающее, причинно-­следственное, интерпретирующее, иллюстративное), поэтому часто используются в совокупности. И данную совокупность можно назвать аргументативным эссе, которое в свою очередь противопоставляется описательному эссе. Таким образом, на протяжении обучения русскому языку задача учителя развить навык написания данных видов эссе.

Проанализируем задания, которые предлагаются в тестовой спецификации по предмету «Русский язык».

Экзаменационная работа 1.

Чтение и анализ текстов Учащиеся, выполняют два обязательных задания, которые оцениваются в 25 баллов. Вопрос 1 содержит два отрывка, объем которых не превышает в общем 700 слов и которые соответствуют пройденным темам.

Учащимся необходимо сравнить стиль и язык отрывков. В вопросе 2 необходимо написать текст объемом 170-200 слов с конкретной целью и для определенной целевой аудитории, при этом используя соответствующую лексику, стиль, в качестве аргументов переработанный материал текстов из 1 вопроса.

Экзаменационная работа 2.

Письмо Учащиеся выполняют одно задание из трех предложенных, которое оценивается в 25 баллов. Необходимо написать письмо, состоящее из 450-600 слов, или два коротких абзаца, связанных по содержанию, каждый из которых содержит 225-300 слов.

Учащимся необходимо написать повествовательный или описательный текст.

Данный вопрос оценивает способность учащихся образно описывать события, создавая определенные эффекты, например, при передаче настроения или при описании персонажа.

Выделяются ключевые слова в заданиях, по которым можно сделать вывод, что все вышеупомянутые виды эссе будут прослеживаться в экзаменационных вопросах. Однако на этапе обучения важно научить видеть конкретную задачу в самом вопросе: по вопросу определять, какой вид эссе необходимо будет писать. Таким образом, мы считаем, что учащемуся необходим определенный алгоритм по предварительной работе над эссе. Мы предлагаем ряд шагов, помогающих вычленить проблему, которую необходимо решить, подобрать языковой материал и структурировать его согласно цели эссе.

Алгоритм написания аргументативного эссе.

Чтение вопроса.

Необходимо выделить глагол, который натолкнет на определения вида эссе или же комбинацию некоторых его типов.

Пример заданий.

  1. Сравните оба текста и прокомментируйте, в чём их сходство и различие по форме, языку и стилю.

  2. Представьте, что вас пригласили сделать доклад на межшкольной научной конференции по теме существования внеземных цивилизаций.

Напишите тезисы своего выступления (170-200 слов), основываясь для защиты своей точки зрения на аргументах и фактах из текстов задания 1. Таким образом, первый шаг помогает ученику определить цель написания эссе.

Словами-помощниками также являются слова определяющие жанр эссе.

Запись ключевой лексики. Учащимся следует построить лексическое гнездо или парадигму слов, относящихся к теме эссе.

Например: Задание 2. Представьте, что вас пригласили сделать доклад на межшкольной научной конференции по теме существования внеземных цивилизаций. Напишите тезисы своего выступления (170-200 слов), основываясь для защиты своей точки зрения на аргументах и фактах из текстов задания 1. Выбираем ключевые слова и строим лексическое поле: в центре которого - синонимы; периферия ближайшая - антонимы; далее ассоциации и аналогии:

«существование»:

наличие, реальность чего-либо, проживание, бытие;

отсутствие, иллюзорность чего-либо;

борьба за существование; жалкое существование; я мыслю, следовательно, я существую.

«внеземные цивилизации»:

- вторжение инопланетян, похищения людей, угроза человеческой цивилизации, развитие цивилизации, ступень цивилизации и др.

- земляне, жители нашей планеты; -гипотетические цивилизации, инопланетяне, пришельцы, зеленые человечки, братья по разуму;

Таким образом, учащийся прорабатывает лексико-синонимичные замены для будущего текста.

Постановка тезиса (формулирование проблемы) текста. Ученик формулирует свою позицию по данной проблеме.

Например: Внеземные цивилизации представляют потенциальную угрозу для человечества.

Подбор аргументов. Так как задание 1 строится с опорой на текст- источник, то здесь важно умение не только лексических замен, но и навык синтаксических замен одних конструкций на синонимичные.

Кроме того важен прием сворачивания и разворачивания предложения. Такую практику необходимо вводить на начальном этапе обучения. Упражнения могут быть следующими: сократите абзац до минимума, сохраняя его идею. Или же распространите предложение, используя весь арсенал синтаксических единиц. Если же в задании не предусмотрена опора на текст- источник, то поиск аргументов занимает больше времени. Учащемуся необходимо структурировать все знания по данной проблеме: личный опыт, культурно-исторический фактор и др.

Вопросы, которые помогут найти аргументы: Что я знаю по теме? Предпосылки проблемы и ее последствия? Читал ли я об этом или смотрел кино? Какие точки зрения существуют? Какая из них ближе мне и почему?

Структура будущего эссе.

После подбора аргументов необходимо продумать их последовательность. Какой из них будет ведущим? Какие факты следует объединить в один аргумент? Чем следует закончить эссе? Эти вопросы помогут выстроить структуру текста и еще раз оценить качество аргументов.

Написание эссе.

Описательное эссе, как мы уже говорили, противопоставлено аргументативному. Поэтому, мы считаем полезным, выработать отдельные пункты для данного вида эссе.

Данные пункты можно назвать отдельными приемами по подготовки к описательному эссе. Возьмем для примера задание из спецификации: Напишите отрывок описательного характера под названием «Рабочее место». В своём отрывке уделите внимание описанию цвета, звуков и материалов, чтобы помочь читателю лучше представить себе картину этого места.

Для начала определимся с понятием рабочее место и подберем к этому гиперониму ряд понятий. «Рабочее место»: рабочий стол, офис, станок на производстве, цех, студия художника, мастерская, мольберт, стол на кухне, кабина самолета, поле и мн. др.

После определения рабочего места (пространства для описания), наполняем его. Наполнение можно изобразить на листке бумаги, можно представить в мыслях. Оно должно быть объемным, трехмерным (цвет, фактура, запах).

После того, как составлены предметы для работы, их необходимо описать, указать их значимость.






















Заключение

Интегрированная образовательная программа направлена на формирование целостной личности учащегося, так как, кроме компонента знания, в ней усилен воспитательный компонент. Учащиеся на выходе должны представлять современные процессы и видеть свою роль в глобальных течениях. Это требует от учителя разносторонности и осведомленности о процессах, происходящих в мире, а также четкой гражданской позиции. Таким образом, подготовка учащихся к написанию эссе — это многоаспектный процесс, требующий готовности от учителя учиться самому.

Эссе как вид творческой работы в большей степени, чем обычное сочинение, раскрывает индивидуальные особенности обучающихся: показывает уровень их интеллектуального развития, способность самостоятельно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Поскольку этот вид письменной работы исключает копирование чужих мыслей, взглядов, то и от обучающихся требуется определенная смелость в суждениях, умение нестандартно мыслить.

Эссе всегда таит загадку, при своей кажущейся простоте и логичности в нем полно непредсказуемых выводов, неожиданных поворотов. Это непременно диалог, полемика, и прежде всего - с самим собой.

Подобные творческие работы учат анализировать явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников, способствуют формированию творческой личности. Очевидно, что письменные работы этого жанра не допускают шаблонного подхода к нему.

При обучении такому виду сочинения проявляется индивидуальное, личностное понимание ситуации, проблемы, поступков.

В работах появляются свои образы и находки, поражающие оригинальностью и необычностью. Обучающиеся стремятся к поиску выразительных средств, к яркой, образной речи.

Сочинения в жанре эссе дают мощный толчок работе воображения. Благодатные свойства жанра эссе помогают обучающимся не только выразить свои впечатления о поэте, писателе, но и показать свое внутреннее «я», свое место в жизни. Разумеется, единого образца эссе быть не может, жанр обновляется и развивается согласно веяниям времени. Поэтому в силу нетрадиционности отношение к сочинению-эссе может быть неоднозначным.

























Список использованной литературы


  1. Алдакаева Н.Г, Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку /Н.Г. Алдакаева //Русский язык в школе. - 2001. - №6. - с.10.

  2. Брызгалова С. М. Из опыта обучению написанию сочинений: Методическое пособие / С. М. Брызгалова, С. Р. Романова. - Якутск, 2008.-42с.

  3. Власенкова А.И. Развивающее обучение русскому языку /А.И. Власенкова. - М.: Педагогика, 1982. - 175с.

  4. Дресвянина С. Д. Опыты жанра: обучение эссе / С. Д. Дресвянина, Е. С. Токарева // Открытое и дистанционное образование. - 2016. - №1. - с. 41­48

  5. Дускаева Л.Р. Обучение нетрадиционным жанрам сочинений в средней школе /Л.Р. Дускаева. - Пермь, 1998. - 48с.

  6. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей /Л.В. Жарова. - М.: Просвещение, 1993. - 203 с.

  7. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 2004. - 128с.

  8. Карнаух Н. Л. Литература: Учимся писать эссе: Учеб. пос. (Рабочая тетрадь). / Н. Л. Карнаух. - М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2004. - 56с.

  9. Карнаух Н.А. Учимся писать эссе /Н.А. Карнаух //Русский язык в школе. -2001.-№2.- с. 27.

  10. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. / Н.Л. Карнаух, И.В. Щербина. - М.: Дрофа, 2003. - 320 с.

  11. Карнаух Н.Л. Эссе как жанр школьного сочинения. Методические рекомендации. Обучение написанию сочинений разных жанров /Н.Л. Карнаух. - М.: АПК и ПРО,2001. - 47с.

  1. Корепина Л.Ф. Работа над сочинениями разных жанров публицистического стиля /Л.Ф. Корепина // Начальная школа. - 1997. - №12.- с.30

  2. Котельникова С.А. Аннотация - отзыв - рецензия - эссе/С,А. Котельникова // Русский язык в школе. - 1998. - № 1. - с. 28

  3. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров /С.А. Котельникова //Русский язык в школе. - 1997. - №1. - С. 25.

  4. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

  5. Новиков В.И. Энциклопедический словарь юного литературоведа / В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. - 424 с.

17.Обернихина Г.А. Обучение написанию сочинений разных жанров: метод, рекомендации / Г.А. Обернихина, Н.Л. Карнаух, Е.В. Мацылка, О.Е. Поремузова. - М.: АПК и ПРО, 2001. - 63 с.

18.Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему /Г.А. Обернихина. - М.: Аркти, 1998. - 132с.

  1. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (VI-VII1 классы): пособие для учителей / под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1978. - 283 с.

  2. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: пособие для учителей /Т.О. Скиргайло. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. - 352 с.

  3. Сочинение: секреты успеха /Составители М.Н. Мещерякова. — М.; Мегатрон, 1998. - 112с.









ПРИЛОЖЕНИЕ


Урок-мастерская "Эссе (опыты)” для учащихся 10-11-х классов

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жанром эссе, выделить его жанровые особенности,

  • создать его определение

  • развивать умение работать в группе, общаться в процессе размышления на заданную тему, воспитывать чувство ответственности за коллективный труд

  • учить чувствовать связь времен, понимать актуальность тем в различные эпохи

Форма урока: мастерская

Оборудование урока: большое зеркало на стене, листы ватмана, портрет М. Монтеня

Ход урока

Индуктор. Рассуждение о зеркале. Для чего нужно зеркало? Когда мы им пользуемся? Какие ассоциации возникают при взгляде, на этот предмет?

Примеры ответов, ассоциаций: увидеть себя, глаза, отражение, фальшь. Объявляется тема мастерской “Опыты”. Дается справка о родоначальнике жанра эссе М. Монтене. Учащиеся подбирают синонимы к слову “опыты” - проба, попытка, эксперимент.

Создание творческого продукта в групповом взаимодействии (деконструкция и реконструкция). Учащимся предлагается разделиться на группы по 4-5 человек так, чтобы каждый в группе был отражением другого. Некоторые ребята находят не только внешнее сходство, но и внутреннее.

Творческим труппам дается задание прочитать текст эссе “О книгах”, выбрать самую главную мысль на каждой странице (их 3), обсудить с группой и выписать на большой лист ватмана. Результаты вывешиваются на доске и комментируются участниками. Понравившиеся цитаты записываются учащимися в тетрадях.

Примеры цитат: “Мое мнение о книгах не есть мера самих вещей, оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи”, ‘‘То, что я излагаю здесь, всего лишь мои фантазии, и сих помощью я стремлюсь дать представление о самом себе ”, “Я излагаю свои мысли по мере того, как они у меня появляются ”.

Социализация. Цитаты обобщаются и выделяются ключевые слова; я, свобода, мысли, познание, размышление. Делается вывод о сути эссе (свободное изложение своих мыслей с целью заставить читателя задуматься).

Промежуточная рефлексия. Вспомните и выразите одним словом свою реакцию на данный текст. Каждый ученик называет свое слово. Наиболее частым оказывается слово “удивило”.

Делается вывод о том, что в этом и заключается цель эссе - удивить читателя, заставить думать, разбудить в нем самостоятельную мысль. Какими способами автор добивается цели?

Новая информация и ее обработка. Учитель дает новую информацию о Монтене, происходит ее обработка.

Корректировка творческого продукта. Учащиеся делятся на новые группы. Каждый человек берет кусок разрезанной картинки и ищет товарищей с частями от этой картинки, то есть собирает пазл. Идет работа в новых группах с новыми текстами эссе. Названия текстов даны на обратной стороне пазлов- картинок. Задача - выделить отличительные особенности эссе от других жанров, найти изобразительно-выразительные средства.

Социализация. Каждая группа читает свои наблюдения. Материалы обобщаются и записываются в тетрадях.

Примеры записей:

  1. Нет вступления.

  2. Нет четкой колтозиции.

  3. Использование цитат других людей.

  4. Использование жизненного опыта в размышлениях.

  5. Мнение не навязывается читателю.

  6. Нет точных определений, выводов.

Последний этап. Составление коллективного определения эссе с использованием слов “объем”, “композиция”, “произведение”.

Результат: “Эссе - это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления, не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета”.

В завершении работы учитель предлагает записать цитату Монтеня:

“Этот огромный мир и есть то ЗЕРКАЛО, в которое нам нужно смотреться, чтобы ПОЗНАТЬ себя до конца”.

Домашнее задание - написать эссе. Темы выбираются из предложенных учащимися “О любви”, “О цели жизни”.

Общая рефлексия. Ответьте на вопросы:

  1. Какие моменты урока запомнились?

  2. Изменилось ли Ваше представление об эссе? Как?

Примеры ответов: запомнилась работа с цитатами, высказывания одноклассников, выявление особенностей эссе.

“Представление об эссе изменилось координально, оказывается, это не упрощенное сочинение, а полет мысли, не ограниченный композицией”,

Я стала лучше понимать, как писать эссе ”.

Считал, что между эссе и сочинением нет разницы, оказалось, что это не так ”.

“Имел очень близкое представление об эссе и ранее”.


4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!