СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения технике ведения мяча в баскетболе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предсталяет собой контрольную работу по предмету "Спортивные игры с методикой преподавания". Будет полезен студентам педагогических вузов.

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения технике ведения мяча в баскетболе»

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Рыбинский профессионально-педагогический колледж




Контрольная работа


ОП. 08.05 Спортивные игры с методикой преподавания


Специальность 49.02.01 Физическая культура


«Обучение и методика преподавания

техники ведения мяча в баскетболе»






Выполнил студент группы Ф-6

Сафаров Сергей Имранович

Преподаватель:

Шкунов Максим Андреевич





Рыбинск,

2021 г.

Оглавление


Введение………………………………………………………………….……..…3

1. Обучение отдельным элементам техники ведения мяча…………………….4

а) ведение в высокой, средней, низкой стойке………………………………….4

б) ведение с изменением направления движения……………………………….5

в) ведение с изменением скорости и направления……………………………...6

2. Последовательное овладение элементами техники ведения мяча………….7

3. Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники ведения мяча в баскетболе.………………………………………………………..8

4. Типичные ошибки при обучении технике ведения мяча и методы их исправления.………………………………………................................................11

5. Практическое задание. Комплекс последовательных упражнений при изучении техники ведения мяча в баскетболе ……………………..…...………14

Заключение…………………………………………………………………….…..16

Библиографический список………………………………………………...…….17

Приложение





Введение

Баскетбол относится к сложным спортивным играм, где важен уровень технического мастерства каждого игрока.

Ведение мяча (дриблинг) – это технический прием, способ перемещения баскетбольного мяча по площадке с одновременным совершением попеременных отскоков мяча от пола при помощи одной руки, пользуясь которым каждый игрок самостоятельно может двигаться с мячом по площадке на неограниченное расстояние.

Дриблинг в большинстве случаев используют для того, чтобы перевести мяч на сторону противника. Также он необходим тогда, когда передача мяча невозможна. Ведение мяча на месте в баскетболе необходимо в том случае, когда нужно немного потянуть время, пока игроки займут удачные позиции для атаки и откроются для паса.

 Ведение начинается, когда игрок, установив контроль над живым мячом на игровой площадке, бросает, отбивает, катит или ударяет мяч в пол и касается мяча снова прежде, чем тот коснется другого игрока.

Ведение заканчивается, когда игрок касается мяча обеими руками одновременно или допускает задержку мяча в одной или обеих руках.

Количество шагов, которые игрок может сделать в то время, когда мяч не находится в контакте с его рукой, не ограничено.

Теорией преподавания техники баскетбола занимались Железняк Ю.Д., Портнова Ю.М., Кожевников 3.Я..

В настоящее время методике обучения технике ведения мяча уделяют внимание Коновалов В.Л., Погодин В.А., Гомельский А.Я.

Цель контрольной работы: изучение методики обучения технике ведения мяча в баскетболе, составление комплекса последовательных упражнений при изучении техники ведения мяча.



1. Обучение отдельным элементам техники ведения мяча:

а) ведение в высокой, средней, низкой стойке;

Различают несколько разновидностей ведения мяча — с высоким, средним и низким отскоком снаряда от пола площадки. Вначале изучается ведение с обычным отскоком, а затем со сниженным. Скоростному или высокому ведению мяча обучают после обучения низкому.

При ведении мяча с обычным, средним по высоте отскоком баскетболист передвигается на слегка согнутых ногах, туловище несколько наклонено вперед, рука, ведущая мяч, согнута в локте (предплечье параллельно площадке), кисть со свободно расставленными пальцами встречает отскакивающий мяч и накладывается на мяч сверху «от себя». Толчки мяча выполняют равномерно, согласованно со скоростью продвижения и нескольку сбоку от игрока. Нужно стремиться к тому, чтобы рука сопровождала мяч возможно дольше, это способствует хорошему контролю мяча и лучшему управлению им.   Следует осваивать ведение правой и ле­вой рукой. При обучении ведению необходимо: научить правиль­ному расположению кисти на мяче; сопровождению мяча и своев­ременной встрече его; расположению мяча по отношению к туло­вищу во время ведения; согласованности движения руки, посы­лающей мяч, со свободным перемещением игрока.

Низкое ведение.

Низкое/контролируемое ведение мяча — это самый распространенный вид ведения мяча. Ведение мяча со сниженным отскоком игрок осуществляет в низкой стойке, так он раньше встречает мяч, отскакивающий от площадки. Это достигается за счет движения кисти почти выпрямленной рукой. При изучении ведения со сниженным отскоком следует особо об­ратить внимание на работу кисти.

Низкое силовое ведение является более совершенным вариантом низкого/контролируемого ведения. Применяется, когда игроки должны укрывать мяч, ведя его со стороны тела, дальней от защитника. При таком ведении, мяч отскакивает низко от пола, а угол сгибания ног в коленном суставе равен 90-120 градусов. При нем игрок должен использовать стойку с одной ногой впереди, с согнутыми в коленях ногами, и стопа со стороны мяча должна находиться сзади. Мяч ведут на высоте колена. Рука с противоположной стороны (шлагбаум рукой) используется для укрытия от защитника. Основное движение тела здесь — скользящие перемещения, похожие на защитные скользящие перемещения или на быстрые короткие шаги при беге. Из этого положения игрок может использовать более продвинутые способы перемещения с использованием ведения мяча, такие как перевод мяча движением руки поперек — назад на другую руку, ведение с поворотом или финт на ведение с поворотом, чтобы создать себе пространство и атаковать корзину. Зрительный контроль площадки должен поддерживаться, глядя вперед через ведущее плечо.

Высокое скоростное ведение мяча.   Для быстрого продвижения по площадке применяют ведение с высоким отскоком мяча. Игроки должны толкать мяч вперед перед собой и бежать после этого. В этом случае ведут мяч более высоко — до уровня поясницы, — чтобы достичь большей скорости. Чем быстрее движение, тем дальше вперед толкается мяч и тем выше следует вести мяч. При таком ведении мяч отскакивает высоко от пола, а угол сгибания ног в коленном суставе равен 135-160 градусов [4].

б) ведение с изменением направления движения;

Ведение с изменением направления. Его используют для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Из­меняют направление таким образом: кисть накладывают на раз­личные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча.

Широко используется также способ обводки соперника с пе­реводом мяча с одной руки на другую, скрытно, за спиной или под ногой.

в) ведение с изменением скорости и направления.

К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит, прежде всего, от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость продвижения. При отскоке, низ­ком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может во­обще выполняться на месте[1].

Движение с изменением темпа достигается изменением скорости от низкого/контролируемого ведения мяча к «остановке и новому старту ведения». Это движение должно применяться, когда нужно пройти мимо защитника, который ловится на финты с «замедлением темпа» или «остановки».



2. Последовательное овладение элементами техники ведения мяча

Последовательность обучения игровым приемам:

1. Ознакомление с приемом.

2. Изучение приема в упрощенных условиях.

3. Углубленное разучивание приема.

4. Целостное формирование двигательного навыка.

5. Ситуационное изучение приема.

6. Закрепление приема в игре.


Обучение ведению мяча можно разделить на следующие основные этапы:

1. Имитация ведения без мяча

2. Ведение (удары по мячу) на месте.

3. Ведение с шагом назад, с шагом вперед.

4. Ведение шагом, бегом по прямой.

5. Ведение по кругу.

6. Ведение с изменением высоты отскока мяча, направления и скорости.

7. Ведение мяча при сближении с соперником.


Совершенствование ведения мяча проводить нужно за счет:

1. увеличения пути ведения;

2. изменения направлений;

3. изменения высоты отскока;

4. изменения исходного положения;

5. выполнения дополнительных заданий до и после ведения;

6. выполнения других изученных элементов техники до и после ведения;

7. изменения построений и перестроений, увеличения количества мячей[9].




3. Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники ведения мяча в баскетболе

1 этап. Имитация ведения без мяча

Обучение ведению мяча следует начинать с имитационных упражнений на месте, когда внимание занимающихся сосредоточено на исходном положении и движении руки с мячом.

Имитация ведения на месте в высокой стойке с высоким отскоком.

Ведение мяча, подвешенного на резиновом амортизаторе, не отрывая руки от мяча при его движении вниз и вверх.

2 этап. Ведение на месте.

Мяч на полу, толчкообразным движением руки (кисти) поднять мяч.

Ведение правой, а затем левой рукой с длительным сопровождением, работает только кисть.

Ведение в высокой, низкой стойке (с высоким, низким отскоком).

Ведение мяча правой, затем левой рукой с поворотом вокруг опорной ноги. Рука накладывается сверху-справа, сверху-слева.

Ведение мяча, посылая его в пол поочередно вперед-назад. Кисть накладывается на мяч спереди-сверху (вперед) и сзади-сверху (назад) волнообразным движением в лучезапястном суставе.

Ведение мяча с переводом с руки на руку:

а) перед собой (попеременно); кисть накладывается сверху-справа, посылая мяч резко вниз-влево, и сверху-слева - посылая вправо (мяч должен отскакивать под возможно большим углом);

б) за спиной; обратить внимание на резкое движение руки, посылающей мяч, начиная с правой стороны, за спину и заканчивая движение соответственным поворотом кистью, принимается мяч за спиной левой рукой, ведение продолжают перед собой и т.д.

Ведение мяча с закрытыми глазами. Отработка чувства мяча.

Ведение двух мячей одновременное и поперечное (с высоким, низким отскоком, с закрытыми глазами).

Ведение мяча, другой рукой рисуя на полу, у доски.

Ведение мяча в специальных очках.

«Ванька-встанька» - ведение мяча на месте сидя на полу, затем лечь на спину и обратно в и.п.

3 этап. Ведение с шагом назад, с шагом вперед

Ведение мяча переводом с руки на руку вокруг выставленной вперед в выпаде правой (левой) ноги.

Ведение мяча переводом с руки на руку между ногами на каждый шаг.

То же, но ведение по восьмерке вокруг обеих ног.

4 этап. Ведение шагом, бегом по прямой

Ведение мяча в высокой, низкой стойке.

Ведение шагом на коленях.

Ведение с остановками по сигналу через 5-6м (при остановке ведение на месте)

То же, сесть, лечь, не прекращая ведения.

Ведение мяча с преодолением препятствий; по гимнастической скамейке, передвигаясь сбоку от нее или сидя на скамейке, а также переходя через предметы.

Ведение мяча с подлезанием под предметом (конь, козел) или перелезанием через него.

5 этап. Ведение по кругу

Ведение мяча по кругу одной рукой. Осуществляется внешней, дальней от круга рукой в сочетании с поворотом на осевой ноге.

Ведение по кругу с изменением высоты отскока мяча, правой, левой рукой, переменное ведение, с отвлечением внимания, ведение двух мячей.

5 этап. Ведение с изменением направления

Ведение по разметке баскетбольной площадке.

Ведение мяча зигзагами («змейкой»).

Игра «Иголка и нитка»: ведение мяча за направляющим.

Ведение мяча вокруг препятствий.

Ведение, остановка и поворот.

6 этап. Ведение с изменением высоты отскока мяча, направления и скорости

Ведение мяча вокруг разметочных кругов на площадке, партнеров и прочих препятствий.

Передача самому себе на ход, ловля мяча и ведение на скорость.

Ведение с изменением скорости движения игрока и длины его шагов.

Ведение на подскоках, с ускорениями и замедлениями, рывками, остановками. Переход от обычного ведения к снижению и обратно.

Ведение мяча на месте или с продвижением вперед в сочетании с бегом, с высоким продвижением бедра (захлестом голени назад), с остановкой

Челночное ведение с изменением направления при обводке препятствий (стоек, мячей, обручей).

Ведение мяча на месте с изменением высоты отскока; по сигналу - скоростное ведение по прямой 10-30м.

Ведение мяча по прямой из различных и.п. по сигналу до средней линий, обратно ведение в движении спиной вперед.

7 этап. Ведение мяча при сближении с соперником

Ведение противоходом. Игрок с ведением мяча движется в сторону партнера, обводит его и возвращается в и.п. Приближаясь к партнеру, после высокого ведения перейти на среднее или низкой; ведение осуществлять дальней от соперника рукой, прикрывая от него мяч туловищем и ближней рукой.

Ведение мяча в сочетании с приемом выбивания; один игрок ведет мяч, другой старается его выбить; оба с мячами, выбивают мяч друг у друга, при этом выполняют ведение [6].


4. Типичные ошибки при обучении технике ведения мяча и методы их исправления

При освоении игроком техники ведения мяча возможны следующие ошибки:

1. Неправильное расположение кисти.

Слишком «мягкая» кисть: игрок шлепает по мячу, а не толкает его;

либо слишком «твердая» кисть: игрок жестко стучит по мячу, как доска, при этом ладонь участвует в выталкивании мяча. Задержка мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу: нарушение правила «Ведение мяча».

Исправляется путем дополнительных показов, объяснений и ведения на месте. Правильное ведение баскетбольного мяча предполагает работу с ним фалангами пальцев, которые следует растопырить по всей поверхности снаряда, чтобы наиболее сбалансировано захватить площадь мяча.

Также рекомендуются специальные упражне­ния, способствующие развитию навыков правильной постановки кисти: ведение мяча на месте попеременно правой и левой руками та­ким образом, чтобы правая рука посылала мяч влево, а левая впра­во. Кисть при этом накладывается то справа-сверху, то слева-сверху.

2. Нерациональное исходное положение перед началом ведения и в движении: при ведении правой - левая нога сзади, при ведении левой - правая; мяч удерживается перед собой, не определена рабочая кисть; нерациональное положение звеньев тела в и.п. или после приставного шага: туловище сильно наклонено вперед или назад; полностью выпрямлены ноги.

3. Основные ошибки при выполнении передвижений: преждевременное отрывание опорной ноги в начале ведения, опережающее выпуск мяча; пробежка; передвижения осуществляются на всей стопе, а не на передней ее части (игроку приходится тратить дополнительное время для начала или возобновления перемещений); большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: игрок подпрыгивает, а не «скользит» по площадке.

Не допускать отрыва опорной ноги до выпуска мяча, избегать больших колебаний центра тяжести, не совершать пробежек.

4. Недостаточное продвижение вперед (результат либо неправильного расположения кисти на мяче, либо неправильного положения мяча по отношению к туловищу - впереди, а не сбоку).

Нерациональное наложение кисти на мяч при ведении в движении: кисть накладывается не сзади-сверху, а сверху; направлена не вперед, а в сторону: замедляется движение игрока вперед. Мяч посылается в пол перед ногами: игрок теряет его или вынужден останавливаться, чтобы не сыграть ногой.

Необходимо встречать мяч рукой после отскока на высоте уровня своего колена и рядом со своим телом. Не напрягаться во время ведения, сохранять равновесие.

Рекомендуется выполнение обводки препятствий, ведение мяча зигзагообразно с изменением направления.

5. Трудности с осуществлением контроля над мячом.

Причинами могут быть: игрок слишком высоко или слишком низко встречает мяч (выше пояса или у пола). Опущена голова, слишком сильно наклонено вперед туловище при низком ведении мяча: игрок не контролирует ситуацию на площадке.

Необходимо отрабатывать ведение мяча без зрительного контроля, постоянно поддерживать максимально возможный контакт руки с мячом. Выпускать и встречать мяч подушечками пальцев рук, посылая мяч под требуемыми углами максимально быстро и жестко. Все задания чередовать для правой и левой руки.

Держать голову прямо, подбородок и грудь приподнимать вверх. Смотреть на кольцо, партнеров, соперников.

К обучению дриблингу без зрительного контроля нужно приступать по мере освоения игроком основ техники ведения; посте­пенно усложнять задания, вводя в упражнения разнообразные зрительные сигналы, требующие быстрых ответных действий.

6. Чрезмерное применение ведения мяча.

Раскоординация движений рук и ног: на каждый шаг - удар мячом в площадку; растягивание беговых шагов - скованное, медленное передвижение с мячом.

Выполнение одноударного ведения на месте с последующей ловлей мяча сразу же после предшествующего овладения им: нерациональное использование приема, ведущее к ограничению последующих атакующих действий нападающего и его маневренности с мячом.

Воспитывать у занимающихся бережное отношение к возмож­ности использования ведения мяча, не допускать нерациональной утраты способности маневрирования с мячом: запрещать бездум­ный удар в пол на месте после овладения мячом или многоударное ведение на месте перед выполнением других игровых приемов.

Вести мяч на уровне пояса, бежать вслед за ним, выполняя минимум ударов по мячу. Постоянно искать возможности для ускорения игры и улучшения возможностей для броска в кольцо самому или для своих партнеров. Всегда вести мяч быстро, насколько позволяет обстановка.

7. Отсутствие укрывания мяча свободной рукой и туловищем при непосредственной близости защитника: существует угроза потери мяча в результате выбивание его соперником.

Рекомендуется включать в обучение дриблингу задания для свободной от ведения руки (собрать, переставить снаряды и т.п.).

Важно контролировать движение мяча в игровой обстановке, вести мяч дальней рукой от противника, удерживая свободную руку для защиты мяча.

Для обыгрывания в начале ведения мяча и в движении рацио­нально использовать смену ритма: обманный шаг или ложное дви­жение — медленно, начало или изменение направления прохода — быстро. При большой скорости применять высокое ведение, при обходе защитника переходить на низкое ведение [4].



5. Практическое задание. Комплекс последовательных упражнений при изучении техники ведения мяча в баскетболе.


1. Ведение мяча на месте «маятником», посылая его в пол поочередно вперед-назад (кисть накладывать на мяч спереди-сверху и сзади-сверху).

2. Ведение на месте с переводом мяча с руки на руку перед собой или за спиной, под ногой или с поворотом на месте.

3. Ведение-жонглирование мячом на месте с переводом его с руки на руку по кругу либо по восьмерке вокруг одной или двух ног в различных и. п.: стоя в широкой стойке, в выпаде, на одном колене и т. п.

4. То же, но направление движения мяча задается условным зрительным сигналом педагога или партнера (например, тренер поднял вверх руку — мяч следует переводить по часовой стрелке; если он держит руку на поясе — мяч переводить против часовой стрелки и т.п.).

5. Ведение без зрительного контроля над мячом на заданных отрезках дистанции.

6. Ведение мяча по прямой с изменением высоты отскока по зрительному сигналу педагога или партнера;

7. То же, но с переводом мяча с одной руки на другую перед собой по звуковым или зрительным сигналам;

8. Высокое ведение в заданном коридоре с изменением направления движения переводом мяча с руки на руку перед собой: «зигзаг» – 2-3 удара правой рукой, перевод мяча на левую руку; 2-3 удара левой рукой, перевод мяча на правую руку;

9. Низкое ведение в движении при пассивном сопротивлении отступающего приставными шагами в защитной стойке условного соперника;

10. Чередование высокого и низкого ведения в движении с изменением его направления по разметке площадки, с обводкой переносных стоек («змейкой»), гимнастических скамеек, набивных мячей, обручей и т.п.;

11. То же, но в сочетании с выполнением различных заданий, требующих переключения зрительного анализатора (например, обводка кругов разметки баскетбольной площадки с подсчетом разноцветных кеглей или геометрических фигур разной формы или цвета, находящихся внутри кругов и т.п.);

12. Чередование высокого и низкого ведения с изменением скорости передвижения по зрительным сигналам партнера или по ориентирам;

13. Выполнение высокого и низкого ведения по прямой и с изменением направления и скорости передвижения в эстафетах и подвижных играх типа: «Гонки с мячами», «Пятнашки с ведением», «Дриблеры в круге» и т.п.

14. То же, но с дополнительным заданием по ходу дриблинга: подсчитать количество геометрических фигур разной формы или цвета, разложенных на пути движения игрока (например, в цен­тральном круге), или выполнить свободной рукой какие-либо дей­ствия, не прекращая ведения мяча (переставить кегли и т.п.) [7].

 


Заключение 

Итак, ведение мяча – один из самых важных игровых на­выков в баскетболе, прием, дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении. От умения игрока владеть техникой ведения мяча зависит результат команды в целом. Так как игра баскетбол командная, каждый из игроков должен иметь навыки техники владения мяча, ведения в том числе.

Хороший дриблер может изме­нять направление движения, переводить мяч с одной руки на    другую,    укрывать его снаружи, может выполнять финты головой, глазами, рукой или плечом. В запасе у него изменение скорости, внезапное начало ведения и неожиданные остановки. Пос­ледним, и возможно самым важным для дриблера, являет­ся его умение вести мяч без зрительного контроля.

Таким образом, техника ведения баскетбольного мяча - это наиболее эффективное, апробированное практикой средство, которое дает возможность игроку в рамках правил ус­пешно действовать в сложных ситуациях борьбы. Для того чтобы добиться наилучших результатов в мгновенно складывающихся игровых положениях, баскетболист должен владеть всем богат­ством разнообразия технических приемов и способов ведения мяча, уметь выб­рать наиболее подходящий прием или сочетание приемов, быстро и точно их выполнить.

Изучив методику преподавания техники ведения мяча в баскетболе, мною был составлен комплекс упражнений для обучения технике ведения мяча.

В качестве приложения к контрольной работе была выполнена презентация

PowerPoint «Ведение мяча в баскетболе» (DVD-диск).




Библиографический список

1)     Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; Под ред. Ю.Д.Же­лезняка, Ю.М.Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. - 520 с.

2)     Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб.пособие для студентов вузов/ Под ред. Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Академия, 2001. -261 с.

3)     Найминова Э. Физкультура: Спортивные игры: Методика преподавания/ Э. Найминова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. -251 с.

4) Железняк Ю.Д., Портнова Ю.М. «Спортивные игры. Тактика, техника, методика обучения»: Учебник для вузов – 4-е издание; изд. центр Академия, 2007. – 520 с.

5) Коновалов В.Л., Погодин В.А. «Баскетбол. Учебное пособие»; Издательство: СПб. Лань  2021. - 84 с.

6.) Гомельский А.Я. «Баскетбол. Секреты мастера» : 1000 упражнений баскетбол.: [Все для тренеров, игроков, судей] / А. Я. Гомельский. - М. : Изд.-торговый дом "Гранд" : Агентство "ФАИР", 1997. – 223 с.

7.)  Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2006. 216 с.

8.)  Кожевников 3. Я. «Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста» - М., 2010. - 75с.

9.) https://iknigi.net/avtor-irina-orlan/105229-basketbol-osnovy-obucheniya-irina-orlan/read/page-1.html

10.) https://infourok.ru/kniga-teoriya-i-metodika-obucheniya-basketbolu-2497224.html

11.)https://vk.com/doc16525854_555266580?hash=ce8a18babe52a22c93&dl=d0e1819929904f953b


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!