МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Методика обучения работе с природными материалами
Занятия с природными материалами обладают широкими коррекционно-развивающими возможностями:
- развивают наблюдательность и воображение детей;
- учат ориентироваться в пространстве при выполнении плоских и объемных изделий;
- дают возможность воспитывать любовь к родной природе;
- развивают художественный вкус, прививают интерес к труду.
- обучающиеся упражняются в распознавании природных материалов, получают новые сведения о растениях;
- дети расширяют свои представления о животных, о сезонных изменениях в природе;
- создаются условия для закрепления пространственных представлений, навыков счета, мелкой моторики, мыслительных операций.
Методика обучения работе с природными материалами
Материалы растительного происхождения
Методика обучения работе с природными материалами
Материалы минерального происхождения
Методика обучения работе с природными материалами
Материалы животного происхождения
Методика обучения работе с природными материалами
В процессе работы с природным материалом обучающиеся получают такие технические сведения:
- свойства природных материалов (цвет, форма, величина), сочетание цветов пластилина и природного материала,
- инструменты для работы с природными материалами (ножницы, шило), правила безопасности работы с шилом, организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Методика обучения работе с природными материалами
Дети изготавливают аппликацию из засушенных листьев «Осенний букет», «Птичка», «Бабочка», делают из сухой травы ежика, павлина; изготавливают различные поделки из скорлупы грецкого ореха (аппликация «Воробьи», «Рыбки», объемные изделия - черепаха, кораблик, рыбка); выполняют поделки из желудей (человечек, птичка, зайчик, поросенок, собачка); делают из шишек утку, сову, журавля, лебедя.
Методика обучения работе с глиной и пластилином
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, по мере необходимости изменяет. Основным инструктором в лепке является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения лепить зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения, технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Задачи всестороннего развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями по средствам глины и пластилина:
- формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов объёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве;
- познакомить обучающихся с интеллектуальными нарушениями с назначением и применением пластилина;
- обучать элементарным приёмам работы с этим материалом, формировать двигательные трудовые навыки, координирующие работу кистей рук;
- развивать эстетические представления у обучающихся;
- обогащать их словарный запас специфическими терминами.
Методика обучения работе с глиной и пластилином
Пластилин (от греч. plastos — лепной) — это искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Производят его из белой глины (каолина), которую сначала очищают и измельчают. Для того, чтобы глина не застывала, используют различные связующие вещества – это может быть парафин, воск, вазелин и другие составы. Как материал для лепки пластилин известен очень давно, для выполнения работ им пользовались еще в Средние века.
Пластилин хорошо применять при работе над малыми формами, требующими очень тонкой проработки деталей, хотя этот материал позволяет выполнять работу любого размера. Он пластичен, но достаточно упруг, и непосредственно перед употреблением его следует равномерно разогреть и размять.
Пластилин удобен для лепки в домашних условиях, так как не требует специального оборудования для хранения и его можно многократно пускать в дело, не размачивая. Изделия из этого материала могут долго сохранять форму, если не ставить их вблизи источника тепла.
Методика обучения работе с глиной и пластилином
Классический пластилин
Восковой пластилин
Плавающий пластилин
Шариковый пластилин
Растительный пластилин
Масса для лепки
Методика обучения работе с глиной и пластилином
Разновидностью пластилина является такой интересный материал, как пластика (суралин) — безвредная для здоровья масса, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки.
Изделия из пластики не деформируются при транспортировке и не подвержены влиянию внешних факторов (тепло, холод, вода), что нельзя сказать о простом пластилине. Также изделия из пластики в отличие от изделий из пластилина могут отвердеть, что придаст им прочность.
Методика обучения работе с глиной и пластилином
Дети учатся лепить предметы шарообразной, кубической, цилиндрической, конической формы: это овощи и фрукты (яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, виноград; помидор, огурец, морковь, свекла, репка, перец, картофель), бусы, мяч, кукла-неваляшка, пирамидка, грибы, цыпленок, курочка, башня, ворота, молоток, чашки, чайник, многодетальные фигурки животных (веселая лошадка, котик-полосатый хвостик), макеты – герои сказки «Колобок», Снегурочка на лесной полянке.