«Методика оценивания и контроля результатов учебной деятельности обучающихся 5 классов по математике»
Красняк Светлана Ивановна, учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Хлебодаровская школа» Волновахского района
2022 – 2023 уч.год
Актуальность темы: Изменения, произошедшие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений современного образования. В соответствии с государственным образовательным стандартом основного общего образования математика является обязательным предметом на данном уровне образования. Освоение учебного предмета «Математика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Поэтому перед педагогами стоит задача изучить новые критерии оценивания результатов учебных достижений обучающихся, особенно при переходе от этапа начального образования в среднюю школу, а также при активном участии детей во внеурочной деятельности и при выполнении творческих заданий (олимпиады, викторины, конкурсы и др.)
Формы и методы контроля и оценки знаний на уроке математики
Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебными программами в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования учебного предмета “Математика” в 5 классе к уровню подготовки учащихся.
Поурочный контроль осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения опроса (индивидуального, группового, фронтального) с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, математических диктантов, собеседования, самостоятельных работ и других методов и средств контроля, которые определяются педагогом с учётом возрастных особенностей учащихся в целях получения объективной информации о качестве учебно-познавательной деятельности учащихся и их учебных достижениях.
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, передачи точного определения, понятия, термина. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и
контрольных работ.
Самостоятельная работа - небольшая по времени (15 - 20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она может не оцениваться отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работ, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, подготовке к контрольной работе, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.
Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально.
Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5 - 10 мин.). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы и т.д.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений учащихся по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся такие работы в течение всего года согласно календарному планированию учителя.
При оценке результатов учебной деятельности обучающихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не знает формул, не усвоил математические понятия, правила, утверждения, не умеет оперировать ими и применять к выполнению заданий и решению задач.
К категории несущественных относятся отдельные ошибки вычислительного характера, погрешности в формулировке вопросов, определений, математических утверждений, небрежное выполнение записей, рисунков, графиков, схем, диаграмм, таблиц, а также грамматические ошибки в написании математических терминов.[4]
Проведение олимпиадных работ, викторин, конкурсов по предмету является способом выявления творчески мыслящих обучающихся, с повышенным интересом к предмету. Критерии оценивания результатов таких работ устанавляваются учителем индивидуально, или по общепринятым рекомендациям организаторов (зависит от уровня: школьный, муниципальный, Республиканский, Всероссийский, Международный).
Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Примеры контрольных и проверочных работ для обучающихся 5 классов
Входная диагностическая работа по математике для 5 класса предназначена для контроля знаний учащихся из ранее пройденного курса.
Оценка остаточных знаний учащихся дает важную для учителя информацию об эффективности обучения и формировании универсальных учебных навыков и метапредметных умений. Среди них также имеются более сложные задания.
Однако эти задания не требуют знаний каких-либо дополнительных разделов, так как проверяют уровень владения программным материалом.
В рамках каждого варианта работы проверяется уровень подготовки школьников по всем элементам содержания, изученным в начальной школе.
Диагностическая контрольная работа по математике в 5–х классах
Контрольная работа содержит 2 варианта. Каждый из них состоит из трех частей, которые отличаются сложностью и формой тэстових заданий.
В І части контрольной работы предложено пять заданий с выбором одного правильного ответа, что соответствует начальному и среднему учебным уровням достижений учеников. Для каждого задания даны три варианта ответов, из которых только один правильный. Задание считается выполненным правильно, если ученик записал только букву, которой обозначен правильный вариант ответа. Правильный ответ каждого из пяти заданий оценивается одним баллом.
ІІ часть контрольной работы состоит из двух заданий,что соответствует достаточному уровню учебных достижений учеников. Решение должно иметь краткую запись без обоснования. Правильное решение каждого из задний этого блока оценивается двумя баллами.
ІІІ часть контрольной работы состоит из одного задания,что соответствует высокому уровню учебных достижений учеников, решение которого должно иметь развернутую запись с обоснованием. Правильное решение задания оценивается тремя баллами.
Сумма баллов насчитывается за правильно выполненные учеником задания соответственно максимально возможного колличества предложенных баллов для каждой части (5; 4; 3–всего 12баллов).
Контрольная работа расчитана на 45 минут. Работы выполняются в тетрадях или на отдельных листах. При выполнении работы необходимо указать номера заданий. Текст заданий переписывать не обязательно.
Отчет по математике
Учебное учреждение_________________________________________
Табл.1. Колличественный отчет
Кол-во учеников | Писало | Результаты |
І уровень | ІІ уровень | ІІІ уровень | ІV уровень |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
| | | | | | | | | |
Табл.2. Качественный отчет
Всего учен. | Писало | Правильный ответ заданий в % | Кол-во набранных баллов в % | Кол-во набранных баллов в % | Кол-во набранных баллов в % |
Кол-во учнем. | % | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 задание | 7 задание | 8 задание |
0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 3 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Аналитический отчет: материал, усвоенный учениками качественно; допущенные типичные ошибки, причины и пути их устранения.
Вариант 1
І часть (5 баллов)
Задания 1 – 5 имеют по три варианта ответов, из которых только один правильный. Выбирите правильный , на Ваш взгляд, ответ. Правильное решение каждого задания оценивается одним баллом.
1. Записать в секундах 2 мин 15 с.
А) 35 с; Б) 135 с; В) 175 с.
2. Какое число в натуральном ряде четырехзначных чисел есть наименьшим?
А) 1001; Б) 9009; В) 1000.
3. Какое число есть решением уравнения х 5 = 6005?
А) х = 30025; Б) х = 1201; В) х = 12001.
4. Одна книжка стоит 35 рубл. Сколько купили книг, если за них заплатили 280 рубл.
А) 8 штук; Б) 7 штук; В) 12 штук.
5
. На каком из рисунков фигура имеет все прямые углы?
А) Б) В)
ІІ часть (4 бала)
Решение заданий 6 – 7 может иметь краткую запись без обоснования. Правильное решение каждого задания оценивается двумя баллами.
6. Решить уравнение (х + 2508) – 6709 = 2407.
7. Сравнить
и 25 мин.
ІІІ часть (3 балла)
Решение 8 задания дожно иметь обоснование . Необходимо записать последовательные логические действия и объяснения. Правильное решение задания оценивается тремя баллами.
8. За три дня в магазине продали 1 т 380 кг овощей. За первый день продали
всех овощей, а за второй –
того, что было продано за первый день. Сколько килограммов овощей продал магазин за третий день?
Устная контрольная работа
На доске написан пример, в течение 6 –8 минут учащиеся обдумывают устные ответы на вопросы, затем учитель просит поднять руку тех, кто решил. Если с примером справилась большая часть класса, то ученики в тетрадях ставят номер примера и пишут ответ. В противном случае добавляется время для поиска ответа. Ответ записывают только по команде учителя.
Если цель этой работы не только проверить знания, но и ещё раз отработать какие-то вопросы теории, то разбор решения происходит сразу после того, как записан ответ. Тогда следующий пример составляется так, чтобы при его решении можно было использовать те приемы, с которым они встретились при разборе.
Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством учащихся.
Опрос по теме «Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа», 5 класс.
1.Какие дроби называются правильными?
2.Заполните пропуск
такие дроби называют …?
3.Может ли правильная дробь быть больше 1?
4.Как записать число 15 в виде дроби со знаменателем 8?
5.Запишите в виде неправильной дроби
6.Какое число называют смешанным?
7.Как складывают и вычитают смешанные числа?
8.Выделите целую часть а)
; б)
; в)
Математический диктант
Может заменить опрос по теме, заданной для повторения. Его продолжительность обычно 10-20 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.
Приведу методику проведения диктанта:
- Учитель полностью зачитывает текст, а учащиеся слушают, не делая
записей.
- Учитель читает текст по фразам, делая паузы от одной до четырех минут, чтобы дать учащимся возможность выполнить задание.
- Когда все задания выполнены, учитель снова читает весь текст с
небольшими остановками (это дает учащимся возможность что – то исправить и сделать дополнения).
Правильные ответы записываются на доске. Ученики могут проверить диктант самостоятельно у соседа по парте. В 5-6 классах, как правило, все работы проверяются учителем.
Диктант по теме: «Сравнение натуральных чисел», 5 класс.
1.Запишите неравенство:
пять меньше восьми [шесть больше трех]
2. Запишите неравенство:
10 больше 7 [9 меньше 12]
3. Сравните числа:
3783 и 3701 [5368 и 5688]
4. С помощью знака «меньше» («больше») запишите что, 15 больше 8 [7 меньше 42]
5. Запишите все натуральные числа, которые: больше 12, но меньше 16 [больше 17, но меньше 21]
6. какая из точек А(12), В(6), С(32), D(4) расположена правее остальных [левее остальных]
Дифференцированная проверочная работа (ТЕСТЫ)
Эту работу целесообразно проводить во время закрепления и обобщения пройденного.
На доске записываются разноцветным мелом три варианта заданий различной степени сложности. Отметка “3” соответствует тексту, записанному зеленым цветом, отметка “4” - синему, отметка “5” - красному. На стене рядом помещается колонка с фамилиями учащихся, а справа три колонки вариантов. В каждой колонке количество столбцов должно соответствовать количеству заданий. Ученики выполняют задания по выбору каждое на отдельном листочке. Как только пример решен, ученик подходит к учителю, который мгновенно определяет, правильное решение или нет. Если ответ правильный, учитель забирает листочек, а ученик закрашивает на стенде ту клеточку, которая соответствует его варианту и номеру задания. Если ответ неверен, ученик отправляется искать ошибку или выполнять задание более легкого варианта.
К концу урока учитель, ориентируясь на закрашенные клеточки стенда, имеет представление о подготовке всего класса и каждого ученика в отдельности.
Тест по теме: «Отрезок. Прямая. Луч», 5 класс.
Часть 1
1. Сколько всего отрезков изображено на рисунке?
АБС
1) 6 2) 5 3) 3 4) 4
2. Выразите в метрах и сантиметрах 5382 см.
5 м 382 см 3) 53 м 82 см
538 м 2 см 4) 53 м 820 см
3. Запишите величины в порядке убывания: 502 см; 9 м; 45 дм.
502 см; 9 м; 45 дм 3) 9 м; 45 дм; 502 см
9 м; 502 см; 45 дм 4) 45 дм; 502 см; 9 м
4. Во сколько раз 24 метра больше, чем 8 мм?
3000 3) 3
300 4) сравнить нельзя
Часть 2
Найдите значение выражения: 5 м 2 см 7 мм + 12мЗдм8 мм. Результат выразите в миллиметрах.
Длина стороны АВ треугольника АВС равна 32 см, причем она меньше стороны ВС на 2 дм и больше стороны АС на 5 см. Найдите периметр треугольника ЛВС.
Через одну точку провели 32 различные прямые. На сколько частей эти прямые делят плоскость?
Самостоятельная работа
«Самостоятельная работа - индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, парной, индивидуальной.» [10]
Является одной из наиболее используемой формой контроля и проверки знаний на уроках математики, так как важно, чтобы учащиеся не только знали теоретический материал, но и умели применять его к решению задач и упражнений, обладали бы рядом навыков. В процессе работы над заданиями учащийся должен самостоятельно планировать свою деятельность с учетом временных затрат, оценить результаты своей работы. Обычно самостоятельные работы проводятся после коллективного решения задач новой темы и предшествуют контрольной работе по новой теме. Самостоятельная работа может быть кратковременной и долговременной.
Олимпиады по математике
Олимпиады по учебным предметам разработаны в соответствие с ФГОС и направлены на развитие интеллектуальных способностей участников. Участие в Олимпиадах не только расширяет кругозор и улучшает абстрактное и логическое мышление, но и совершенствует творческие способности, повышает интерес к обучению. При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
Олимпиадные задания по математике 5 класс 2022 г
Ф. И., класс _____________________________________________
Задача 1. В комбинации цифр 2015201520152015 вычеркните 7 цифр так, чтобы получилось наибольшее из возможных чисел. (1 балл)
Ответ: _____________________________________________________
Задача 2. Сумма двух чисел 715. Одно число заканчивается нулём. Если это нуль зачеркнуть, то получится второе число. Найди эти числа. (2 балла)
Ответ: _____________________________________________________
Задача 3. В избушке Бабы Яги на двери кладовой висит замок. Замок кодовый. Нужно набрать на замке девять разных цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) так, чтобы были верны получившиеся равенства. Известно только, где стоят цифры 1 и 3. Как расставить остальные? (2 балла)
Задача 4. Котят было на 6 больше, чем цыплят, а ног все котята имели на 44 больше, чем все цыплята. Сколько было котят? (3 балла)
Ответ: ____________________________________________
Задача 5. Маша съела половину всех конфет и ещё одну, а Даша - половину остатка, и ещё осталось 5 конфет. Сколько конфет съела Маша? (3 балла)
Ответ: _____________________________________________________
Задача 6. 3 цыплёнка и 2 гусёнка стоят 99 рублей, а 5 цыплят и 4 гусёнка стоят 183 рубля. Сколько стоит 1 цыплёнок и 1 гусёнок в отдельности? (4 балла)
Ответ: _____________________________________________________
Задача 7. Лена, Рита и Оксана договорились купить к празднику 12 пирожных. Рита купила 5 штук по одной и той же цене, Оксана – 7 штук по той же цене, а Лена вместо своей доли пирожных внесла 24 рубля. Как Рите и Оксане разделить между собой эти деньги, если Лена, Рита и Оксана съели пирожных поровну? (4 балла)
Ответ: ______________________________________________________________________
Задача 8. Периметр треугольника равен 18 см. Первая сторона на 4 см короче второй, а вторая на 1 см короче третьей. Найди длину каждой стороны треугольника, если длины выражаются целым числом сантиметров. (3 балла)
Ответ: ______________________________________________________________________
Задача 9. В хозяйстве Попа было 13 работников. Каждый работник съедал в день каравай хлеба. Поп принял на работу Балду.
Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба стал Поп экономить ежедневно? (4 балла)
Ответ: _____________________________________________________
Задача 10. Плитка шоколада состоит из 12 квадратиков тёмного и 12 белого шоколада (как на рисунке). Карлсон хочет вырезать из неё квадратик 2×2 так, чтобы белого и тёмного шоколада там было поровну. Сколькими способами он может это сделать? (3б)
Ответ: _____________________________________________________
Задача 11. Ефим по осени считает урожай. При этом он замечает, что:
3 мешка моркови и 2 куля гороха весят столько же, сколько 9 мешков картошки;
3 мешка моркови и 6 кулей гороха весят столько же, сколько 15 мешков картошки.
Один мешок картошки весит 10 килограмм. Сколько килограмм вместе весят 2 мешка картошки и 2 куля гороха? (3балла)
Ответ: __________________________________________________
Ответы
Задача 1. (1 балл)
Задача 2. (2балла)
Задача 3. (2 балла)
Задача 4. (3 балла)
Решение:
Пусть было x - цыплят, тогда x+6- котят.
4(x+6)−2x=44 4x+24−2x=44 2x=20 x=10
x+6=16
Ответ: 16.
Задача 5. (3 балла)
Решение:
Даша съела 5 конфет.
Остаток: 5+5=10 конфет.
Половина всех конфет: 10+1=11.
Маша съела: 11+1=12 конфет.
Ответ: 12.
Задача 6. (4 балла)
Если 3 цыплёнка и 2 гусёнка стоят 99 рублей, то 6 цыплят и 4 гусёнка стоят 198 рублей. По условию 5 цыплят, то значит, 6 – 5 = 1 цыплёнок, и он стоит: 198 – 183 = 15 (руб.)
Отсюда стоимость 1 гусёнка =(99 – 15 х 3) : 2 = 27 руб.
Задача 7. (4 балла)
Всего 4 балла: решение, пояснения и ответ.
3 балла – приведено решение, нет пояснений, указан верный ответ. 2 балла - указан только ответ.
0- баллов задача решена неверно.
Решение:
1 способ
1) 12 : 3 = 4 (п.) – съела каждая девочка.
2) 24 : 4 = 6 (руб.) – цена одного пирожного.
3) 5 – 4 = 1 (п.) – больше принесла Рита.
4) 6 х 1 = 6 (руб.) – должна забрать Рита.
5) 7 – 4 = 3 (п.) – больше принесла Оксана.
6) 3 х 6 = 18 (руб.) – должна забрать Оксана.
Ответ: 6 рублей – должна забрать Рита, 18 рублей должна забрать Оксана.
Ответ: 6 рублей – должна забрать Рита, 18 рублей должна забрать Оксана.
Задача 8. (3 балла)
Задача 9. (4 балла)
Решение: Всего 4 балла: решение, пояснение и ответ.
2 балла – записан ответ. 0 баллов задача не решена.
13 работников – 13 караваев.
Балда – 4 каравая.
Балда (т.к. работает за семерых) + 6 работников = 4 каравая + 6 караваев = 10 караваев.
13-10 = 3 каравая.
Ответ: 3 каравая хлеба стал Поп экономить ежедневно.
Задача 10. (3 балла)
Задача 11. (3 балла)
1 мешок картошки весит 10 кг; 4 куля гороха – 6 мешков картошки(60 кг). 60 : 4 = 15 кг – 1 куль гороха. Значит 2 мешка картошки (20 кг) + 2 куля (30 кг) = 50 кг
Групповой контроль представляет собой формирование и поддержание полезных для достижения целей организации типов поведения членов коллектива.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
Задание «Загадки-обманки»
Тема. Признаки делимости
Цель: формирование умения анализировать содержание высказываний и критически относиться к услышанному, не попадаться на альтернативную формулировку вопроса «или-или», в котором ни один из ответов не является правильным, развитие умения обосновывать свое мнение.
Форма выполнения задания: парная – фронтальная.
Описание задания: учитель предлагает вразброс загадки и вопросы о числах с вариантами ответов, среди которых нет правильного, по теме «Признаки делимости». Учащиеся должны угадать и объяснить сначала друг другу, потом классу. Лучше, если договорятся, какой ответ озвучить, но каждый может высказать свое мнение. Ответы учеников записываются на доску. После того, как прозвучат все разные мнения, дети проверяют свои предположения по правилам в учебнике.
Примеры вопросов:
число 28 нечетное или делится на 7?
Сумма 5 и 17 – четное число?
Произведение 234567 26 делится на 13, т.к. 26 делится на 13?
У какого числа больше делителей: 11 или 5? 72 – четное число, т.к. оканчивается на нечетную цифру 2?
Для числа 12 существует 4 делителя или 4 кратных?
Число 450 делится на 9, т.к. 45 делится на 9?
Число 378 не делится на 3, т.к. 7 не кратно 3 или 8 не кратно 3?
Материал:
карточки с числами, учебники.
Критерии оценки:
- умение проявлять уважение к мнению товарища;
- умение помочь друг другу найти в учебнике обоснование неверности ответа;
- умение договориться;
- умение построить высказывание-доказательство методом подведения под правило.
Задание «Составь вопрос»
Тема. Как записывают и читают числа?
Цель: формирование умения выделять существенные признаки понятий по тексту, определять или описывать их.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: обучающиеся получают список понятий, о которых необходимо придумать вопросы, в ходе чтения текста учебника. Список понятий по теме «Как записывают и читают числа?»: позиционная система, десятичная система, арабские цифры, цифры римской нумерации, классы в десятичной системе. После того, как вопросы будут подготовлены, выбранные участники группы задают их другим группам, выбирая человека, который будет отвечать. Список понятий для групп может быть, как одинаковым, так и разным.
Материал: карточки с понятиями.
Критерии оценки различны в зависимости от коммуникативной задачи:
- точность, лаконичность ответа;
- количество фактов, найденных в тексте, о понятии;
- грамотность формулировки вопроса.
Математическая викторина для учащихся 5 класса
Пояснительная записка
При изучении курса математики на базовом уровне обучения продолжается и получает развитие содержательная линия «математика». Курс математики 5 классов – важное звено математического образования и развития школьников на второй ступени обучения.
Процесс обучения в школе предполагает, в частности, решение таких важных задач как обучение детей способам усвоения системы знаний, с одной стороны, а с другой – активизацию их интеллектуальной деятельности. Это обуславливает выделение проблемы управления интеллектуальной деятельностью школьников в число наиболее важных задач педагогики. Создание условий для максимальной реализации познавательных возможностей ребенка способствует тому, что обучение ведет за собой развитие.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цели:
повышение познавательного интереса учащихся к предмету математика;
способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям;
способствовать развитию кругозора.
организовать деятельность учащихся по закреплению знаний решения занимательных задач. Обеспечить применение учащимися полученных ранее знаний и способов действий.
Задачи:
· закреплять умения решать занимательные задачи нетрадиционными способами формировать вычислительные навыки;
· развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память, развивать умение работать самостоятельно, применяя самоконтроль и взаимоконтроль;
· воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.[17]
Викторину открываю,
Всем успехов пожелаю,
Думать, мыслить, не зевать
Быстро всё в уме считать!
Учитель заранее готовит вопросы. В руках, у обучающихся , разноцветные карточки, которыми они пользуются при ответах
Петух на одной ноге весит 4 кг. А на двух? (4 кг)
Соперник нолика. (крестик)
Сколько горошин может войти в пустой стакан? (нисколько, горошины не ходят)
Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 ч)
Рыбалов за 2 мин поймал 4 рыбки. Сколько рыбок он поймает за 4 минуты? (столько, сколько попадётся на крючок)
На ёлке горели 5 свечей, 2 из них задули. Сколько осталось? (2, остальные сгорели)
Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1)
В корзине 3 яблока. Как их поделить между тремя товарищами, так чтобы одно яблоко осталось в корзине? (дать одному яблоко с корзиной)
Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины. (0)
Чему равен вес соли, которую надо съесть, чтобы хорошо узнать человека? (Пуд)
Третья степень числа. (Куб)
Французский миллиард. (Биллион)
Приплюснутый круг (овал).
Английская мера длины, давшая имя героине известной сказки. (Дюйм)
Единица измерения углов. (Градус)
Дуэт в кубе. (Восемь)
Этим математическим способом размножаются простейшие организмы. (Деление)
Нахождение неизвестного. (Решение)
Единица со свитой из шести нулей. (Миллион)
Эту неотъемлемую часть геометрической фигуры можно превратить в полезное ископаемое при помощи мягкого знака. (Угол)
Что такое жидкий килограмм? (Литр)
Вопрос для решения. (Задача)
Какую скорость развивает во время полёта птица Эму? (Страусы не летают)
Сколько граней у шестигранного карандаша? (8)
Какую часть от часа составляет 5 минут? (5/60 или 1/12)
В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10)
Вчера мой знакомый попал под дождь. Ни шляпы , ни зонта он с собой не взял. Укрыться от дождя было негде. Когда он добрался домой , вода с него лилась ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Почему? (он лысый)
«Задачи на вычисление»
(На обсуждение вопроса отводится 30 с; 1 балл за каждый правильный ответ)
Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков пришлось ему сделать? (12)
Я задумала пятизначное число, отняла от него единицу и получила четырехзначное. Какое число я задумала? (10000)
Пять ворохов сена и семь ворохов сена свезли вместе. Сколько получилось ворохов сена? (один)
Сколько концов у трёх палок. А сколько у трёх с половиной палок? (6,8)
На одной руке 5 пальцев, на двух 10, а на 10 сколько? (50)
Три плюс три умножить на три. Сколько будет? (3+3*3=12, а не 18)
Над рекой летали птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (5)
У треугольника 3 угла. Если один срезать сколько останется? (4)
Спутник земли делает один оборот за 1 ч 40 мин, а второй оборот за 100 мин. Как это получается? (1ч 40 мин = 100 мин)
5 рыбаков за 5 часов распотрошили 5 судаков. За сколько часов 100 рыбаков распотрошат 100 судаков? (5 часов)
«Логические задачи»
(На обсуждение вопроса отводится 1мин; 1 балл за каждый правильный ответ)
В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье? (6)
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 48 часов будет солнечная погода? (нет, будет полночь)
У отца Мэри пять дочерей. Первую зовут Чача, вторую – Чече, третью – Чичи, четвёртую – Чочо. Как зовут пятую дочь? (Мэри)
Ручка дешевле тетради, а альбом дороже тетради. Какой предмет всех дешевле? (ручка)
В коробке лежат карандаши: 4 красных и 3 синих. В темноте берут карандаши. Сколько нужно взять карандашей, чтобы среди них было не менее 1 синего? (5)