C еминар
«Методика подготовки дошкольника к письму»
МБОУ «СОШ № 7»
2017
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Подготовка руки к письму.
- Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
- Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
- У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.
- Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками.
Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.
Массаж кистей рук и пальцев.
Графические упражнения. Штриховка.
Средства развития мелкой моторики
Вырезание ножницами.
Пальчиковая гимнастика
Рисование и раскрашивание.
Игры с пластилином.
Игры с конструкторами и мозаикой.
Игры с веревочкой, шнуровки.
Пальч иковая гимнастика.
- "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
- Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
- "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Динамические упражнения для пальцев (потешки)
"Апельсин"
«Мы делили апельсин, Апельсин всего один. Эта долька для кота, Эта долька для ежа, Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, Ну, а волку кожура!»
(Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.)
«В гости»
В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы обеих рук) Приходили прямо к дому: (Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются) Указательный и средний, (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно). Безымянный и последний Сам мизинчик-малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы) Постучался на порог. (кулаки стучат друг о друга) Вместе пальчики - друзья, (ритмичное сжимание пальцев в кулаки) Друг без друга им нельзя.
"Засолка капусты"
Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх) Мы морковку трем, (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя) Мы капусту солим, (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки) Мы капусту жмем. (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я –
Вот моя семья.
( Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца, а при словах «вот и вся моя семья» второй рукой охватить все пальцы.)
Слон
«В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает» Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой — указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
Кошка
«А у кошки ушки на макушке, Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке» Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
Игры с бусинками,пуговицами, мелкими камешками.
- Нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки, картонные кружочки, листья деревьев, ягоды рябины.
- Картины из пуговиц.
- Выкладывание букв, силуэтов.
- Сортировка по заданному признаку.
- Цепочки из цветных скрепок.
Игры с крупами
- Прячем ручки
- Пересыпаем крупу
- Дождь, град
- Покормим птичек
- Разложи по тарелочкам
- Найди игрушку
- Игра «Золушка»
- «Отгадай, какая крупа в мешочке»
- Нарисуй домик, солнце и тд.
Фигурки из палочек
«Часы»
- Часы я на руку надел,
- На время изредка смотрел.
«Очки»
- Очки помогают нам книги читать,
- Писать, рисовать, готовить, вязать...
«Пароход»
- Пароход большой плывет,
- Капитан его ведет.
«Телевизор»
- Без телевизора скучно, друзья,
- Но долго смотреть телевизор нельзя.
Счётные палочки
Жираф
Жирафы в Африке живут,
Жирафы в Африке жуют.
А у меня жираф из палочек -
Из палочек, из выручалочек
- Жирафы в Африке живут, Жирафы в Африке жуют. А у меня жираф из палочек - Из палочек, из выручалочек
Дом
Дом я строю во Вселенной.
Есть в нем крыша и антенна.
Есть в нем дверь и есть окошко -
Пусть живет в нем наша кошка.
- Дом я строю во Вселенной. Есть в нем крыша и антенна. Есть в нем дверь и есть окошко - Пусть живет в нем наша кошка.
Ниткопись
- Выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета.
Игры с пластилином.
- Картины из пластилина
- Объемные изделия
- Дощечки покрытые пластилином для выкладывания на которых используются различные материалы: горох, фасоль, семена тыквы, арбуза, вишневые и сливовые косточки, различной величины пуговиц, палочки.
Вырезание ножницами
- Силуэтное вырезание.
- Симметричное вырезание.
- Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов.
- Вырезание снежинок.
Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
Рисование, раскрашивание.
- Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д.
- Рисование по опорным точкам;
- Дорисовывание второй половины рисунка;
- Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Раскрашивание картинок в книжках – раскрасках.
Дорисуй вторую половину Рисунок с зайцем
Графические упражнения. Штриховка.
- Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
- Правила штриховки:
- Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см. Выполняются на нелинованной бумаге.
- Штриховать только в заданном направлении.
- Не выходить за контуры фигуры.
- Соблюдать параллельность линий.
- Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
- Выполняются на нелинованной бумаге.
Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие
- «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
- «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
Кинезиологические физминутки.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя . Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)
- Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
- Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
- Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
- Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Полезные книги…
Литература:
- Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка
- Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.
- Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги
- Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста.
- Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать