Методика организации и проведения прогулок в ДОУ.
Значение прогулки в настоящее время очень актуально, в связи с тем, что ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач. В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, одним из которых и является прогулка.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Цель прогулки - развитие их физических и умственных способностей и укрепления здоровья.
Задачи прогулки:
• развитие физических и умственных способностей;
• оказывать закаливающее воздействие на организм;
• развитие наблюдательности, развитие внимания;
• познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;
• развитие самостоятельности.
При организации прогулок реализуются задачи всех образовательных областей. Педагогический процесс, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.
Самостоятельная игровая деятельность детей - от 7 до 15 минут и от 20 до 25 минут.
Прогулки бывают разных видов:
Прогулка–наблюдение;
Прогулка–задание (имеющая цель – поздравить товарищей или взрослых с праздником, пригласить гостей на мероприятие, известить население или товарищей о каком –то мероприятии);
Прогулка–задача (направленная на решение поставленной задачи - определить расстояние, с какой стороны дует ветер, цвет, величину предмета);
Прогулка–поход (для ориентирования на местности);
Прогулка–поиск (найти природный материал…);
Прогулка–фантазия (сделать зарисовку, придумать сказку, составить букет);
Прогулка–показ (познакомить с достопримечательностями, с различными предметами, объектами и их свойствами, редкими деревьями, кустарниками);
Прогулка–практикум (закрепление различных знаний -ПДД, безопасность…);
Комбинированная прогулка (1 раз в неделю), с играми, занятиями, трудом, экскурсией.
Вывод, в течении прогулки решаются многие задачи, а именно :
расширяется двигательный опыт детей;
совершенствуются навыки в основных движениях;
развиваются физические качества;
формируются самостоятельность и активность;
вырабатываются положительные взаимоотношения со сверстниками.
Индивидуальная работа на прогулке также тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.