Преподавание изобразительного искусства в условиях ФГОС детям с ОВЗ
Автор: учитель ИЗО,
ОКОУ «Тёткинская школа-интернат»
Негода Е.В.
П. Тёткино 2019 г.
Согласно Закону № 181-ФЗ
государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения. Поддержка направлена на:
- Общее и профессиональное образование, а также профессиональное обучения детей ОВЗ
- на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
- развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
- интеграцию в общество.
Законодательная база
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
- Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)
- Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от 04.09.2012)
- Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5
- Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации"
- Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Особенности детей с ОВЗ
Для учащихся коррекционных классов с ОВЗ характерны свойства психики, затрудняющие процесс обучения. Среди них: высокая отвлекаемость, нарушенная концентрация внимания, плохая память и др.
Однако дети с ОВЗ часто обнаруживают тонкое восприятие мира, нестандартное мышление и креативность.
Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А.Сухомлинский
Элементы занятия по ФГОС
- Технологическая карта
- Самонаблюдение («смайлики» - настроение)
- Определение темы (наблюдение)
- Целеполагание (самостоятельное определение цели и задач)
- Составление плана действий (алгоритма)
- Смена видов деятельности (загадки, кроссворды, викторины и др.)
- Рефлексия (подведение итогов)
Задачи творческого развития
- Формирование эмоционально-чувственных связей с явлениями природы.
- Умение выражения своих чувств и впечатлений, идеалы красоты и гармонии.
- Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, зрительной и образной памяти.
- Формирование способности воспринимать эмоциональное состояние человека и передавать его в рисунке;
Принципы обучения
- Единства диагностики и коррекции;
- Коррекционно-развивающие направленности образовательного процесса;
- Индивидуализация обучения;
- Комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств в личности, сохранение и укрепление здоровья.
Для поддержания интереса ребенка к творчеству используются:
- Нетрадиционные способы рисования
- Необычные темы
- Разнообразные форматы
- Предпочтение отдается выставкам, а не конкурсам (отсутствие соревнования и оценок, возможность продемонстрировать свою работу и увидеть работы других)
- Расслабляющая фоновая музыка
- Коллективная и индивидуальная работа (сборка панно из отдельных элементов)
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру». М. Шклярова
Нетрадиционные способы рисования
1. «РИСОВАНИЕ ЛИНИЕЙ» Материал: карандаш, фломастер, бумага
2. «ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА» Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.
3. «МОНОТИПИЯ» Материал: краска, кисточка, бумага
4. «РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ»Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.
5. «ПАЛЬЧИКИ — ПАЛИТРА». ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ Материал: краска, тарелочки, бумага
6. «КЛЯКСОГРАФИЯ.» РИСОВАНИЕ СОЛОМКОЙ. Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
7. «МЯТАЯ БУМАГА» Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
8. «ГРАТТАЖ» Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка. , и т.д.
9. «ТУШЬ, ВОДА » . Материал: плотная бумага, гуашь, тушь, емкость с водой.
10. «РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ — ТРЕНИЯ».Материал: Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных карандашей.
11. РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ПРИМАКИВАНИЯ
Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага
12. РИСОВАНИЕ ПЯТНОМ
Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или другие графические материалы
13. РИСОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п. Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка. И т.п.
Рисунок настроения
Рисунок музыки
Рисование линией
Рисунок линией (краски)
Рисование линией (краски)
Рисование линией (фломастер)
Рисование линией (компьютерная графика)
Волшебная ниточка
Монотипия
Монотипия
Монотипия
Монотипия
Рисование мыльной пеной
Печать от руки
Осьминожки из ладошки
Осьминожки из ладошки
Кляксография
Мятая бумага
Граттаж (белый парафин)
Граттаж (восковые мелки)
Тушь, вода
Рисование трением
Примакование
Рисование пятном
Рисование природными материалами
Мелом на асфальте
Нетрадиционные способы рисования могут применяться:
- Коррекционное занятие
- Внеурочная деятельность
- Элемент урока
Ссылки
- https://infourok.ru/osobennosti-adaptirovannoy-programmi-po-izo-dlya-rebenka-s-ovz-486426.html (рисунок настроения)
- http://www.odevaika.ru/upload/medialibrary/e5b/e5bc89fdce01facbb32f3db72ea485a8.jpg (пузыри)
- http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_59424706d2773b221d021eaacbd78db8.jpg.jpg (ниткография)
- http://cs32.babysfera.ru/7/0/a/8/704384.268716988.jpeg (линия на компьютере)
- https://i.mycdn.me/image?id=839242625615&t=0&plc=WEB&tkn=*AmVHljw8Xp_BAIwA5zCvk12vCo0 (рисование ладошкой)
- http://www.akademia-uspeha45.ru/img/upload/1/1321.jpg (линия)
- http://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/b82/b82d878398b386bb2679ed06ec86c12d.jpg (рисунок музыки)
- http://2.bp.blogspot.com/-fuJKxTKA73U/T8uGGX9utJI/AAAAAAAAAZE/7_3f4PXoL1E/s1600/IMG_1492.JPG (рисунок музыки1)
- http://www.youloveit.ru/uploads/posts/2015-07/1437468171_youloveit_ru_risovanie_kraskami_i_kistochkami11.jpg (линия1)
- https://interesnyimir.com/uploads/14/2013/01/31/f54ad7.jpg (линия2)
- http://ic.pics.livejournal.com/master_2010/25386937/47186/47186_original.jpg (линия3)
- http://www.youloveit.ru/uploads/posts/2015-07/1437468130_youloveit_ru_risovanie_kraskami_i_kistochkami06.jpg (линия4)
- http://torange.biz/photo/32/32596/32596-FX-6-0-12-6-0-0.jpg (мелом на асфальте)
- http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-326335-1431206802.jpg (осьминожки из ладошки)
- http://mal-eg.ru/wp-content/uploads/2016/02/IMG_3803.jpg (осминожки из ладошки1)
- http://pochemu4ka.ru/_ld/32/37702396.jpg (кляксография)
- http://3.bp.blogspot.com/-DWvz4j4WhKk/TsIzou0pwOI/AAAAAAAAAPc/m8DOhrkSnm0/s1600/IMG_3419.JPG (кляксография1) http://cs411225.vk.me/v411225107/1d13/sY6g-xOFh2w.jpg (кляксография2)
Спасибо за внимание